Организация коммерческих и хозяйственных связей, порядок ведения

В таблице 4 рассмотрим структуру товаров магазина «Свежий».

Таблица 4.- Анализ структуры товаровООО «Меркурий» (магазин «Свежий»)

Показатели

2016 год

2017 год

Отклонение

 

 

Сумма,. руб.

Уд. вес, %

Сумма, руб.

Уд. вес, %

Сумма, руб. Темп роста, %  
Молочная продукция 2662 3,1 4478 3,5 1816 168,2  
Мясопродукты 12410 14,3 18196 14,1 5786 146,6  
Хлебобулочные изделия 1846 2,1 2648 2,1 802 143,4  
Кондитерские изделия 1180 1,4 1452 1,1 272 123,1  
Замороженные продукты 9798 11,3 14715 11,4 4917 150,2  
Овощи-фрукты 5314 6,1 8412 6,5 3098 158,3  
Бакалея 23890 27,5 36981 28,7 13091 154,8  
Вино-водочная продукция 22915 26,4 34520 26,8 11605 150,6  
Сопутствующие товары 6925 8,0 7638 5,9 713 110,3  
Итого 86940 100 129040 100 42100 148,4  

Общая сумма товаров для перепродажи, оставшаяся на конец 2017 года составила 129040 руб. По сравнению с 2016 годом сумма товарных запасов выросла на 42100 руб.

По всем группам товарных запасов произошло увеличение:

- стоимость молочной продукции выросла на 1816 руб.

- стоимость мясопродуктов увеличилась на 5786 руб.

- стоимость хлебобулочных изделий выросла на 802 руб.

- стоимость кондитерских изделий увеличилась на 272 руб.

- стоимость замороженных продуктов увеличилась на 4917 руб.

- стоимость овощей и фруктов возросла на 3098 руб.

- стоимость бакалеи выросла на 13091 руб.

- стоимость вино-водочной продукции возросла на 11605 руб.

- стоимость сопутствующих товаров возросла на 713 руб.

Структура товаров показана на рис. 2.

Рисунок 2. Структура товарных запасов магазина «Свежий» в конце 2017 года

В структуре товарных запасов на конец 2017 года преобладает бакалея – 28,7% и вино-водочная продукция – 26,8%. Это связано с тем, что данные группы товаров имеют большие сроки годности.

Небольшая доля товаров приходится на хлебобулочные изделия – 2,1% и молочную продукцию – 3,5%. Это связано с маленькими сроками хранения и ежедневным заказом данных продуктов.

Перейдем к расчету показателей эффективности использования запасов.

Коэффициент оборачиваемости запасов по формуле (1):

                                        ,                                (1)

где  - среднегодовая стоимость запасов.

 

Кзап 2016 = 3 883 580 / 106 670 = 36,4;

Кзап 2017 = 5 726 518 / 155 460 = 36,8.

Период оборота запасов:

                                             .                               (2)

Обзап 2016 = 365/ 36,4= 10,0 дн.;

Обзап 2017 = 365/ 36,8 = 9,9 дн.

По такой схеме рассчитывается оборачиваемость товаров.

Таблица 5.- Показатели оборачиваемости запасов магазина «Свежий»

Показатели 2016 год 2017 год Абсолютное отклонение
Оборачиваемость запасов, оборот 36,4 36,8 0,4
Период оборота запасов, дни 10,0 9,9 -0,1
Товарооборачиваемость, оборот 44,7 44,4 -0,3
Период оборота товаров, дни 8,16 8,2 0,04

 

Оборачиваемость запасов выросла на 0,4 оборота. Поэтому период оборота запасов сократился на0,1 дн. в 2017 году. Показывает, что денежные средства вложенные в запасы вернуться в 2017 год через 9,9 дней.

Товарооборачиваемость немного снижается с 44,7 оборотов до 44,4 оборотов. Показывает, что денежные средства вложенные в товары в 2017 году оборачиваются за 8,2 дня, что немного выше уровня 2016 года на 0,04.

Рисунок3. Динамика оборачиваемости запасов ООО «Меркурий»

Общее повышение оборачиваемости запасов говорит о повышении эффективности использования запасов.

Снижение товарооборачиваемости может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление.

Таблица 6.Товарооборачиваемость по группам товаров магазина «Свежий»

Показатели 2016 год 2017 год Абсолютное отклонение
Молочная продукция 1458,9 1278,8 -180,1
Мясопродукты 312,9 314,7 1,8
Хлебобулочные изделия 2103,8 2162,6 58,8
Кондитерские изделия 3291,2 3943,9 652,7
Замороженные продукты 396,4 389,2 -7,2
Овощи-фрукты 730,8 680,8 -50,1
Бакалея 162,6 154,9 -7,7
Вино-водочная продукция 169,5 165,9 -3,6
Сопутствующие товары 560,8 749,7 188,9

 

Итак, расчет оборачиваемости по товарным группа выявил самые высокооборачиваемые группы товаров:

- кондитерские изделия – 3943,9 оборота.

- хлебобулочные изделия – 2162,6 оборота.

- молочные продукты – 1278,8 оборота.

К низкооборачиваемым товарам отнесены бакалея – 154,9 оборота и вино-водочная продукция – 165,9 оборота. Это связано с тем, что закупка производится реже и данные товары являются сопутствующими.

Это связано с тем, что данные группы товаров заказывается ежедневно, чтобы всегда были свежие продукты.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сформулировать недостатки в системе управления запасами:

- произошел рост стоимости товаров для перепродажи, в связи с чем отмечается снижение товарооборачиваемости;

- в компании при управлении запасами не применяются информационные технологии;

- при создании и отправке заказа, старший продавец и заместитель директора полагался только лишь на свое экспертное мнение и данные об остатках.

В настоящее время компания ООО «Меркурий» производит закупки в компании «ВКТ», которые поставляют в магазин «Свежий» различные виды товаров, в том числе и колбасные изделия.

Для снижения стоимости товарных запасов рекомендуется сменить поставщика, так как компания «ВКТ» имеет наиболее высокие цены по Нижнему Новгороду.

Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из следующих этапов:

Первый этап – поиск потенциальных поставщиков. Для поиска потенциальных поставщиков используется следующий механизм действий:

- проведение конкурсов (тендеров);

- изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);

- посещение ярмарок, выставок;

- личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).

По итогам первого этапа формируется список потенциальных поставщиков, который может постоянно дополняться.

Алгоритм выбора поставщика на основе рейтинговой оценки критериев, предложенный можно представить в виде схемы показанной на рисунке4.

Анализ рынка и идентификация всевозможных поставщиков
Определение параметров поставок
Предварительная оценка и отбор поставщиков
Основные критерии: цена, надежность, качество, ассортимент
Поставщик удовлетворяет критериям
Исключение поставщика
Ранжирование поставщиков и выбор главных
Заключение договора на поставку
Да
Нет

Рисунок 4. Алгоритм выбора поставщика для ООО «Меркурий»

Проанализировав поставщиков в г. Нижний Новгород нами выбрано 2 компании:

1. ООО Торговый дом «Мясная мозаика» работает с 2010 г и является одним из крупнейших оптовых компаний в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Компания напрямую работает с мясокомбинатами Нижегородской, Псковской, Владимирской, Калининградской областей, а также и с мясокомбинатами ближнего зарубежья - Белоруссия и Украина.ООО ТД «Мясная мозаика» реализует широкую линейку продукции из мяса, мяса птицы, включая деликатесы, замороженные полуфабрикаты, субпродукты, масло, молоко, колбасные сыр.

2. Компания ООО «Гермес» образована в 1998 году. На Нижегородском рынке - одна из первых компаний дистрибьюторов продуктов питания. Основное направление оптовая и розничная реализация продукции ведущих Российских мясокомбинатов и птицефабрик.ООО "Гермес" является представителем в Нижегородской области Павловской и Линдовской птицефабрик, «Лысковского мясокомбината», «Микоян», МПК Чернышевой.

Второй этап – анализ потенциальных поставщиков. Получив список потенциальных поставщиков после второго этапа необходимо провести анализ производственных возможностей этих предприятий.

Выбор поставщика будет проходить по следующим критериям:

- цена продукции;

- надежность поставки;

- качество продукции;

- ассортимент продукции;

- доставка продукции;

- дополнительные условия (рассрочка платежа, возможность предоставления кредита, скидки и т.д.).

Для оценки поставщиков воспользуемся экспертным методом. Экспертами выступали: директор, заместитель директора. Для оценки экспертам предложена 10-ти бальная шкала оценки: 1 – неудовлетворительно, 10 – отлично.

В таблице7 представлена рейтинговая оценка поставщика «ТД «Мясная мозаика».

Таблица 7.- Рейтинговая оценка поставщика – компания «ТД «Мясная мозаика»

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10- балльной шкале Итоговая оценка
Цена 0,3 9 2,7
Надежность поставки 0,2 8 1,6
Качество товара 0,25 8 2
Ассортимент продукции 0,15 7 1,05
Доставка продукции 0,05 8 0,4
Дополнительные условия 0,05 7 0,35
ИТОГО: 1 - 8,1

Рейтинг поставщика – компании ТД «Мясная мозаика» - 8,1 балл.

В таблице 8 дана оценка поставщику «Гермес».

Таблица 8.- Рейтинговая оценка поставщика – компания «Гермес» 

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10- балльной шкале Итоговая оценка
Цена 0,3 8 2,4
Надежность поставки 0,2 7 1,4
Качество товара 0,25 8 2
Ассортимент продукции 0,15 7 1,05
Доставка продукции 0,05 10 0,5
Дополнительные условия 0,05 5 0,25
ИТОГО: 1 - 7,6

Рейтинг поставщика – компании «Гермес» - 7,6 балл.

Общее сравнение поставщиком сведем в таблице 9.

Таблица 9.- Сравнение рейтинга новых поставщиков колбасных изделий

Критерий выбора Компания «ТД «Мясная мозаика» Компания «Гермес»
Цена 2,7 2,4
Надежность поставки 1,6 1,4
Качество товара 2 2
Ассортимент продукции 1,05 1,05
Доставка продукции 0,4 0,5
Дополнительные условия 0,35 0,25
ИТОГО: 8,1 7,6

 

При сравнении, наибольший рейтинг присвоен компании «ТД «Мясная мозаика». Главное отличие поставщиков – это цена. Компания «ТД «Мясная мозаика» является дистрибьютером поставщиков и предлагает более низкую цену.

Главное для каждого предприятия – определить уровень запасов, который нужен для оптимального функционирования. Для успешного решения этой задачи необходимо:

- определить стоимость хранения единицы запаса и соизмерить с выгодой от потенциального обеспечения бесперебойности производственного цикла;

- рассчитать потребный уровень запасов (можно установить норматив или лимит), одновременно с этим определить даты поставки нового сырья и постоянно отслеживать остатки запасов на складах;

- прогнозировать объем продаж с целью нормирования запасов готовой продукции, постоянно корректировать прогноз;

- проводить расчеты по возможному объему продаж для корректировки запасов;

- вести сбор статистических данных по количеству запасов на начало и конец анализируемых периодов, анализировать отклонения прогнозов объема продаж от фактических показателей;

- формировать страховой запас на случай возникновения брака, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств, а также на случай отклонений прогноза объема продаж от фактических показателей;

- проводить постоянный анализ уровня запасов, в том числе анализ оборачиваемости, чтобы лучше управлять запасами.

Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона.

Математически Модель EOQ выражается следующей принципиальной формулой:

,                                        (6)

где РПП0-оптимальный средний размер партии поставки товаров (EOQ);

ОПП - объем потребления товаров (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде;

CРЗ -средняя стоимость размещения одного заказа;

Сх - стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Со временем специалисты по закупкам осознали, что спрос на товары в течение года колеблется. Формула была модифицирована с тем, чтобы учесть ожидаемый спрос в грядущем месяце:

Рассчитаем оптимальный размер партии заказа для отельных товаров.

Таблица 10.- Оптимальный размер партии заказа для отельных товаров магазина «Свежий»

  Хлеб «Сеяный», 1 ед. Молоко 3,2%, 1л Колбаса «Докторская», 1 кг Макароны, 1кг
Количество рабочих дней, дн. 360 360 360 360
Стоимость пополнения запаса, руб. 10 10 10 10
Спрос в день 20 15 2 1
Расходы на хранение, % 5 5 5 5
Стоимость 1 ед. товара, руб. 26,0 35,0 256,0 28,0
Оптимальная партия заказа, ед. 33 25 3 7

 

Таким образом, по формуле оптимального размера заказа рекомендуется заказывать:

- 33 буханки хлеба «Сеяный»

- 25 пакетов молока 3,2%

- 3 кг колбасы «Докторская»

- 7 кг макаронных изделий

Если производить закупки такими партиями, то общие затраты на приобретение и хранения сырья будут минимальны. При таких показателях среднего размера партий поставки и среднего размера запаса сырья операционные затраты предприятия по обслуживанию запаса будут минимальны.

При оптимальном выборе размеров объема закупки товаров экономятся финансовые средства, а значит необходимо меньше оборотных средств и, следовательно, выше значение коэффициента рентабельность продаж.


 

4.Формирование ассортимента, оценка качества и маркировка товаров на предприятии ООО «Меркурий».

Ассортимент магазина «Свежий» имеет следующий вид:

- различные виды колбасных и мясных изделий;

- молочные продукты;

- фрукты и овощи;

- продукты глубокой заморозки;

- консервы, бакалея;

- кондитерские изделия;

- табачные изделия;

- промтовары;

- вино-водочная продукция.

 

В таблице11 представлена структура ассортимента ООО «Меркурий».

Таблица 11. -Анализ ассортимента ООО «Меркурий»

Товарная группа

2016 год

2017 год

Тем роста, %

Выручка, руб. Уд. вес, % Выручка, руб. Уд. вес, %
Молочная продукция 492390 12,7 741478 12,9 150,6
Мясопродукты 618740 15,9 923870 16,1 149,3
Хлебобулочные изделия 558114 14,4 832360 14,5 149,1
Кондитерские изделия 152369 3,9 193848 3,4 127,2
Замороженные продукты 229631 5,9 348740 6,1 151,9
Овощи-фрукты 454123 11,7 692360 12,1 152,5
Бакалея 354220 9,1 523501 9,1 147,8
Вино-водочная продукция 568974 14,7 837150 14,6 147,1
Сопутствующие товары 455019 11,7 633211 11,1 139,2
Итого 3883580 100,0 5726518 100,0 147,5

В общем итоге, выручка от продажи увеличивается на 47,5%.

По всем товарным группам в 2017 году произошло увеличение выручки, что связано с открытием нового магазина.

 

Рис. 5. Структура товарного ассортимента ООО «Меркурий» в 2017 году

В структуре выручки преобладают продажи мясопродуктов – 16,1%, хлебобулочных изделий – 14,5% и вино-водочной продукции – 14,6%.

 

Заключение

 

За время прохождения преддипломной практики на ООО «Меркурий» магазин «Свежий» мной был рассмотрен торговыйпроцесс, технология закупки товаров и сбыта, номенклатура и технологические особенности выбора поставщиков и продукции, документация, организационно-производственная структура, структура управления, бухгалтерская отчетность предприятия. Основными целями предприятия являются – увеличение реализации продукции и усовершенствование системы управления, а также увеличение прибыли.

Мной были изучены все виды деятельности ООО «Меркурий».

Были приобретены практические навыки анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях.

Любая деятельность, предполагающая реализацию товаров, требует перманентного наличия на складе магазина товарных запасов. Управление товарными запасами очень важно. Правильное формирование размеров товарных запасов дает магазину возможность обеспечивать полноту ассортимента товаров, полноценно осуществлять свою ценовую политику и повышать степень удовлетворения покупательского спроса. Все это требует постоянного поддержания для магазина оптимального уровня и широты ассортиментных позиций.

Система управления запасами ООО «Меркурий» (магазин «Свежий») рассмотрена по следующим элементам:

- Организация. Организацией закупочной деятельности в ООО «Меркурий» занимается заместитель директора.

- Планирование. Планированием запасов ООО «Меркурий» занимается старший продавец. Продавцом собирается информация о товарах, которые закончились или скоро закончатся, данная информация передается заместителю директор.

- Хранение. Зоной хранения в организации ООО «Меркурий» являются склады. На предприятии предусматриваются холодильные установки для охлаждения и хранения скоропортящегося сырья.

- Контроль. Для осуществления контроля за состоянием запасов в ООО «Меркурий» проводится инвентаризация.

Общий размер запасов в магазине «Свежий» повышается в 2017 году на 48790 тыс. руб. или на 45,7%. Увеличение размера запасов связано с открытием новых магазинов.

В структуре запасов в 2017 году преобладают товары для перепродажи – 83%. При этом доля товаров для перепродажи на протяжении трех исследуемых лет растет с 79,1% до 83%. Такая высокая доля связана с торговой деятельностью компании ООО «Меркурий».

Товарооборачиваемость немного снижается с 44,7 оборотов до 44,4 оборотов. Показывает, что денежные средства вложенные в товары в 2017 году оборачиваются за 8,2 дня, что немного выше уровня 2016 года на 0,04.Снижение товарооборачиваемости может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сформулировать недостатки в системе управления запасами:

- произошел рост стоимости товаров для перепродажи, в связи с чем отмечается снижение товарооборачиваемости;

- в компании при управлении запасами не применяются информационные технологии;

- при создании и отправке заказа, старший продавец и заместитель директора полагался только лишь на свое экспертное мнение и данные об остатках.

Для совершенствования системы управления запасами рекомендовано:

1. Для снижения стоимости товарных запасов рекомендуется сменить поставщика колбасных изделий, так как компания «ВКТ» имеет наиболее высокие цены по Нижнему Новгороду.

2. Осуществлять закупку товаров оптимальными партиями. В этом случае общие затраты на приобретение и хранения сырья будут минимальны.

3. Для управления запасами в магазине «Свежий» рекомендуется применять программу ABM Inventory. Цели применения АИС в процессе управления запасами:

- Обеспечение необходимого уровня наличия товаров для обеспечения продаж;

- Снижение уровня товарных запасов в системе, при этом обеспечение постоянного наличия товара на полках.

- Ускорение оборачиваемости товарных запасов;

- Повышение оперативности получения данных (информации, которая касается товарных запасов и ключевых показателей).

Смена поставщика, закупка товаров оптимальными партиями, а также автоматизация системы позволит сократить уровень товаров магазина «Свежий» на 20%.

За счет смены поставщика, применения системы автоматизации, закупки сырья оптимальными партиями в конце 2018 года планируется снижение запасов на 25 808 руб.

Ожидается рост оборачиваемости запасов на 9,6 оборота. Период оборота запасов сократится на 2 дня, то есть денежные средства вложенные в запасы вернуться быстрее на 2 дн.

Рост товарооборачиваемости составит 13,8 оборота, что приведет к сокращению периода оборота на 1,9 дн.

Предлагаемые меры по ускорению оборачиваемости запасов позволят получить абсолютное высвобождение средств в размере 32 982 руб.

Затраты на мероприятия окупятся через 10,5 месяцев, что свидетельствует об их целесообразности.

Таким образом, все предложенные мероприятия повышения эффективности деятельности имеют практическую значимость для ООО «Меркурий» и экономически обоснованы.

 

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ от 30.11.1994 часть 1 и №14-ФЗ от 26.01.1996 часть 2. Правовая система «Консультант Плюс».

1. Налоговый кодекс РФ № 146-ФЗ часть 1 от 31.07.1998 и часть 2 № 117-ФЗ от 05.08.2000. Правовая система «Консультант Плюс».

2. Трудовой кодекс РФ №197-ФЗ от 30.12.2001. Правовая система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.

4. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25.02.1999 г.

5. Организация коммерческой деятельность: учебник для студ. Учреждения сред. Проф. Образования / Г.Г.Иванов. – Ь.: Издательский центр «Академия», 2015 – 304 с.

6. Организация коммерческой деятельности: учеб. Посоие О-641 для нач. проф. Образования / [Л.А.Брагин, И.Б.Стукалов, С.С.Шипилова и д.р.]; под ред. Л.АБрагина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 176 с.

7. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. - 8-e изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 519 с.

8. Каплина, С.А. Организация и технология розничной торговли. Учебник. Гриф МО РФ. Начальное профессиональное образование. / С.А. Каплина. Издательство: Феникс, 2013.- 333 с.

9. Чкалова О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник / О.В. Чкалова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-91134-804-5, 1000 экз. (Znanium.com)

10. Денисова, Н.И. Коммерческая деятельность предприятий торговли: Учебное пособие / Н.И. Денисова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0206-8, 300 экз. - Режим доступа: http://znanium.com

11. Арустамов, Э.А. Охрана труда в торговле. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ Э.А. Арустамов. Издательство: Академия (Academia), 2014. – 160 с.

12. Миронова, Н.Б. Оборудование торговых предприятий. Учебник для начального профессионального образования/ Н.Б. Миронова. Издательство: Академия (Academia), 2012. – 224 с.

13. Отскочная, З.В. Организация и технология торговли. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/З.В. Отскочная. Издательство - Академия (Academia), 2014.- 192 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: