Философия бытия и познания

В философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, т.е. бытия, называется онтологией (от греческого on [ontos] – сущее и logos – учение, понятие, слово). Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления (сознания), а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому онтологию еще определяют как учение о бытии).

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологичес­кие, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является небытие (ничто).

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объеди­няет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Поэтому «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин).

Современная наука установила сложную системную организацию материи, выделив несколько уровней. Исходный, глубинный уровень – элементарные частицы, которых насчитывают более трехсот. Второй уровень – ядерный, третий – атомный. В результате взаимодействия атомов формируется следующий уровень – молекулярный. За молекулами следует уровень макротел и космический уровень.

Неотьемлемым свойством материи, ее атрибутом является движение. Под движением в философии понимается любое изменение. Свойствами движения являются: противоречивость (движение есть единство покоя и изменения), абсолютность (движение обладает всеобщим характером), относительность (оно проявляется только через конкретные и преходящие формы), материальность (всегда имеется материальный носитель движения), объективность (оно независимо от сознания), неуничтожимость.

Первую классификацию форм движения материи дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных форм движения: механическую, свойственную телам; физическую – молекулам; химическую – атомам; биологическую – белковым телам; социальную – человеческому обществу.

Все материальные тела существуют в пространстве и во времени. Пространство – философская категория для выражения сосуществования объектов, их протяженности и взаимного расположения. Время – форма бытия, которая характеризует последовательность событий и их длительность. Пространство имеет три измерения, время одно. Свойствами пространства и времени являются абсолютность, относительность, объективность, материальность.

Один из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы.

Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений.

Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным компонентом, с помощью которого осуществляются всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное. Другими словами, мир наполнен множеством единичных явлений, вещей, процессов, которые взаимодействуют друг с другом. Это мир единичных сущностей, к которым следует отнести людей, животных, растения, физические процессы и многое другое. Но если исходить только из всеобщего и единичного, то человеческому сознанию будет очень трудно, а скорее, невозможно ориентироваться в этом многообразном мире. Между тем в этом разнообразии имеется немало таких единичностей, которые, отличаясь друг от друга, в то же время имеют немало общего, порой даже сущностного, что позволяет их обобщить, объединить в нечто более общее и целостное. Это то, что лучше всего обозначить как особенное. Разумеется, все эти формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, и их классификация как всеобщего, единичного и особенного, отражая реально существующее, помогает человеку лучше разобраться в бытии. Если эти состояния представить предметно на примерах, то это будет выглядеть следующим образом:

§ Всеобщее — это мир в целом, космос, природа, человек и результаты его деятельности;

§ Единичное — это отдельный человек, животное, растение; особенное — это различные виды животных, растений, социальные классы и группы людей.

С учетом сказанного выше, формы человеческого бытия можно представить так:

§ бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;

§ материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

§ духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Кроме этих форм бытия, которые служат объектом нашего теперешнего анализа, существует еще социальное бытие, или бытие общества, природа которого будет рассмотрена в рамках учения об обществе. Прежде чем переходить к выяснению того, что такое природное бытие, отметим, что человеческое знание об этой самой первой и важнейшей форме бытия, благодаря чему, собственно, и стало возможным высказываться по поводу рассматриваемой проблемы, опирается на весь опыт практической и умственной деятельности человека, на многочисленные факты и аргументы прикладных и теоретических наук, собранные и обобщенные за все время существования культурного человечества. Эти же выводы убедительно подтверждаются современной наукой. Природное бытие — это материализованные, т.е. видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характерная особенность этой формы бытия — ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много миллиардов лет до появления человека. Следовательно, признание ее существования не зависело от того, есть или нет человеческое сознание. Более того, как известно, сам человек является продуктом природы и появился на определенном этапе ее развития. Еще один аргумент в обоснование незыблемости существеннейших качеств природного бытия заключается в том, что, несмотря на появление человека, его сознательную деятельность и воздействие на природу (нередко разрушительную) человечество и сейчас, подобно тому как и тысячи лет назад, в самом главном, в том, что касается основ его существования, продолжает зависеть от природных явлений.

Весомым свидетельством в пользу первичности и объективности природы может служить то, что физическое и умственное состояние человека зависит от природных условий. Если допустить какие-то даже не очень существенные изменения в природе, например, повышение или понижение на несколько градусов средней температуры на земле, незначительное сокращение содержания кислорода в воздухе, это сразу же создаст непреодолимые препятствия для выживания сотен миллионов людей. А уж если произойдут более резкие природные катаклизмы, например, столкновение нашей планеты с крупной кометой или другим космическим телом, то это грозит физическому существованию всего человечества. Наконец, нельзя не сказать еще об одном качестве природного, а точнее, космического бытия. Известно, что в процессе своего существования человечество шаг за шагом — и надо сказать с огромными трудностями — овладевало тайнами природного мира. И сегодня на рубеже нового тысячелетия, несмотря на открытие законов, объясняющих причинно-следственные связи в окружающем человека мире, совершенные инструменты и приборы, созданные человеческим умом, во внешнем человеку мире, в том числе в космическом пространстве, существует немало такого, что сейчас, а возможно, и в далеком будущем останется недоступно человеческому интеллекту.

Понятие развития – одно из важнейших в онтологии. Развитие связано с понятием движения, оно включает реализацию возможностей изменения в имеющемся бытии при сохранении его как основы. Поэтому развитие тесно связано с понятием функционирования во времени. Характерными чертами развития в отличие от движения вообще являются:

1. Качественные изменения материальных и духовных систем в рамках целостности бытия, т.е. развитие связано с переходом на другой уровень, когда изменяются существенные характеристики, но целое продолжает существовать как определенность (например, развитие организма в рамках его целостности).

2. Необратимость характеризуется изменениями и возникновением новых качеств, ранее не существующих, т.е. существует возможность возникновения новых качеств, но сама система не исчезает (например, ступени развития личности – психолог Пиаже).

3. Развитие характеризуется определенной направленностью, т.е. в материальных и идеальных системах содержатся различные потенциальные возможности для самореализации, т.е. сохраняется структурная организация целого (например, человек развивает свои умственные способности, которые ведут к изменениям его поведения, взаимодействиями с людьми, его развития, профессионализма и морали).

Сложный характер развития сформировал в философии несколько концепций или моделей развития. Первой в истории философиибыла классическая модель диалектики, представленная немецкими философами Кантом, Шеллингом, Гегелем. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель (рассматривали в лекциях по немецкой классической философии). В первой половине 19 века появилась градуалистская (плоский эволюционизм) модель развития, основателем которой явился английский философ Спенсер (1820-1903). В 1852 г. в статье «Гипотеза развития» он высказал гипотезу о том, что в опыте человека нет доказательств превращения видов животных и растений и нет фактов в пользу гипотезы сотворения вида. Поэтому развитие в природе носит постепенный эволюционный характер, в основе всеобщей эволюции лежит принцип механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от односторонности к разносторонности. Таким образом, идея развития у Спенсера сводится к признанию: исключительно постепенного характера развития, и все изменения природных систем связаны с внешним источником развития. Такая позиция отрицает наличие резких качественных изменений. Этот вывод стал приходить в резкое противоречие с действительностью в первой половине 20 века. В этот период происходила научная революция в физике, разрабатывалась квантовая теория, что привело к изучению микромира, который существенно отличается по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В биологии было открыто явление естественного мутогенеза (1907), а затем явление искусственного мутогенеза (вторая половина 20-х годов). Все эти открытия доказывали, что в природе развитие носит и взрывной характер, что отрицал Спенсер.

Существовало в западноевропейской философии концепция развития, получившая название творческой эволюции, получившая название «эмерджентизм». Главный смысл творческой эволюции состоит в признании факта возникновения нового качества, несводимого к исходному, т.е. внезапно. Новое качество выступает внутренней «творческой силой», которая понимается по-разному. Несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. Следовательно, сторонники этой концепции считают, что изменения, внезапно происходящие в мире, недетерминированы материальными природными силами. Такой творческой силой признается Бог.

Существовала во второй половине 19 столетия натуралистическая концепция развития – это диалектика естественнонаучных материалистов. Сюда следует отнести эволюционизм Дарвина (не рассматривается специфика социального развития).

В противоположность натуралистической концепции существовала антропологическая модель развития. Суть ее сводилась к тому, что диалектика существует только в развитии человеческого духа в его противоречивом динамизме.

В 40-е годы 20 века сложилась диалектико-материалистическая концепция развития, где понятийный аппарат разработан обстоятельно (Энгельс «Диалектика природы»).

Таким образом, из всего изложенного можно сделать вывод, что разнообразие трактовок развития свидетельствует о многогранности самого феномена развития и о возможности построения относительно самостоятельных концепций развития

В ХХ в. большую актуальность получили идеи синергетики - науки о сложных саморазвивающихся системах. Синергетика играет важную роль в обосновании идей глобального эволюционизма. Основы её заложены бельгийским ученым русского происхождения И. Пригожиным, стремившимся посредством категории времени соединить категории бытие и становление, с единых позиций историзма и самоорганизации материи охватить как единое целое макро- и микромиры.

Синергетика занимается изучением сложных систем, состоящих из большого числа взаимодействующих частей. Ее специфическая особенность в том, что она уделяет основное внимание когерентному, согласованному состоянию процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин «синергетика» означает и совместное действие, подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого. Основная идея синергетики о бытии как сложной саморазвивающейся системе формировалась уже давно. Немало способствовали этому идеи русских космистов. Например, Н.Ф. Федоров (1828-1903) полагал, что человеческий разум порожден эволюцией как сознательное орудие ее дальнейшего разворачивания. В И. Вернадский (1868-1945) считал, что всеобщим законом Вселенной является постоянное усложнение бытия и рост разнообразия его структур, а восходящая направленность развития живого не может прекратить свое действие на человеке. По мнению Тейяра де Шардена, за сознанием и жизнью в нынешней форме должны следовать сверхсознание и сверхжизнь.

Диалектика и синергетика одинаково исходят из того, что в обществе и в природе как сложноорганизованных системах отсутствует предопределенность событий, взаимодействуют организованность и хаос, порядок и естественность самопротекания процессов. Развитие, и биологическое и социальное, происходит зигзагообразно, спиралевидно. Нередки случаи расщепления, дивергенции, развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - обезьян). Проявляются и процессы конвергенции - слияния, объединения различных линий развития в единый процесс. Например, народы сближаются в экономических отношениях, в решении глобальных проблем, сохраняя свою культурную уникальность.

На основе реализации прогрессивной тенденции развития возникают более сложные формы реальности с увеличивающимся диапазоном возможностей дальнейшего развития. Современная синергетика оперирует категориями «самоорганизация», «нелинейность», «открытость», «хаос».

Явление самоорганизации долгое время соотносилось только с живыми системами. Что же касается объектов неживой природы, то считалось, что если оно и эволюционируют, то лишь в сторону хаоса и беспорядка. Но здесь как раз и возникла проблема: как связаны между собой объекты неживой и живой природы? Чтобы ответить на этот вопрос, требовалось устранить разрыв между эволюционной парадигмой биологии и традиционным абстрагированием от эволюционных идей при построении физической картины мира.

В результате развития естествознания было выявлено, что подавляющее число природных объектов является открытыми системами, обменивающимися энергией, веществом и информацией с окружающим миром, а определяющую роль в изменяющемся мире имеют неустойчивые, неравновесные состояния.

Для описания особенностей функционирования таких систем старая теория оказалась непригодной. Традиционная парадигма не справлялась с нарастающим количеством парадоксов и аномалий, оставляя необъясненными многие открываемые явления. Соответственно возникала необходимость в выработке нового подхода к исследованию объектов и процессов.

В экспериментальных исследованиях И. Пригожиным и его школой было показано, что, удаляясь от равновесия, термодинамические системы приобретают новые свойства и начинают подчиняться особым законам. Такие системы несут в себе «стрелу времени» и являются источником порядка, порождая высокие уровни организации.

Синергетика основывается на следующих принципах:

· - любые природные и социальные процессы имеют вероятностную составляющую и протекают в условиях разной степени неопределенности;

· - «носителем» развития являются сложные, нелинейные, открытые, самоорганизующиеся системы;

· - хаос может выступать в качестве созидающего начала эволюции, а источником порядка является неравновесность, порождающая «порядок из хаоса»;

· - взаимодействие системы с внешним миром, ее погружение в неравновесные условия порождает флуктуации (отклонения) и точки бифуркации (разветвления), которые могут стать исходным пунктом в формировании новых динамических состояний;

· - для сложноорганизованных систем характерна множественность путей развития, что не исключает возможности выбора наиболее оптимальных из них;

· - этим системам нельзя навязывать пути развития, а необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, зная которые, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорять ее;

· - по мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности;

· - существенной чертой современного мира является эволюционность, необратимый исторический характер процессов развития, а также возможность решающего влияния малых событий и действий на общее течение событий;

· - в любых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы;

· - будущее состояние системы воздействует на наличное ее состояние.

Синергетический подход считается перспективным, потому что идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем. Кроме того, синергетика позволяет лучше учитывать воздействие природной и социальной среды на развитие научного познания.

Теория познания -есть общая теория, уясняющая саму природу познава­тельной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания разви­валась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной ис­тории.

Сам термин «Т.п.» появился сравнительно недавно: его впервые ввел шотл. философ Дж. Феррьер в 1854. Однако в 20 в. данный термин получил широкое распространение гл. обр. только в немецкоязычной филос. литературе, да еще в бывшем СССР, где нем. классическая философия официально была объявлена одним из «источников» марксизма. В Великобритании, США, Франции и многих др. странах философы, как правило, используют термин «эпистемология», причем не только как синоним Т.п., но и как обозначение какого-то ее раздела или направления — напр., эпистемология науки, натуралистическая эпистемология, социальная эпистемология, эволюционная эпистемология, компьютерная эпистемология, интернет-эпистемология

В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добы­тый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в пер­вом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее иссле­дование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология - это знание о знании.В последние деся­тилетия ученых все больше интересует процесс получения знания, его приращения, развития, а это предполагает изучение и использование достижений истории наук, данных когнитивной психоло­гии, учет личностного фактора в познавательной деятельности. Познание в различных формах есть процесс обогащения человека новым знанием, которое может быть определено как совокупность идей о мире, теоретическое овладение его предметами, их идеальная форма.

Виды познания:

1) обыденное или индивидуальное познание: формируется в процессе повседневной деятельно­сти, на основе личного опыта и обобщения, усвоения об­щественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, свя­зано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно об­разным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Оно представляет собой информацион­но самую емкую форму знания. Установлено, что объем информации, которую накапливает человек к двадцати годам своей жизни, во много раз превышает объем инфор­мации, накопленный всеми науками.

2) научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего, своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необхо­димое, поскольку основным предметом научного позна­ния является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т. е. в науке доми­нирует логическое, понятийное знание и, более того, сис­темное понятийное знание.

3) философское познание: является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т. е. суще­ственная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не со­держать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемо­го — это обязательный элемент данного вида познания.

4) художественное познание: в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному знанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т. е. типическое и этим сближается с наукой, ограничиваясь при этом сферой своего предмета - чело­веком и человеческими отношениями.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Понятия «субъект» и «объект» соотносительны. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, состав­ляет объект познания, становится в определенном смысле «собст­венностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отноше­ние. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отноше­ние. В современной гносеологии принято различать объект и пред­мет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, меди­цина - его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка иссле­дователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Проблема истины. С теорией познания тесно связана проблема истины. Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высо­кий нравственно-эстетический смысл. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина -это адекватная информация об объекте, получаемая посредст­вом его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким об­разом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими сло­вами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное со­держание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность как базе прогностического измерения. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только ра­зумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения. Итак, истина «не сидит в вещах» и лишь отчасти (субъективная истина) создается нами; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальнос­ти, но принимаемое за истинное. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к ре­ализации замыслов в ситуации неполной информации. Каждая ступень научного познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества, уровнем практи­ки, а также познавательными способностями данного ученого, раз­витие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоя­тельствами, и в определенной степени природными факторами. На­учные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающа образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть про­дукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимос­ти — достаточно вспомнить классическую механику Ньютона или. Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знания. Вероятностные явления (и соответствующие законы) общественных наук относительны по определению.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной ис­тине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть на­ращивание моментов абсолютного.

Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразум­но увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности нашего знания.

Центральной проблемой Т.п. является проблема истины. Эта проблема состоит из ряда вопросов: что такое истина? как отличить истину от заблуждения? как оценивать историю развития человеческого познания? и т.д. Самое первое определение понятия истины принадлежит Платону и Аристотелю, согласно которым мысль истинна, если она соответствует своему предмету. Если вы утверждаете, что Сократ — грек, то ваше утверждение будет истинно, если Сократ действительно является греком; если же на самом деле Сократ не грек, а варвар, то ваша мысль будет ложна.

Концепция, опирающаяся на идею соответствия мысли (утверждения, теории) действительности, получила наименование классической, или корреспондентной, теории истины. Именно такое понимание истины было господствующим вплоть до конца 19 в. С т.зр. классической концепции истина объективна и общезначима. Соответствие между мыслью и реальностью определяется не субъектом познания, а свойствами реальности, поэтому истина объективна, т.е. не зависит от нашего признания. Она общезначима в том смысле, что ее вынужден признавать каждый человек независимо от своей национальной принадлежности, социального происхождения и т.п. Сложной проблемой для сторонников классической концепции всегда было разъяснение «соответствия» между мыслью и ее предметом: в каком смысле мысль «соответствует» своему предмету?

Априористская концепция

В основе данной концепции лежит убеждение в том, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, которое можно раскрыть в каждом индивиде через определенную методику, как бы заставляя человека «припомнить» заложенное в его сознании изначально. Таково учение индийской веданты о потенциальном всезнании человеческого атмана, тождественного брахману; античное понимание знания как припоминания того, что некогда видела и слышала бессмертная душа; христианское учение о потенциальном богоподобии человека, декартовская доктрина врожденных идей с тезисом о том, что «истинно все то, что я воспринимаю ясно и отчетливо»7 и т. д.

Однако, наиболее последовательный вариант данного понимания был развит И. Кантом. Кант выделяет два вида познания — чистое и эмпирическое. Эмпирическое познание выступает в виде своеобразного начала познания, но не сводимо к нему. Оно как бы стимулирует развитие познавательных способностей человека, которые далее способны привнести в процесс познания нечто новое.

Знания, основанные на опыте, реализуются в виде совокупности апостериорных суждений, которые формируют апостериорное знание. Содержание таких суждений основывается на чувственном материале. Истинность таких суждений зависит от прямого соответствия с действительностью. Априорное знание — совокупность априорных суждений, которые, в отличие от апостериорных, не зависят от опыта. Только такое знание обладает признаками необходимости, всеобщности и доказательности. Априорные суждения являются достоверными. Априорное знание, также как истины разума, является необходимым, а апостериорное знание аналогично истинам факта имеет случайный характер. Поэтому именно априорное знание должно придать научным положениям достоверный характер.

Когерентная теория истины

Существует несколько вариантов данной теории. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядоченно. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности. При всей частичной обоснованности такого подхода все-таки следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-то теории — еще отнюдь не свидетельствует о ее истине; и, наоборот, — наличие диалектических и антиномических суждений внутри теории еще не дает оснований заключать о ее ложности.

Второй вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если какая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, т. е. все основания считать, что она ложна. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит.

В 20 в. появляются иных концепций истины. Наиболее влиятельной из них является прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи), отождествляющий истину с практическим успехом: истинно то, что приводит к успеху в практической деятельности. Наибольшее распространение прагматизм получил в США.

Конвенционалистская концепция

Ее представители утверждают, что истина — есть всегда продукт гласного (а чаще — негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных научных сообществах существуют разные «правила игры», а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и в философии. При всей значимости факта соглашений в познавательной деятельности его все-таки не следует доводить до абсурда, ибо, в конечном счете, это приводит науку и философию — сферы доказательного и систематического мышления — к сугубо обывательскому тезису, что «у каждого-де своя истина». В сущности, сам тезис, что истина — всегда продукт соглашения, опровергает себя же, ибо подразумевает, что независимо от всяких соглашений этот тезис должен квалифицироваться как истинный.

Экзистенциалистские концепции

Они достаточно разнородны, но сближаются в плане ценностного истолкования истины.

истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост.

Человек техногенно-потребительского общества, ориентированный на покорение природы и удовлетворение своих безмерных телесных потребностей, отгородился от истины системой своих научных абстракций, миром технических устройств и расхожих, стершихся от бессмысленного употребления, словес. Отныне «свет истины» доступен лишь поэтам, возвращающим словам их первоначальный смысл и благодаря этому позволяющим бытию сказываться, открываться человеческому сознанию; философам, еще способным удивляться неизреченной тайне мира, и, стало быть, хранить творческую и живую вопрошающую мысль; крестьянину, бросающему в почву зерно и тем самым творчески участвующему в чуде зачатия и рождения новых форм жизни.

Как оценить все многообразие так называемых неклассических концепций истины? Во всех них подмечены тонкие и верные моменты, характеризующие познавательный процесс и подчеркивающие личностное измерение истины. Однако всем им присущи два недостатка: субъективизм и угроза произвола в трактовке не только истины, но и знания как такового.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: