double arrow

Создание адаптивной образовательной среды.

  Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ученика;

- комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер школьника.

Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка.

Наиболее действенная форма организованного взаимодействия специалистов – это психолого-медико-педагогический консилиум, который предоставляет многопрофильную помощь ученику и его родителям (законным представителям).

В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнерство включает:

- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сотрудничество со средствами массовой информации;

- сотрудничество с родительской общественностью.

5. Принципы сопровождения детей с ОВЗ.  

1. Принцип партнерства («Педагогика радости») предполагает, что коррекционно-педагогический процесс может осуществляться только благодаря тесному взаимодействию, партнерству всех его участников, каждый из которых вносит свой специфический вклад в реализацию общих задач.

2. Принцип разносторонности усилий (комплексного подхода) рассматривает коррекционно-образовательный процесс как результат связи всех специалистов, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение.

3. Принцип единства воздействий - принцип методической и психологической обоснованности используемых в работе с ребенком методов и приемов). Физиологические, личностные и социально-психологические характеристики каждого ребенка индивидуальны и представляют собой неповторимый комплекс, поэтому способы осуществления задач (методы, приемы) не могут быть едиными по отношению ко всем детям.

4. Принцип последовательности (системного подхода) рассматривает коррекционно-педагогическую помощь детям как ряд взаимосвязанных, последовательных и поэтапных звеньев.

5. Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип подчеркивает неразрывность данных процессов во всех видах деятельности специалистов, работающих с детьми рассматриваемой категории.

6. Принцип развития. Нужно помнить, что организм ребенка и его нервная система находятся в постоянном развитии.

7. Принцип ранней коррекции. Общеизвестно, что чем раньше начата работа с проблемным ребенком, тем выше ее эффективность, поскольку она осуществляется в то время, когда подавляющее большинство психических функций ребенка находится в стадии интенсивного развития, или, по-иному, в сенситивном периоде.

8. Принцип личностного подхода к ребенку и членам его семьи. Вся работа в группе организуется таким образом, чтобы активизировать средства социально-педагогического воздействия на членов его семьи и ближайшее окружение.

9. Принцип деятельностного подхода к организации воспитания и обучения детей. Опора на ведущую деятельность ребенка является необходимым условием коррекционно-педагогического воздействия.

10. Принцип поэтапного формирования различных видов психической и познавательной деятельности ребенка. Опираясь на этот принцип, нужно четко понимать, что при формировании нового для ребенка вида деятельности всегда выделяется предварительный этап, на котором закладываются предпосылки данного вида деятельности, далее идет основной этап и завершается этот процесс заключительным этапом, в ходе которого у ребенка устанавливаются богатые и разнообразные связи с другими видами психической и познавательной деятельности.

11. Принцип стимуляции коммуникативного поведения ребенка, коммуникативной направленности воспитания и обучения. В соответствии с данным принципом в образовательном учреждении необходимо создавать условия, способствующие стимуляции речевого общения детей друг с другом и развитию речи в целом.

12. Принцип индивидуального подхода к ребенку. На его основе с позиций перспектив развития ребенка рассматривается структура нарушения. Изучаются и учитываются в повседневной работе особенности нервной системы ребенка, темперамент, характер, его склонности и способности. В рамках данного принципа ведется динамическое наблюдение за ребенком.

Таким образом, принципы осуществления коррекционно-педагогической помощи учащимся с психофизическими нарушениями позволяют осуществлять сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Ребенок в процессе инклюзии сможет получить запас знаний, умений и навыков, с помощью которого он сможет стать активным и самостоятельным человеком вне стен образовательного учреждения, занять собственную жизненную позицию, самореализоваться в будущем.

Список литературы:

1. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс]: учебник / О.Р. Ворошнина, А.А. Наумов, Т.Э. Токаева. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 204 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html

2. Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебник. Направления подготовки: 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль «Дошкольная дефектология»; 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль «Психология образования». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / А.А. Наумов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 303 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32093.html

3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов.- М.: Дрофа, 2008.-286с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20035768

4. Манжуова Л.Н. Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Л.Н. Манжуова. — Электрон. текстовые данные. — Алматы: Нур-Принт, 2014. — 115 c. — 978-601-232-131-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69113.html

5. Фалевич Е.Ю. Педагогическая работа с детьми с особенностями психофизического развития [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.Ю. Фалевич, Т.С. Капелевич. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. — 64 c. — 978-985-503-535-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67339.html

6. Федотова Е.О. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие. Хрестоматия / Е.О. Федотова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 170 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32087.html

7. Прочухаева М. М., Самсонова Е. В. Инклюзивное образование. Вып. 4. Метод. рекомендации по организации инклюзивного процесса в детском саду. М.: Центр «Школьная книга», 2010. http://www.psycentre26.ru/docs/Commission/forprof/IO/12_MetRekpoOrgInkluzObrProcessavDetSadu.pdf

Дополнительная литература:

1. Вильшанская, А.Д. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум [Текст] / А.Д. Вильшанская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 124 с.

2. Внутришкольный психолого-педагогический консилиум в общеобразовательной школе [Текст]: метод. рекомендации / сост. Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. – 98 с.

3. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1(7). – С. 62–67.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить лекционный материал и законспектировать.

2. Ответить на вопросы:

1. Теоретические основы инклюзии в российской и зарубежной педагогике и психологии.

2. Современные педагогических концепций в обучении детей с психофизическими нарушениями.

3. Современные модели, формы организации интегрированного, инклюзивного обучения.

4. Базовые принципы и ценности инклюзивного образования.

5. Назовите основные барьеры в образовании детей с ОВЗ.

6. Расскажите о международном опыте инклюзии: законодательство, политика, практика.

7. Какова значимость разработки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута и индивидуальных программ развития учащихся.

8. Раскройте важнейшие условия эффективности инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

9. Раскройте значение диагностики и мониторинга для оптимизации процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: