Инновации в антикризисном управлении: понятие, значение

Понятие “антикризисные инновации”

Д ля антикризисного управления наибольшее значение имеют инновации процессные, изменяющие все процессы функционирования организации, инновации продуктовые, определяющие материальный результат управления, и инновации реорганизационные, связанные с перераспределением ресурсов (их иногда называют аллокационными инновациями).

Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.

Процессные инновации антикризисного управления включают следующие нововведения.

Нововведения в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр).

Нововведения в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические инновации).

Нововведения в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.).

Технологические нововведения в процессах производства продукта, услуги и др.

Организационные нововведения в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и т.д.

Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, экономию времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли.

Особенностями процессных инноваций являются краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.

Продуктовые инновации заключаются в выборе и освоении новых видов продуктов и услуг, для чего необходимо разработать новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения и права на их реализацию. Это можно сделать путем покупки изобретения или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, найти новые технические решения.

При разработке продуктовых инноваций в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.

Диапазон выбора новых товаров и услуг определяется следующими видами продуктовых инноваций:

товары и услуги, не новые для предприятия, но новые для рынка, на котором работает предприятие;

товары и услуги, не новые для предприятия, но производимые для нового рынка, на котором может работать предприятие;

товары и услуги, новые для предприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка;

товары и услуги, новые как для предприятия, так и для рынка, требующие освоения не только производства, но и создания рынка.

Возможна классификация продуктовых инноваций не только по критериям новизны для предприятия и рынка, но и по другим критериям.

По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие инновации:

продуктовые инновации с длительным жизненным циклом;

продуктовые инновации с коротким жизненным Циклом;

инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научного задела;

капиталоемкие продуктовые инновации;

не капиталоемкие продуктовые инновации;

инновации с коротким сроком окупаемости;

инновации с длительным сроком окупаемости.

Эти виды инноваций, как правило, существуют в определенном сочетании своих типологических свойств. Такое сочетание играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.

Продуктовые инновации играют решающую роль в реализации антикризисного управления.

Аллокационные инновации состоят, как правило, в реконструкции основных факторов функционирования предприятия.

Они включают:

реорганизацию предприятия в различных факторах его функционирования: управление, организация производства, работа с персоналом и пр.

перераспределение или реструктуризацию материальных и нематериальных ресурсов;

перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различных уровней, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.

Аллокационные инновации непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех инновационных проектов продуктового типа, всех инноваций увеличения продаж и снижения себестоимости.

В то же время аллокационные инновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят подчас весьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.

Если оценить различные виды инноваций по их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций, то можно их ранжировать следующим образом. Наиболее доступными и оперативными являются процессные новшества. Продуктовые инновации выступают среднесрочными и среднекапиталоемкими. Самыми долгосрочными и дорогостоящими являются аллокационные инновации. По вероятности рисков в осуществлении инноваций их расположение остается таким же.

Во всей совокупности инноваций всегда существуют ведущие и системообразующие. Аллокационные инновации в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.

.Роль инноваций в процессе управления кризисами

Процессные преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения:
1. в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.);
2. в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования);
3. в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.);
4. технологические -в процессах производства продукта, услуги и др.;
5. организационные - в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.;
Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенность процессных преобразований — краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.
Продуктовые инновации- это выбор и освоение новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо разработать новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения и права на их реализацию - путем покупки изобретения, или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами.
При разработке продуктовых инноваций в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких инноваций, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.
Классификация продуктовых инноваций возможна как по критериям новизны для предприятия и рынка, так и по другим критериям.
По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие продуктовые инновации:
1. с длительным жизненным циклом;
2. с коротким жизненным циклом;
3. инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научно-технического задела;
4. капиталоемкие;
5. некапиталоемкие;
6. с коротким сроком окупаемости;
7. с длительным сроком окупаемости.
Данные виды инноваций, как правило, сочетаются, что играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.
Продуктовые инновации имеют решающее значение в реализации антикризисного управления.
Ресурсные инновации- это реконструкции основных факторов функционирования предприятия:
1. реорганизация предприятия в различных факторах его функционирования- управление, организация производства, работа с персоналом и др.;
2. перераспределение или реструктуризация материальных и нематериальных ресурсов;
3. перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.
«Ресурсные инновации непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости»[6].

49) Разработка инвестиционной политики в антикризисном управлении.

Инвестиционная политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью обеспечения высоких темпов его развития и расширения экономического потенциала хозяйственной деятельности.

В общем виде инвестиционная политика реализуется в разработке плана и программы его осуществления на данном этапе развития предприятия. Инвестиционная политика предприятия формируется с учетом существующих источников и форм инвестирования, их доступности и потенциальной эффективности использования [8].

Инвестиционная политика предусматривает достижение следующих целей:

- максимизации прибыли от инвестиционной деятельности;

минимизации инвестиционных рисков.

Для этого необходимо организовать:

исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка;

технические и маркетинговые исследования;

- поиск новых, более прибыльных инвестиционных возможностей;

оценку привлекательности инвестиционных проектов и финансовых инструментов с отбором наиболее эффективных из них;

разработку капитального бюджета;

формирование оптимальной структуры инвестирования.

Инвестиционная политика в кризисных условиях играет важную роль. Кризисные предприятия в отличие от других хозяйственных субъектов особенно нуждаются в инвестициях. Новые инвестиции могут сократить время преодоления кризиса. При этом, чем раньше организация начнет инвестиционные проекты, например, на стадии латентного кризиса, тем процесс оздоровления будет происходить быстрее и можно будет провести крупные инвестиционные проекты по завоеванию рынков, выпуску новой продукции и т.д. Например, инвестиции, прежде всего, необходимы на реструктуризацию бизнеса предприятия; в техническое перевооружение или реконструкцию действующих производств; урегулирование ранее накопленных долгов. Таким образом, инвестиционная политика предполагает выбор и реализацию наиболее рациональных направлений расширения и обновления активов для финансового оздоровления бизнеса. На основе инвестиционной политики организация определяет формы инвестирования, обеспечивающие достижение целей организации. Необходимость инвестиционной политики на предприятии связана с обеспечением устойчивого функционирования предприятий, финансовой стабильности, рентабельности и максимизации стоимости бизнеса [12].

Для формирования эффективной инвестиционной политики в условиях кризиса необходимо руководствоваться рядом принципов:

учет различной стоимости денег во времени;

рассмотрение процесса инвестирования как совокупности денежных потоков;

учет темпов инфляции при расчете ставки доходности, т.е. рентабельность инвестиций должна быть выше уровня инфляции;

учет внутренних и внешних ограничений финансирования проекта, т.е. рентабельность активов должна быть выше стоимости привлеченного капитала и не ниже предельной ставки доходности проекта;

разработка многовариационных прогнозов с учетом уровня рисков и доходности.

Используя данные принципы в процессе формирования инвестиционной политики кризисным предприятием необходимо: определить приоритеты и разработать цели инвестирования; выбрать объекты инвестирования; выявить реальные источники инвестиций; подобрать инвестиционные проекты и решения, дающие наиболее быструю отдачу на вложенный капитал.

Важное значение в условиях кризиса имеет выбор приоритетов инвестиционной политики. Цели инвестирования в условиях антикризисного управления подразделяются на ряд групп.

Выбор объектов инвестирования - это одна из наиболее сложных стадий формирования инвестиционной политики. Отличительной особенностью инвестирования в условиях кризиса является то, что объект инвестирования, как правило, рассматривается в свободном состоянии от большей части долгов, накопленных предприятием - это и составляет его инвестиционную привлекательность. Зачастую в современных научных изданиях в качестве основных объектов инвестирования неплатежеспособного предприятия выделяют: бизнес предприятий - должников; акции предприятий, создаваемых в процессе реструктуризации имущества и бизнеса должника; имущественный комплекс должника; отдельные имущественные объекты.

 



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: