Распространенные меры нематериального стимулирования

Конспект лекции

по дисциплине Б1.В.ОД.3 МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 (наименование дисциплины)

 

Лекция 6. Нематериальное и организационное стимулирование персонала

Актуальность темы

— Стимулирование персонала имеет как материальные (денежные и неденежные), так и нематериальные формы.

— Владение нематериальными формами стимулирования сотрудников является важнейшей компетенцией руководителя на производстве.

— Изучение нематериального и организационного стимулирования персонала составляет неотъемлемую часть подготовки магистров по специальности «Управление персоналом».

 

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

 

Рис. 1. Структура мотивации сотрудников

Распространенные меры нематериального стимулирования

Официальное признание заслуг:

— награждение почетными грамотами, значками, медалями, помещением на доску почета;

— объявление благодарности, вручение подарков «за заслуги», присвоение званий: почетного работника, ветерана предприятия, передовика
в какой-либо профессии или в типе поведения (активность, новаторство, преданность).

Предоставление возможностей для творчества:

— освобождение от рутинных обязанностей;

— перевод на более интересный участок работы;

— выделение ресурсов под творческую задачу (людских, материальных, денежных);

— назначение руководителем проекта нововведений и т.д.

Привлечение работников к управлению:

— вопросы к сотрудникам на предмет внесения предложений по решению различных проблем предприятия;

— делегирование полномочий;

— привлечение к работе комитетов и комиссий по решению каких-либо задач предприятия;

— включение в рабочие группы проектов изменений в организации.

Изменение статуса работника:

— назначение на руководящую должность (продвижение);

— включение в кадровый резерв на продвижение;

— присвоение категории;

— перемещение в другое подразделение;

— предоставление дополнительных полномочий и т.д.

Улучшение условий труда и режима работы:

— улучшение психофизиологических и эргономических условий труда;

— внедрение новых технологий, учитывающих человеческий фактор;

— предоставление свободного графика работы и т.д.

Совершенствование стиля руководства и методов управления:

— неформальное использование стимулирующих воздействий, коммуникаций, эмоциональной окраски делового общения.

Формирование организационной культуры.

— Так же как стиль управления, организационная культура относится к нематериальным стимулам.

— Стимулирующее воздействие организационной культуры происходит очень медленно, но имеет огромную стимулирующую силу.

— Кроме того, изменение организационной культуры – очень сложная задача, выполняемая обычно в течение нескольких лет и даже десятилетий.

 

Моральное стимулирование – регулирование поведения работников на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание:

— награждение (медали, знаки отличия, предметы личного пользования с дарственной или благодарственной надписью, почетные грамоты, вымпелы, кубки и т.п.);

— информирование о заслугах и достижениях;

— управление взаимоотношениями индивидуумов, групп.

Информирование – это метод морального стимулирования, основанный на систематическом обеспечении персонала организации информацией о поступках, действиях, достижениях какого-либо члена организации, достойных уважения и признательности со стороны других работников.

— Его главная цель – подбор, обобщение, оформление и распространение визуальными и вербальными средствами разнообразных сведений (например, о заслугах и достижениях конкретного работника, целях работы коллектива, благотворительных проектах и результатах спонсорской деятельности организации) для формирования команды единомышленников и поощрения коллектива к проявлению активности в дальнейшей работе.

Основные задачи информирования персонала:

—  передавать нормы, ценности, ориентиры организационной культуры персоналу;

—  своевременно сообщать сотрудникам о событиях в жизни организации;

—  способствовать формированию благоприятного социально­психологического климата в коллективе;

—  способствовать формированию командного (корпоративного) духа в организации;

—  способствовать повышению уровня лояльности сотрудников;

—  способствовать осознанию сотрудниками своей роли в коллективе.

— В зависимости оттого, присутствует ли поощряемый работник в момент передачи сведений о его заслугах, информирование может осуществляться активными способами и пассивными.

— Большим стимулирующим эффектом обладают активные способы информирования, когда информация оглашается в присутствии поощряемого работника и одобрительное сообщение дополняется его позитивным эмоциональным состоянием, создавая благоприятный настрой во всем коллективе.

Организация корпоративных мероприятий сегодня является действенным, а потому и популярным методом морального стимулирования персонала.

Корпоративный праздник – специальное мероприятие, инициируемое и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни организации или общества.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: