Обработка анкет и интерпретация результатов

При обработке результатов анкетирования используется следующая таблица баллов, соответствующих различным вариантам ответов родителей на вопросы:

 

Варианты

ответов

Номер вопроса

1 2 3.1 3.2 3.3 4.1 4.2 4.3
1) или А 2 2 2 2 2 2 2 2
2) или Б 1 1 0 0 0 1 1 1
3) или В 0 0 1 1 1 0 0 0

 

Суммарный балл от 10 до 16 характеризует позицию родителей как партнерские отношения (высокий уровень взаимодействия);

от 5 до 9 баллов – позиция - ситуативное взаимодействие (средний уровень); менее 5 – нейтралитет (низкий уровень).

Используя метод процентного соотношения, можно также выявить для каждого отдельного детского коллектива процент родителей с различной позицией.

Полученные данные могут стать основой для корректировки плана работы педагога с родителями, помочь в планировании такой работы учреждения в целом, а также стать предметом обсуждения, как на педагогических советах, так и на родительских собраниях и конференциях.

 

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(комплексная методика А. А. Андреева)

Часть I

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Ход анкетирования

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:

Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени;

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени;

1 - практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.

 

5 4 3 2 1 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).

5 4 3 2 1 2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).

5 4 3 2 1 3. Ответственность (умение держать слово).

5 4 3 2 1 4. Воля (умение не отступать перед трудностями).

5 4 3 2 1 5. Хорошие манеры поведения.

5 4 3 2 1 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).

5 4 3 2 1 7. Образованность.

5 4 3 2 1 8. Ум (способность здраво и логично мыслить).

5 4 3 2 1 9. Высокие жизненные запросы.

5 4 3 2 1 10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).

5 4 3 2 1 11. Честность в отношениях с людьми.

5 4 3 2 1 12. Доброта в отношениях с людьми.

5 4 3 2 1 13. Чуткость в отношениях с людьми.

5 4 3 2 1 14. Справедливость в отношениях с людьми.

5 4 3 2 1 15. Терпимость к взглядам и мнениям других.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

а) блок поведенческих качеств (1-5);

б) блок жизненной компетентности (6-10);

в) блок морально-психологических качеств личности (11-15).

Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.



Часть II

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Ход анкетирования

 

Родители заполняют опросный лист со следующим текстом:

 

 

Утверждения

Совершенно не верно

Едва ли это верно

Скорее всего, верно

Совершенно верно

 

Образовательное учреждение помогает ребенку:

1) поверить в свои силы;

 

2) учиться решать жизненные проблемы;

3) учиться преодолевать жизненные трудности;

4) учиться правильно общаться со сверстниками;

5) учиться правильно общаться со взрослыми

       
       
1   2 3 4
       
1 2 3 4
       
1 2 3 4
       
1 2 3 4
       
1 2 3 4

 

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

Часть III

 

Цель: получить содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов):

1. Что больше всего радует Вас в жизни?

2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?

3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?

4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?

5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?

6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?

7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?

8. Каким должно быть хорошее учебное заведение?

9. В какой степени учебное заведение, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?

10. Чем и как Вы помогаете учебному заведению в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

  Проводится качественный анализ ответов конкретного родите­ля, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.



АНКЕТА «ГОЛОС РОДИТЕЛЯ»

Цель: через родителей собрать и уточнить более подробные сведения об учащихся: их отношение к школе, приоритетность тем или иным учебным дисциплинам, взаимоотношения со сверстни­ками и педагогами; выявить влияние родителей на своих детей.

Анкета предназначена для родителей подростков.

Ход анкетирования

При анкетировании родителей (на родительских собраниях) важно вначале указать цель анкетирования и показать возможность использования результатов анкеты в работе с подростками.

1. С каким настроением Ваш сын (дочь) идет в учебное заведение?

2. С какими трудностями сталкивается в учебном заведении Ваш сын (дочь)?

3. Бывают ли у него трудности в общении с одноклассниками, учителями?

4. Есть ли у него друзья в классе? Знаете ли Вы о них?

5. Оказываете ли Вы своему ребенку помощь в подготовке к занятиям, в разрешении конфликтов и т. п.?

6. Назовите лучшие качества сына (дочери).

7. Какие черты характера сына (дочери) Вас огорчают?

8. Всегда ли совпадают мнения в семье по вопросам воспитания сына (дочери)?

9. Могли бы Вы поделиться опытом воспитания в семье?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: