А как быть с ошибками?

От 2 до 6 лет

развивать логическое и образное мышление.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 4

2. Практические советы по организации игр с детьми…………………………………………………. 5

3. Развивающие игры и упражнения для детей 2 лет …………………………………………………. 7

4. Развивающие игры и упражнения для детей 3 лет ………………………………………………… 18

5. Развивающие игры и упражнения для детей 4 лет ………………………………………………… 34

6. Развивающие игры и упражнения для детей 5 – 6 лет ………………………………………….. 41

7. Литература ……………………………………………………………………………………………………………….. 64

Введение

Логика – это то, с чем мы постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чём говорит логика, знакомо и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность и доказательность рассуждений.

       У детей с раннего детства начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве. Так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных логических представлений и понятий.

       Действительно, такие логические операции, как определение, классификация, доказательство, опровержение и обобщение, применяются каждым человеком, даже неосознанно, в мыслительной деятельности. Некоторые склонны считать своё мышление естественным процессом, таким как, например, ходьба или дыхание. Они не считают нужным учиться логике. Но это заблуждение: правильно мыслить не всегда достаточно. Все мы умеем говорить на своём родном языке, но это не делает ненужным изучение его грамматики, а логическое мышление и интуиция нуждаются в прояснении не меньше, чем грамматика. Размышление способствует развитию и совершенствованию не только собственно логических, но и других мыслительных навыков, таких, как обобщение, абстрагирование, выявление главных признаков и отделение их от второстепенных и побочных (синтез, анализ). Ошибочно думать, что ребёнок разовьётся самостоятельно – необходимо руководить процессом познания им окружающего мира и логических законов. Но при этом, конечно, всегда нужно обращать внимание на то, что ребёнок уже способен делать сам, а также на то, что он может делать при помощи взрослых. Поэтому в процессе обучения важно не столько сообщать ему готовые знания, сколько развивать его умственные способности.

       Отсюда вытекает вывод о необходимости использовать развивающие методы обучения, способствующие формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация и множество других, а также развитию познавательных интересов, наблюдению, речи.

       Игра и упражнения, данные в этом сборнике, направлены на эффективную тренировку мышления. Их цель – не только дать представление о логических операциях мышления, но вместе с тем пробудить у ребёнка интерес к математике и грамматике родного языка.

           

 

Практические советы по организации игр с детьми

       Методические советы, приведённые ниже, основаны на опыте, совранном по крупицам в играх и самыми разными детьми.

       В начале игры не спешите показывать, что вы быстрее ребёнка можете справиться с заданием. Когда игра будет идти на равных или дети станут обгонять взрослых, интересно станет всем.

       А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы игры осваивались успешно.

Радоваться успехам, но не захваливать

       Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развить у детей.

       Кроме того, здесь действует одна закономерность6 чем больше развито какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления.

       Итак, первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребёнку как бы резерв его возможностей, что можно ещё лучше.

       Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию. В этом отношении развивающие игры облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки действий ребёнка: «Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось? А что ещё не совсем получилось?»

       Всё это поддерживает интерес ребёнка к игре, к движению вперёд, к совершенствованию, но…

Ни пресыщения, ни принуждения!

       Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Наоборот, заканчивать игру нужно, как только промелькнёт первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз «мы поиграем больше», чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость. Творчество развивается, и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не значит, что надо просто ждать, когда у ребёнка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробуждать его, создавать условия для его возникновения. Как? вот, например, пригласите друзей вашего ребёнка и организуйте соревнование между ними в играх. Наверняка и ваш малыш загорится желанием участвовать в этих соревнованиях…

Самостоятельно, без подсказки»

А как быть с ошибками?

       Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребёнка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные – окрыляют, критические – побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведёт к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием.

       Можно даже пойти на хитрость, т.е. сказать об ошибке там, где её нет, пусть ребёнок докажет, что там всё «по чертежу», всё правильно. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют взрослых, и это надо поддерживать – пусть поднимаются выше старших. Но без злорадства!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: