Разработка маркетинговых проектов включает следующие стадии
-определение рынка;
-ситуационный анализ;
-проблемы и возможности;
-цели;
-маркетинговая стратегия.
Стадия 1. Определение рынка
Это действие направлено на выявление рыночной ниши для ключевого направления деятельности. Определение рынка включает в себя следующие действия:
- разработка общего положения и описания. Первостепенной задачей является выявление потребностей и мотиваций покупателей. Далее необходимо составить характеристику ассортимента товаров или услуг на выбранном сегменте рынка;
- определение емкости рынка. Нужно исследовать динамику рынка (желательно за 3-5 лет). Емкость определяют в денежных и в натуральных единицах;
- анализ сегментации рынка. Сегментация может проводиться по многим параметрам и комбинациям параметров. Часто используются категории, характеризующие товар, такие как цена, размер, вес, материал и т. д. После завершения сегментации следует определить объем продаж и прогноз для каждого сегмента.
|
|
Стадия 2. Ситуационный анализ
При внутреннем ситуационном анализе оценивается существующая деятельность в целом: производство, маркетинг, исследования, разработки, финансирование и т. д. Внешний ситуационный анализ
дает информацию:
- о сегментах рынка, на которых продается ваша продукция;
- о других, еще не освоенных сегментах рынка.
Стадия 3. Проблемы и возможности
Можно предложить следующий вопросник, облегчающий определение
проблем и возможностей:
1. Внутренние проблемы и возможности:
маркетинг; техническое развитие, исследования и разработки;
производство; финансы; другие (персонал, организация и т. д.).
2. Внешние проблемы и возможности:
-рынок;
-специфические сегменты рынка;
-конкуренция;
-регулирование;
-экономические факторы;
-политические факторы;
-социальные факторы;
-международные факторы.
3. Планирование неожиданностей. Следует составить сценарий предполагаемых событий и план действий при подобных обстоятельствах.
Стадия 4. Цели
Проанализировав рынок, мы получили некоторые выводы и заключения. Теперь настал момент постановки целей для всех отдельных видов деятельности. Цели должны четко соответствовать отдельным областям деятельности. Цели могут быть поставлены в пределах одной или более из следующих областей:
- объем продаж, темпы роста и развития, конкурентоспособность, имидж предприятия - все это характеризует положение предприятия на рынке;
- предполагаемый финансовый результат;
- установленные сроки выполнения целей.
Цели следует формировать количественно. Также должна существовать возможность их изменения.
|
|
Стадия 5. Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия - это начальная точка отсчета в процессе планирования деятельности предприятия. Целью планирования маркетинга является определение позиции компании: каких количественных показателей она хочет достичь и как ей добиться этих целей.
В маркетинговой стратегии должны быть отражены:
выбранные сегменты рынка; положение фирмы по сравнению с конкурентами; требования к товару, включая ассортимент и фазы жизненного цикла; рыночные сегменты и каналы распределения; создание спроса - стимулирование сбыта, реклама и т. д. послепродажное обслуживание - гарантии, сервис и т. д.; сотрудничество - совместные предприятия, лицензирование и т. д.
План вопросов для проведения маркетинговых исследований
Основные направления маркетинговых исследований представлены далее в виде перечня показателей и вопросов, определяющих объем работы по сбору и анализу информации как по маркетинговой деятельности в целом, так и по отдельным компонентам комплекса маркетинга.
Начать исследование рекомендуется с анализа хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период (год). Его целесообразно осуществлять по следующим показателям:
-общий объем продаж в денежных единицах;
-общий объем продаж в натуральных единицах;
-общая прибыль, расходы, прибыль (чистая);
-процент общих маркетинговых расходов;
-процент затрат по отдельным компонентам маркетинга;
-продвижение товара, в том числе реклама;
-доставка товара потребителю;
-послепродажное обслуживание;
-подготовка кадров и др.;
-объем продаж на каждом рынке;
-доля на рынке;
-невыгодные заказчики;
-невыгодные рынки;
-невыгодные товары.
После анализа результатов деятельности предприятия в целом можно рекомендовать проведение конкретных маркетинговых исследований по отдельным компонентам комплекса маркетинга и важнейшим функциям маркетинговой деятельности.
В общем виде под управлением маркетингом следует понимать:
«Анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации». Технологию разработки проектов можно представить в виде отдельных стадий.
Анализ рыночной ситуации необходим для того, чтобы предприятие реально оценило свои потенциальные возможности по производству и реализации товара. В процессе анализа рыночной среды выявляется влияние позитивных и негативных факторов внешнего окружения.
Информация о рынке служит основой для разработки предприятием стратегических и тактических планов рыночной деятельности на отдаленную и ближайшую перспективу.
Стратегический план маркетинга направлен на решение бездетальной проработки стратегических задач маркетинговой деятельности применительно к компании в целом и к отдельным стратегическим хозяйственным единицам. Достижение стратегических устремлений возможно при наличии плана тактических мероприятий. Тактический план маркетинга иначе называется комплексом маркетингмикс, где приводится описание товарной политики, политики цен, политики сбыта и политики продвижения продукции. Распределение обязанностей среди сотрудников предприятия, ориентация сотрудников на решение конкретных задач позволяет реализовать запланированные мероприятия. Контроль обеспечивает слежение за достижением поставленных целей, вскрывает причины неудач и имеющиеся возможности предприятия по повышению объема прибыли. Результаты контроля используются в корректировании
стратегических и тактических планов.
Успешное управление маркетингом на предприятии предполагает использование некоторых принципов. Выделяются следующие основные принципы.
|
|
Ориентация на спрос, существующие и потенциальные потребности конечных пользователей.
Постоянный анализ факторов рыночной среды. Использование результатов анализа в адаптации к факторам рыночной среды и в возможном встречном влиянии на развитие этих факторов.
Комплексный подход к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия, выработка путей достижений целей, что становится реально только в случае разработки плана конкретных действий.
Обеспечение гибкости организационной структуры службы маркетинга, постоянное приспособление к изменениям в окружении предприятия.
Сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления маркетингом.
Развитие коммуникаций с другими службами и подразделениями предприятия.
Использование новых технологий. Постоянное внедрение инноваций в технологию производства продукции и оказание услуг; использование инноваций в управлении снабжением, информацией, кадрами и т.д.
Другим важным моментом в управлении рыночной деятельностью является выбор концепции, или философии предприятия, которая консолидирует и направляет все усилия в маркетинге.
Итак, важным моментом в управлении рыночной деятельностью является выбор концепции предприятия, которая консолидирует и направляет все усилия в маркетинге.