1. Какую роль, по мнению немецкого философа И.Канта, играют в воспитании личности этические знания? Согласны ли вы с ним? “Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не принимать участие в судьбе других. Почему некоторые науки называют gumanioria? (т.е. гуманитарными – авт.) Потому что человека они делают более утончённым. При этом у каждого изучающего их, даже если он не достиг большой учености, сохраняется некоторая утонченность и мягкость. Ведь науки, коль скоро они покорили душу, придают ей мягкость, которая сохраняется и в дальнейшем. Купец поэтому оценивает каждого по его деньгам; человек же, знакомый с гуманитарными науками, оценивает людей по другим критериям”.
2. Сравните точки зрения философов. Какой Вы отдаете предпочтение и почему? А.Шопенгауэр писал, что сострадание «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине великая мистерия этики, её первофеномен и пограничный столб… мы видим, что в этом процессе снимется перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого, и что не я – некоторым образом становится я». А Ф.Ницше характеризовал сострадание как «депрессивный заразный инстинкт», который парализует инстинкты, направленные на повышение ценности жизни.
|
|
3. Каково соотношение между долгом и совестью. Могут ли они вступать в противоречие или конфликт? Приведите примеры такого конфликта. Чему пред-
почитаете следовать Вы в случае разлада: требованиям долга или велениям совести?
4. О каких условиях добра говорит Л.Н.Толстой: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и следствий»?
5. Прокомментируйте высказывания мыслителей. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает суть нравственности?
· Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Ж.- Ж.Руссо).
· Нравственность относится к характеру (И.Кант).
· Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Песталоцци).
· Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило не слова, а практическая деятельность (В.Г.Белинский).
· Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности (Б.Паскаль).
· Мысль без морали – недомыслие, мораль без мысли – фанатизм (В.О.Ключевский).
Задание 2. Проанализируйте следующие ситуации с точки зрения этики бизнеса. Как поступили бы Вы в подобных случаях?
|
|
А. Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак.
Б. Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить?
В. Фирма, конкурент Вашей, просит доставлять информацию за «хорошие» деньги. Ваша реакция? (Варианты)
Г. Корпорация «Менвилл» десятилетиями блокировала данные, свидетельствующие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирм. Суд штата «Нью-Джерси» в конечном счете установил, что «корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер, о полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Проведите этический анализ ситуации. Что, по Вашему мнению, погубило корпорацию «Менвилл»?
Задание 3. Проиграйте ситуации, употребив соответствующую этикетную лексику:
а) Вы обращаетесь к библиотекарю за нужной Вам информацией;
б) как заведующий отделом учреждения представьте нового сотрудника директору учреждения, а затем работникам своего отдела;
в) Вы пригласили на свой день рождения однокурсников. Познакомьте их с родителями и присутствующими гостями;
г) позвоните на кафедру, чтобы договориться с преподавателем об индивидуальной консультации по курсовой работе;
д) Ваш сотрудник прекрасно выполнил служебное задание. Оцените его работу комплиментом.
Задание 4. Выскажите свое отношение к глобальным проблемам современности
1.Что для Вас значит любить природу?
2. Эвтаназия это убийство или акт милосердия по отношению к безнадежно больному, страдающему человеку? Аргументируйте свой выбор.
3. Определите свое отношение к «суррогатному материнству». Какие осложнения вызывает практика искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства»? Не несет ли она угрозу нравственности, семье?
4.Искусственное прерывание беременности вызывает у населения разных стран прямо противоположную реакцию. При этом борьба мнений ведется под знаком соблюдения либо прав матери (сторонники аборта), либо прав «не родившегося» ребенка (противники аборта). Чьи права поддерживаете Вы? С какого срока беременности должно реализовываться право ребенка на жизнь?
5. Как вы относитесь к трансплантологии? Оцените её перспективы с этико-правовых позиций.
6.. Клонирование – это благо или зло? Что, по-вашему, несет этот эксперимент для человечества?
7. Как связаны общечеловеческая и профессиональная мораль? Назовите самые известные кодексы профессиональной морали. Попробуйте составить этический кодекс Вашей профессии. Что объединяет категории «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство? В чем их различие?
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.
Основные источники:
1 Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2 Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2011.
3 Канке В.А. Основы философии: учебное пособие –М.: Университетская книга; Логос.2011
Интернет – ресурсы
www/ alleg/ ru / equ / philosl/ htm
ru/ wikipedia/ org/ wiki/ Философия