1. Возникновение науки. Наука и практика.
2. Основные признаки научного познания. Компоненты процесса научного познания.
3. Гуманитарный и социальный типы научного мышления и их основные характеристики.
4. Методология как система способов и принципов организации исследования.
5. Основные подходы к определению сущности методологии психологии. Функции методологии науки.
6. Природа методологического знания: общая характеристика; уровни строения.
7. Методология психологии как система знаний и деятельность. Специально-научное и методологическое исследование в психологии.
8. Научная парадигма исследования как проблема определения научной рациональности.
9. Психологическое исследование: понятие и типы решаемых задач.
10. Психологическая наука и практика как единая система. Взаиморазвивающееся функционирование психологической науки и практики.
11. Соотношение и взаимосвязь предметных областей педагогики и психологии как научных дисциплин. «Психологизм» как методологический ориентир в педагогическом исследовании.
12. Виды научных исследований в психологии: сходства, различия.
13. Сущность методологической рефлексии.
14. Эмпирическое и теоретическое исследование.
15. Организация исследования. Основные компоненты исследования.
16. Основные этапы исследования.
17. Методологический подход, его значение в исследовании.
18. Основные методологические подходы. Характеристики подходов. Подход и принципы.
19. Взаимосвязь подходов в психолого-педагогическом исследовании.
20. Взаимосвязь методологических подходов и теоретического обоснования психолого-педагогического исследования.
21. Проблема единства теоретической основы и методов исследования.
22. Взаимосвязь предмета и метода.
23. Проблема как основание исследования, проблемная ситуация, постановка проблемы.
24. Актуальность, проблема и цель психолого-педагогического исследования.
25. Взаимосвязь проблемы, цели, объекта и предмета психолого-педагогического исследования.
26. Задачи исследования, требования к их постановке.
27. Соотношение методологии, методов и методик.
28. Понятие «метод». Метод и методология.
29. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования.
30. Классификация методов психолого-педагогического исследования. Критерии классификации.
31. Основания применения основных методов исследования в изучении психологических проблем.
32. Наблюдение, его исследовательские возможности.
33. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней.
34. Эксперимент и его виды. Его исследовательские возможности.
35. Требования к процедуре тестирования.
36. Опрос как метод получения психологической информации.
37. Специфика вербально-коммуникативных методов.
38. Проблемы использования и исследовательские возможности проективного метода.
39. Значение методов математической обработки в психологических исследованиях.
40. Соотношение теоретического и методологического знания.
41. Определение объекта и предмета науки как методологическая проблема. Функции психологической науки.
42. Проблема в психолого-педагогическом исследовании: логика выявления; актуальность исследования для науки и практики.
43. Тема научного психолого-педагогического исследования.
44. Объект и предмет в структуре психолого-педагогического исследования.
45. Цель и задачи в психолого-педагогическом исследовании.
46. Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании.
47. Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание). Их краткая характеристика.
48. Общенаучные методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному). Их краткая характеристика.
49. Общелогические методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, дедукция, индукция, аналогия, моделирование). Их краткая характеристика.
50. Анкетирование в психолого-педагогическом исследовании. Типы анкет и способы их построения.
51. Интервью и его виды в психолого-педагогическом исследовании.
52. Беседа как метод психолого-педагогического исследования.
53. Тестирование как один из эмпирических методов исследования.
54. Проективные методы исследования.
55. Метод анализа процесса и продуктов деятельности.
56. Метод наблюдения в психолого-педагогическом исследовании. Виды наблюдения.
57. Эксперимент в психолого-педагогическом исследовании.
58. Эмпирическая аргументация в педагогическом исследовании.
59. Теоретическая аргументация в педагогическом исследовании.
60. Контекстуальная аргументация в педагогическом исследовании.
61. Опросники, их использование в педагогическом исследовании.
62. Биографические методы исследования.
63. Валидность и объективность, надежность и чувствительность психодиагностических методик.
64. Анализ (количественный, качественней) и интерпретация результатов исследования.
65. Апробация и способы внедрения результатов исследования в практику.
66. Методологическая культура исследователя.
Рекомендуемая литература:
1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования. (Экспериментальная психология). – М., 1998.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003.
3. Барабанщиков В.А., Б.Ф. Ломов: Системный подход к исследованию психики / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. - № 4. – С. 27-38.
4. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М.: Питер, 2001.
5. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1999. – 377 с.
6. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / Российская академия наук, Институт психологии; под редакцией А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2015. – 573 с.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.
8. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.
9. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие. – Самара: Изд. Дом «БАХРАМ-М», 2000.
10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1982.
11. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004.
12. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. М., 1997.
13. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
14. Дружинин Н.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000.
15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Моск. психолого-соц.ин-т: Флинта, 2002.
16. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2003.
17. Карандышев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. – М.: Смысл, 2002.
18. Карандашев, В.Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры [электронный ресурс] / В.Н. Карандашев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 132 с. – Режим доступа – URL: https://biblio-online.ru/bcode/442049
19. Кондратьев М.Ю. Отечественное профессиональное психологическое сообщество. Штрихи к портрету поколения: персоналии, события, проблемы. — М.: Генезис, 2015. – 176 с.
20. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: учебник для академического бакалавриата [электронный ресурс] / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 490 с. – Режим доступа – URL: https://biblio-online.ru/bcode/425218
21. Кемпбел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
22. Киселев А.С. Методические рекомендации по оформлению курсовых, дипломных, научных (конкурсных) работ и рефератов. Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2001.
23. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. –М.: Изд-во МГУ, 2001.
24. Корнилова Т.В. и др. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие. – М., 1998.
25. Крысанова O.A. Методология психолого-педагогических исследований / Учеб. пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006.
26. Кузьмина Л.В. Психологическое исследование. – СПб, 1994.
27. Куликов Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению) – СПб, 1994.
28. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – Москва: Академия, 2008. – 320 с.
29. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология (учебное пособие). – М., 1998.
30. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). – М.: «КСП+», 1999.
31. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983.
32. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., 1999.
33. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004.
34. Общая и экспериментальная психология: учебное пособие [электронный ресурс] / составитель Т.И. Куликова. – 2-е изд., перераб. – Тула: ТГПУ, 2014. – 268 с. – Режим доступа – URL: https://e.lanbook.com/book/101521
35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2001.
36. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Вестник практической психологии образования. – 2008. – №3. – C. 63-66.
37. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 ч. / Н.И.Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – С. 234-275.
38. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. – М., 2005. – 800 с.