Регрессивная психотерапия

- механизмы использования регрессии в психотерапевтическом процессе;

- принцип действия, особенности, техники проведения;

Трансперсональная психотерапия.

- основные особенности и характеристики метода;

- теоретическая основа метода; механизмы лечебного воздействия;       

 Вопросы для самоподготовки:

  1. Что такое «трансперсональные феномены»?
  2. Что входит в структуру бессознательного согласно представлениям С. Гроффа?
  3. Каким образом добиваются достижения измененного состояния сознания?
  4. Что такое «БПМ»?
  5. Каковы основные этапы трансперсональной психотерапии?

Литература

15.  Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

16. Грофф С. Холотропное сознание [текст]/С. Грофф. - Издательство трансперсонального института М. - 1996.

17. Грофф С. Области человеческого бессознательного [текст]/С. Грофф. - М. - 1995.

18. Грофф С. Космическая игра [текст]/С. Грофф. - М. - 1996.

19. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

20. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

21. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

 

 

Тема 9. Семейная психотерапия (дневное отделение – 2 часа; заочное – 4 часа)

- пределение; особенности подходов в проведении психотерапии с семьей;

- механизмы терапевтического воздействия;      

Вопросы для самоподготовки:

  1. Какие основные направления семейной психотерапии Вам знакомы? В чем их суть?
  2. В чем состоят основные задачи семейной психотерапии?
  3. Каковы этапы семейной психотерапии?
  4. Какие технические приемы семейной психотерапии Вы знаете?

Литература:

9.  Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

10. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

11. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

12. Минухин С. Техники семейной терапии [текст]/С. Минухин, Ч. Фишман. -М. – Класс. – 1998.

13. Пепп П.Семейная терапия и ее парадоксы[текст]/П. Пепп. - М. – Класс – 1998.

14. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

15. Фримен Д. Техники семейной психотерапии [текст]/Д. Фридмен. - С-Пб. – Питер. - 2001.

16. Эйдемиллер Э.Г. Психология и пси-хотерапия семьи [текст]/Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - С-Пб. – Питер. - 1999.

 

 

Тема 10. Особенности работы с различными категориями клиентов. Критерии эффективности психотерапии (дневное отделение – 2 часа; заочное – 4 часа)

Особенности работы с клиентами: 

-     страдающими неврозами,

-психосоматическими расстройствами,

-алкогольной зависимостью,

-с суицидальным поведением,

-особенности психотерапии детей и подростков.

Критерии эффективности психотерапии.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Какие основные подходы к психотерапии клиентов с суицидальными тенденциями?
  2. Каковы закономерности оказания помощи психосоматическим клиентам и клиентам с неврозами?
  3. Каковы принципы психотерапии лиц, злоупотребляющих алкоголем?
  4. Какие основные критерии используются для оценки эффективности терапии?
  5. Как оценивается степень улучшения состояния?

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

2. Грофф С. Холотропное сознание [текст]/С. Грофф. - Издательство трансперсонального института М. - 1996.

3. Грофф С. Области человеческого бессознательного [текст]/С. Грофф. - М. - 1995.

4. Грофф С. Космическая игра [текст]/С. Грофф. - М. - 1996.

5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

6. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

7. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

 

Приложение 3

Вопросы к аттестационному контролю:

Инструкция по проведению контрольных заданий

Конторль проводится в письменной форме на заранее подготовленных бланках. Студентам предлагается ознакомиться спредлагаемыми вопросами, даются соответствующие разъяснения, касющиеся порядка выполнения работы, проводится ознакомление вс системой оценивания заданий, нормой оценки. После этого предлагается выбрать единственный правильный вариант ответа по каждому вопросу. При этом они имеют возможность письменно обосновать свой выбор. Ответы выполняются письменно, должны относиться только к теме поставленного вопроса. Использование студентами справочного материала во время выполнения задания не предполагается.

 

Вопросы по темам первого информационного блока:

Вариант 1.

Вопрос 1. Психотерапевтический процесс представляет собой:  

А) заранее планируемое и отличающееся четко определенной структурой действие, при котором благодаря целенаправленным усилиям психотерапевта и клиента должны наступать конструктивные изменения в эмоциональных реакциях, в поведении и социальных контактах клиента;

Б) неструктурируемое действие, в ходе которого задача психотерапевта сводится к созданию условий для свободного выражения эмоций клиентом, что и обеспечивает терапевтический эффект;

Вопрос 2. Согласно психологической модели психотерапии она является:

А) областью медицины, использующей психологические средства для оказания помощи клиенту с точки зрения медицинских представлений;

Б) самостоятельной гуманитарной дисциплиной, использующей психологические средства для разрешения проблем, не достигших уровня патологии;

 

Вопрос 3. Для каких из указанных ниже методов психотерапии характерно применение исключительно директивной позиции психотерапевта:

А) клиент-центрированная психотерапия;

Б) гештальт-терапия;

В) классический гипноз, суггесттивная психотерапия;

Г) психодинамическая психотерапия;

Вопрос 4. Для каких из указанных ниже методов не характерно применение недерективной позиции психотерапевта:

А) клиент-центрированная психотерапия;
Б) гештальт-терапия;

В) психодрама;

Г) позитивная психотерапия;

Вопрос 5. В групповой психотерапии применяется все нижеперечисленное за исключением:

А) вербального воздействия;

Б) невербальное воздействие;

В) директивной психотерапии;

Г) взаимодействие пациента со специально организованной средой;

Вопрос 6. Охарактеризуйте состояние клиента в 3 стадии гипноза (по Форелю):

А) Гипнотизируемый не может открыть глаза, выполняет некоторые внушения; находится в состоянии глубокой мышечной релаксации;

Б) Гипнотизируемый находится в легком состоянии релаксации и дремоты; при некотором усилии еще может противостоять внушению, открыть глаза;

В) Глубокая мышечная релаксация; способность к выполнению гипнотический и постгипностических внушений; последующая амнезия;

Вопрос 7. Что не относится к техникам, применяемым в когнитивной психотерапии:

А) идентификация «автоматических мыслей»;

Б) децентрализация;

В) реатрибуция;

Г) парадоксальная интенция;

Вопрос 8. Применение технических процедур: 1)конфронтации; 2) прояснения; 3)интерпретации; 4) прорабатывания – наиболее характерно для:

А) Гештальт-терапии;

Б) Рациональной психотерапии;

В) Психодинамической психотерапии;

Г) Позитивной психотерапии;

Вопрос 9. Что из перечисленного не представляет собой самостоятелього направления в психотерапии:

А) психодинамическая психотерапия;

Б) поведенческая (бихевиоральная) психотерапия;

В) групповая психотерапия;

Г) экзистециально-гуманистическая психотерапия;

Вопрос 10. Что является нехарактерным для поведенческой психотерапии:

А) анализ причин возникновения конфликта и глубинная реконструкция личности клиента;

Б) использование технических приемов, основанных на классическом и оперантном обусловливании;

Вопрос 11. Метод систематической десенсибилизации Вольпе является методом:

А) НЛП;

Б) гипносуггестии;

В) поведенческой психотерапии;

Г) психосинтеза;

Д) позитивной психотерапии;

Вопрос 12. Психосинтез включает в себя следующие основные этапы,за исключением:

А) глубинного познания личности;

Б) контроля за различными элементами личности;

В) постижения своего истинного “Я”(“независимого центра”);

Г) консолидации субличностей (психосинтез);

Д) катарсиса;

Вопрос 13. Основными этапами позитивной психотерапии является все перечисленное за исключением:

А) дистанцирование от конфликта;

Б) проработки конфликта;

В) “ситуативного одобрения”;

Г) вербализации(обсуждения) конфликта;

Д) расширения жизненных целей;

Е) катарсиса;

Вопрос 14. Психологические игры – это наиболее частая форма общественных отношений, состоящая из трансакций:

А) параллельных;

Б) перекрестных;

В) скрытых;

Г) параллельных и перекрестных;

Д) всех перечисленных;

  Вопрос 15. Материалом для психоанализа по Фрейду может служить все нижеперечисленное, за исключением:

А) свободных ассоциаций;

Б) реакций переноса;

В) состояний сомнабулизма;

Г) сопротивления;

Д) сновидений;

 

Вариант 2

Вопрос 1. Согласно классификации Вольберга выделяют:

А) психодинамическое, поведенческое, экзистенциально-гуманистическое направления психотерапии;

Б) поддерживающую, переучивающую, реконструктивную психотерапию;

Вопрос 2. Психотерапевтический процесс является действием:

А) не предполагающим каких-либо ограничений;

Б) предполагается установление ограничений времени;

В) предполагается обсуждение психотерапевтом и клиентом ограничений времени, ответственности, пределов привязанности;

Вопрос 3. Что не относится к психологическим факторам терапевтического воздействия:

А) акцептация;

Б) конфронтация;

В) самоэксплорация;

Г) достижение инсайта;

Д) рекомендации психотерапевта;

Е) катарсис;

Вопрос 4. Для каких из указанных ниже методов психотерапии характерно применение нейтральной позиции психотерапевта (позиции «зеркала»):

А) позитивная психотерапия;

Б) поведенческая психотерапия;

В) когнитивная психотерапия;

Г) психодинамическая психотерапия;

Вопрос 5. Групповая психотерапия противопоказана больным:

А) с обычными жизненными трудностями;

Б)   неврозами;

В) психосоматическими расстройствами;

Г) склонным к образованию бредовых идей отношения;;

Вопрос 6. Выделяются следующие фазы группового процесса за исключением:
А) ориентации и зависимости;

Б) конфликта и протеста;

В) разочарования и недовольства;

Г) развития и сотрудничества;

Д) целенаправленной деятельности;

Вопрос 7. Основу метода рациональной психотерапии составляет:

А) расширение спектра и закрепление адаптивных стереотипов поведения;

Б) логическая аргументация, включающая разьяснение, внушение, эмоциональное воздействие, дидактические и риторические приемы;

В) учет влияния бессознательных психических сил; анализ свободных ассоциаций, реакций переноса, сопротивления, ошибочных действий;

Вопрос 8. Какое из перечисленных ниже явлений не входит в число механизмов расстройства процесса саморегуляции в рамках формируемой гештальт-подходом концепции нарушений:

А) Проекция;

Б) Ретрофлексия;

В) Сверхобобщение;

Г) Дефлексия;

Д) Конфлуенция;

Е) Интроекция;

Вопрос 9. Что не входит в число определяемых Beck когнитивных искажений:

А) персонализация;

Б) сверхобобщение;

В) преувеличение (“катастрофизация”);

Г) дихотомическое мышление;

Д) интроекция;

Е) произвольные умозаключения;

Вопрос 10. Кто является автором рациональной психотерапии:

А) Форель;

Б) Дюбуа;

В) Павлов;

Г) Фрейд;

Вопрос 11. Основателем гештальт-терапии является:

А) Ассаджиоли;

Б) Перлз;

В) Шультц;

Г) Бек

Вопрос 12. Позитивная психотерапия – это:

А) психотерапия, ориентированная на тело;

Б) психотерапия, ориентированная на клиента;

В) психотерапия, ориентированная на конфликт (на ситуацию);

Г) все перечисленное в совокупности;

Вопрос 13. Психосинтез предлагает работу с “субличностями”. На этом этапе психосинтеза наиболее важным является:

А) процесс идентификации (отождествления);

Б) процесс дезидентификации (разотождествление);

Вопрос 14. Основными компонентами психодрамы являются:

А) ролевая игра;

Б) спонтанность;

В) “теле”;

Г) катарсис;

Д) инсайт;

Е) все перечисленное в совокупности;

Вопрос 15. Основой рациональной психотерапии является:

А) разъяснение;

Б) внушение;

В) логическая аргументация;

Г) деонтология;

 

 

Вопросы к темам второго информационного блока:



Вариант 1

Вопрос 1. “Ключами доступа” в НЛП называют:

А) предикаты речи;

Б) репрезентативные системы;

В) паттерны глаз;

Г) все перечисленное;

Вопрос 2. Шестишаговый рефрейминг – это метод психотерапии:

А) аналитической;

Б) трансперсональной;

В) НЛП;

Вопрос 3. “Стратегия выбора поведения” в НЛП означает:

А) выбор одной определенной стратегии, адекватной ситуации;

Б) выбор нескольких стратегий поведения, адекватных ситуации;

Вопрос 4. Логотерапия В.Франкла включает использование нижеперечисленных методов работы, за исключением:

А) метода “сократовского диалога”;

Б) метода дерефлексии;

В) метода систематической десинсибилизации;

Г) метода парадоксальной интенции;

Вопрос 5. В. Франкл выделял ценности:

А) творчества;

Б) переживаний;

В) воспоминаний;

Г) отношений;

Вопрос 6. Коррекция в кризисе у лиц с суицидальным поведением не включает:

А) гипносуггестивные техники;

Б) рациональную психотерапию;

В) телесно-ориентированную психотерапию;

Вопрос 7. Основоположником метода трансперсональной психотерапии является:

А) Франкл;

Б) Грофф;

В) Юнг;

Вопрос 8. В трансперсональной психотерапии четыре основных эмпирических паттерна получили название:

А) сигналы доступа;

Б) броня характера;

В) базовые перинатальные матрицы;

Вопрос 9. Бессознательное, согласно представлениям С.Гроффа представлено:

А) автобиографическим уровнем;

Б) включает в себя перинатальный уровень;

В) представлено трансперсональным уровнем;

Г) включает в себя все вышеперечисленное;

  Вопрос 10. Психотерапия, ориентированная на тело, предложено:

А) Джекобсоном;

Б) Шультцем;
В) Райхом;

Г) Фрейдом;

Вопрос 11. Каковы основные формы проведения сессий арттерапии:

А) работа ведется с готовыми произведениями искусства;
Б) работа ведется с произведениями, которые создает сам клиент;

В) возможны каждый вариант по отдельности и одновременное использование того и другого принципа;

 



Вариант 2

Вопрос 1. Телесно-ориентированная психотерапия предполагает:

А) анализ конфликта;

Б) применение релаксационных техник;

В) работу с “мышечным панцирем”;

  Вопрос 2. Метод арттерапии предполагает:

А) использование готовых произведений искусства;

Б) создание клиентом собственных произведений;

В) использование всего вышеперечисленного;

Вопрос 3. Какой из перечисленных этапов не относится к семейной психотерапии:

А) диагностический;

Б) ликвидация конфликта;

В) интерпретация;

Г) реконструктивный;

Д) поддерживающий;

Вопрос 4. Коррекция в кризисе у лиц с суицидальным поведением проводится первоначально:

А) в индивидуальной форме;

Б) в групповой форме;

Вопрос 5. Метамодель в НЛП – понятие, обозначающее:

А) репрезентативную систему;

Б) основную модальность;

В) невербальные средства информации;

Г) набор лингвистических приемов, направленных на получение информации, которая скрыта от самого клиента;

Вопрос 6. При лечении фобий наиболее успешно может быть использована:

А) рациональная психотерапия;

Б) поведенческая психотерапия;

В) телесно-ориентированная психотерапия;

Вопрос 7. В психотерапии детей и подростков не используется метод:

А) игровая психотерапия;
Б) арттерапия;

В) трансперсональная психотерапия;

Вопрос 8. Мтод арттерапии предполагает:

А) проведение структурированных занятий;

Б) неструктурированные занятия;

В) используются оба способа проведения занятий;

Вопрос 9. Кому принадлежит концепция, что “мышечный панцирь” состоит из семи уровней:

А) Джекобсону;

Б) Райху;

В) Фельденкрайзу;

Вопрос 10. В лечении больных истерическим неврозом наиболее успешно используется:

А) Гипносуггестия;

Б) Трансперсональная психотерапия;

В) Телесно-ориентированная психотерапия;

Вопрос 11. Оценка критериев эффективности психотерапии предусматривает учет:

А) степени симптоматического улучшения;

Б) степени осознания психологических механизмов болезни;

В) степени восстановления нарушенных личностных отношений;

Г) критерия улучшения качества жизни;

Д) учитывает все эти критерии;

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: