Методические рекомендации по составлению комплекса утренней гигиенической гимнастики (зарядки)

Непременной частью физкультурно-оздоровительной работы является ежедневное выполнение утренней зарядки.

Зарядка может проводиться в форме гимнастических упражнений, игр или плавания.

Зарядку можно организовать так, чтобы одна группа отрядов проводила ее в форме гимнастики, другая — в форме игр, третья — в форме плавания. Формы зарядки менять в группах поочередно. Проводить зарядку следует в любую погоду (исключением является сильный дождь). Продолжительность зарядки зависит от возраста ребят и погодных условий и не должна превышать время, отведенное распорядком дня.

    Зарядка в режиме дня лагеря обычно проводится ежедневно по утрам, на воздухе и длится 8-15 минут. Содержанием зарядки являются комплексы общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами (гантелями, гимнастическими палками, мячами, скакалками, обручами), ходьба, бег, прыжки на месте. Комплексы из 8-10 упражнений не должны вызывать у детей сильного возбуждения и переутомления, их желательно проводить с музыкальным сопровождением.

    При проведении утренней гимнастики решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Используются фронтальный и фронтально-групповой методы, позволяющие управлять всеми занимающимися.

         В утреннюю гимнастику могут быть включены:

I.  Элементы строевой подготовки: построения, пово­роты, ходьба простая и усложненная.

II. Подскоки на месте, ходьба и бег в различном темпе. Упражнения без отягощения: на растяжение, со­противление и силу, равновесие, расслабление.

Упражнения с отягощением: гимнастическими палками, мячами и т. д.

V. Эстафеты, игры.

VI. Выполнение элементов танца или самого танца.
    Целесообразно упражнения выполнять в следующей последовательности:

1-е упражнение — потягивания. Оно улучшает крово­обращение в мышцах рук и плечевого пояса, углубляет дыхание и выпрямляет позвоночник.

2-е упражнение — различные приседания, укрепляю­щие мышцы ног, увеличивающие подвижность суставов и усиливающие кровообращение.

3-4-е упражнения — для мышц туловища, например: наклоны назад, вперед, сидя. Они укрепляют мышцы жи­вота и спины.

5-е упражнение составляют сгибания и разгибания в медленном или среднем темпе.

6-е упражнение — маховые движения руками и нога­ми, что укрепляет мышцы рук и ног, увеличивает под­вижность суставов.

7-е упражнение — наклоны в сторону для укрепления боковых мышц туловища.

8-е упражнение — бег или прыжки на месте.

9-е упражнение — движения, успокаивающие деятельность органов дыхания и кровообращения.

    Необходимо указать в какой организационной форме построения проводится зарядка (в шеренгах, колоннах, кругах). Каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Обязательно указывается исходное положение, а далее – движения под счет. Заканчивается ОРУ возвращением в и.п. Можно использовать глаголы: выпрямиться – после наклонов; встать – из седов, приседов, упоров; приставить – после отставления ноги в различные положения; опуститься – на всю стопу из стойки на носках.

    Термины принято разделять на основные и дополнительные. Основные термины точно определяют смысловые признаки упражнения (стойки, седы, приседы, выпады, упоры, равновесия, махи, наклоны, повороты). Дополнительные термины уточняют способ выполнения упражнения (силой, махом, углом, разгибом), условия опоры (на носках, на коленях, на предплечьях, лежа), направление движения (вперед, назад, влево, вправо). При описании упражнения вначале указываются движения ног, затем туловища, рук и головы.


При описании упражнений с предметом записывается преимущественно путь предмета, а не рук, его держащих, например: мяч вверх (а не: руки с мячом вверх); палка за головой, за спиной, вниз, вперед.

 Методика обучения упражнениям зарядки. Разучива­ние упражнений начинается с изолированных движений рук, ног, туловища, головы, а также с их простейших совмещений.

Начинать обучение следует со свободного (без из­лишнего напряжения) исполнения движений, причем на­до следить за тем, чтобы кисть, была продолжением ру­ки, а носок ноги вытянут. Правильно подобранное музыкальное сопровождение в значительной мере ускорит обучение.

Усвоив основные движения и исходные положения, занимающиеся переходят к изучению их совмещений, и одновременно продолжают совершенствовать основные элементы движений. Сначала изучается структура дви­жений, а затем шлифуется техника. Освоив первое упражнение и закрепив навык движения, переходят к разучиванию второго. Разучив два упражнения, проделы­вают их вместе, затем можно разучить еще два и соеди­нить все четыре или, разучив третье, проделать все три. В следующий раз, прежде чем начать разучивать новые упражнения, надо повторить ранее освоенные и обратить внимание на технику выполнения.

На зарядке можно разучить упражнения для массо­вого гимнастического выступления. В этом случае, если позволяет распорядок дня, продолжительность зарядки следует увеличить на 10 минут.

Проведение зарядки в форме игр. Такая форма зарядки очень эмоциональна, и ее охотно используют в старших отрядах.

Педагог физического воспитания заранее отводит каждому отряду место для игры, предупреждает вожа­тых и педагогов, в какой форме будет проводиться заряд­ка. В зарядку можно включать подвижные и спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, малый теннис, русскую лапту, эстафеты и т. д. Игры сле­дует подбирать с таким расчетом, чтобы в ходе их никто не выбывал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: