Направления деятельности педагога-психолога

ПОЛОЖЕНИЕ

О деятельности педагога-психолога МБДОУ д/с № _____

Общие положения

1.1. Настоящее положение о деятельности педагога-психолога (далее – Положение) МБДОУ д/с № ___ (далее – Учреждение) разработано в соответствии с  законом РФ от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)», Приказом Минобразования РФ от 22.10.1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Уставом образовательного Учреждения.

1.2. Положение определяет организационно-методическую основу деятельности педагога-психолога в Учреждении.

1.3. Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, основных и дополнительных образовательных программ; оказывает психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), испытывающими трудности в освоение основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.

1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

Цели и задачи деятельности педагога-психолога

2.1. Целями педагога-психолога являются:

· содействие администрации и педагогическому коллективу Учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

· оказание помощи воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

· содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

2.2. Задачи педагога-психолога:

· психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

· содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

· формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

· содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в Учреждении;

· психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников;

· профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии воспитанников;

· участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе образовательных программ и проектов;

· участие в психологической экспертизе (оценке) комфортности и безопасности образовательной среды в Учреждении;

· участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

· содействие распространению и внедрению в практику Учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

· содействие в обеспечении деятельности педагогических работников Учреждения научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Содержание деятельности педагога-психолога

3.1. Педагог-психолог ДОУ является равноправным членом педагогического коллектива Учреждения. Принимает участие в работе Педагогических советов.

3.2. Для организации работы педагога-психолога в Учреждении создаётся психологический кабинет. Кабинет должен быть размещён в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей работы со всеми участниками образовательных отношений, и оснащён соответствующим оборудованием.

3.3. Нагрузка педагога-психолога в Учреждении составляет 36 часов в неделю и определяется правилами внутреннего трудового распорядка и регулируется данным положением с учётом:

· выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

· подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации, прохождение курсов повышения квалификации и т.д.

3.4. Педагог-психолог ведёт учёт проводимой в ДОУ работы, согласовывает планирование и предоставляет отчётность по административной и профессиональной линии.

3.5. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией Учреждения.

3.6. На время отсутствия педагога-психолога в образовательном Учреждении (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающего необходимой квалификацией.

Направления деятельности педагога-психолога

4.1. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ включает в себя:

· Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.

· Психологическую экспертизу программ развития Учреждения с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды.

· Консультирование педагогов Учреждения при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

· Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.

4.2. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ включает в себя:

· Формирование и реализация планов развивающей работы с воспитанниками с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

· Разработка программ воспитания и социализации детей, коррекционных программ.

· Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников.

· Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.

· Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения образовательной программы, установленной ФГОС ДО.

4.3. Психологическое консультирование

4.3.1. Психологическое консультирование направлено на оказание помощи воспитанникам, в том числе с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования.

4.3.2. Психологическое консультирование включает в себя:

· Консультирование администрации, педагогов и других работников Учреждения по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;

· Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для построения индивидуального образовательного маршрута, в том числе для детей с ОВЗ, с учётом особенностей и индивидуальных потребностей конкретного ребёнка;

· Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками, в том числе с ОВЗ, их развития и другим вопросам.

· Консультирование администрации Учреждения, педагогов, родителей (законных представителей) по психологически проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников, в том числе с ОВЗ.

4.4. Психологическая диагностика

4.4.1. Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжение всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, его потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

4.4.2. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников Учреждения.

4.4.3. Участие ребёнка в психологические диагностики допускается только с согласия родителей (законных представителей).

4.4.4. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

4.4.5. Психологическая диагностика включает в себя:

· Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития детей, в том числе с ОВЗ, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;

· Изучение интересов, склонностей, способностей детей, в том числе с ОВЗ;

· Выявление предпосылок одарённости;

· Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, в том числе с ОВЗ, участие в работе психолого-педагогического консилиума Учреждения;

· Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации Учреждения и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, в том числе с ОВЗ

4.5. Психологическая профилактика

4.5.1. Психологическая профилактика направлена на предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в Учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

4.5.2. Психологическая профилактика включает в себя:

· Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности воспитанников, в том числе детей с ОВЗ;

· Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, её аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;

· Разъяснение участникам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения;

· Разработка рекомендаций участникам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в ДОУ, переход на новый уровень образования);

4.6. Психологическое просвещение

4.6.1. Психологическое просвещение направлено на формирование у воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и администрации Учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

4.6.2. Психологическое просвещение включает в себя:

· Ознакомление педагогов и администрации Учреждения с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста;

· Информирование участников образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;

· Ознакомление педагогов, администрации, родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребёнка (в рамках консультирования, педагогических советов);

· Ознакомление педагогов, администрации образовательного Учреждения с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации;

· Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одарённости ребёнка;

· Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

4.7. Коррекционно-развивающее направление

4.7.1. Коррекционно-развивающая работа направлена на активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога с воспитателями и другими специалистами Учреждения.

4.7.2. Коррекционно-развивающее направление включает в себя:

· Разработку и реализацию планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;

· Организация и совестное осуществление педагогами и другими специалистами Учреждения психолого-педагогической коррекции выявленных в психического развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации;

· Формирование и реализация совместно с другими педагогическим работниками Учреждения планов по созданию образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе одарённых обучающихся;

· Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся;

· Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательном Учреждении;

· Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ОВЗ;

· Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий;

· Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: