При обработке результатов анкетирования используется следующая таблица баллов, соответствующих различным вариантам ответов родителей на вопросы:
Варианты ответов | Номер вопроса | |||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | |
1) или А | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2) или Б | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
3) или В | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Суммарный балл от 10 до 16 характеризует позицию родителей как партнерские отношения (высокий уровень взаимодействия);
от 5 до 9 баллов – позиция - ситуативное взаимодействие (средний уровень); менее 5 – нейтралитет (низкий уровень).
Используя метод процентного соотношения, можно также выявить для каждого отдельного детского коллектива процент родителей с различной позицией.
Полученные данные могут стать основой для корректировки плана работы педагога с родителями, помочь в планировании такой работы учреждения в целом, а также стать предметом обсуждения, как на педагогических советах, так и на родительских собраниях и конференциях.
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
|
(комплексная методика А. А. Андреева)
Часть I
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход анкетирования
Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
5 4 3 2 1 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
5 4 3 2 1 2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
5 4 3 2 1 3. Ответственность (умение держать слово).
5 4 3 2 1 4. Воля (умение не отступать перед трудностями).
5 4 3 2 1 5. Хорошие манеры поведения.
5 4 3 2 1 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
5 4 3 2 1 7. Образованность.
5 4 3 2 1 8. Ум (способность здраво и логично мыслить).
5 4 3 2 1 9. Высокие жизненные запросы.
5 4 3 2 1 10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
5 4 3 2 1 11. Честность в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 12. Доброта в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 13. Чуткость в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 14. Справедливость в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 15. Терпимость к взглядам и мнениям других.
|
|
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1-5);
б) блок жизненной компетентности (6-10);
в) блок морально-психологических качеств личности (11-15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Часть II
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Ход анкетирования
Родители заполняют опросный лист со следующим текстом:
Утверждения | Совершенно не верно | Едва ли это верно | Скорее всего, верно | Совершенно верно |
Образовательное учреждение помогает ребенку: 1) поверить в свои силы;
2) учиться решать жизненные проблемы; 3) учиться преодолевать жизненные трудности; 4) учиться правильно общаться со сверстниками; 5) учиться правильно общаться со взрослыми | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Часть III
Цель: получить содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.
Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов):
1. Что больше всего радует Вас в жизни?
2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?
3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?
4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?
5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?
6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?
7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?
8. Каким должно быть хорошее учебное заведение?
9. В какой степени учебное заведение, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?
10. Чем и как Вы помогаете учебному заведению в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.
АНКЕТА «ГОЛОС РОДИТЕЛЯ»
Цель: через родителей собрать и уточнить более подробные сведения об учащихся: их отношение к школе, приоритетность тем или иным учебным дисциплинам, взаимоотношения со сверстниками и педагогами; выявить влияние родителей на своих детей.
Анкета предназначена для родителей подростков.
|
|
Ход анкетирования
При анкетировании родителей (на родительских собраниях) важно вначале указать цель анкетирования и показать возможность использования результатов анкеты в работе с подростками.
1. С каким настроением Ваш сын (дочь) идет в учебное заведение?
2. С какими трудностями сталкивается в учебном заведении Ваш сын (дочь)?
3. Бывают ли у него трудности в общении с одноклассниками, учителями?
4. Есть ли у него друзья в классе? Знаете ли Вы о них?
5. Оказываете ли Вы своему ребенку помощь в подготовке к занятиям, в разрешении конфликтов и т. п.?
6. Назовите лучшие качества сына (дочери).
7. Какие черты характера сына (дочери) Вас огорчают?
8. Всегда ли совпадают мнения в семье по вопросам воспитания сына (дочери)?
9. Могли бы Вы поделиться опытом воспитания в семье?