Криминалистика.
Лекция 5. Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (РАЗДЕЛ КРИМИНАЛИСТИКИ)
Криминалистические учения о ситуациях, версиях и планировании расследования преступлений.
Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных подразделений
При расследовании преступлений
1. Общие положения организации раскрытия и расследования преступлений.
Криминалистические версии и планирование расследования.
3. Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб ОВД.
Вопрос 1. Общие положения организации раскрытия и расследования преступлений.
Организация раскрытия и расследования преступлений - это самостоятельный раздел науки криминалистики, состоящий из научных положений и рекомендаций по направлениям деятельности следователя, имеющим преимущественно организационный характер, т.е. обеспечивающим максимальную эффективность работы по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений в целом, независимо от их вида и группы.
До недавнего времени вопросы, рассматриваемые в этом разделе, относили к другим разделам криминалистики. Однако ни один из них не связан органически с каким-либо конкретным разделом науки, хотя система любой отрасли знаний должна быть, прежде всего, стройной, логически оправданной; содержание каждого раздела науки должны составлять структурные единицы, относящиеся только к этому разделу и ни к какому другому. Прежняя «четырехчастная» система криминалистики в последние годы перестала отвечать этому обязательному требованию. В криминалистике появились новые направления и научные теории; некоторые из них (особенно лежащие на стыке разных разделов) перестали «вписываться» в традиционную систему. В результате система криминалистики как науки стала утрачивать стройность и упорядоченность.
Рассмотрим, например, раздел криминалистической техники. В него наряду с научными положениями и рекомендациями по применению технических средств, приемов и методов работы с доказательствами обычно включают подраздел «Криминалистическая регистрация». В этом подразделе речь идет о средствах, приемах и методах обработки и накопления информации в регистрационных массивах правоохранительных органов и ее использовании в борьбе с преступностью. По существу, никакого отношения к криминалистической технике криминалистическая регистрация не имеет. Конечно, при формировании отдельных учетов (дактилоскопической картотеки и некоторых других) используются научные достижения криминалистической техники; однако в целом подразделы, входящие к криминалистическую технику (трасология, оружиеведение, документология, габитоскопия и др.), и криминалистическая регистрация относятся к различным отраслям криминалистических знаний, поэтому объединение их в одном разделе неоправданно ни в научном, ни в практическом отношениях.
Отсутствие внутреннего единства в последние годы наиболее характерно для раздела криминалистической тактики. В этот раздел наряду с общими положениями и тактикой отдельных следственных действий включают и иные подразделы, например, криминалистические версии и планирование расследования; взаимодействие следователя с оперативными работниками, специалистами и другими субъектами расследования; использование помощи населения и средств массовой информации в расследовании; профилактическая работа следователя; изучение личности подозреваемого и обвиняемого; теория следственных ситуаций и некоторые другие. С тактикой проведения отдельных следственных действий эти вопросы не имеют практически ничего общего. Их объединяет одно — все они связаны с расследованием по делу в части, касающейся организации расследования.
Некоторые ученые, выступающие за сохранение традиционной структуры науки и учебного курса криминалистики, указывают, что организация расследования в криминалистическом аспекте на уровне отдельных следственных действий относится к криминалистической тактике, а на уровне организации расследования преступлений в целом — к криминалистической методике. По мнению этих авторов, «невозможно выделить из криминалистики вопросы организации расследования, так как это означало бы в сущности изъять из криминалистики всю тактику и всю методику, поскольку они и есть организация расследования».
Согласиться с такой точкой зрения нельзя. Организация в широком смысле - это подготовка к какому-либо действию или процессу и обеспечение необходимых условий для успешного проведения этого действия (процесса). Поэтому можно, конечно, говорить об организационно-технических, организационно-тактических и организационно-методических вопросах криминалистики. Когда следователь или специалист прежде, чем сделать гипсовый слепок следа обуви, готовит раствор гипса, выстругивает палочки для арматуры, подыскивает веревку для прикрепления бирки и т.д. - это организация предстоящей работы со следом; когда следователь готовится к предстоящему сложному допросу и создает необходимые условия для его проведения — это организация следственного, т.е. тактико-криминалистического действия; когда следователь или дознаватель анализирует материалы о разбойном нападении либо о краже, дает указание об охране места происшествия, о вызове специалиста-криминалиста и т.д. Это организация расследования преступления конкретного вида. Разумеется, подобные организационные действия нельзя отделить от соответствующих разделов криминалистики, поскольку они органично входят в каждый раздел, составляют его неотъемлемую часть.
Речь, однако, идет не об этом. В криминалистике есть комплексы вопросов (частнокриминалистические теории), относящиеся к расследованию преступлений в целом и не связанные напрямую ни с техникой, ни с тактикой, ни с методикой. Рассмотрим, например, планирование расследования. Ясно, что планирование отдельных следственных действий должно относиться к криминалистической тактике, а особенности планирования расследования отдельных видов преступлений - к криминалистической методике. Но ведь этими вопросами далеко не исчерпывается криминалистическое учение о планировании расследования - они составляют лишь его часть, причем далеко не главную. Основная часть этого учения (понятие и значение планирования; его принципы; элементы планирования; техника планирования; общие вопросы планирования отдельных следственных действий и т.д.) совершенно не связана ни с тактикой, ни с методикой.
Несомненно, криминалистическое учение о планировании расследования как частнонаучная теория относится к разделу организации раскрытия и расследования преступлений. То же самое можно сказать и о взаимодействии следователя с работниками оперативно-розыскных аппаратов, и о других криминалистических теориях, входящих в этот раздел.
Как уже отмечалось в криминалистической литературе, раздел «Организация расследования преступлений» имеет свой предмет, являющийся частью предмета криминалистики и отличающийся от предмета других ее разделов; с помощью положений и рекомендаций этого раздела решаются задачи, которые отличаются от технико-криминалистических, тактико-криминалистических и методико-криминалистических задач.
Организация расследования преступлений как раздел криминалистики тесно связана с другими ее разделами. Для успешной подготовки и проведения соответствующих организационных мероприятий следователь должен хорошо знать и умело использовать технические возможности современной криминалистики. В частности, без знания криминалистической техники невозможно организовать эффективное взаимодействие со специалистом-криминалистом, пользоваться системой криминалистических учетов, вести целенаправленный розыск преступников. Не зная криминалистической тактики и методики, нельзя планировать производство отдельных следственных действий, а также расследование отдельных видов и групп преступлений. И наоборот, знание общих основ взаимодействия между субъектами раскрытия и расследования преступлений, криминалистической регистрации, теоретических положений розыскной работы позволяет с максимальным эффектом решать технико-криминалистические, тактико-криминалистические и методико-криминалистические задачи.
Раздел криминалистики, посвященный организации раскрытия и расследования преступлений, наиболее тесно связан с уголовным процессом, уголовным правом, логикой следствия (в части, касающейся выдвижения и проверки версий), теорией оперативно-розыскной деятельности, судебной психологией (проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности и некоторые другие), криминологией (профилактика преступлений по материалам расследования), научной организацией труда и т.д.
Источники организации расследования преступлений в основном те же, что и у криминалистической тактики и методики: нормы уголовно-процессуального и уголовного законодательства; положения других разделов науки криминалистики; опыт раскрытия, расследования и предотвращения преступлений; положения других наук, используемых в правоохранительной деятельности. Среди последней группы источников необходимо особо отметить положения научной организации труда следователя.
В структуре организации расследования преступлений, как и в других разделах криминалистики, можно выделить:
1) подраздел, посвященный общим положениям, речь о которых шла выше, и 2) подразделы (применительно к учебному курсу - темы), составляющие основное содержание этого раздела.
Организация расследования преступлений как самостоятельная часть криминалистики в настоящее время находится в стадии становления и окончательно еще не сформировалась. Однако уже сейчас в ее состав с полным основанием можно включить следующие подразделы или частные криминалистические теории:
- криминалистические версии и планирование расследования;
- криминалистическая регистрация;
- взаимодействие следователя с работниками уголовного розыска, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел;
- розыскная работа следователя;
- использование помощи населения и средств массовой информации при раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений;
- изучение личности подозреваемого и обвиняемого; профилактическая работа следователя;
- основы применения ЭВМ в раскрытии и расследовании преступлений.
Особо отметим еще один подраздел, который до последнего времени считался вообще не относящимся к криминалистике - доследственную проверку материалов, содержащих признаки преступления.
В криминалистической литературе высказывалось мнение, согласно которому при возбуждении уголовного дела вся сложность может заключаться лишь в оценке собранной информации. Однако далеко не всегда в распоряжении следователя имеются материалы о событиях, в которых присутствуют признаки преступления, позволяющие сразу однозначно решить вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Не случайно ст. 144 УПК РФ устанавливает возможность принятия решения по такого рода материалам в срок не более трех суток со дня поступления сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя может продлить этот срок до 10 суток; при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. Но, как правило, предварительная проверка должна проводиться гораздо быстрее - за несколько часов с момента выявления признаков преступления, поскольку даже незначительное промедление с возбуждением дела может привести к тому, что раскрыть преступление и установить виновного окажется невозможно.
Ясно, что необходима научная разработка комплекса специальных криминалистических приемов и методов, обеспечивающих проведение предварительной проверки быстро и на должном уровне. Поэтому одним из перспективных направлений развития науки криминалистики является исследование проблем, связанных с деятельностью следователей и работников дознания по проверке материалов о событиях, имеющих признаки преступлений, т.е. доследственной проверки.
Приемы и методы доследственной проверки нельзя относить ни к криминалистической технике, ни к тактике, ни к методике; их место может быть только в разделе, посвященном организации раскрытия и расследования преступлений.
Приведенный выше перечень подразделов, входящих в раздел, посвященный организации раскрытия и расследования преступлений, не является исчерпывающим: он будет пополняться по мере разработки в криминалистике других вопросов, относящихся к организации следственной работы.
Вопрос 2. Криминалистические версии и планирование расследования.
I. Понятие криминалистической версии. Виды версий, их построение и проверка.
Криминалистическая версия - это основанное на фактических данных предположение о сущности или отдельных обстоятельствах события, имеющего признаки преступления, принятое к проверке следователем либо иным уполномоченным на то лицом при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, расследовании или судебном разбирательстве по делу. С позиций логики версия - это разновидность гипотезы, представляющей собой форму мышления, с помощью которой осуществляется переход от вероятного знания к достоверному.
Версии различаются по объему (общие и частные), по субъекту выдвижения (следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные), по степени конкретности (типичные и конкретные).
Общая версия - это предположительное объяснение события, имеющего признаки преступления, в целом (что произошло - убийство, самоубийство, несчастный случай). Частные - предположительное объяснение отдельных сторон, элементов этого события (мотива, способа совершения, времени, места, личности преступника и т.д.).
Следственные версии выдвигает и проверяет следователь в целях уяснения сущности события и всех его обстоятельств, т.е. они могут быть как общими, так и частными. Оперативно-розыскные версии выдвигает оперативный работник, проводящий по поручению следователя проверку тех или иных обстоятельств по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Это - частные версии.
Экспертная версия - это предположение эксперта, принятое им к проверке при производстве экспертного исследования. Она может быть только частной. Наконец, судебная версия - предположение суда, принятое им к проверке при рассмотрении дела. Суд получает дело, в котором сформулирована только одна версия - та, которая осталась в итоге расследования, после того, как все остальные версии, проверявшиеся по делу, отпали. Это так называемая «версия обвинения», сформулированная в обвинительном заключении. Суд тщательно проверяет эту версию, выдвинув контрверсию (общую), а по каждой из частных версий - соответствующие частные контрверсии («имела место не кража, а другое преступление»; «преступление совершил не обвиняемый Н., а другое лицо»).
В отличие от конкретных версий, которые выдвигаются на основе изучения материалов расследуемого дела, могут быть еще и так называемые типичные (или типовые) версии. Это - наиболее общее, типичное объяснение события, когда конкретной информации о нем еще слишком мало, эта информация противоречива, не вполне достоверна. Типичные версии выдвигаются не только на основе имеющейся информации, но и на основе опыта следователя, криминалистических рекомендаций, обобщенной следственной практики, простого житейского опыта и т.д. Эти версии имеют большое практическое значение, так как, во- первых, помогают организовать работу по делу в самый начальный, наиболее ответственный момент расследования и, во-вторых, дают возможность целенаправленнее проверять отдельные обстоятельства преступления.
Криминалистические версии выдвигаются не только по возбужденному уголовному делу, но и до его возбуждения, в процессе проверки следователем или работником дознания поступивших к ним сведений о совершенном преступлении. Версии, возникающие в ходе проведения следователем или оперативным работником мероприятий, направленных на проверку сведений о совершенном преступлении и решение вопроса о возбуждении уголовного дела, представляют собой особую разновидность криминалистических версий. Их можно назвать предварительными (или проверочными). При решении вопроса о возбуждении уголовного дела результаты проверки предварительных версий имеют решающее значение, а после возбуждения дела нередко ложатся в основу следственных и иных версий.
Как уже отмечалось, основой для построения версий являются фактические данные, касающиеся исследуемого события. Эти данные могут быть получены из любых источников - как процессуальных, так и непроцессуальных.
При построении версий широко используются приемы логического мышления - такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Напомним, что анализ - это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, факта, явления; синтез - исследование выделенных посредством анализа признаков в их единстве и взаимной связи. Индукция - это предположительный вывод от частного к общему, а дедукция - вывод от общего к частному. При использовании приема индукции для построения версий первоначально устанавливаются и исследуются признаки единичных фактов, изучается их происхождение. Затем факты обобщают. Предположительный вывод делается от частного к общему, от единичных суждений относительно установленных фактов — к объяснению их происхождения. Наконец, аналогия - прием логического мышления, заключающийся в сопоставлении фактов на основе их отдельных признаков. В результате такого сопоставления делается вывод - если признаки сходны, то и факты сходны или объясняются одной причиной. Например, зная способ совершения кражи и что именно таким способом совершает кражи неоднократно судимый Н., следователь или оперативный работник выдвигают версию: «Возможно, данную кражу совершил Н».
Проверка версии состоит в обнаружении фактических данных, подтверждающих либо опровергающих версию. Необходимые данные получаются процессуальным путем, т.е. в результате проведения следственных действий. Версии проверяются также и путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, но такая проверка носит лишь предварительный, ориентировочный характер и ее результаты требуют закрепления собранными по делу доказательствами.
В процессе расследования строятся и проверяются все возможные версии. При этом нельзя оставлять без проверки ни одной версии, даже маловероятной. Проверяются версии по возможности одновременно, параллельно, хотя на практике такая возможность существует далеко не всегда и проверку некоторых версий приходится на какое-то время откладывать. В таких случаях вначале, естественно, проверяется наиболее вероятная версия.
Обеспечить целенаправленную проверку всех версий, полноту, объективность и всесторонность расследования невозможно, если следователь не будет планировать свою работу.
II. Понятие, значение и принципы планирования
Раскрытие и расследование преступлений представляет собой сложную и многогранную деятельность, для осуществления которой от следователя требуется организаторское мастерство. Работа по каждому, даже сравнительно несложному уголовному делу требует проведения целого ряда следственных действий, розыскных и иных мероприятий; все они должны быть тщательно подготовлены и проведены в определенной последовательности, с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законом сроков. Всесторонность и полнота расследования во многом зависят от умелой координации работы следователя с оперативно-розыскными аппаратами, с другими службами органов внутренних дел. Кроме того, в производстве следователя, как правило, находятся не одно, а несколько дел. Поэтому планирование - это необходимое условие правильной организации труда следователя.
Планирование расследования определяется как мыслительный процесс, заключающийся в определении содержания и порядка работы по установлению всех обстоятельств совершенного преступления и изобличению виновных в строгом соответствии с требованиями закона и с наименьшей затратой времени и сил.
Цели планирования заключаются в том, чтобы обеспечить:
— полноту, всесторонность и объективность расследования;
— целеустремленность расследования, направленность его на достижение конкретной задачи;
— достижение этой задачи с наименьшими затратами времени, сил и средств;
— взаимодействие следователя со специалистами, сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, а также с другими правоохранительными органами. При этом необходимо иметь в виду, что расследование преступлений все более становится коллективной деятельностью (разумеется, при полном сохранении руководящей роли следователя и его ответственности за результаты расследования).
Чтобы планирование расследования достигало этих целей, оно должно основываться на определенных принципах. Следует выделить три главных принципа планирования.
1. Принцип конкретности означает, что в плане должны быть перечислены все вопросы, подлежащие выяснению для проверки той или иной версии, все следственные действия, розыскные и иные мероприятия, подлежащие проведению, точно обозначены сроки их проведения и исполнители. Бессмысленно, например, указывать в плане: «провести допросы свидетелей», «провести обыски у подозреваемых» и т.д., ибо такой план практически ничего не дает. В нем должно быть указано, кого конкретно из свидетелей предполагается допросить, у кого из подозреваемых должны быть проведены обыски, когда и кто будет осуществлять эти следственные действия.
2. Принцип индивидуальности означает недопустимость шаблона, обязательность составления плана именно для конкретного дела с учетом всех его особенностей. Невозможно разработать единый образец плана, который был бы пригоден для расследования по всем уголовным делам в качестве типового. В то же время полностью оправдывает себя использование типовых планов (программ) расследования по делам определенных категорий при наличии аналогичных следственных ситуаций. Как известно, в криминалистической методике разработаны типовые программы действий для наиболее характерных ситуаций, складывающихся при расследовании различных видов преступлений. Разумеется, любой план, построенный на основе типовой программы, все равно наполняется конкретным содержанием исходя из особенностей расследуемого дела.
3. Принцип динамичности означает, что составленный план не является окончательным, он постоянно дополняется и изменяется, причем возможность и необходимость его изменения и дополнения подразумевается заранее. Так, в результате проверки одной из версий может отпасть другая версия либо, напротив, возникнет новая версия, которая ранее не выдвигалась; обнаружение при обыске по месту жительства подозреваемого орудия преступления может сделать ненужным планировавшийся ранее обыск у другого подозреваемого и т.д. Необходимость постоянной корректировки составляет одно из принципиальных отличий планов расследования от большинства других планов.
В криминалистической литературе упоминаются и некоторые другие принципы планирования (соблюдения законности, реальности, научности и т.п.), но в них нет отчетливо выраженной специфики, отличающей планирование расследования по уголовным делам от планирования в какой-либо иной сфере деятельности. Совершенно очевидно, что любой план должен строиться с учетом действующего законодательства, на реальной основе, т.е. быть осуществимым, что в нем должны учитываться достижения науки и другие факторы, делающие планирование расследования максимально эффективным.
Как уже отмечалось, планирование - сложный и непрерывный мыслительный процесс, который заканчивается только с окончанием расследования. Не следует смешивать планирование и план. План — это конечный результат, итог, материальная форма, в которую облекается работа следователя по планированию расследования.
В начале расследования, когда в распоряжении следователя имеются лишь отрывочные и непроверенные сведения о событии преступления и в то же время необходимо безотлагательно провести следственные действия, направленные на закрепление следов преступления, розыск и изобличение преступника, план может не фиксироваться в письменной форме. Однако в самом непродолжительном времени объем собранных материалов увеличивается, и от следователя требуется серьезная аналитическая работа по их осмыслению и определению дальнейших действий. На этом этапе необходима разработка подробного письменного плана.
Помимо плана расследования по делу составляются планы проведения наиболее сложных и ответственных следственных действий.
Элементы планирования. Особенности планирования при возбуждении уголовного дела по официальным материалам и по оперативно-розыскным данным
В деятельности следователя по планированию расследования принято выделять ряд элементов, к числу которых относятся:
— изучение имеющихся фактических данных;
— выдвижение версий;
— определение круга следственных действий и организационных мероприятий, подлежащих проведению, сроков и последовательности их проведения, а также исполнителей;
— корректировка плана в ходе расследования.
Изучение имеющихся фактических данных начинается следователем с момента получения сообщения о событии, имеющем признаки преступления, и продолжается по мере поступления новой информации в течение всего периода расследования. В начале расследования информация о событии, которой располагает следователь, иногда бывает неполной, неточной и противоречивой; далеко не всегда очевиден и сам факт преступления. Необходимо, однако, иметь в виду, что закон (ст. 140 УПК РФ) рассматривает в качестве основания для возбуждения уголовного дела наличие достаточных данных, указывающих на признаки, а не на факт преступления; при установлении таких данных дело должно быть возбуждено. После этого следователь приступает к сбору доказательств. Каждое новое доказательство исследуется и оценивается как само по себе, так и в совокупности с другими собранными по делу материалами.
Помимо доказательств изучаются и оцениваются и другие фактические данные, относящиеся к расследуемому преступлению, в том числе полученные из оперативнорозыскных источников. На основе этого выдвигаются версии, для проверки которых определяются подлежащие проведению следственные действия и организационные мероприятия, тактика их проведения, сроки и т.д. - иными словами, реализуются все остальные элементы планирования.
Следующий элемент планирования - установление круга следственных действий, организационных и иных мероприятий, времени и последовательности их проведения, а также исполнителей. Здесь действует такое правило: должны планироваться все следственные действия и другие мероприятия, в результате которых можно проверить ту или иную версию, выяснить обстоятельства того или иного эпизода. Если, например, очевидцами происшествия были пять человек, следователь не может ограничиться допросом двух или трех; необходимо принять меры для установления всех свидетелей и допросить каждого из них, иначе расследование не будет полным и объективным.
Что касается определения сроков и очередности следственных действий и других мероприятий, то, по общему правилу, в первую очередь должны проводиться: 1) отнесенные к числу неотложных из-за необходимости безотлагательного закрепления материальных либо идеальных следов преступления (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего или свидетеля, на которого может быть оказано негативное воздействие и т.д.); 2) в результате которых можно получить наиболее важную для дела информацию; 3) с помощью которых можно проверить все следственные версии или несколько версий одновременно.
В качестве исполнителя большинства следственных действий выступает сам следователь. Проведение отдельных следственных действий, а также организационных и оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с планом поручается работникам уголовного розыска или других служб полиции (специалистам, участковым инспекторам и др.).
Корректировка плана производится в любое время по мере необходимости. Обычно при внесении в план частичных изменений не требуется «переписывать» его целиком. Следует помнить, что план - это рабочий документ, в котором вполне допустимы те или иные поправки.
План расследования к уголовному делу не приобщается; обычно он хранится в надзорном производстве либо отдельно. Не следует уничтожать первоначальные варианты переработанных планов: анализируя их, в случае необходимости можно выявить ошибки и неиспользованные возможности, которые осложнили расследование, и наметить пути успешного его завершения.
Как уже отмечалось, в самом начале расследования планирование работы по делу осуществляется на основе типичных версий. Составлять на этом этапе письменный план обычно просто некогда, да и фактического материала для его составления у следователя пока нет. Опираясь на типичные версии, следователь мысленно намечает программу своей работы и проводит первоначальные следственные действия и другие необходимые мероприятия. После того как комплекс неотложных действий проведен, следователь осмысливает собранный материал и составляет развернутый план расследования.
Такова схема планирования расследования при возбуждении уголовных дел по так называемым официальным материалам — когда о событиях, имеющих признаки преступления, становится известно из заявлений и сообщений граждан, писем должностных лиц, сообщений печати и из других источников, не связанных с оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел.
Иная ситуация складывается при возбуждении дел по оперативно-розыскным данным. В таких случаях следователь, как правило, с самого начала четко представляет себе не только обстоятельства совершенного преступления, но и круг заподозренных лиц, объем доказательств, которые можно будет получить в начале расследования, и т.д. В типичных версиях в таких случаях нет необходимости — на основе имеющихся данных следователь может построить как общие, так и частные конкретные версии и разработать развернутый план расследования. Поэтому, если дело возбуждается на основании имеющихся оперативно-розыскных материалов, следователь обычно планирует работу по этому делу еще до его возбуждения — как только принято окончательное решение, что дело будет возбуждено. Наличие необходимой информации дает возможность заранее составить план реализации имеющихся оперативно-розыскных материалов, который одновременно будет и планом первоначальных следственных действий. При этом следователь может выбрать тактически наиболее удобный момент для возбуждения уголовного дела.
Вопрос 3. Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб ОВД.
I. Понятие, задачи и принципы взаимодействия
Хорошо налаженное деловое взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений и экспертами-криминалистами органов внутренних дел является одним из важных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений; поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности использовались не разрозненно, а комплексно, посредством рационального сочетания соответствующих мер. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели — быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Правовую основу взаимодействия составляют:
— уголовно-процессуальное законодательство РФ; нормативные акты правоохранительных ведомств России.
Основными задачами взаимодействия следователей с оперативно-розыскными и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:
— раскрытие и расследование преступлений;
— привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;
— совместная деятельность по розыску преступников; пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие названных служб можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную, планируемую деятельность следователя с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических служб органов внутренних дел, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
Основными принципами взаимодействия являются следующие:
1) соответствие совместной деятельности требованиям закона;
2) организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;
3) самостоятельность органов дознания в выборе в рамках действующего законодательства средств и методов оперативно-розыскной деятельности;
4) плановость взаимодействия;
5) непрерывность взаимодействия.
Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что следователь при осуществлении предварительного следствия уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК РФ).
В ст. 157 УПК РФ указывается, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После направления дела орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать оперативные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста.
В ходе расследования следователь широко взаимодействует с экспертными учреждениями разных ведомств, судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими учреждениями. Иногда следователь обращается к услугам специалистов иных, не экспертных учреждений (искусствоведам, математикам и т.д.). При этом рамки взаимодействия также определены законом (ст. 195—207 УПК РФ).
Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа) представляются принципиально важными в силу того, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой службы (подразделения) следует привлечь для оказания помощи. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнить поручение следователя. Но сотрудникам других служб, привлекаемым к совместной деятельности, нельзя отводить роль пассивных исполнителей решений следователя. Если оперативные работники или сотрудники экспертно-криминалистической службы исходя из обстоятельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступить инициаторами контакта, предлагать следователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, принимая меры, исключающие разглашение источников и способов их получения. Следователь и оперативный работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию данной информации. Для обеспечения результативности оперативных мероприятий следователь вправе по просьбе оперативного работника или по своей инициативе знакомить его с материалами уголовного дела.
На стадии предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от сотрудника оперативно-розыскного подразделения. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении представителей других заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руководителей, которые определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие отвечает совместно со следователем.
Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений сообщают следователю об информации, полученной ими в результате использования имеющихся в их распоряжении средств и методов. Важным фактором, стимулирующим взаимодействие, является регламентируемая законом инициатива эксперта (ч. 2 ст. 204 УПК РФ). Закон предписывает: если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.
Самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе в рамках действующих законов средств и методов оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что оперативный работник самостоятельно определяет необходимые мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; поисковые мероприятия, для проведения которых должны использоваться силы и средства других служб, и привлекает к сотрудничеству эти службы, несет полную ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Плановость взаимодействия — важнейший его принцип. Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В плане предусматривается участие всех заинтересованных служб в раскрытии преступлений, указываются конкретные исполнители и сроки. Разработка подробных письменных планов особенно необходима по так называемым «неочевидным преступлениям», в тех ситуациях, когда в начале расследования отсутствует информация о подозреваемом. План расследования определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Отдельные планы составляются и при проведении наиболее сложных следственных действий.
Непрерывность взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия определяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.
II. Этапы и формы взаимодействия
Как показывает практика, взаимодействие при расследовании преступлений состоит из нескольких этапов.
Первый этап совпадает с этапом предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении. Нередко такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует необходимые материалы, получает объяснения, принимая одновременно необходимые меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов. Чаще, однако, оперативный работник проводит проверку совместно со следователем. Совместное изучение материалов о преступлении субъектами взаимодействия, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении или сообщении, могут дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления.
Нередко первый этап взаимодействия фактически начинается с выезда на место происшествия и завершается с окончанием розыска преступника по «горячим следам». При этом взаимодействие может продолжаться несколько дней — вплоть до получения информации о преступнике. По прибытии на место происшествия следователь организует и направляет входящих в следственно-оперативную группу сотрудников на выявление, изъятие и закрепление следов преступления, установление потерпевших, очевидцев и свидетелей; он несет персональную ответственность за качество осмотра.
Оперативный работник при этом осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, специалист- криминалист оказывает следователю помощь в обнаружении, фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств, проводит их предварительное исследование, помогает полно и правильно отразить полученную информацию в протоколе осмотра.
Инспектор-кинолог по указанию следователя применяет служебно-розыскную собаку для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела. Он совместно с оперативным работником принимает участие в преследовании и задержании преступника.
Участковый инспектор полиции сообщает следователю сведения о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес, выполняет поручения следователя, направленные на установление очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках. В этих целях он использует помощь общественности, внештатных сотрудников полиции и другие возможности.
Работник ГИБДД организует оказание помощи пострадавшим, принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия, помогает следователю в осмотре транспортного средства, обеспечивает медицинское освидетельствование водителя для установления возможного состояния опьянения, принимает меры для розыска скрывшегося транспортного средства.
В дежурную часть по мере получения необходимой информации должны передаваться сведения о характере преступления, приметах заподозренных лиц, путях их отхода с места происшествия, наличии у них транспортных средств и оружия, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников. Дежурный по органу внутренних дел информирует начальника органа, организует перекрытие путей отхода преступников, высылает группы захвата, а при необходимости действует, руководствуясь специальными оперативными планами.
По результатам осмотра места происшествия и другим данным следователь:
— принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении;
— совместно с работниками следственно-оперативной группы рассматривает полученные материалы и изъятые вещественные доказательства;
— на основании полученной информации намечает и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;
— дает поручения и указания работникам оперативно-розыскных подразделений и других служб полиции о производстве розыскных и поисковых мероприятий.
Большинство из таких мероприятий следователь осуществляет в тесном контакте с оперативным работником. Последний же в свою очередь исполняет отдельные поручения следователя о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, преследует преступника по «горячим следам», осуществляет его задержание и доставление в орган внутренних дел, производит розыск похищенного имущества, перекрывает вероятные места сбыта похищенного, осуществляет поиск искомого по оперативным и криминалистическим учетам, используя имеющиеся у него силы и средства.
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, взаимодействие после его передачи в производство следователю осуществляется в том же порядке. В этих случаях орган дознания несет ответственность за обоснованность принятых им решений и объективность собранных доказательств.
На втором этапе следователь совместно с представителями взаимодействующих сторон анализирует полученные на предыдущем этапе данные, касающиеся обстоятельств совершенного преступления. Обычно это делается на совместных совещаниях. В результате выдвигаются следственные версии, согласовываются меры по их проверке, определяются конкретные исполнители, вырабатывается согласованный план расследования. По мере выполнения разработанного плана он корректируется, намечаются новые мероприятия. При необходимости оперативный работник разрабатывает отдельный план оперативно-розыскных мероприятий.
Контроль за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и практическую помощь в их осуществлении оказывают начальники следственного подразделения, органа дознания или оперативного подразделения.
По делам о нераскрытых преступлениях следователь, оперативные работники и эксперты отчитываются о выполнении плановых мероприятий у руководителей соответствующих подразделений. При необходимости отчеты могут заслушиваться одновременно.
Третий этап взаимодействия начинается после установления личности подозреваемого. На этом этапе, решая вопрос о выборе меры пресечения, следователь при необходимости выясняет у оперативного работника наличие данных о намерениях подозреваемого продолжить преступную деятельность или скрыться от следствия. Избирая меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, следователь в целях предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда осуществляет следующие меры:
— письменно сообщает об этом органу дознания;
— направляет сторожевой листок в паспортный аппарат по месту регистрации обвиняемого;
— с помощью оперативного работника систематически изучает в процессе расследования поведение обвиняемого с целью выявления его намерений скрыться от следствия и суда и при наличии соответствующих данных рассматривает вопрос об изменении меры пресечения.
На четвертом этапе осуществляется взаимодействие в связи с проведением последующих следственных действий, а также работы по завершению расследования. Следователь проверяет, все ли следственные версии отработаны и подтвердилась ли одна из них; соблюдены ли во всех случаях требования уголовно-процессуального закона; достаточно ли доказательств вины обвиняемого; устранены ли противоречия в материалах дела; правильно ли применен уголовный закон.
Осуществляя взаимодействие на заключительном этапе расследования, работники оперативно-розыскных подразделений, следователи и эксперты-криминалисты выполняют на основе совместных планов комплексные мероприятия по профилактике правонарушений; совместно анализируют обстоятельства, способствовавшие совершению отдельных видов преступлений, подготавливают и вносят обобщенные представления по их устранению, информации и соответствующие предложения в другие органы; активно используют в профилактической работе возможности общественных организаций, а также средств массовой информации.
Формы взаимодействия следователя с работниками уголовного розыска, экспертами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел обусловливаются различными факторами (вид преступления, сложность уголовного дела, количество эпизодов, следственная ситуация и т.д.). Практика выработала следующие формы взаимодействия.
1. Составление единого согласованного плана. Совместное планирование позволяет должным образом организовать деятельность взаимодействующих субъектов, способствует координации их действий, позволяет осуществить надлежащий контроль и надзор за их работой, способствует выявлению ошибок и упущений следствия, принятию мер к их устранению. При необходимости план рассматривается руководителями следственного и оперативного подразделений, утверждается начальником органа внутренних дел. Контроль за выполнением запланированного возлагается на следователя. План оперативно-розыскных мероприятий по делу утверждает начальник оперативного подразделения. После выполнения намеченного с учетом новых данных по делу составляется план дополнительных мероприятий.
2. Обмен информацией взаимодействующих субъектов о данных, представляющих интерес для следствия, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому следователем преступлению или к иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по уголовному делу, своевременно знакомит с нею следователя, принимая меры, исключающие разглашение источников и способов ее получения. При этом следователь не только использует полученную оперативную информацию, но и сообщает оперативному работнику о результатах, полученных в процессе ее использования.
3. Производство следственных и розыскных действий по поручению следователя. Как уже указывалось, в соответствии с законом следователь по расследуемым им делам вправе давать органу дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, а также требовать оказания содействия при производстве следственных действий. Такое содействие может выражаться: в создании условий для успешного проведения следственных действий (охрана места происшествия, обеспечение порядка в ходе обыска и т.д.); в непосредственном участии работника оперативно-розыскного аппарата в следственном действии (например, следственном эксперименте, проверке показаний на месте и др.); в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности следственного действия (выявление связей допрашиваемого); в получении необходимой информации и др.
Если работнику уголовного розыска поручается производство следственного действия, обычно указываются не только вопросы, подлежащие выяснению, но и необходимая ориентирующая информация; одновременно ему даются соответствующие тактические рекомендации. Если же поручается проведение розыскных мер, нужно точно сформулировать задачи и определить сроки их проведения.
4. Совместное обсуждение результатов следственных и оперативно-розыскных действий. Чаще всего такие обсуждения производятся в ходе служебных совещаний в связи с необходимостью обмена информацией и определения дальнейшего хода расследования.
5. Отчеты у руководителей соответствующих подразделений оперативных работников, следователей и экспертов о ходе выполнения плановых мероприятий. Такие заслушивания способствуют осуществлению контроля за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и оказанию практической помощи в их осуществлении.
Кроме перечисленных, к формам взаимодействия относятся: взаимодействие при назначении судебных экспертиз и специальных исследований; консультации сотрудников экспертно-криминалистических подразделений по тем или иным вопросам, возникающим в ходе следствия (как правило, требующим применения специальных знаний); совместная работа в составе следственно-оперативных групп и др.
ЗАДАНИЕ:
1. Изучить по данной лекции все вопросы.
2. В рабочей тетради составить конспекты рукописным способом для ответов на экзаменационные вопросы по данной теме:
30. Общие положения организации раскрытия и расследования преступлений.
31. Криминалистические версии и планирование расследования.
32. Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб ОВД.
3. Конспекты экзаменационных вопросов №30-32 отправить по электронной почте до 06 апреля 2020 года включительно. litovkanatalia@rambler.ru.
Фотографии страниц конспекта разместить в положении, пригодном для чтения, по порядку в одном документе Word. Документ назвать по фамилии, форме занятия и дате получения задания. Например, «Пирогова, лекция, 31.03.»