II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

Структура

Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года

I.  Общие положения.

II. Анализ текущего состояния развития физической культуры                     и спорта в Российской Федерации.

III. Вызовы, возможности и риски развития.

       IV. Цели, видение (целевое состояние) и задачи развития физической культуры и спорта.

V. Основные направления развития физической культуры и спорта:

1. Физическая культура и массовый спорт, обеспечение равных возможностей гражданам для занятий физической культурой и спортом.

1.1. Физическая культура и спорт в системе образования.

2. Подготовка спортивного резерва.

3. Спорт высших достижений и профессиональный спорт.

4. Научное и научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта.

4.1. Медицинское и медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта.

5. Антидопиговое обеспечение.

6. Кадровое обеспечение.

7. Развитие спортивной инфраструктуры.

8. Цифровизация физической культуры и спорта.

9. Международное спортивное сотрудничество.

10. Экономика физической культуры и спорта.

11. Региональное развитие.

VI. Этапы, ожидаемые результаты и показатели реализации Стратегии.

VII. Финансовое обеспечение.

VIII. Механизм мониторинга и контроль реализации Стратегии.

 

Приложения к Стратегии (прорабатывается).

 

I. Общие положения

 

Стратегия развития физической культуры и спорта                                                           в Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) разработана               во исполнение подпункта «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № Пр-759 и предусматривает комплексное развитие физической культуры, массового, профессионального спорта, спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва                         и направлена на вовлечение всех категорий и групп населения в занятия физической культурой, спортом и обеспечение конкурентоспособности российского спорта на международной арене.

Документ развивает положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года и определяет цели, задачи, социальные, экономические показатели развития, параметры ресурсного обеспечения, физической культуры и спорта с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации                от 7 мая 2018 года № 204.

Развитие физической культуры и спорта основано на следующих принципах:

обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан;

открытость и доступность информации для граждан;

соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;

ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования с учетом мировых тенденций научно-технологического                   и цифрового развития;

адресный характер государственной поддержки организаций всех типов в сфере физической культуры и спорта, а также спортсменов, тренеров                   и специалистов;

обеспечение «чистоты» и безопасности спорта, нетерпимость                             к нарушению антидопинговых правил;

удовлетворенность граждан условиями развития физической культуры и спорта, учет индивидуальных особенностей субъектов Российской Федерации.

При разработке Стратегии учтена необходимость развития механизмов межотраслевого взаимодействия и реализации межведомственных проектов (программ), координации деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующих общественных, научных, образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества.

Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта                  в субъектах Российской Федерации.

 

II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

Современное состояние сферы физической культуры и спорта                во многом является результатом реализации Стратегии развития физической культуры  и спорта в Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия).

Стратегия была принята Правительством Российской Федерации                      в 2009 году в ответ на вызовы, связанные с ухудшением здоровья граждан, ростом глобальной конкуренции в спорте и развитием современных технологий.

Анализ статистических данных показывает, что целевые показатели действующей Стратегии, в основном, достигнуты. Более 40% граждан  систематически занимаются физической культурой и спортом. Уровень обеспеченности населения объектами спорта всех типов достиг 55,5% (плановое значение – 48 процентов).

Были значительно модернизированы системы физического воспитания и подготовки спортивного резерва. Получили развитие материально-техническая база физической культуры и спорта, кадровое, научное, научно-методическое, медицинское, медико-биологическое,                          и антидопинговое обеспечение в спорте высших достижений.

Создана современная система обеспечения безопасности                    в спорте. Организованы и проведены на высоком уровне исторически значимые мероприятия: всемирные летняя и зимняя универсиады, Олимпийские и Паралимпийские зимние игры, Сурдлимпийские зимние игры, Всемирные игры колясочников и ампутантов IWAS, чемпионаты мира по футболу, водным видам спорта.

Принятые меры способствовали распространению среди граждан положительного отношения к ведению здорового образа жизни, что, в свою очередь, стимулировало рост спроса на физкультурно-спортивные услуги                 и спортивную продукцию.

В 2008-2019 годах в рамках реализации Стратегии:

увеличена численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 22 млн. человек до 57 млн. человек, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов               со 192 тыс. человек до 1,4 млн. человек;

создано более 84 тыс. спортивных сооружений. Общее количество объектов спорта достигло 322 тыс. единиц, в том числе около 88 тыс. единиц адаптированы под нужды лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

сформирована и введена в действие программная и нормативная основа системы физического воспитания – Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (2,3 млн. участников,                    2,5 тыс. центров тестирования);

созданы и действуют сеть школьных (около 12 тыс. единиц),                             студенческих спортивных клубов (834 единицы), а также 16 студенческих спортивных лиг по видам спорта. Сеть спортивных клубов в Российской Федерации составляет более 33 тыс. организаций (2008 год – 15,5 тыс. организаций);

создана отраслевая сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку, включающая 1599 спортивных школ и 1075 спортивных школ олимпийского резерва;

увеличено количество самостоятельных учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту                                     с 15 до 67 единиц;

увеличен объем рынка фитнес услуг с 32,5 млрд. рублей                                    до 125 млрд. рублей. Емкость рынка спортивной индустрии в 2018 году составила около 535 млрд. рублей.

Создана система адресной государственной поддержки спортивных школ (более 3 тыс. школ-получателей, общая сумма увеличения финансирования за 5 лет на 66 млрд. рублей, в том числе за счет ежегодно предоставляемых субсидий из федерального бюджета организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва).                           Приняты федеральные стандарты спортивной подготовки по всем олимпийским, паралимпийским и неолимпийским видам спорта. Численность штатных специалистов физической культуры и спорта      увеличилась с 265 тыс. человек до 402 тыс. человек.

По итогам прошедших спортивных сезонов (зимних и летних) российские спортсмены стабильно входили в пятерку лучших по количеству завоеванных медалей. С 9 тыс. до 15,5 тыс. увеличилось количество официальных физкультурных и спортивных мероприятий. Созданы                            и действуют около 950 объектов наследия крупных международных спортивных мероприятий, включая спортивные сооружения, средства размещения, объекты дорожной, медицинской инфраструктуры, объекты инфраструктуры образовательных организаций.

Кроме того, созданы условия для развития и самореализации граждан в сфере физической культуры и спорта, в том числе для детей и молодежи, посредством вовлечения в работу добровольческих (волонтерских) организаций, которым оказывается методическая, финансовая, правовая                   и информационная поддержка. Во время проведения чемпионата мира                    по футболу задействованы 35 тыс. волонтеров из 112 стран мира,                     в проведении XXIX Всемирной зимней Универсиады в Красноярске участвовали 2 тыс. добровольцев, 22 тысячи волонтеров привлечены к оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Общий уровень удовлетворенности граждан созданными условиями              для занятий физической культурой и спортом в 2018 году достиг                            54,2 процентов (2012 г. – менее 40 процентов).

Вместе с тем, среди граждан, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно – дети и молодежь в возрасте до 29 лет.

Основными барьерами, препятствующими более массовому вовлечению в занятия физической культурой и спортом представителей средней и старшей возрастных групп, являются ограниченная доступность (состояние) спортивной инфраструктуры, особенно в сельской местности, высокая стоимость физкультурно-спортивных услуг, нехватка времени                     и индивидуальной мотивации, а также состояние здоровья.

На современном этапе возрастает актуальность использования возможностей физической культуры и спорта в целях профилактики заболеваний, продления активной жизни, воспитания гармонично развитой личности и социальной адаптации.

В связи с этим, необходимо решить задачи по обеспечению многообразия форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, развитию спортивной инфраструктуры с учетом нужд лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, построением адресных коммуникаций с конечным потребителем                            и широкомасштабным использованием цифровых и информационных технологий.

Одновременно необходимо стимулировать развитие предпринимательства и создать благоприятные условия для привлечения внебюджетного финансирования и развития государственно-частного партнерства.

Для достижения высоких результатов на международной спортивной арене требуется обеспечить прорывное научно-технологическое развитие           и ускоренное внедрение инноваций в подготовку спортивного резерва                и спорт высших достижений.

Отдельный блок задач, требующий повышенного внимания, - сфера международного спортивного сотрудничества и продвижения российских интересов и ценностей в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: