Занятие 2. «онтология. Научные картины мира»

Основные понятия: бытие, действительность, субстанция, сущность, материализм, идеализм, дуализм, диалектика.

План занятия

1. Бытие. Структура и характеристики Бытия и Действительности

2. Философские онтологии: материализм и идеализм

3. Диалектика и ее значение в понимании бытия

4.Эволюция картин мира в понимании бытия и действительности. Современная научная картина мира.

Методические рекомендации

Понимание бытия обусловливает мировоззренческую позицию человека, его отношение к глубинным основаниям собственного существования. Прослушав лекцию о бытие и ознакомившись со вторым разделом учебника, вы уже знаете, что проблемы бытия рассматриваются в рамках такого раздела философии, как онтология. Ознакомление с основами этого учения – ключевая задача следующего семинарского занятия.

Семинарское занятие по онтологии должно не только помочь более глубоко усвоить знания, полученные вами на лекции, но и, что самое главное, должны способствовать зарождению живой движущейся мысли в вашем сознании. На семинаре вы должны быть открыты для философского удивления и иметь когнитивный интерес для поиска ответов на поставленные вами вопросы относительно онтологической проблематики.

Решая какую-либо теоретическую задачу, исследователь первоначально должен определиться с базовыми понятиями, необходимыми для описания и изучения исследуемого объекта. Именно поэтому работа по первому пункту плана семинарского занятия направлена на знакомство с ключевыми категориями онтологии, на выделение структурных компонентов бытия и действительности, на постановку основных вопросов онтологии. Из первого занятия вы уже знаете, как именно формулируется основной вопрос философии, и уже самостоятельно можете сделать вывод, что этот вопрос относится к числу онтологических.

В рамках второго пункта плана вы рассмотрите основные философские онтологии – материализм и идеализм, – сущность которых напрямую зависит от ответа на основной вопрос философии. Материализм – направление философской мысли, исходящее из того, что бытие есть природный мир вещей (материя), а сознание является высшим уровнем организации материи. Идеализм же исходит из понимания бытия как производного некой объективной/субъективной воли, идеи, сознания. Материальное бытие в таком случае носит второстепенный характер.

Несмотря на фундаментальное различие материализма и идеализма, важно отметить, что на сегодняшний день в западноевропейской традиции и материальное, и идеальное бытие рассматриваются с позиций диалектики. Диалектика, как теория развития бытия и основанный на ней метод, теоретически отражает развитие как материи, так и духа. Понимание законов диалектики поможет вам в осмыслении причины, механизма и направленности процесса развития бытия.

Несмотря на то, что общенаучное понимание материи существенно отличается от онтологического понятия, тем не менее, физика, как наука о природе, так же как и философия стремится постичь бытие. Она своими методами вскрывает и описывает тайны природы, отражая полученные знания в форме научной картины мира. Безусловно, вы, как студенты вуза и будущие ученые, тесно связаны с научным знанием, а потому обязаны иметь представления об эпохах в развитии научных представлений о бытие и о господствующей научной картине мира современной эпохи, в которой живете сами.

Вопросы для самоконтроля

К вопросу 1:

1.Дайте определение понятиям «бытие» и «действительность». Проанализируйте смысл различения этих понятий. Насколько принципиальным Вам кажется это различение?

2. Выделите структурные компоненты бытия. Приведите примеры.

3. Дайте определение понятию «материальное». Назовите основные этапы в формировании представлений о материи.

4. Дайте определение понятию «идеальное». Перечислите многообразие форм его проявления. Как между собой соотносятся материальный и идеальный компоненты бытия?

5. Прочитайте отрывок и назовите основную онтологическую проблему, решаемую первыми философами античности.

«…Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество [physis] всегда сохраняется; подобно тому, как и про Сократа мы не говорим, что он вообще становится, когда становится прекрасным или образованным, или что он погибает, когда утрачивает эти свойства, так как остается субстрат – сам Сократ, точно так же, говорят они, не возникает и не исчезает все остальное, ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает все остальное, в то время как само это естество сохраняется.

(Аристотель Метафизика // Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. Книга первая. Глава третья).

К вопросу 2:

1. Вспомните из материала первого занятия, как формулируется основной вопрос философии. Какие философские онтологии, в зависимости от ответа на этот вопрос, можно выделить в истории философии?

2. Дайте краткую характеристику объективно-идеалистическим философским концепциям, назовите их ярчайших представителей.

3. Что с точки зрения субъективно-идеалистических философских концепций является источником бытия? Согласны ли Вы с таким подходом к бытию? Назовите представителей субъективного идеализма.

4. Что такое материализм? Как философы-материалисты отвечают на основной вопрос философии? Проанализируйте онтологию одного из них.

5. Прочитайте отрывок и назовите, представителем какой онтологической концепции является ее автор. Обоснуйте свой ответ.

Нет такого впечатления или такой идеи любого рода, которые не сознавались или не вспоминались бы нами и которых мы не представляли бы существующими; очевидно, что из такого сознания и проистекает наиболее совершенная идея бытия и уверенность в нем. Исходя из этого, мы можем сформулировать следующую дилемму, самую ясную и убедительную, какую только можно себе вообразить: так как мы никогда не вспоминаем ни одного впе­чатления и ни одной идеи, не приписывая им существования, значит, идея существования должна либо происходить от отчетливого впечатления, соединенного с каждым восприятием или с каждым объектом нашей мысли, либо быть тождественной самой идее восприятия или объекта.

(Юм Д. Трактат о человеческой природе // Соч.: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 161).

К вопросу 3:

1. Известно, что движение – атрибут материи. Тождественны ли понятия движения и развития?

2. Что такое диалектика? В чем смысл различения субъективной и объективной диалектики? Назовите философов, внесших особый вклад в диалектическое понимание бытия.

3. Дайте определение основным категориям диалектики: сущность и явление, единичное, особенное, всеобщее, тезис, антитезис, синтез, качество, количество, мера, тождество, снятие, отрицание.

4. Перечислите три закона диалектики. Объясните их значение для понимания бытия.

5. Прочитайте отрывок и, опираясь на его содержание, объясните, какое преимущество, с точки зрения Ф. Энгельса, имеет диалектика перед метафизикой?

Метафизиче­ский способ понимания, хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограни­ченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоре­чиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием – их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч. в 50 т. М., 1961. Т. 20. С. 21.

К вопросу 4:

1. Каким предстаёт бытие в натурфилософской картине мире?

2. Назовите основные понятия и законы механической картины мира. Объясните смысл субстанционального понимания пространства и времени.

3. Как меняются представления о природе в квантово-полевой картине мира?

4. Назовите основные понятия и законы ОТО и СТО. В чем суть реляционной концепции пространства и времени?

5. Прочитайте отрывок и предположите, о какой тенденции в современной науке ведет речь автор?

Если в наше время можно говорить о картине природы, складывающейся в точных науках, речь, по сути дела, идёт уже не о картине природы, а о картине наших отношений к природе. Старое разделение мира на объективный ход событий в пространстве и времени, с одной стороны, и душу, в которой отражаются эти события, – с другой, иначе говоря, картезианское различие res cogitans и res extensa уже не может служить отправной точкой в понимании современной науки. В поле зрения этой науки прежде всего – сеть взаимоотношений человека с природой, те связи, в силу которых мы, телесные существа, представляем собой часть природы, зависящую от других её частей, и в силу которых сама природа оказывается предметом нашей мысли и действия только вместе с самим человеком. Наука уже не занимает позиции наблюдателя природы, она осознаёт себя как частный вид взаимодействия человека с природой. Научный метод, сводившийся к изоляции, объяснению и упорядочению, натолкнулся на свои границы. Оказалось, что его действие изменяет и преобразует предмет познания, вследствие чего сам метод уже не может быть отстранён от предмета. В результате естественно-научная картина мира, по существу, перестаёт быть только естественно-научной.

Гейзенберг В. Картина природы в современной физике // Шаги за горизонт. М., 1987. С. 303-305.

Литература

К вопросу 1:

1. Гайденко П. П. Бытие // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 1 (А–Д). С. 337-344. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0521.html (дата обращения: 08.09.2019).

2. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 16-27.

3. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 26-31.

4. Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн. / ОмГТУ; сост.: В. О. Бернацкий [и др.]; под ред. В. О. Бернацкого. Омск; Изд-во ОмГТУ, 2012. Часть 2. Философская и научная картина мира. Бытие и Небытие. Парменид. Платон. Аристотель. Гегель.

К вопросу 2:

1. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 180-194.

2. Левин Т. Д. Идеализм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 2 (Е–М). С. 73-74. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1172.html (дата обращения: 30.08.2019).

3. Левин Т. Д. Материализм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 2 (Е–М). С. 507-508. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1821.html (дата обращения: 30.08.2019).

4. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 31-38.

5. Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн. / ОмГТУ; сост.: В. О. Бернацкий [и др.]; под ред. В. О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. Часть 2. Философская и научная картина мира. Материя, движение, пространство, время. Аристотель. Ньютон. Готт.

К вопросу 3:

1. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 20-22, С. 185-188.

2. Михайлов Ф. Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / ред. В. С. Степин. Т. 1. М.: Мысль, 2010. С. 181-182.

3. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 34-35.

4. Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн. / ОмГТУ; сост.: В. О. Бернацкий [и др.]; под ред. В. О. Бернацкого. Омск; Изд-во ОмГТУ, 2012. Часть 2. Философская и научная картина мира. Диалектика. Гераклит. Гегель. Энгельс. Ленин.

К вопросу 4:

1. Аронов Р. А. Загадка Ньютона и синдром Пигмалиона // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 63–70.

2. Ахундов М. В. Пространство и время в физическом познании. Пространство и время в физике микромира. С. 16-231 – Режим доступа: http://www.pseudology.org/Akhundov/ProstransvoVremya.htm (дата обращения: 25.09.2019)

3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Глава вторая. Галилео Галилей. Формирование классической механики. Глава шестая. Исаак Ньютон. – Режим доступа: http://hspc.khazar.org/wp-content/uploads/2014/11/Гайденко-П.П.-История-новоевропейской-философии-в-ее-связи-с-наукой.pdf (дата обращения: 25.09.2019).

4. Дрюк М. А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 102-113.

5. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 38-41, С. 87-92.

6. Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн. / ОмГТУ; сост.: В. О. Бернацкий [и др.]; под ред. В. О. Бернацкого. Омск; Изд-во ОмГТУ, 2012. Часть 2. Философская и научная картина мира. Конкретно-исторический характер научной картины мира. Гейзенберг.

Темы докладов и рефератов

1. Развитие представлений о бытии в ранней греческой философии (осветить ключевые онтологические идеи Фалеса, Гераклита, Парменида, Демокрита, а также такие понятия, как первовещество, натурфилософия, небытие, атом, пустота).

2. Сравнительный анализ философских онтологий Платона и Аристотеля (осветить ключевые онтологические идеи, сопоставить и проанализировать сходства и различия онтологий двух великих философов, а также дать определение понятиям: эйдос, материя, сущность, форма, метафизика).

3. Развитие представлений о бытии в Средние века и Новое время (осветить ключевые онтологические идеи Ф. Аквинского, Б. Спинозы, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, а также такие понятия как креационизм, Бог, субстанция, монизм, пантеизм, дуализм, плюрализм, монада).

4. Основные этапы развития диалектического материализма (осветить ключевые онтологические идеи П. А. Гольбаха, Г.В. Ф. Гегеля, К. Маркса, а также такие понятия как материя, пространство, время, движение, развитие, диалектика, количество, качество мера, скачок, необходимость/случайность, возможность/действительность).

5. Современная наука о бытии (осветить ключевые идеи А. Эйнштейна, В. Гейзенберга, П. Хиггса, С. Хокинга, Х. Германа, И. Пригожина, а также такие понятия как релятивизм, квант, бозон, принцип неопределенности, принцип дополнительности, бозон, бифуркация, флуктуация, энтропия).

Литература для подготовки докладов и рефератов

К теме 1.

1. Гайденко П. П. Бытие // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 1 (А–Д). С. 337-344. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0521.html (дата обращения: 08.09.2019).

2. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 16-27.

К теме 2.

1. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 34-37, 44-46.

2. Асмус В. Ф. Античная философия. Платон. Аристотель. С. 174-273 Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus/ (дата обращения: 25.09.2019)

К теме 3.

1. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 118-121, 168, 170-171.

2. Коплстон Ф. История философии. Средние века. Христианская мысль в античности. Августин. Альберт Великий и Фома Аквинский. – Режим доступа: https://knigogid.ru/books/742258-istoriya-srednevekovoy-filosofii/toread  (дата обращения: 25.09.2019)

К теме 4.

1. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 178-179, 189-191.

2. Ойзерман Т. И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. №2. С. 3-31.

К теме 5.

1. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. – С. 38-41

2.Бекман И.Н. Синергизм и синергетика // https://beckuniver.ucoz.ru/Kurs_Sinerget/Sinerg_Lec1.htm (дата обращения 28.08.2019).

3.Эйнасто Яан Сказание о темной материи // http://www.astronet.ru/db/msg/1233291/text.html (дата обращения 28.08.2019).

Контрольные вопросы и задания

Пороговый уровень освоения темы:

1.Философская категория, обозначающая глобальную реальность, существующую независимо не только от сознания человека, но и наличия всего человечества это:

А) действительность;

Б) реальность;

В) бытие;

Г) материя.

2. Онтология – это:

А) учение о бытии, о его фундаментальных принципах;

Б) учение о всеобщей обусловленности явлений;

В) учение о сущности и природе науки;

Г) учение о правильных формах мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: