Социально-экономическая сущность финансов

План

 

Введение

Финансы: роль, значение и сущность

Социально-экономическая сущность финансов

Функции финансов

Макроэкономика и ее важнейшие показатели

Предмет и основные понятия макроэкономики

Основные макроэкономические показатели

Финансы и общественное производство

Общественное производство, его сущность и основные факторы

Результаты общественного производства

    Роль финансов в производстве общественного продукта

Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве

Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений

Заключение

Список литературы

Приложение

 



Введение

 

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и, было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется данный процесс.

В зависимости от того, как мы распределим созданную стоимость в денежном выражении, будет зависеть процесс производства, а также состояние экономики в целом. Т.к. общественный продукт является основным макроэкономическим показателем, отражающим экономический потенциал страны, уровень жизни населения, действенность методов экономической и социальной политики.

Поскольку финансы - это распределительная категория (что вытекает из распределительной функции), то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Целью данной работы является изучение финансов и анализ их роли в общественном воспроизводстве.

В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:

→       исследование экономической природы финансов;

→      изучение основных функции финансов;

→      рассмотрение основы макроэкономики и ее важнейших показателей;

→      ознакомление с общественным производством, его факторами и результатами;

→      познание роли финансов в производстве общественного продукта;

→      анализ основных направлений использования финансов в общественном воспроизводстве.

Объектом и предметом данной работы соответственно являются финансы и их функционирование в макроэкономике.

 

1.
Финансы: роль, значение и сущность

 


Социально-экономическая сущность финансов

 

Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот. При этом субъекты обладают разной юридической силой, т.е. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них - государство - наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.

Денежный оборот включает разнонаправленные денежные потоки. Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль, доходы от различных видов деятельности и др. Назначение денежных средств - обеспечение расширенного производства.

Финансы - это денежные отношения, но не все денежные отношения - суть финансы. Поэтому к финансам как экономической категории принято относить следующие денежные отношения, возникающие между:

¡ предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

¡ предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

¡ государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;

¡ государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

¡ предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

¡ отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного регулирования;

¡ страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.

Нельзя рассматривать как финансы денежные отношения между равноправными физическими или юридическими лицами, регулируемые договорами гражданско-правового характера. Здесь государство в отношениях партнеров не присутствует.

Финансы отличаются от денег, как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда хозяйствующих субъектов. Финансы же - это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений. Финансы - это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.

Финансы - категория историческая, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного производства определяются природой государства и его функциями.

Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок. Первая сводилась к следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Последняя стала общегосударственным фондом денежных средств - бюджетом.

Вторая предпосылка - формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Наконец, третья предпосылка - налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме.

Впрочем, получают развитие не одни только государственные финансы. Развиваются (и по объему, и качественно) финансы предприятий и организаций различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная - акционерные общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка и другие формы привлечения средств существенно расширили и разнообразили возможности роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.

Иными словами, в результате длительной экономической эволюции финансовые отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Учитывая расширение сферы финансовых отношений, в настоящее время в нее включают экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход государства - вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Он определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. С учетом размеров национального дохода и пропорции его деления на фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

Функции финансов

 

Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств.

Финансы выполняют следующие функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция - объективная и основная. Субъектами распределения выступают юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами распределительной функции выступают стоимость валового внутреннего продукта и часть национального богатства. Финансы обслуживают разные этапы распределения ВВП, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный и местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения ― внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное, межгосударственное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

© создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, государства, населения, органов местного самоуправления;

© укрепить государство;

© развить производительные силы общества;

© создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Контрольная функцияфинансов определяется их свойством служить средством контроля над процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта.

Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля над движением и образованием материальных ценностей в обществе, а также за ходом распределения и использования средств. Финансовый контроль действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредит, налогообложение, залог и др.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов в процессе финансового планирования.

В условиях развития рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Следует подчеркнуть, что распределительная и контрольная функции финансов действуют одновременно, это стороны одного процесса. Поэтому финансы являются своеобразным зеркалом экономики и социальной сферы. Если их состояние характеризуется как кризисное, то это значит, что кризис охватывает саму экономику.

 

2.
Макроэкономика и ее важнейшие показатели

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: