Практическая работа №10

Тема: Методы философии и ее внутреннее строение

Название практической работы: Методы философии. 

Учебная цель: изучить основные методы философии.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- уметь определять основные методы философи;

- определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.

  знать:

- основные методы философии.

Задачи практической работы:

1. Работа с основными понятиями

2. Рассмотреть основные методы философии

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания по выполнению практических занятий.

2.Рабочая тетрадь.

3. Ручка.

Задание для практической работы работы.

Задание 1

1. Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного: помимо того,что такое философствование само пo ceбe выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?
2. Какое влияние оказывает философия на формирование вашего самосознания и вашей жизненной позиции?
3. ”Философия - это нечто такое, что касается каждого” М. Хайдеггер.
Прокомментируйте.
4. В чем вы видите трагизм философии в нынешнем мире, выраженной в формуле: ” Никогда еще не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум (обыденное сознание, политика не был так далек от философского умонастроения?)
5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: ” философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”.
6. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.
а) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт)
б) Предмет философия – это логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн)
в) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить. (А. Камю)
7. как соотносится предмет и метод исследования?
8. В чем суть диалектического метода?

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.












Литература

1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2.Ивин, А. А. Основы философии: учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6016-7

Практическая работа №11

Тема: Учение о бытие и теория познания

Название практической работы: Работа с философским словарем. Онтология учение о бытие

Учебная цель: сформировать умения работы с философским словарем

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

 - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,

- свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

- анализировать и работать с различными источниками

знать:

- основные категории и понятия философии;

- основы философского учения о бытии, сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира

 Задачи практической работы:

  1. Работа с основными понятиями
  2. Рассмотреть концепции философии жизни
  3. Рассмотреть прагматизм и Экзистенциализм
  4. Дать представление о психоанализе.

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания по выполнению практических занятий.

2.Рабочая тетрадь.

3. Ручка.

Практические задания

Задание 1

1. Дать определение понятиям: «познание», «научное познание», «доказательство», «гипотезы», «память», «разум», «истина», «заблуждение», научная картина мира»

2. Определить и охарактеризовать основные источники и методы научного познания.

3. Проанализировать со всех сторон роль науки для человечества и для нашей планеты в целом

Задание 2.

Заполните таблицу: Критерии истины в разных философских концепциях

Концепция истины Определение истины Критерии истины
Классическая    
Когерентности    
Прагматическая    
Конвенциональная    

Задание 3

1. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется:

а) аксиологией;б) методологией;

б) онтологией;г) антологией.

2. Категория «бытие» вводится в философский обиход:

а) Парменидом; б)Ж.П. Сартром;

б) Аристотелем; г)Буддой.

3. Понятие … обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений:

а) пространство; б)время;

б) сознание; г)субстанция.

4. В истории философии существовали различные мнения о том, сколько субстанций лежит в основе бытия. Дуалистами называют тех философов, которые:

а) признают первичность одного из двух начал – материального или идеального;

б) считают равноправными как материальное, так и идеальное начала;

в) утверждают необходимость учёта множественности факторов (начал), определяющих развитие мира;

г) варианты б и в верны.

5. Основными формами бытия являются:

а) «взаимодействие между материей и информацией», «выделение и сохранение единства»;

б) материальное, идеальное, человеческое, социальное;

в) объективное, субъективное, имманентное, трансцендентное;

г) сознательное, бессознательное, подсознательное, духовное.

6. Представитель элеатов, Парменид, опровергал существование небытия. Он утверждал, что небытие не существует, потому что оно немыслимо. А немыслимо оно потому, что сама мысль о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли.

Означает ли это, что «можно мыслить и то, чего нет»? Прав ли Парменид, опровергая существование небытия? Если нет, то в чём ошибочность его суждения? Ответ обоснуйте.

Задание 4

1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определённой области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

2. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) в своём определении зависит от концептуальной системы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

3. Субъект познания в современной гносеологии – это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный учёный или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);

г) мыслительный коллектив.

4. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

5. Научное познание принципиально отличается от других форм осмысления мира наличием:

а) субъективизма и предвзятости;

б) методов – приёмов, способов организации познавательной деятельности;

в) веры в непогрешимость авторитетных учёных;

г) синкретизма, т.е. слитности материального и идеального, субъективного и объективного, природного и человеческого.

6. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности; б)средних веков;

б) Возрождения; г)Нового времени.

7. Ученик Пиррона Тимон заявлял: «Я чувствую, что вещь сладкая, но не знаю, сладкая ли она на самом деле». Дайте оценку данному высказыванию. Какое философское направление здесь проявляет себя?

8. Можно ли утверждать, что горы, реки, моря, звёзды и т.д. – это объективная истина? Что вы видите общего и в чём различие понятий «объективная реальность» и «объективная истина»?

9. Проанализируйте следующие определения истины:

– истина – это то, что приносит пользу, способствует карьере;

– истина – это то, что «экономно описывает объект»;

– истина – это то, что согласуется с правилами и законами логики;

– истина – это результат соглашения между людьми;

– истина – это общепринятая точка зрения;

– истина – это процесс верного отражения мира в сознании;

– истина – это то, что ясно и чётко мыслится;

– истина – это правдивое, честное высказывание;

– истина – это положение, которое можно непосредственно подтвердить опытом.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для                                         Основные источники:

1 Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2014.

 2 Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2011.

3 Канке В.А. Основы философии: учебное пособие –М.: Университетская книга; Логос.2011

Интернет – ресурсы

www/ alleg/ ru / equ / philosl/ htm

ru/ wikipedia/ org/ wiki/ Философия

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: