Лекция
Тема: Особенности педагогической профессии «учитель начальных классов»
Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир - мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т. к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.
|
|
Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.
Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость.
Преимущества профессии: постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда.
|
|
Тип и класс профессии
Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.
Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических), т. к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.
Содержание деятельности
У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.
Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.
Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.
В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.
Требования к знаниям и умениям
Учитель начальных классов должен знать:
· предметы школьной программы, методику их преподавания;
· педагогику;
· педагогическую, возрастную и социальную психологию;
· формы и методы обучения, развития и воспитания учащихся;
· основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики;
· должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов.
Учитель начальных классов должен уметь:
· проводить обучение учащихся в школах, лицеях и гимназиях по общеобразовательным предметам;
· планировать учебный материал по всем предметам;
· обеспечивать выполнение учебной программы;
· участвовать в методической работе;
· использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
· анализировать успеваемость учащихся;
· обеспечивать соблюдение учебной дисциплины;
· формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
· стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
· добиваться прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике;
· проводить дополнительные факультативные занятия;
· руководить предметными кружками;
· оснащать и оформлять учебный кабинет;
· изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
· участвовать в работе с родителями;
· консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка
В свете требований ФГОС-3 учитель начальных классов должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными:
−владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
−способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
|
|
−способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
−способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
−готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;
−умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
−готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;
−владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
−способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
−владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
−владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
−умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
−готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
−способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
− способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
б) профессиональными:
|
|
- общепрофессиональными:
−осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
−способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
−владеет основами речевой профессиональной культуры;
−способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
−владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;
−способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
- в области педагогической деятельности:
−способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
−готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
−способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
−способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
−готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
−способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
−готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно - воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
- в области культурно-просветительской деятельности:
−умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
−способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
−способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
−способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.