Анализ должностных обязанностей администратора зала (метрдотеля) приведена в таблице 8.
Таблица 8 – Анализ должностных обязанностей администратора зала (метрдотеля)
Виды выполняемых работ | Обязанности администратора зала (метрдотеля) | Документы, необходимые для изучения |
1 | 2 | 3 |
1 Ознакомление с правами и обязанностями, изучение должностных обязанностей администратора зала | Метрдотель должен иметь профессиональную подготовку | Должностная инструкция |
2 Участие в организации и подготовке зала объекта общественного питания к обслуживанию потребителей. | Нести ответственность за подготовку зала и обслуживание | Должностная инструкция |
3 Участие в организации и ведении расчетов с потребителями и оформление соответствующих документов | Контролирует прием заказов официантами от потребителей | Инструкция по оформлению и учету счетов (от 31.01.2005 г. №3 книга регистрации счетов; бланки счетов; реестр счетов |
4 Участие в приеме и оформлении заказов на обслуживание торжеств, в организации их проведения, составление специальных меню | Оформляет заказы на обслуживание торжеств. Обеспечивает работу по эффективности и культуре обслуживания потребителей, созданию для них комфортных условий. Принимает меры по ликвидации конфликтных ситуаций | Меню банкетов, спец. мероприятий; книга учета заказов на обслуживание торжеств; заказ-счет |
5 Составление графиков выхода на работу | Составлять график выхода на работу | График выхода на работу, табель учета раб. времени |
6 Участие в организации, проведении контроля за правильностью эксплуатации торгово - технологического, холодильного оборудования, мебели, уборкой зала, сдачей официантами выручки в кассу, возвращением столовой посуды, | Участвовать в организации, проведении контроля за правильностью эксплуатации торгово-технологического, холодильного оборудования, мебели. Следить за сдачей официантами выручки в кассу | Основные требовавания к мебели, столовой посуде, приборов, белью ресторанов, кафе, баров различных классов, инструкции по эксплуатации оборудования |
Окончание таблицы 8
1 | 2 | 3 |
приборов, столового белья, полученных ими под отчет | ||
7 Участие в проведении контроля качества услуг, предоставляемых потребителям объектов общественного питания | Участие в проведении контроля качества услуг | ДРБ 03180.52-2000 «Услуги общественного питания. Классификация. Номенклатура показателей качества» |
8 Участие в составлении плана повышения квалификации обслуживающего персонала, в проведении инструктажа по охране труда, пожарной безопасности, соблюдению правил личной гигиены и трудовой дисциплины | Составление плана повышения квалификации обслуживающего персонала, проводят инструктаж по охране труда, пожарной безопасности | План повышения квалификации, Инструктажи по охране труда, пожарной безопасности |
Выводы.
Администратор должен знать:
– основы трудового законодательства, правила производства и реализации продукции общественного питания, отраслевые руководящие документы, касающиеся его профессиональной деятельности.
– знать и соблюдать правила и технические приёмы обслуживания потребителей, основные правила этикета и сервировки столов.
– знать основные товароведные, технологические и санитарные показатели качества продуктов питания, кулинарной продукции.
– знать традиционные методы приготовления кулинарной продукции, напитков и правила их подачи.
– знать особенности оформления и подачи национальных, фирменных и заказных блюд и т.д.
Нормативно-технологические документы необходимые для работы администратора: должностная инструкция, инструкция по оформлению и учёта счетов, книга регистрации счетов, меню банкетов и т.д.
Подготовка к обслуживанию состоит из ежедневной уборки торговых помещений, расстановки мебели, получении посуды, приборов, столового белья и сервировки столов. Администратор является организатором всей работы в торговом зале. Он является ответственным за подготовку зала к обслуживанию, он руководит работой официантов, уборщиками торговых помещений.
Обслуживание в ООП складывается из следующих элементов: встреча и размещение посетителей, приём заказа, передача заказа на производство, получение и подача буфетной продукции, подача заказных блюд и напитков, расчёт с посетителем. Администратор встречает посетителей и размещает их, а официант делает все остальные элементы.
Заказ-счет на обслуживание торжеств
Заказ-счет (форма № ОП-20) — применяется в организациях общественного питания для оформления заказа на обслуживание торжеств, банкетов и т. д.; составляется в двух экземплярах, подписывается метрдотелем и заказчиком. Один экземпляр остается в организации, второй — у заказчика; в заказе указываются название зала, дата и часы обслуживания; служит расчетным документом, в котором фиксируется поступление аванса и окончательный расчет. В получении денег подписывается кассир.
Реестр счетов
На основании копии счетов официант составляет реестр и сдает его вместе с копиями счетов, съемными клавишами-ключами от счетчиков кассового аппарата метрдотелю, а выручку (или ее остаток, если она в течение дня сдавалась частями) кассиру.
Сумма принятых наличных денежных средств за буфетную продукцию пробивается по кассовому суммирующему аппарату и официанту выдается кассовый чек.
Копии счетов хранятся в предприятии в течение 15 дней после выявления и подписания результатов последней инвентаризации, в случае недостачи - до окончания рассмотрения дела.
Ответственность за хранение в течение указанного срока копий счетов несут директора (заведующие) торговых предприятий или другие работники по их указанию.
После окончания установленного срока хранения копии счетов уничтожаются в присутствии комиссии (из сотрудников предприятия) с составлением акта произвольной формы с подписями членов комиссии.
Метрдотель совместно с официантом обязаны проверить соответствие суммы сданной дневной выручки показаниям счетчика контрольно-кассового аппарата и итоговой суммы по реестру сдачи счетов и вносит соответствующие записи в Книгу регистрации.
Правильность предъявляемых официантами посетителям счетов и заполнения реестров проверяется метрдотелем.
Книга жалоб и предложений
Книга жалоб и предложений является инструментом отчётности на предприятиях розничной торговли и сферы услуг. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью предпринимателя и скреплена печатью (при наличии). Текст инструкции размещается на начальных страницах. Книга регистрируется в компетентных ведомствах. В каждом муниципальном образовании они различны, и указываются в инструкции по ведению Книги.
Книга жалоб и предложений находится в специальном открытом футляре на видном и доступном для посетителей месте и предъявляется по первому требованию.
Книга кассира-операциониста
Книга кассира-операциониста (книга кассира) (форма № КМ-4) применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью. Все записи в книге ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в книгу вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации. При совпадении показаний их заносят в книгу за текущий день (смену) на начало работы, и эти данные заверяются подписями кассира и дежурного администратора.