Физическая подготовленность (ФП) — результат физической подготовки, целенаправленно организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. Включает следующие основные качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: сила, выносливость, координация, гибкость, быстрота. Степень развития этих качеств определяет ФП человека. Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:
· скоростных (бег на 30 или 100 м);
· координационных (бег на 3x10 м, прыжки через скакалку);
· скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъём туловища за 30 с);
· силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине);
· выносливости (бег на 1000, 2000, 3000 м);
· гибкости (наклон туловища вперёд).
Тест (проба) − качественное или некачественное испытание для выявления уровня ФП испытуемого. Для исправления физических недостатков важно определить, на каком уровне по отношению и должным возрастным величинам находятся физические кондиции. Однако, чтобы получаемая с помощью тестирования информация была достоверной, необходимо выполнять следующие требования:
1. Точно измерять параметры и правильно вводить их компьютер.
2. Комплексное тестирование проводить не реже 2-х раз в учебном году
(сентябрь, май), организм изменяется (рост, инволюция), и физические качества развиваются неравномерно.
3. Тест по возможности проводить всегда в одно и тоже время, натощак.
4. Предварительно обучить правильному выполнению тестов.
5. Перед тем как приступить к тестированию, необходимо провести разминку. Это предупредит возможные травмы (растяжение мышц, излишняя усталость) вследствие "неразогретости" мышечно-связочного аппарата, и улучшит показатели, где результат очень зависит от проявления гибкости, скорости, силы к прыгучести.
6. Разминка должна включать в себя упражнения, близкие по структуре к упражнениям теста (бег, наклоны, приседания, растягивания, прыжки, повороты и пр.).
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ физического
ЗДОРОВЬЯ
Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.
Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем.
3. Уровень неспецифической резистентности и иммунологической защиты.
4. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.
6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья) (А.Г.Щедрина, 1989).
Организм может находиться в одной из нескольких состояний: здоровье, донозологическое состояние, преморбидное состояние, болезнь. Непрерывность состояний организма определяется взаимодействием и взаимовлиянием изменяющихся во времени различных факторов риска (см. рис.).
Факторы риска .
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Норма
Варианты нормы
Пограничные
состояния
Преморбидные
состояния
Хронические
болезни (стадия
компенсации)
Хронические
болезни (стадия
декомпенсации
Инвалидизация
___________________________________________________________________________
Уровень болезни
Рис. Состояния уровней здоровья организма.
4.1. Оценка состояния здоровья с использованием
различных подходов
Определение адаптационного потенциала (коэффициента здоровья (КЗ)) по методике Р.М.Баевкого.
2. Определени уровня соматического здоровья индивида с помощью экспресс-оценки по Г.Л.Апанасенко.
3. Определение «количества здоровья» по Н.М. Амосову
4. Оценка физического состояния по Д.Н.Давиденко
5. Оценка физической работоспособности с помощью Гарвардского степ-теста
6. Оценка физической работоспособности по данным теста РW/С170 и непрямого определения МПК
7. Оценка физической работоспособности с помощью 6-моментной функциональной пробы
Вводные замечания. Теоретическим обоснованием данной пробы является закон экономизации функцийпо мере повышения уровня тренированности, а также прямая зависимость между интенсивностью физической нагрузки и частотой сердечных сокращений. Характеристики физического развития, определение физического состояния и работоспособности, безусловно, несут косвенную информацию о состоянии здоровья. Однако следует помнить, что рекомендуемые тесты позволяют увидеть границы приспособительных реакций, диапазон которых и характеризует состояние здоровья. Поэтому более адекватными могут быть методики балльной и процентной оценки последнего, учитывающие в комплексе как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.
Порядок работы. Методически эта проба выполняется следующим образом:
1. Подсчитывается ЧСС в состоянии покоя (в положении лёжа) за минуту.
2. Испытуемый встаёт и у него подсчитывают ЧСС за вторую минуту пребывания в вертикальном положении.
3. Разность между величинами ударов пульса в состоянии стоя и лёжа умножают на 10.
4. Испытуемый делает 20 глубоких приседаний в течение 40 с (во время приседания руки энергично вытягиваются вперёд, при вставании — опускаются). Подсчитывается ЧСС за первую минуту восстановления.
5. Подсчитывается ЧСС за вторую, минуту восстановления.
6. Подсчитывается ЧСС за третью минуту восстановления.
Итоговая оценка получается благодаря суммированию результатов всех шести описанных выше пунктов.
Уровень физической работоспособности оценивается как:
· низкий, при сумме, равной 500 и более;
· ниже среднего, при 450-500;
· средний, при 400-450;
· выше среднего, при 350-400;
· высокий, при сумме, меньшей 350.