Вопросы к экзамену по курсу «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

1. Возникновение науки. Наука и практика.

2. Основные признаки научного познания. Компоненты процесса научного познания.

3. Гуманитарный и социальный типы научного мышления и их основные характеристики.

4. Методология как система способов и принципов организации исследования.

5. Основные подходы к определению сущности методологии психологии. Функции методологии науки.

6. Природа методологического знания: общая характеристика; уровни строения.

7. Методология психологии как система знаний и деятельность. Специально-научное и методологическое исследование в психологии.

8. Научная парадигма исследования как проблема определения научной рациональности.

9. Психологическое исследование: понятие и типы решаемых задач.

10. Психологическая наука и практика как единая система. Взаиморазвивающееся функционирование психологической науки и практики.

11. Соотношение и взаимосвязь предметных областей педагогики и психологии как научных дисциплин. «Психологизм» как методологический ориентир в педагогическом исследовании.

12. Виды научных исследований в психологии: сходства, различия.

13. Сущность методологической рефлексии.

14. Эмпирическое и теоретическое исследование.

15. Организация исследования. Основные компоненты исследования.

16. Основные этапы исследования.

17. Методологический подход, его значение в исследовании.

18. Основные методологические подходы. Характеристики подходов. Подход и принципы.

19. Взаимосвязь подходов в психолого-педагогическом исследовании.

20. Взаимосвязь методологических подходов и теоретического обоснования психолого-педагогического исследования.

21. Проблема единства теоретической основы и методов исследования.

22. Взаимосвязь предмета и метода.

23. Проблема как основание исследования, проблемная ситуация, постановка проблемы.

24. Актуальность, проблема и цель психолого-педагогического исследования.

25. Взаимосвязь проблемы, цели, объекта и предмета психолого-педагогического исследования.

26. Задачи исследования, требования к их постановке.

27. Соотношение методологии, методов и методик.

28. Понятие «метод». Метод и методология.

29. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования.

30. Классификация методов психолого-педагогического исследования. Критерии классификации.

31. Основания применения основных методов исследования в изучении психологических проблем.

32. Наблюдение, его исследовательские возможности.

33. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней.

34. Эксперимент и его виды. Его исследовательские возможности.

35. Требования к процедуре тестирования.

36. Опрос как метод получения психологической информации.

37. Специфика вербально-коммуникативных методов.

38. Проблемы использования и исследовательские возможности проективного метода.

39. Значение методов математической обработки в психологических исследованиях.

40. Соотношение теоретического и методологического знания.

41. Определение объекта и предмета науки как методологическая проблема. Функции психологической науки.

42. Проблема в психолого-педагогическом исследовании: логика выявления; актуальность исследования для науки и практики.

43. Тема научного психолого-педагогического исследования.

44. Объект и предмет в структуре психолого-педагогического исследования. 

45. Цель и задачи в психолого-педагогическом исследовании.

46. Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании.

47. Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание). Их краткая характеристика.

48. Общенаучные методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному). Их краткая характеристика.

49. Общелогические методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, дедукция, индукция, аналогия, моделирование). Их краткая характеристика.

50. Анкетирование в психолого-педагогическом исследовании. Типы анкет и способы их построения.

51. Интервью и его виды в психолого-педагогическом исследовании.

52. Беседа как метод психолого-педагогического исследования.

53. Тестирование как один из эмпирических методов исследования.

54. Проективные методы исследования.

55. Метод анализа процесса и продуктов деятельности.

56. Метод наблюдения в психолого-педагогическом исследовании. Виды наблюдения.

57. Эксперимент в психолого-педагогическом исследовании.

58. Эмпирическая аргументация в педагогическом исследовании.

59. Теоретическая аргументация в педагогическом исследовании.

60. Контекстуальная аргументация в педагогическом исследовании.

61. Опросники, их использование в педагогическом исследовании.

62. Биографические методы исследования.

63. Валидность и объективность, надежность и чувствительность психодиагностических методик.

64. Анализ (количественный, качественней) и интерпретация результатов исследования.

65. Апробация и способы внедрения результатов исследования в практику.

66. Методологическая культура исследователя.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования. (Экспериментальная психология). – М., 1998.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003.

3. Барабанщиков В.А., Б.Ф. Ломов: Системный подход к исследованию психики / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. - № 4. – С. 27-38.

4. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М.: Питер, 2001.

5. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1999. – 377 с.

6. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / Российская академия наук, Институт психологии; под редакцией А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2015. – 573 с.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

8. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

9. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие. – Самара: Изд. Дом «БАХРАМ-М», 2000.

10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1982.

11. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004.

12. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. М., 1997.

13. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.

14. Дружинин Н.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000.

15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Моск. психолого-соц.ин-т: Флинта, 2002.

16. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2003.

17. Карандышев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. – М.: Смысл, 2002.

18. Карандашев, В.Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры [электронный ресурс] / В.Н. Карандашев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 132 с. – Режим доступа – URL: https://biblio-online.ru/bcode/442049

19. Кондратьев М.Ю. Отечественное профессиональное психологическое сообщество. Штрихи к портрету поколения: персоналии, события, проблемы. — М.: Генезис, 2015. – 176 с.

20. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: учебник для академического бакалавриата [электронный ресурс] / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 490 с. – Режим доступа – URL: https://biblio-online.ru/bcode/425218

21. Кемпбел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

22. Киселев А.С. Методические рекомендации по оформлению курсовых, дипломных, научных (конкурсных) работ и рефератов. Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2001.

23. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. –М.: Изд-во МГУ, 2001.

24. Корнилова Т.В. и др. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие. – М., 1998.

25. Крысанова O.A. Методология психолого-педагогических исследований / Учеб. пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006.

26. Кузьмина Л.В. Психологическое исследование. – СПб, 1994.

27. Куликов Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению) – СПб, 1994.

28. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – Москва: Академия, 2008. – 320 с.

29. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология (учебное пособие). – М., 1998.

30. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). – М.: «КСП+», 1999.

31. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983.

32. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., 1999.

33. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004.

34. Общая и экспериментальная психология: учебное пособие [электронный ресурс] / составитель Т.И. Куликова. – 2-е изд., перераб. – Тула: ТГПУ, 2014. – 268 с. – Режим доступа – URL: https://e.lanbook.com/book/101521

35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2001.

36. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Вестник практической психологии образования. – 2008. – №3. – C. 63-66.

37. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 ч. / Н.И.Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – С. 234-275.

38. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. – М., 2005. – 800 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: