Структура
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения.
II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
III. Вызовы, возможности и риски развития.
IV. Цели, видение (целевое состояние) и задачи развития физической культуры и спорта.
V. Основные направления развития физической культуры и спорта:
1. Физическая культура и массовый спорт, обеспечение равных возможностей гражданам для занятий физической культурой и спортом.
1.1. Физическая культура и спорт в системе образования.
2. Подготовка спортивного резерва.
3. Спорт высших достижений и профессиональный спорт.
4. Научное и научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта.
4.1. Медицинское и медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта.
5. Антидопиговое обеспечение.
6. Кадровое обеспечение.
7. Развитие спортивной инфраструктуры.
8. Цифровизация физической культуры и спорта.
|
|
9. Международное спортивное сотрудничество.
10. Экономика физической культуры и спорта.
11. Региональное развитие.
VI. Этапы, ожидаемые результаты и показатели реализации Стратегии.
VII. Финансовое обеспечение.
VIII. Механизм мониторинга и контроль реализации Стратегии.
Приложения к Стратегии (прорабатывается).
I. Общие положения
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) разработана во исполнение подпункта «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № Пр-759 и предусматривает комплексное развитие физической культуры, массового, профессионального спорта, спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва и направлена на вовлечение всех категорий и групп населения в занятия физической культурой, спортом и обеспечение конкурентоспособности российского спорта на международной арене.
Документ развивает положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года и определяет цели, задачи, социальные, экономические показатели развития, параметры ресурсного обеспечения, физической культуры и спорта с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204.
Развитие физической культуры и спорта основано на следующих принципах:
|
|
обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан;
открытость и доступность информации для граждан;
соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;
ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования с учетом мировых тенденций научно-технологического и цифрового развития;
адресный характер государственной поддержки организаций всех типов в сфере физической культуры и спорта, а также спортсменов, тренеров и специалистов;
обеспечение «чистоты» и безопасности спорта, нетерпимость к нарушению антидопинговых правил;
удовлетворенность граждан условиями развития физической культуры и спорта, учет индивидуальных особенностей субъектов Российской Федерации.
При разработке Стратегии учтена необходимость развития механизмов межотраслевого взаимодействия и реализации межведомственных проектов (программ), координации деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующих общественных, научных, образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества.
Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации.
II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
Современное состояние сферы физической культуры и спорта во многом является результатом реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия).
Стратегия была принята Правительством Российской Федерации в 2009 году в ответ на вызовы, связанные с ухудшением здоровья граждан, ростом глобальной конкуренции в спорте и развитием современных технологий.
Анализ статистических данных показывает, что целевые показатели действующей Стратегии, в основном, достигнуты. Более 40% граждан систематически занимаются физической культурой и спортом. Уровень обеспеченности населения объектами спорта всех типов достиг 55,5% (плановое значение – 48 процентов).
Были значительно модернизированы системы физического воспитания и подготовки спортивного резерва. Получили развитие материально-техническая база физической культуры и спорта, кадровое, научное, научно-методическое, медицинское, медико-биологическое, и антидопинговое обеспечение в спорте высших достижений.
Создана современная система обеспечения безопасности в спорте. Организованы и проведены на высоком уровне исторически значимые мероприятия: всемирные летняя и зимняя универсиады, Олимпийские и Паралимпийские зимние игры, Сурдлимпийские зимние игры, Всемирные игры колясочников и ампутантов IWAS, чемпионаты мира по футболу, водным видам спорта.
Принятые меры способствовали распространению среди граждан положительного отношения к ведению здорового образа жизни, что, в свою очередь, стимулировало рост спроса на физкультурно-спортивные услуги и спортивную продукцию.
В 2008-2019 годах в рамках реализации Стратегии:
увеличена численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 22 млн. человек до 57 млн. человек, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов со 192 тыс. человек до 1,4 млн. человек;
создано более 84 тыс. спортивных сооружений. Общее количество объектов спорта достигло 322 тыс. единиц, в том числе около 88 тыс. единиц адаптированы под нужды лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
|
|
сформирована и введена в действие программная и нормативная основа системы физического воспитания – Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (2,3 млн. участников, 2,5 тыс. центров тестирования);
созданы и действуют сеть школьных (около 12 тыс. единиц), студенческих спортивных клубов (834 единицы), а также 16 студенческих спортивных лиг по видам спорта. Сеть спортивных клубов в Российской Федерации составляет более 33 тыс. организаций (2008 год – 15,5 тыс. организаций);
создана отраслевая сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку, включающая 1599 спортивных школ и 1075 спортивных школ олимпийского резерва;
увеличено количество самостоятельных учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту с 15 до 67 единиц;
увеличен объем рынка фитнес услуг с 32,5 млрд. рублей до 125 млрд. рублей. Емкость рынка спортивной индустрии в 2018 году составила около 535 млрд. рублей.
Создана система адресной государственной поддержки спортивных школ (более 3 тыс. школ-получателей, общая сумма увеличения финансирования за 5 лет на 66 млрд. рублей, в том числе за счет ежегодно предоставляемых субсидий из федерального бюджета организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва). Приняты федеральные стандарты спортивной подготовки по всем олимпийским, паралимпийским и неолимпийским видам спорта. Численность штатных специалистов физической культуры и спорта увеличилась с 265 тыс. человек до 402 тыс. человек.
По итогам прошедших спортивных сезонов (зимних и летних) российские спортсмены стабильно входили в пятерку лучших по количеству завоеванных медалей. С 9 тыс. до 15,5 тыс. увеличилось количество официальных физкультурных и спортивных мероприятий. Созданы и действуют около 950 объектов наследия крупных международных спортивных мероприятий, включая спортивные сооружения, средства размещения, объекты дорожной, медицинской инфраструктуры, объекты инфраструктуры образовательных организаций.
|
|
Кроме того, созданы условия для развития и самореализации граждан в сфере физической культуры и спорта, в том числе для детей и молодежи, посредством вовлечения в работу добровольческих (волонтерских) организаций, которым оказывается методическая, финансовая, правовая и информационная поддержка. Во время проведения чемпионата мира по футболу задействованы 35 тыс. волонтеров из 112 стран мира, в проведении XXIX Всемирной зимней Универсиады в Красноярске участвовали 2 тыс. добровольцев, 22 тысячи волонтеров привлечены к оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Общий уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом в 2018 году достиг 54,2 процентов (2012 г. – менее 40 процентов).
Вместе с тем, среди граждан, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно – дети и молодежь в возрасте до 29 лет.
Основными барьерами, препятствующими более массовому вовлечению в занятия физической культурой и спортом представителей средней и старшей возрастных групп, являются ограниченная доступность (состояние) спортивной инфраструктуры, особенно в сельской местности, высокая стоимость физкультурно-спортивных услуг, нехватка времени и индивидуальной мотивации, а также состояние здоровья.
На современном этапе возрастает актуальность использования возможностей физической культуры и спорта в целях профилактики заболеваний, продления активной жизни, воспитания гармонично развитой личности и социальной адаптации.
В связи с этим, необходимо решить задачи по обеспечению многообразия форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, развитию спортивной инфраструктуры с учетом нужд лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, построением адресных коммуникаций с конечным потребителем и широкомасштабным использованием цифровых и информационных технологий.
Одновременно необходимо стимулировать развитие предпринимательства и создать благоприятные условия для привлечения внебюджетного финансирования и развития государственно-частного партнерства.
Для достижения высоких результатов на международной спортивной арене требуется обеспечить прорывное научно-технологическое развитие и ускоренное внедрение инноваций в подготовку спортивного резерва и спорт высших достижений.
Отдельный блок задач, требующий повышенного внимания, - сфера международного спортивного сотрудничества и продвижения российских интересов и ценностей в мире.