Состав и структура расходов бюджетов

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесс а в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, нормативах единой бюджетной обеспеченности, финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Расходы бюджетов классифицируются:

1. в зависимости от государственного устройства:

- расходы республиканского бюджета РФ;

- расходы бюджетов субъектов РФ;

- расходы местных бюджетов.

2. по роли в процессе общественного воспроизводства:

- затраты, связанные с финансированием общественного производства;

- затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы.

3. по отраслевой структуре:

- расходы на развитие промышленности;

- расходы на сельское хозяйство;

- расходы на развитие транспорта и т.д. по всем отраслям хозяйства.

В нематериальном производстве выделяются расходы на

- образование;

- здравоохранение;

- культуру;

- социальную поддержку населения и т.д.

4. по ведомственному признаку:

В каждой группе расходов выделяются непосредственные получатели бюджетных средств- соответствующие министерства. Государственные учреждения и другие юридические лица, которым предоставляются ассигнования из бюджета.

5. по экономическому признаку:

-Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплата процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды и другие.

- Капитальные расходы включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, то есть с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

6. По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:

- расходы на социальные цели;

- внешнеэкономические расходы;

- экономические расходы, или расходы по вмешательству в экономику;

- расходы на оборону страны, военные расходы;

- расходы на управление;

- расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.

Структура расходов бюджета- это соотношение различных видов расходов по их удельным весам.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

- целевой характер использования средств,

- безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований,

- соблюдение режима экономии,

- получение максимального эффекта от использования бюджетных средств,

- контроль за их использованием.

Среди расходов федерального бюджета России особое место занимают общегосударственные расходы на управление, расходы на оборону страны, затраты на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга, межбюджетные трансферты.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.

Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, включают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т.е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. Расходы государства осуществляются либо финансированием и путём представления ссуд и кредитов.

Финансирование осуществляется в различных формах, зависящих от субъекта, которому предназначаются государственные средства.

Состояние государственного бюджета отражает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство, и какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние бюджета редко бывает сбалансированным. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом, превышение доходов над расходами - профицитом.

Бюджетная классификация расходов бюджета представляет собой их систематизированную группировку по однородным признакам. В соответствии с гл 4 Бюджетного Кодекса РФ расходы бюджетов рассматриваются с функциональной,экономической и ведомственной точек зрения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражаетнаправление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Функциональная классификацияприменяется также для международных сопоставлений степени вовлеченности органов государственного управления и местного самоуправления в выполнение экономических и социальных функций.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ состоит из четырех уровней и отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства и содержит 11 разделов:

· общегосударственные вопросы и национальная оборона;

· национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

· национальная экономика;

· жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ);

· охрана окружающей среды;

· образование;

• культура, кинематография и СМИ;.

· здравоохранение и спорт;

· социальная политика);

· межбюджетные трансферты.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ состоит из следующих групп.

· расходы;

· поступление нефинансовых активов;

· поступление финансовых активов;

· выбытие финансовых активов.

Кроме того, экономическая классификация состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Задание на дом:

Написать конспект.

2.Ответить на вопросы (письменно):

Что такое государственные финансы?

     Раскрыть понятие государственного бюджета.

     Раскрыть принципы, на которых основано построение государственного бюджета.

     Бюджетная система выполняет три главные функции, назовите их.

     Что такое государственные расходы?

     Классификация бюджетных расходов.

     Какова структура бюджетных расходов?

     Функциональная классификация расходов бюджетов РФ.

   Экономическая и ведомственная классификация расходов бюджетов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: