I. Понятие криминалистической версии. Виды версий, их построение и проверка

Криминалистика.

Лекция 5. Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (РАЗДЕЛ КРИМИНАЛИСТИКИ)

Криминалистические учения о ситуациях, версиях и планировании расследования преступлений.

Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных подразделений

При расследовании преступлений

 

1.      Общие положения организации раскрытия и расследования преступлений.

Криминалистические версии и планирование расследования.

3. Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб ОВД.

Вопрос 1. Общие положения организации раскрытия и расследования преступлений.

Организация раскрытия и расследования преступле­ний - это самостоятельный раздел науки криминалистики, состоящий из научных положений и рекомендаций по на­правлениям деятельности следователя, имеющим преиму­щественно организационный характер, т.е. обеспечивающим максимальную эффективность работы по раскрытию, рас­следованию и предотвращению преступлений в целом, не­зависимо от их вида и группы.

До недавнего времени вопросы, рассматриваемые в этом разделе, относили к другим разделам криминалистики. Од­нако ни один из них не связан органически с каким-либо конкретным разделом науки, хотя система любой отрасли знаний должна быть, прежде всего, стройной, логически оправданной; содержание каждого раздела науки должны составлять структурные единицы, относящиеся только к этому разделу и ни к какому другому. Прежняя «четырех­частная» система криминалистики в последние годы пере­стала отвечать этому обязательному требованию. В крими­налистике появились новые направления и научные теории; некоторые из них (особенно лежащие на стыке разных раз­делов) перестали «вписываться» в традиционную систе­му. В результате система криминалистики как науки стала утрачивать стройность и упорядоченность.

Рассмотрим, например, раздел криминалистической тех­ники. В него наряду с научными положениями и рекоменда­циями по применению технических средств, приемов и мето­дов работы с доказательствами обычно включают подраздел «Криминалистическая регистрация». В этом подразделе речь идет о средствах, приемах и методах обработки и накопления информации в регистрационных массивах правоохранитель­ных органов и ее использовании в борьбе с преступностью. По существу, никакого отношения к криминалистической технике криминалистическая регистрация не имеет. Конеч­но, при формировании отдельных учетов (дактилоскопиче­ской картотеки и некоторых других) используются научные достижения криминалистической техники; однако в целом подразделы, входящие к криминалистическую технику (тра­сология, оружиеведение, документология, габитоскопия и др.), и криминалистическая регистрация относятся к раз­личным отраслям криминалистических знаний, поэтому объединение их в одном разделе неоправданно ни в научном, ни в практическом отношениях.

Отсутствие внутреннего единства в последние годы наи­более характерно для раздела криминалистической тактики. В этот раздел наряду с общими положениями и тактикой от­дельных следственных действий включают и иные подразде­лы, например, криминалистические версии и планирование расследования; взаимодействие следователя с оператив­ными работниками, специалистами и другими субъектами расследования; использование помощи населения и средств массовой информации в расследовании; профилактическая работа следователя; изучение личности подозреваемого и обвиняемого; теория следственных ситуаций и некоторые другие. С тактикой проведения отдельных следственных действий эти вопросы не имеют практически ничего общего. Их объединяет одно — все они связаны с расследованием по делу в части, касающейся организации расследования.

Некоторые ученые, выступающие за сохранение тради­ционной структуры науки и учебного курса криминалисти­ки, указывают, что организация расследования в кримина­листическом аспекте на уровне отдельных следственных действий относится к криминалистической тактике, а на уровне организации расследования преступлений в целом — к криминалистической методике. По мнению этих авторов, «невозможно выделить из криминалистики вопросы орга­низации расследования, так как это означало бы в сущно­сти изъять из криминалистики всю тактику и всю методику, поскольку они и есть организация расследования».

Согласиться с такой точкой зрения нельзя. Организация в широком смысле - это подготовка к какому-либо дей­ствию или процессу и обеспечение необходимых условий для успешного проведения этого действия (процесса). Поэтому можно, конечно, говорить об организационно-технических, организационно-тактических и организационно-методических вопросах криминалистики. Когда следователь или специалист прежде, чем сделать гипсовый слепок следа обу­ви, готовит раствор гипса, выстругивает палочки для армату­ры, подыскивает веревку для прикрепления бирки и т.д. - это организация предстоящей работы со следом; когда следова­тель готовится к предстоящему сложному допросу и создает необходимые условия для его проведения — это организация следственного, т.е. тактико-криминалистического действия; когда следователь или дознаватель анализирует материалы о разбойном нападении либо о краже, дает указание об охра­не места происшествия, о вызове специалиста-криминалиста и т.д. Это организация расследования преступления кон­кретного вида. Разумеется, подобные организационные дей­ствия нельзя отделить от соответствующих разделов кри­миналистики, поскольку они органично входят в каждый раздел, составляют его неотъемлемую часть.

Речь, однако, идет не об этом. В криминалистике есть ком­плексы вопросов (частнокриминалистические теории), отно­сящиеся к расследованию преступлений в целом и не связан­ные напрямую ни с техникой, ни с тактикой, ни с методикой. Рассмотрим, например, планирование расследования. Ясно, что планирование отдельных следственных действий долж­но относиться к криминалистической тактике, а особенности планирования расследования отдельных видов преступле­ний - к криминалистической методике. Но ведь этими во­просами далеко не исчерпывается криминалистическое уче­ние о планировании расследования - они составляют лишь его часть, причем далеко не главную. Основная часть этого учения (понятие и значение планирования; его принципы; элементы планирования; техника планирования; общие во­просы планирования отдельных следственных действий и т.д.) совершенно не связана ни с тактикой, ни с методикой.

Несомненно, криминалистическое учение о планировании расследования как частнонаучная теория относится к разде­лу организации раскрытия и расследования преступлений. То же самое можно сказать и о взаимодействии следователя с работниками оперативно-розыскных аппаратов, и о других криминалистических теориях, входящих в этот раздел.

Как уже отмечалось в криминалистической литературе, раздел «Организация расследования преступлений» имеет свой предмет, являющийся частью предмета криминали­стики и отличающийся от предмета других ее разделов; с помощью положений и рекомендаций этого раздела ре­шаются задачи, которые отличаются от технико-криминалистических, тактико-криминалистических и методико-­криминалистических задач.

Организация расследования преступлений как раздел криминалистики тесно связана с другими ее разделами. Для успешной подготовки и проведения соответствующих организационных мероприятий следователь должен хоро­шо знать и умело использовать технические возможности современной криминалистики. В частности, без знания кри­миналистической техники невозможно организовать эффек­тивное взаимодействие со специалистом-криминалистом, пользоваться системой криминалистических учетов, вести целенаправленный розыск преступников. Не зная крими­налистической тактики и методики, нельзя планировать производство отдельных следственных действий, а также расследование отдельных видов и групп преступлений. И наоборот, знание общих основ взаимодействия между субъектами раскрытия и расследования преступлений, кри­миналистической регистрации, теоретических положений розыскной работы позволяет с максимальным эффектом решать технико-криминалистические, тактико-кримина­листические и методико-криминалистические задачи.

Раздел криминалистики, посвященный организации раскрытия и расследования преступлений, наиболее тесно связан с уголовным процессом, уголовным правом, логикой следствия (в части, касающейся выдвижения и проверки версий), теорией оперативно-розыскной деятельности, су­дебной психологией (проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности и некоторые другие), криминологией (профилактика преступлений по материа­лам расследования), научной организацией труда и т.д.

Источники организации расследования преступлений в основном те же, что и у криминалистической тактики и методики: нормы уголовно-процессуального и уголов­ного законодательства; положения других разделов науки криминалистики; опыт раскрытия, расследования и предот­вращения преступлений; положения других наук, использу­емых в правоохранительной деятельности. Среди последней группы источников необходимо особо отметить положения научной организации труда следователя.

В структуре организации расследования преступлений, как и в других разделах криминалистики, можно выделить:

1) подраздел, посвященный общим положениям, речь о ко­торых шла выше, и 2) подразделы (применительно к учеб­ному курсу - темы), составляющие основное содержание этого раздела.

Организация расследования преступлений как само­стоятельная часть криминалистики в настоящее время находится в стадии становления и окончательно еще не сформировалась. Однако уже сейчас в ее состав с полным основанием можно включить следующие подразделы или частные криминалистические теории:

-   криминалистические версии и планирование рассле­дования;

-  криминалистическая регистрация;

- взаимодействие следователя с работниками уголовно­го розыска, специалистами-криминалистами и сотрудника­ми других служб органов внутренних дел;

- розыскная работа следователя;

- использование помощи населения и средств массовой информации при раскрытии, расследовании и предотвра­щении преступлений;

- изучение личности подозреваемого и обвиняемого; профилактическая работа следователя;

- основы применения ЭВМ в раскрытии и расследова­нии преступлений.

Особо отметим еще один подраздел, который до послед­него времени считался вообще не относящимся к кримина­листике - доследственную проверку материалов, содержа­щих признаки преступления.

В криминалистической литературе высказывалось мне­ние, согласно которому при возбуждении уголовного дела вся сложность может заключаться лишь в оценке собран­ной информации. Однако далеко не всегда в распоряжении следователя имеются материалы о событиях, в которых присутствуют признаки преступления, позволяющие сразу однозначно решить вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Не случайно ст. 144 УПК РФ устанавливает возможность принятия решения по та­кого рода материалам в срок не более трех суток со дня поступления сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Руководитель следственного органа, на­чальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя может продлить этот срок до 10 суток; при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству до­знавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. Но, как правило, предварительная проверка должна проводиться гораздо быстрее - за несколько часов с момента выявления признаков преступления, поскольку даже незначительное промедление с возбуждением дела может привести к тому, что раскрыть преступление и установить виновного окажет­ся невозможно.

Ясно, что необходима научная разработка комплек­са специальных криминалистических приемов и методов, обеспечивающих проведение предварительной проверки быстро и на должном уровне. Поэтому одним из перспек­тивных направлений развития науки криминалистики яв­ляется исследование проблем, связанных с деятельностью следователей и работников дознания по проверке материа­лов о событиях, имеющих признаки преступлений, т.е. до­следственной проверки.

Приемы и методы доследственной проверки нельзя от­носить ни к криминалистической технике, ни к тактике, ни к методике; их место может быть только в разделе, посвящен­ном организации раскрытия и расследования преступлений.

Приведенный выше перечень подразделов, входящих в раздел, посвященный организации раскрытия и рассле­дования преступлений, не является исчерпывающим: он будет пополняться по мере разработки в криминалистике других вопросов, относящихся к организации следственной работы.

 

Вопрос 2. Криминалистические версии и планирование расследования.

I. Понятие криминалистической версии. Виды версий, их построение и проверка.

Криминалистическая версия - это основанное на фак­тических данных предположение о сущности или отдель­ных обстоятельствах события, имеющего признаки пре­ступления, принятое к проверке следователем либо иным уполномоченным на то лицом при решении вопроса о воз­буждении уголовного дела, расследовании или судебном разбирательстве по делу. С позиций логики версия - это разновидность гипотезы, представляющей собой форму мышления, с помощью которой осуществляется переход от вероятного знания к достоверному.

Версии различаются по объему (общие и частные), по субъекту выдвижения (следственные, оперативно­-розыскные, экспертные, судебные), по степени конкретно­сти (типичные и конкретные).

Общая версия - это предположительное объяснение события, имеющего признаки преступления, в целом (что произошло - убийство, самоубийство, несчастный случай). Частные - предположительное объяснение отдельных сто­рон, элементов этого события (мотива, способа совершения, времени, места, личности преступника и т.д.).

Следственные версии выдвигает и проверяет следова­тель в целях уяснения сущности события и всех его обсто­ятельств, т.е. они могут быть как общими, так и частными. Оперативно-розыскные версии выдвигает оперативный ра­ботник, проводящий по поручению следователя проверку тех или иных обстоятельств по уголовному делу, находяще­муся в производстве следователя. Это - частные версии.

Экспертная версия - это предположение эксперта, при­нятое им к проверке при производстве экспертного исследо­вания. Она может быть только частной. Наконец, судебная версия - предположение суда, принятое им к проверке при рассмотрении дела. Суд получает дело, в котором сформу­лирована только одна версия - та, которая осталась в итоге расследования, после того, как все остальные версии, про­верявшиеся по делу, отпали. Это так называемая «версия обвинения», сформулированная в обвинительном заклю­чении. Суд тщательно проверяет эту версию, выдвинув контрверсию (общую), а по каждой из частных версий - соответствующие частные контрверсии («имела место не кража, а другое преступление»; «преступление совершил не обвиняемый Н., а другое лицо»).

В отличие от конкретных версий, которые выдвигаются на основе изучения материалов расследуемого дела, могут быть еще и так называемые типичные (или типовые) вер­сии. Это - наиболее общее, типичное объяснение события, когда конкретной информации о нем еще слишком мало, эта информация противоречива, не вполне достоверна. Типичные версии выдвигаются не только на основе име­ющейся информации, но и на основе опыта следователя, криминалистических рекомендаций, обобщенной след­ственной практики, простого житейского опыта и т.д. Эти версии имеют большое практическое значение, так как, во- первых, помогают организовать работу по делу в самый на­чальный, наиболее ответственный момент расследования и, во-вторых, дают возможность целенаправленнее проверять отдельные обстоятельства преступления.

Криминалистические версии выдвигаются не только по возбужденному уголовному делу, но и до его возбуждения, в процессе проверки следователем или работником дозна­ния поступивших к ним сведений о совершенном преступле­нии. Версии, возникающие в ходе проведения следователем или оперативным работником мероприятий, направленных на проверку сведений о совершенном преступлении и реше­ние вопроса о возбуждении уголовного дела, представляют собой особую разновидность криминалистических версий. Их можно назвать предварительными (или проверочными). При решении вопроса о возбуждении уголовного дела ре­зультаты проверки предварительных версий имеют реша­ющее значение, а после возбуждения дела нередко ложатся в основу следственных и иных версий.


Как уже отмечалось, основой для построения версий являются фактические данные, касающиеся исследуемого события. Эти данные могут быть получены из любых ис­точников - как процессуальных, так и непроцессуальных.

При построении версий широко используются приемы логического мышления - такие, как анализ и синтез, ин­дукция и дедукция, аналогия. Напомним, что анализ - это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, факта, явления; синтез - исследование выделен­ных посредством анализа признаков в их единстве и взаим­ной связи. Индукция - это предположительный вывод от частного к общему, а дедукция - вывод от общего к частно­му. При использовании приема индукции для построения версий первоначально устанавливаются и исследуются при­знаки единичных фактов, изучается их происхождение. За­тем факты обобщают. Предположительный вывод делается от частного к общему, от единичных суждений относитель­но установленных фактов — к объяснению их происхожде­ния. Наконец, аналогия - прием логического мышления, заключающийся в сопоставлении фактов на основе их от­дельных признаков. В результате такого сопоставления де­лается вывод - если признаки сходны, то и факты сходны или объясняются одной причиной. Например, зная способ совершения кражи и что именно таким способом совершает кражи неоднократно судимый Н., следователь или опера­тивный работник выдвигают версию: «Возможно, данную кражу совершил Н».

Проверка версии состоит в обнаружении фактических данных, подтверждающих либо опровергающих версию. Не­обходимые данные получаются процессуальным путем, т.е. в результате проведения следственных действий. Версии про­веряются также и путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, но такая проверка носит лишь предваритель­ный, ориентировочный характер и ее результаты требуют за­крепления собранными по делу доказательствами.

В процессе расследования строятся и проверяются все возможные версии. При этом нельзя оставлять без про­верки ни одной версии, даже маловероятной. Проверяются версии по возможности одновременно, параллельно, хотя на практике такая возможность существует далеко не всег­да и проверку некоторых версий приходится на какое-то время откладывать. В таких случаях вначале, естественно, проверяется наиболее вероятная версия.


Обеспечить целенаправленную проверку всех версий, полноту, объективность и всесторонность расследования невозможно, если следователь не будет планировать свою работу.



II. Понятие, значение и принципы планирования

Раскрытие и расследование преступлений представляет собой сложную и многогранную деятельность, для осущест­вления которой от следователя требуется организаторское мастерство. Работа по каждому, даже сравнительно неслож­ному уголовному делу требует проведения целого ряда следственных действий, розыскных и иных мероприятий; все они должны быть тщательно подготовлены и прове­дены в определенной последовательности, с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законом сроков. Всесторонность и полнота расследования во многом зависят от умелой координации работы следователя с оперативно­-розыскными аппаратами, с другими службами органов внутренних дел. Кроме того, в производстве следователя, как правило, находятся не одно, а несколько дел. Поэтому планирование - это необходимое условие правильной ор­ганизации труда следователя.

Планирование расследования определяется как мысли­тельный процесс, заключающийся в определении содержа­ния и порядка работы по установлению всех обстоятельств совершенного преступления и изобличению виновных в строгом соответствии с требованиями закона и с наимень­шей затратой времени и сил.

Цели планирования заключаются в том, чтобы обеспечить:

—  полноту, всесторонность и объективность расследова­ния;

—  целеустремленность расследования, направленность его на достижение конкретной задачи;

—  достижение этой задачи с наименьшими затратами времени, сил и средств;

—  взаимодействие следователя со специалистами, со­трудниками оперативно-розыскных подразделений, а также с другими правоохранительными органами. При этом необ­ходимо иметь в виду, что расследование преступлений все более становится коллективной деятельностью (разумеет­ся, при полном сохранении руководящей роли следователя и его ответственности за результаты расследования).


Чтобы планирование расследования достигало этих це­лей, оно должно основываться на определенных принципах. Следует выделить три главных принципа планирования.

1.  Принцип конкретности означает, что в плане должны быть перечислены все вопросы, подлежащие выяснению для проверки той или иной версии, все следственные действия, розыскные и иные мероприятия, подлежащие проведению, точно обозначены сроки их проведения и исполнители. Бес­смысленно, например, указывать в плане: «провести допро­сы свидетелей», «провести обыски у подозреваемых» и т.д., ибо такой план практически ничего не дает. В нем должно быть указано, кого конкретно из свидетелей предполагается допросить, у кого из подозреваемых должны быть проведе­ны обыски, когда и кто будет осуществлять эти следствен­ные действия.

2.  Принцип индивидуальности означает недопустимость шаблона, обязательность составления плана именно для кон­кретного дела с учетом всех его особенностей. Невозможно разработать единый образец плана, который был бы приго­ден для расследования по всем уголовным делам в качестве типового. В то же время полностью оправдывает себя ис­пользование типовых планов (программ) расследования по делам определенных категорий при наличии аналогичных следственных ситуаций. Как известно, в криминалистиче­ской методике разработаны типовые программы действий для наиболее характерных ситуаций, складывающихся при расследовании различных видов преступлений. Разумеется, любой план, построенный на основе типовой программы, все равно наполняется конкретным содержанием исходя из особенностей расследуемого дела.

3.  Принцип динамичности означает, что составленный план не является окончательным, он постоянно дополня­ется и изменяется, причем возможность и необходимость его изменения и дополнения подразумевается заранее. Так, в результате проверки одной из версий может отпасть дру­гая версия либо, напротив, возникнет новая версия, которая ранее не выдвигалась; обнаружение при обыске по месту жительства подозреваемого орудия преступления может сделать ненужным планировавшийся ранее обыск у друго­го подозреваемого и т.д. Необходимость постоянной кор­ректировки составляет одно из принципиальных отличий планов расследования от большинства других планов.

В криминалистической литературе упоминаются и некото­рые другие принципы планирования (соблюдения законности, реальности, научности и т.п.), но в них нет отчетливо выражен­ной специфики, отличающей планирование расследования по уголовным делам от планирования в какой-либо иной сфере деятельности. Совершенно очевидно, что любой план должен строиться с учетом действующего законодательства, на реаль­ной основе, т.е. быть осуществимым, что в нем должны учиты­ваться достижения науки и другие факторы, делающие плани­рование расследования максимально эффективным.

Как уже отмечалось, планирование - сложный и непре­рывный мыслительный процесс, который заканчивается только с окончанием расследования. Не следует смешивать планирование и план. План — это конечный результат, итог, материальная форма, в которую облекается работа следова­теля по планированию расследования.

В начале расследования, когда в распоряжении следова­теля имеются лишь отрывочные и непроверенные сведения о событии преступления и в то же время необходимо безот­лагательно провести следственные действия, направленные на закрепление следов преступления, розыск и изобличение преступника, план может не фиксироваться в письменной форме. Однако в самом непродолжительном времени объ­ем собранных материалов увеличивается, и от следователя требуется серьезная аналитическая работа по их осмысле­нию и определению дальнейших действий. На этом этапе необходима разработка подробного письменного плана.

Помимо плана расследования по делу составляются пла­ны проведения наиболее сложных и ответственных след­ственных действий.


Элементы планирования. Особенности планирования при возбуждении уголовного дела по официальным материалам и по оперативно-розыскным данным

В деятельности следователя по планированию расследо­вания принято выделять ряд элементов, к числу которых относятся:

—  изучение имеющихся фактических данных;

—  выдвижение версий;

—  определение круга следственных действий и органи­зационных мероприятий, подлежащих проведению, сроков и последовательности их проведения, а также исполнителей;

—  корректировка плана в ходе расследования.

Изучение имеющихся фактических данных начинается следователем с момента получения сообщения о событии, имеющем признаки преступления, и продолжается по мере поступления новой информации в течение всего периода расследования. В начале расследования информация о со­бытии, которой располагает следователь, иногда бывает не­полной, неточной и противоречивой; далеко не всегда оче­виден и сам факт преступления. Необходимо, однако, иметь в виду, что закон (ст. 140 УПК РФ) рассматривает в каче­стве основания для возбуждения уголовного дела наличие достаточных данных, указывающих на признаки, а не на факт преступления; при установлении таких данных дело должно быть возбуждено. После этого следователь присту­пает к сбору доказательств. Каждое новое доказательство исследуется и оценивается как само по себе, так и в сово­купности с другими собранными по делу материалами.

Помимо доказательств изучаются и оцениваются и дру­гие фактические данные, относящиеся к расследуемому преступлению, в том числе полученные из оперативно­розыскных источников. На основе этого выдвигаются версии, для проверки которых определяются подлежащие проведе­нию следственные действия и организационные мероприя­тия, тактика их проведения, сроки и т.д. - иными словами, реализуются все остальные элементы планирования.

Следующий элемент планирования - установление круга следственных действий, организационных и иных ме­роприятий, времени и последовательности их проведения, а также исполнителей. Здесь действует такое правило: должны планироваться все следственные действия и дру­гие мероприятия, в результате которых можно проверить ту или иную версию, выяснить обстоятельства того или иного эпизода. Если, например, очевидцами происшествия были пять человек, следователь не может ограничиться допросом двух или трех; необходимо принять меры для установления всех свидетелей и допросить каждого из них, иначе рассле­дование не будет полным и объективным.

Что касается определения сроков и очередности след­ственных действий и других мероприятий, то, по общему правилу, в первую очередь должны проводиться: 1) отне­сенные к числу неотложных из-за необходимости безот­лагательного закрепления материальных либо идеальных следов преступления (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего или свидетеля, на которого может быть ока­зано негативное воздействие и т.д.); 2) в результате которых можно получить наиболее важную для дела информацию; 3) с помощью которых можно проверить все следственные версии или несколько версий одновременно.

В качестве исполнителя большинства следственных дей­ствий выступает сам следователь. Проведение отдельных след­ственных действий, а также организационных и оперативно-­розыскных мероприятий в соответствии с планом поручается работникам уголовного розыска или других служб полиции (специалистам, участковым инспекторам и др.).

Корректировка плана производится в любое время по мере необходимости. Обычно при внесении в план частич­ных изменений не требуется «переписывать» его целиком. Следует помнить, что план - это рабочий документ, в кото­ром вполне допустимы те или иные поправки.

План расследования к уголовному делу не приобщает­ся; обычно он хранится в надзорном производстве либо от­дельно. Не следует уничтожать первоначальные варианты переработанных планов: анализируя их, в случае необхо­димости можно выявить ошибки и неиспользованные воз­можности, которые осложнили расследование, и наметить пути успешного его завершения.

Как уже отмечалось, в самом начале расследования планирование работы по делу осуществляется на основе типичных версий. Составлять на этом этапе письменный план обычно просто некогда, да и фактического материала для его составления у следователя пока нет. Опираясь на типичные версии, следователь мысленно намечает програм­му своей работы и проводит первоначальные следственные действия и другие необходимые мероприятия. После того как комплекс неотложных действий проведен, следователь осмысливает собранный материал и составляет разверну­тый план расследования.

Такова схема планирования расследования при возбуж­дении уголовных дел по так называемым официальным материалам — когда о событиях, имеющих признаки пре­ступления, становится известно из заявлений и сообщений граждан, писем должностных лиц, сообщений печати и из других источников, не связанных с оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел.

Иная ситуация складывается при возбуждении дел по оперативно-розыскным данным. В таких случаях следователь, как правило, с самого начала четко представляет себе не только обстоятельства совершенного преступления, но и круг заподозренных лиц, объем доказательств, которые можно будет получить в начале расследования, и т.д. В ти­пичных версиях в таких случаях нет необходимости — на основе имеющихся данных следователь может построить как общие, так и частные конкретные версии и разработать развернутый план расследования. Поэтому, если дело воз­буждается на основании имеющихся оперативно-розыскных материалов, следователь обычно планирует работу по этому делу еще до его возбуждения — как только принято окон­чательное решение, что дело будет возбуждено. Наличие необходимой информации дает возможность заранее соста­вить план реализации имеющихся оперативно-розыскных материалов, который одновременно будет и планом перво­начальных следственных действий. При этом следователь может выбрать тактически наиболее удобный момент для возбуждения уголовного дела.

 

Вопрос 3. Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб ОВД.

I. Понятие, задачи и принципы взаимодействия

Хорошо налаженное деловое взаимодействие следова­теля с работниками оперативно-розыскных подразделений и экспертами-криминалистами органов внутренних дел яв­ляется одним из важных условий, обеспечивающих успеш­ное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-­криминалистические подразделения обладают специфи­ческими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений; поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности использовались не разрозненно, а комплексно, посредством рационального сочетания со­ответствующих мер. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к до­стижению единой цели — быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.

Правовую основу взаимодействия составляют:

— уголовно-процессуальное законодательство РФ; нормативные акты правоохранительных ведомств Рос­сии.

Основными задачами взаимодействия следователей с опе­ративно-розыскными и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:

—  раскрытие и расследование преступлений;

—  привлечение к установленной законом ответственно­сти лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;

—  совместная деятельность по розыску преступников; пресечение преступлений и принятие мер по их пре­дотвращению.

Взаимодействие названных служб можно определить как основанную на законодательных актах совместную, со­гласованную, планируемую деятельность следователя с со­трудниками оперативных и экспертно-криминалистических служб органов внутренних дел, базирующуюся на свой­ственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследо­вания и предотвращения преступлений.

Основными принципами взаимодействия являются сле­дующие:

1)  соответствие совместной деятельности требованиям закона;

2)  организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступ­лений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;

3)  самостоятельность органов дознания в выборе в рам­ках действующего законодательства средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

4)  плановость взаимодействия;

5)  непрерывность взаимодействия.

Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что следователь при осуществлении пред­варительного следствия уполномочен давать органу дозна­ния обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, произ­водстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о произ­водстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК РФ).

В ст. 157 УПК РФ указывается, что при наличии при­знаков преступления, по которому производство предвари­тельного следствия обязательно, орган дознания возбужда­ет уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголов­ного дела орган дознания направляет уголовное дело руко­водителю следственного органа. После направления дела орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководи­телю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать оперативные и оперативно-­розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста.

В ходе расследования следователь широко взаимодей­ствует с экспертными учреждениями разных ведомств, судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими учреждениями. Иногда следователь обращается к услугам специалистов иных, не экспертных учреждений (искусство­ведам, математикам и т.д.). При этом рамки взаимодействия также определены законом (ст. 195—207 УПК РФ).

Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии реше­ний (за исключением случаев, когда законом предусмотре­но получение судебного решения или согласия руководите­ля следственного органа) представляются принципиально важными в силу того, что инициатива в совместной дея­тельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой службы (под­разделения) следует привлечь для оказания помощи. Соот­ветствующие органы и подразделения обязаны выполнить поручение следователя. Но сотрудникам других служб, привлекаемым к совместной деятельности, нельзя отво­дить роль пассивных исполнителей решений следователя. Если оперативные работники или сотрудники экспертно­-криминалистической службы исходя из обстоятельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступить инициаторами контакта, предлагать сле­дователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, принимая меры, исклю­чающие разглашение источников и способов их получения. Следователь и оперативный работник совместно обеспечи­вают объективную проверку и реализацию данной инфор­мации. Для обеспечения результативности оперативных мероприятий следователь вправе по просьбе оперативного работника или по своей инициативе знакомить его с мате­риалами уголовного дела.

На стадии предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от сотрудника оперативно-розыскного подразделения. С учетом особенностей первичных материа­лов о преступлении он принимает решение о привлечении представителей других заинтересованных служб к сотруд­ничеству, о чем информирует соответствующих руководи­телей, которые определяют степень интенсивности и кон­кретные направления предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимо­действия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие отвечает совместно со следователем.

Сотрудники экспертно-криминалистических подразде­лений сообщают следователю об информации, полученной ими в результате использования имеющихся в их распоря­жении средств и методов. Важным фактором, стимулиру­ющим взаимодействие, является регламентируемая зако­ном инициатива эксперта (ч. 2 ст. 204 УПК РФ). Закон предписывает: если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он впра­ве указать на них в своем заключении.

Самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе в рамках действующих законов средств и методов оперативно-розыскной деятельности за­ключается в том, что оперативный работник самостоятель­но определяет необходимые мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; поисковые мероприятия, для проведения которых должны использо­ваться силы и средства других служб, и привлекает к сотруд­ничеству эти службы, несет полную ответственность за каче­ственное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Плановость взаимодействия — важнейший его прин­цип. Необходимо осуществлять согласованное планиро­вание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В плане предусматривается участие всех за­интересованных служб в раскрытии преступлений, указы­ваются конкретные исполнители и сроки. Разработка под­робных письменных планов особенно необходима по так называемым «неочевидным преступлениям», в тех ситуаци­ях, когда в начале расследования отсутствует информация о подозреваемом. План расследования определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раз­дельным. Отдельные планы составляются и при проведе­нии наиболее сложных следственных действий.

Непрерывность взаимодействия при раскрытии и рассле­довании преступлений означает, что оно начинается с мо­мента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интен­сивность взаимодействия определяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколь­ко требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

 

II. Этапы и формы взаимодействия

Как показывает практика, взаимодействие при расследо­вании преступлений состоит из нескольких этапов.

Первый этап совпадает с этапом предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении. Не­редко такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует необходимые материалы, получает объяснения, принимая одновременно необходимые меры к предотвра­щению или пресечению преступления, а также сохранению его следов. Чаще, однако, оперативный работник проводит проверку совместно со следователем. Совместное изучение материалов о преступлении субъектами взаимодействия, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении или сообщении, могут дать реальную возможность для обо­снованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления.

Нередко первый этап взаимодействия фактически на­чинается с выезда на место происшествия и завершается с окончанием розыска преступника по «горячим следам». При этом взаимодействие может продолжаться несколько дней — вплоть до получения информации о преступнике. По прибытии на место происшествия следователь органи­зует и направляет входящих в следственно-оперативную группу сотрудников на выявление, изъятие и закрепление следов преступления, установление потерпевших, очевид­цев и свидетелей; он несет персональную ответственность за качество осмотра.

Оперативный работник при этом осуществляет необхо­димые оперативно-розыскные мероприятия, специалист- криминалист оказывает следователю помощь в обнаруже­нии, фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств, проводит их предварительное исследование, помогает полно и правильно отразить полученную инфор­мацию в протоколе осмотра.

Инспектор-кинолог по указанию следователя приме­няет служебно-розыскную собаку для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и дру­гих предметов, имеющих значение для дела. Он совместно с оперативным работником принимает участие в преследо­вании и задержании преступника.

Участковый инспектор полиции сообщает следователю сведения о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный ин­терес, выполняет поручения следователя, направленные на установление очевидцев и иных лиц, располагающих све­дениями о преступлении и преступниках. В этих целях он использует помощь общественности, внештатных сотруд­ников полиции и другие возможности.

Работник ГИБДД организует оказание помощи по­страдавшим, принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия, помогает следователю в осмотре транспортного средства, обеспечивает медицинское осви­детельствование водителя для установления возможного состояния опьянения, принимает меры для розыска скрыв­шегося транспортного средства.

В дежурную часть по мере получения необходимой ин­формации должны передаваться сведения о характере пре­ступления, приметах заподозренных лиц, путях их отхода с места происшествия, наличии у них транспортных средств и оружия, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников. Дежурный по органу внутренних дел информирует начальника органа, организу­ет перекрытие путей отхода преступников, высылает груп­пы захвата, а при необходимости действует, руководствуясь специальными оперативными планами.

По результатам осмотра места происшествия и другим данным следователь:

—  принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении;

—  совместно с работниками следственно-оперативной группы рассматривает полученные материалы и изъятые вещественные доказательства;

—  на основании полученной информации намечает и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;

—  дает поручения и указания работникам оперативно­-розыскных подразделений и других служб полиции о про­изводстве розыскных и поисковых мероприятий.

Большинство из таких мероприятий следователь осу­ществляет в тесном контакте с оперативным работником. Последний же в свою очередь исполняет отдельные пору­чения следователя о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, преследует пре­ступника по «горячим следам», осуществляет его задер­жание и доставление в орган внутренних дел, производит розыск похищенного имущества, перекрывает вероятные места сбыта похищенного, осуществляет поиск искомого по оперативным и криминалистическим учетам, используя имеющиеся у него силы и средства.

Если уголовное дело возбуждено органом дознания, взаи­модействие после его передачи в производство следователю осуществляется в том же порядке. В этих случаях орган до­знания несет ответственность за обоснованность принятых им решений и объективность собранных доказательств.

На втором этапе следователь совместно с представите­лями взаимодействующих сторон анализирует полученные на предыдущем этапе данные, касающиеся обстоятельств совершенного преступления. Обычно это делается на со­вместных совещаниях. В результате выдвигаются след­ственные версии, согласовываются меры по их проверке, определяются конкретные исполнители, вырабатывается согласованный план расследования. По мере выполнения разработанного плана он корректируется, намечаются но­вые мероприятия. При необходимости оперативный работ­ник разрабатывает отдельный план оперативно-розыскных мероприятий.

Контроль за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и практическую помощь в их осуществлении оказывают начальники след­ственного подразделения, органа дознания или оперативно­го подразделения.

По делам о нераскрытых преступлениях следователь, оперативные работники и эксперты отчитываются о вы­полнении плановых мероприятий у руководителей соот­ветствующих подразделений. При необходимости отчеты могут заслушиваться одновременно.

Третий этап взаимодействия начинается после уста­новления личности подозреваемого. На этом этапе, решая вопрос о выборе меры пресечения, следователь при необхо­димости выясняет у оперативного работника наличие дан­ных о намерениях подозреваемого продолжить преступную деятельность или скрыться от следствия. Избирая меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, сле­дователь в целях предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда осуществляет следующие меры:

—  письменно сообщает об этом органу дознания;

—  направляет сторожевой листок в паспортный аппарат по месту регистрации обвиняемого;

—  с помощью оперативного работника систематически изучает в процессе расследования поведение обвиняемого с целью выявления его намерений скрыться от следствия и суда и при наличии соответствующих данных рассматри­вает вопрос об изменении меры пресечения.

На четвертом этапе осуществляется взаимодействие в связи с проведением последующих следственных дей­ствий, а также работы по завершению расследования. Сле­дователь проверяет, все ли следственные версии отработа­ны и подтвердилась ли одна из них; соблюдены ли во всех случаях требования уголовно-процессуального закона; до­статочно ли доказательств вины обвиняемого; устранены ли противоречия в материалах дела; правильно ли приме­нен уголовный закон.

Осуществляя взаимодействие на заключительном этапе расследования, работники оперативно-розыскных подраз­делений, следователи и эксперты-криминалисты выполня­ют на основе совместных планов комплексные мероприятия по профилактике правонарушений; совместно анализируют обстоятельства, способствовавшие совершению отдельных видов преступлений, подготавливают и вносят обобщенные представления по их устранению, информации и соответ­ствующие предложения в другие органы; активно использу­ют в профилактической работе возможности общественных организаций, а также средств массовой информации.

Формы взаимодействия следователя с работниками уго­ловного розыска, экспертами-криминалистами и сотрудни­ками других служб органов внутренних дел обусловливают­ся различными факторами (вид преступления, сложность уголовного дела, количество эпизодов, следственная ситуа­ция и т.д.). Практика выработала следующие формы взаи­модействия.

1.  Составление единого согласованного плана. Совмест­ное планирование позволяет должным образом организо­вать деятельность взаимодействующих субъектов, способ­ствует координации их действий, позволяет осуществить надлежащий контроль и надзор за их работой, способствует выявлению ошибок и упущений следствия, принятию мер к их устранению. При необходимости план рассматривается руководителями следственного и оперативного подразде­лений, утверждается начальником органа внутренних дел. Контроль за выполнением запланированного возлагается на следователя. План оперативно-розыскных мероприятий по делу утверждает начальник оперативного подразделения. После выполнения намеченного с учетом новых данных по делу составляется план дополнительных мероприятий.

2.  Обмен информацией взаимодействующих субъек­тов о данных, представляющих интерес для следствия, оперативно-розыскной и криминалистической деятельно­сти. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому сле­дователем преступлению или к иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по уголовному делу, своевременно знакомит с нею следо­вателя, принимая меры, исключающие разглашение источ­ников и способов ее получения. При этом следователь не только использует полученную оперативную информацию, но и сообщает оперативному работнику о результатах, по­лученных в процессе ее использования.

3.  Производство следственных и розыскных действий по поручению следователя. Как уже указывалось, в соответствии с законом следователь по расследуемым им делам вправе да­вать органу дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, а также требовать ока­зания содействия при производстве следственных действий. Такое содействие может выражаться: в создании условий для успешного проведения следственных действий (охра­на места происшествия, обеспечение порядка в ходе обыска и т.д.); в непосредственном участии работника оперативно­-розыскного аппарата в следственном действии (например, следственном эксперименте, проверке показаний на месте и др.); в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности следственного действия (выявление связей допрашиваемого); в получении необходимой информации и др.

Если работнику уголовного розыска поручается произ­водство следственного действия, обычно указываются не только вопросы, подлежащие выяснению, но и необходи­мая ориентирующая информация; одновременно ему дают­ся соответствующие тактические рекомендации. Если же поручается проведение розыскных мер, нужно точно сфор­мулировать задачи и определить сроки их проведения.

4.  Совместное обсуждение результатов следственных и оперативно-розыскных действий. Чаще всего такие об­суждения производятся в ходе служебных совещаний в свя­зи с необходимостью обмена информацией и определения дальнейшего хода расследования.

5.  Отчеты у руководителей соответствующих подразде­лений оперативных работников, следователей и экспертов о ходе выполнения плановых мероприятий. Такие заслуши­вания способствуют осуществлению контроля за реализа­цией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и оказанию практической помощи в их осу­ществлении.

Кроме перечисленных, к формам взаимодействия отно­сятся: взаимодействие при назначении судебных экспертиз и специальных исследований; консультации сотрудников экспертно-криминалистических подразделений по тем или иным вопросам, возникающим в ходе следствия (как правило, требующим применения специальных знаний); совмест­ная работа в составе следственно-оперативных групп и др.

ЗАДАНИЕ:

1.     Изучить по данной лекции все вопросы.

 

2.  В рабочей тетради составить конспекты рукописным способом для ответов на экзаменационные вопросы по данной теме:

30. Общие положения организации раскрытия и расследования преступлений.

31. Криминалистические версии и планирование расследования.

32. Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб ОВД.

 

3. Конспекты экзаменационных вопросов №30-32 отправить по электронной почте до 06 апреля 2020 года включительно. litovkanatalia@rambler.ru.

 

Фотографии страниц конспекта разместить в положении, пригодном для чтения, по порядку в одном документе Word. Документ назвать по фамилии, форме занятия и дате получения задания. Например, «Пирогова, лекция, 31.03.»

 





Подборка статей по вашей теме: