Общее ознакомление с объектом общественного питания
Характеристика объекта общественного питания
Согласно СТБ 1209-2005 «Общественное питание. Термины и определения» столовая – торговый объект общественного питания, предназначенный для приготовления и реализации с потреблением на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуска их на дом.
Вид деятельности, принадлежность к форме собственности. Могилевский государственный университет продовольствия – это государственное учреждение образования.
Столовая № 146 при МГУП находится по адресу: г. Могилев, пр-т Шмидта, 3А.
Режим работы: понедельник-пятница с 10:00 до 16:00.
Столовые не делятся на классы. Обслуживаемым контингентом являются студенты и преподавательский состав МГУП.
Среднесписочное число обслуживаемых.
Рассматриваемый торговый объект общественного питания работает на сырье. Обслуживание на объекте осуществляется посредством раздаточной линии, поваров-раздатчиков.
|
|
Интерьер объекта состоит из следующих элементов: потолок белого цвета с расположенными на нем потолочными светильниками; однотонные стены с окнами во внешней; плиточный пол. Мебель представлена столами, рассчитанными на четырех человек и стульями.
Назначение объекта и ассортимент продукции
Согласно СТБ 1209-2005 «Общественное питание. Термины и определения» столовая – торговый объект общественного питания, предназначенный для приготовления и реализации с потреблением на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуска их на дом.
Задание 1.Сравните функции и ассортиментный перечень продукции объектов общественного питания различных типов в соответствии с инструкцией № 32 «О порядке классификации торговых объектов общественного питания по типам и классам». Утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь 06.10.2016 г.
Таблица 1 – Реализуемый и рекомендуемый ассортимент продукции
Группы продукции | Количество наименований блюд | |
Столовая №146 | Рекомендуемое согласно инструкции | |
1 | 2 | 3 |
Холодные блюда и закуски, в том числе бутерброды, молоко и/или кисломолочные продукты; горячие закуски; супы; горячие блюда; сладкие блюда, десерты; напитки (горячие, холодные) | 3 | 3 |
Фруктовые и/или минеральные воды (напитки), соки отечественного производства. | 3 | 2 |
Кондитерские изделия (зефир, мармелад) | 2 | 2 |
Заключение. При сравнении ассортиментного перечня столовой с требованиями ассортиментного перечня (инструкция №32) выявлено, что он полностью соответствует.
|
|
Меню столовой составлено в соответствии с Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10 октября 2016 г. № 35 «О перечнях продукции общественного питания и товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь».
Задание 2. Выполните сравнительный анализ и установите. Как ассортимент продукции влияет на тип и класс объектов общественного питания. Для анализа составьте таблицу 2.
Таблица 2 - Сравнительный анализ
Группы продукции | Столовая раздаточная | Столовая при учреждении образования | Столовая |
1 | 2 | 3 | |
1. Продукция общественного питания: | |||
холодные блюда и закуски, и (или) горячие закуски, и (или) супы, и (или) горячие блюда, и (или) сладкие блюда, и (или) десерты, и (или) мучные кондитерские и булочные изделия собственного производства, напитки (горячие, холодные) | 3 | 3 | 10 |
2. Товары: | |||
алкогольные напитки | 6 | - | 8 |
Фруктовые и/или минеральные воды (напитки), соки отечественного производства | 2 | 2 | 3 |
Пиво | 3 | - | 4 |
Кондитерские изделия (шоколад и/или зефир, и/или мармелад, и/или козинаки, и/или злаковые хлопья и/или мучные кондитерские изделия, и/или орешки, и др. | 2 | 2 | - |
Заключение. Ассортиментный перечень продукции, производимой и реализуемой, соответствует требованиям, изложенным в Постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10 октября 2016 г. № 35.
Вид деятельности, Устав объекта общественного питания
Задание 3. Форма собственности: государственная. Собственник: государство. Раскройте понятие «Устав предприятия».
Устав предприятия – документ, определяющий порядок и условия функционирования предприятия. Устав предприятия входит в состав учредительных документов. Устав содержит сведения об организованно правовых формах предприятия, его наименования, место нахождения, размер уставного капитала, состав, порядок формирования и компенсации его органов управления и контроля, порядок распределения прибыли и формирования фонда предприятия, порядок и условие реорганизации и ликвидации предприятия.
Задание 4. Устав предприятия определяет деятельность объекта общественного питания, определяет и указывает подчиненность объекта перед вышестоящим органом, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, как юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, гербовую печать. В Уставе определены цели и задачи деятельности предприятия, его структура, управление, финансирование и контроль за деятельностью.
Утверждается Могилевским городским исполнительным комитетом 17.11.2009 №23-24.
Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация должна быть произведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов в исполнительный комитет соответствующего Совета Депутатов. О принятом решении в пятидневный срок сообщается в письменной форме. Факт регистрации предприятия держатель реестра объявляет в официальной печати.
Заключение: Государственная регистрация имеет важное значение для торгового объекта. Действовать незарегистрированному предприятию запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. Предприятие действует на основании устава, который утверждается собственником.
Лицензирование
Задание 5. Лицензия – специальное разрешение на осуществление лицензированных видов деятельности. Лицензия выдается районными администрациями по заявлению субъекта хозяйствования. В лицензии указывается наименование органа, выдавшего её, наименование и адрес юридического лица или фамилия и адрес предпринимателя, обязательный ассортимент продукции, перечень услуг (платных), оказываемых населению, число точек мелкорозничной торговли и их расположение.
|
|
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
– розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий, непищевой и спиртосодержащей продукции, парфюмерно-косметических средств в потребительской таре, относящихся к непищевому этиловому спирту);
– общественное питание;
– розничная торговля алкогольными напитками;
– розничная торговля табачными изделиями;
–розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукцией и парфюмерно-косметическими средствами в потребительской таре, относящихся к непищевому спирту.
Заключение: Столовая № 146 на основании лицензии №74010/12002, осуществляет следующие работы: общественное питание. Лицензия действительна до 02 апреля 2025г.
Месторасположение объекта общественного питания, режим работы, вместимость залов.
Задание 6. Проанализируйте месторасположение и режим работы объекта общественного питания. Столовая № 146 располагается по адресу Могилев, пр-т Шмидта, 3А.
Задание 7. Режим работы столовой № 146: понедельник-пятница, с 10:00 до 16:00. Работа непосредственно пищеблока осуществляется с понедельника по пятницу с 6:00 до 16:00.
Заключение: Месторасположение столовой соответствует типу предприятия, режиму работы, обслуживаемому контингенту.
К основным факторам, определяющим размещение сети предприятий общественного питания относятся: численность населения, административное положение, уровень доходов населения, принятые нормативы размещения сети предприятий общественного питания.
Рациональное размещение сети объектов общественного питания – это создание наибольших удобств населению в организации его питания по месту жительства, работы, отдыха и во время передвижений, а также обеспечение высокой эффективности функционирования предприятий общественного питания.
|
|
Методы и формы обслуживания
Задание 8. Формы и методы обслуживания столовой – посредством раздаточной линии. Выбор наиболее рациональных методов и форм обслуживания способствует наиболее полному удовлетворению спроса потребителей, повышению культуры и качества обслуживания, росту производительности труда работников.
Выбор способа расчёта с потребителями зависит от места приёма пищи, способа её получения и доставки потребителю, степени участия персонала в обслуживании, применения средств механизации и автоматизации.
К числу факторов, определяющих качество и культуру обслуживания в общественном питании, можно отнести наличие современной материально-технической базы торговых объектов, включая интерьеры торговых залов, современную мебель, столовую посуду, приборы и столовое белье.
Современные формы обслуживания, используемые в общественном питании: комбинированное обслуживание, кейтеринг, использование Internet и, свободное движение.
Таблица 3 - Обоснование выбора форм и методов обслуживания
Наименование Критериев | Столовая | Ресторан | Кафе | ||||
класс люкс | высший класс | первый класс | класс люкс | высший класс | первый класс | ||
2. Формы и методы обслуживания: | |||||||
2.1. официантами и (или) барменами, и (или) метрдотелями, и (или) администраторами | - | + | + | + | + | + | + |
2.2. буфетчиками и (или) работниками бригад, и (или) самообслуживание | + | - | - | - | - | - | - |
2.3. барменом (за барной стойкой) | - | + | + | + | + | + | + |
3. Наличие форменной одежды у обслуживающего персонала | - | + | + | + | + | + | + |
4. Стилевое единство интерьера, мебели и сервировки и (или) отражение специализации объекта | - | + | + | + | + | + | + |
Заключение: В столовой применяется обслуживание посредством раздаточной линии (самообслуживание). Способ расчёта: наличный и безналичный расчет. Формы и методы обслуживания соответствуют типу.
Интерьер, его особенности.
Задание 9. Проанализируйте виды помещений для потребителей объекта, их соответствие основным требованиям. Укажите особенности интерьера, сравните его с основными требованиями к архитектуно-планировочным решениям и оформлению залов.
Интерьер и обустройство торгового зала столовой направлено на быстрое и качественное обслуживание клиентов. Столы расположены рядами. Между столами достаточное количество места для удобного передвижения посетителей. Столы рассчитаны на 4 человек, столешница выполнена из материала ДСП, ножки металлические. Стулья представляют собой металлический каркас, с сиденьем, состоящим из деревянной основы, обитой кожзаменителем, между которыми расположен поролон. Столовое белье не используется по причине экономии времени и ресурсов (из-за высокой оборачиваемости мест в торговом зале в часы-пик нет возможности постоянно его заменять) В целом, интерьер неброский, выполненный в умеренной цветовой гамме, располагающий к быстрому приему пищи.
В столовой используются столовые приборы из нержавеющей стали (столовые и закусочные приборы); столовая посуда (тарелки столовые мелкие и глубокие, закусочные, пирожковые).
Заключение: Интерьер торгового зала, архитектурно-планировочные решения торгового объекта, мебель, столовая посуда и приборы столовой № 146 соответствуют основным требованиям.
Простой и лаконичный дизайн торгового зала столовой полностью отвечает основным требованиям, а именно: обеспечивает быстрый и качественный процесс приема пищи для студентов и преподавателей МГУП, а также не отвлекает их от основного действия (приема пищи) яркими цветами и броскими архитектурными решениями. Мебель, столовая посуда и приборы имеют минималистичный дизайн, но при этом удобны в использовании.
Интерьер предприятия полностью соответствует понятию «имидж-интерьер», поскольку отражает основной смысл рассматриваемого ТООП.
Конкурентоспособность – соответствие качества предоставляемых организацией общественного питания и каждым входящим в её состав объектов общественного питания товаров и услуг запросам потребителей; преимущества и недостатки данной организации по сравнению с имеющимися и потенциальными конкурентами на рынке предприятий питания и услуг.
Качество общественного питания – это комплексный показатель, выражающий совокупную потребительскую оценку результатов хозяйствования как отдельных организаций, так и общественного питания в целом.