Конспект лекции
по дисциплине Б1.В.ОД.3 МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
(наименование дисциплины)
Лекция 6. Нематериальное и организационное стимулирование персонала
Актуальность темы
Стимулирование персонала имеет как материальные (денежные и неденежные), так и нематериальные формы.
Владение нематериальными формами стимулирования сотрудников является важнейшей компетенцией руководителя на производстве.
Изучение нематериального и организационного стимулирования персонала составляет неотъемлемую часть подготовки магистров по специальности «Управление персоналом».
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА
Рис. 1. Структура мотивации сотрудников
Распространенные меры нематериального стимулирования
Официальное признание заслуг:
награждение почетными грамотами, значками, медалями, помещением на доску почета;
объявление благодарности, вручение подарков «за заслуги», присвоение званий: почетного работника, ветерана предприятия, передовика
в какой-либо профессии или в типе поведения (активность, новаторство, преданность).
Предоставление возможностей для творчества:
освобождение от рутинных обязанностей;
перевод на более интересный участок работы;
выделение ресурсов под творческую задачу (людских, материальных, денежных);
назначение руководителем проекта нововведений и т.д.
Привлечение работников к управлению:
вопросы к сотрудникам на предмет внесения предложений по решению различных проблем предприятия;
делегирование полномочий;
привлечение к работе комитетов и комиссий по решению каких-либо задач предприятия;
включение в рабочие группы проектов изменений в организации.
Изменение статуса работника:
назначение на руководящую должность (продвижение);
включение в кадровый резерв на продвижение;
присвоение категории;
перемещение в другое подразделение;
предоставление дополнительных полномочий и т.д.
Улучшение условий труда и режима работы:
улучшение психофизиологических и эргономических условий труда;
внедрение новых технологий, учитывающих человеческий фактор;
предоставление свободного графика работы и т.д.
Совершенствование стиля руководства и методов управления:
неформальное использование стимулирующих воздействий, коммуникаций, эмоциональной окраски делового общения.
Формирование организационной культуры.
Так же как стиль управления, организационная культура относится к нематериальным стимулам.
Стимулирующее воздействие организационной культуры происходит очень медленно, но имеет огромную стимулирующую силу.
Кроме того, изменение организационной культуры – очень сложная задача, выполняемая обычно в течение нескольких лет и даже десятилетий.
Моральное стимулирование – регулирование поведения работников на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание:
награждение (медали, знаки отличия, предметы личного пользования с дарственной или благодарственной надписью, почетные грамоты, вымпелы, кубки и т.п.);
информирование о заслугах и достижениях;
управление взаимоотношениями индивидуумов, групп.
Информирование – это метод морального стимулирования, основанный на систематическом обеспечении персонала организации информацией о поступках, действиях, достижениях какого-либо члена организации, достойных уважения и признательности со стороны других работников.
Его главная цель – подбор, обобщение, оформление и распространение визуальными и вербальными средствами разнообразных сведений (например, о заслугах и достижениях конкретного работника, целях работы коллектива, благотворительных проектах и результатах спонсорской деятельности организации) для формирования команды единомышленников и поощрения коллектива к проявлению активности в дальнейшей работе.
Основные задачи информирования персонала:
передавать нормы, ценности, ориентиры организационной культуры персоналу;
своевременно сообщать сотрудникам о событиях в жизни организации;
способствовать формированию благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе;
способствовать формированию командного (корпоративного) духа в организации;
способствовать повышению уровня лояльности сотрудников;
способствовать осознанию сотрудниками своей роли в коллективе.
В зависимости оттого, присутствует ли поощряемый работник в момент передачи сведений о его заслугах, информирование может осуществляться активными способами и пассивными.
Большим стимулирующим эффектом обладают активные способы информирования, когда информация оглашается в присутствии поощряемого работника и одобрительное сообщение дополняется его позитивным эмоциональным состоянием, создавая благоприятный настрой во всем коллективе.
Организация корпоративных мероприятий сегодня является действенным, а потому и популярным методом морального стимулирования персонала.
Корпоративный праздник – специальное мероприятие, инициируемое и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни организации или общества.