Задания на самостоятельную работу студентов по теме 11

Цель задания: изучение основ предупреждения рецидивной и профессиональной преступности.

      Содержание: конспектирование, выполнение тестовых заданий, изучение рекомендуемой литературы, подготовка письменного сообщения по вопросу «Меры и методы общей и индивидуальной профилактики рецидивной преступности».

Срок выполнения: в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР: 15-21.

Отчетность: подготовленное сообщение.

Источники:

- обязательные: 1-5;

- дополнительные: доп. список

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 12

Цель задания: изучение основ предупреждения организованной преступности.

      Содержание: конспектирование, выполнение тестовых заданий, изучение рекомендуемой литературы, подготовка письменного сообщения по вопросу «Признаки и криминологическая характеристика организованной преступности».

Срок выполнения: в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР: 22-28.

Отчетность: подготовленное сообщение.

Источники:

- обязательные: 1-5;

- дополнительные: доп. список

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 13

Цель задания: изучение основ предупреждения преступлений несовершеннолетних.

     Содержание: конспектирование, выполнение тестовых заданий, изучение рекомендуемой литературы, подготовка письменного сообщения по вопросу «Основные направления общесоциального и специально-криминоло­гического предупреждения преступности несовершеннолетних».

Срок выполнения: в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР: 29-34.

Отчетность: подготовленное сообщение.

Источники:

- обязательные: 1-5;

- дополнительные: доп. список

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 14

Цель задания: изучение основ предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.

      Содержание: конспектирование, выполнение тестовых заданий, изучение рекомендуемой литературы, подготовка письменного сообщения по вопросу «Экономические преступления и их предупреждение».

Срок выполнения: в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР: 35-41.

Отчетность: подготовленное сообщение.

Источники:

- обязательные: 1-5;

- дополнительные: доп. список

Оценка самостоятельной работы студентов бакалавриата (СРС)

 

Контроль самостоятельной работы (КСР) – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. КСР осуществляется преподавателем по результатам электронных отчетов студентов. Оценка КСР выставляется по пятибалльной системе в отдельную ведомость и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно-экзаменационной сессии.

Вопросы:

1. Криминология как наука, ее место среди других юридических наук.

2. Предмет криминологии и методы криминологического исследования.

3. Преступность – многогранный объект криминологического исследования.

4. Состояние преступности – обобщенная характеристика ее объема, структуры, уровня, динамики, латентности.

5. «География» преступности, ее коэффициент и характер – количественно-качественные показатели преступности.

6. Преступность и ее свойства.

7. Латентная преступность и методы ее изучения.

8. Факторы, порождающие преступность.

9. Условия как фактор преступности: понятие, виды.

10.  Личность преступника как социальный тип. Стадии формирования личности преступника.

11.  Характеристика основных подходов к изучению личности преступника. Условия формирования личности преступника.

12.  Структура личности преступника.

13.  Типология личности преступника.

14. Механизм индивидуального преступного поведения.

15.  Мотивация преступления. Готовность к совершению преступления как элемент криминальной мотивации.

16.  Конкретная жизненная ситуация в формировании у личности преступного поведения. Инверсия ролей.

17.  Виктимология: предмет, история, перспективы.

18.  Виктимизация и виктимное поведение: понятие, виды.

19.  Общая характеристика виктимологической профилактики преступлений.

20.  Система субъектов профилактики преступлений.

21.  Предупреждение преступлений: понятие, виды.

22.  Социальный контроль над преступностью и уголовная политика.

23.  Основы предупреждения преступности в России.

24.  Криминологическое прогнозирование: понятие, методы. Виды прогноза.

25.  Системный подход в криминологических исследованиях.

26.  Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности.

27.  Криминологическая характеристика и предупреждение имущественной преступности.

28.  Экономическая преступность: понятие, характеристика и меры борьбы.

29.  Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности.

30. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности.

31.  Признаки и криминологическая характеристика организованной преступности.

32.  Насильственная преступность в местах лишения свободы: понятие, характеристика, специфика профилактики.

33.   Преступность несовершеннолетних и молодежи: состояние, тенденции.

34.  Преступность в сфере экономической деятельности.

 

 Задачи:

Задача № 1.

Определите, какую информацию необходимо брать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.

Какие из названных преступлений наиболее часто совершают­ся несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления): хулиганство; изнасилование; карманная кража; убийство; квартирная кража; неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения (угон); применение насилия в отношении представителя власти; мошенничество; дача взятки. Дайте развернутый ответ.

Дайте основанные на определениях рецидивной и профессио­нальной преступности описания этих видов преступности; укажите черты, характеризующие их повышенную общественную опасность.

Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свобо­ды. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.

Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном слу­чае.

Какие из возрастных групп (14-17 лет, 18-24 года. 25-29 лет, 30-40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автотраспорта), грабежи, разбои, мошенничество?

 

Задача № 2

Раскройте систему международных организаций, а также национальных органов, которые осуществляют международное сотрудничество в области предупреждения преступности. Раскройте использование возможностей ООН в области предупреждения международной преступности. Укажите основные формы и направления международного сотрудничества в предупреждении преступности.

В городе «К» за 6 месяцев текущего года зарегистрировано 19 891 преступление. Его население – 760 тыс. человек (из них 25% – лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). В том числе зарегистрировано: а) 800 преступлений, совершенных несовершеннолетними; б) 2 185 преступлений, совершенных ранее судимыми лицами; в) 3 370 преступлений, совершенных в общественных местах; г) 2 048 преступлений, совершенных на улице; д) 6 437 тяжких и особо тяжких преступлений.

Какие показатели преступности можно определить, исходя из вышеуказанных характеристик преступности? Каким образом рассчитываются данные показатели?

 

Задача № 3

Раскройте понятие насильственной преступности в контексте узкой и широкой трактовок понимания сущности указанного вида преступности. Охарактеризуйте основные тенденции уровня, структуры и динамики данного вида преступности на территории России в конце XX – начале XXI столетий. Какую роль в мотивации насильственных действий играет страх? Назовите изменения, которые произошли в мотивации тяжких насильственных преступлений за последние 15–20 лет.

 

Задача № 4

Морозов воспитывался в неблагополучной семье. Отец злоупотреблял спиртными напитками, бил сына. С детских лет Морозов отличался капризным, упрямым характером, дрался с детьми. Уже в начальных классах начал курить и употреблять спиртные напитки. На замечания учителей не реагировал. За кражи два года находился в колонии для несовершеннолетних. Выйдя из нее, совершил два разбойных нападения.

Опишите социальные и психогенные факторы, предопределившие противоправное поведение Морозова.

Определите дисбаланс базовых потребностей, форму социальной направленности и тип личности Морозова.

Задача № 5

Гражданин Кузнецов был задержан сотрудниками патрульно-постовой службы по “горячим следам” после совершения хищения мясопродуктов со склада коммерческой фирмы. При последующем обыске в его квартире следователь констатировал ужасную нищету, в которой проживала данная семья, состоящая из 5 человек.

Каковы вероятные причины (факторы), способствующие совершению подобных преступлений?

Каковы вероятные мотивы совершения данного преступления?

Каков вероятнее всего тип личности гражданина Кузнецова (в рамках психолого-криминологических типологий)?

Задача № 6

На первом этаже одного из домов в двухкомнатной квартире соседи обнаружили труп хозяина, привязанный к батарее отопления. Многие вещи разбросаны на полу. Покойный был полураздет. Дверь в квартиру была открыта, следы взлома отсутствовали. На столе стояли два хрустальных стакана, пустая бутылка коньяка и коробка шоколадных конфет...

Определите вероятностные мотивы и тип личности преступника.

Задача № 7

При осмотре места дорожно-транспортного происшествия было установлено, что авария произошла на крутом повороте дороги с радиусом закругления 41 м. На проезжей части обнаружен след торможения автомобиля в виде "юза" протяженностью 18 м. Далее прерывистый след шин вел до световой опоры. Оставшийся в живых водитель Скоков показал, что ехал со скоростью до 60 км/ч. Внезапно на расстоянии примерно 15 м впереди он увидел движущийся по его полосе дороги во встречном направлении самосвал, который показался неожиданно из-за кустарника. Чтобы избежать столкновения, он резко повернул руль вправо, и его машину занесло на газон. Скоков был трезв...

Оценив имеющиеся сведения, следователь подверг сомнению истинность показаний водителя и выдвинул версию, что занос автомобиля произошел в результате его движения со скоростью 80—90 км/час - что и подтвердилось в ходе последующих следственных действий...

По закону “двойного совпадения” опишите дефекты двух факторов в механизме совершения преступления, определите вероятностный тип направленности личности водителя.

Задача № 8

На территории трех близлежащих сельских районов был совершен ряд разбойных нападений на водителей легковых автомобилей. Угрожая водителям ножами и револьвером, преступники похищали их личные вещи, деньги и автомобили. Жертв связывали и оставляли на месте происшествия. Несколько автомобилей были найдены разобранными, остальные машины обнаружить не удалось.

Определите вероятностный тип преступной группы - в рамках уголовно-правовой, социально-психологической и психолого-криминологической классификаций.

 

Задача № 9

Окулов обратился в РОВД с заявлением о том, что его неоднократно пыталась отравить гр-ка Фомина. В ходе проверки следователь установил, что некоторое время, уйдя от жены, он сожительствовал с Фоминой. На первых допросах Фомина отрицала интимный характер отношений с Окуловым, утверждая, что встречи у них товарищеские, и ссор между ними никогда не было. В подтверждение своих слов заявила, что несколько лет любит Сперанского и состоит с ним в близких отношениях....

После допроса у Фоминой произвели обыск, в процессе которого обнаружили соляную кислоту и другие ядовитые реактивы. На повторном допросе Фомина заявила, что соляная кислота и химикаты принадлежит ее матери, которая использует ее для чистки раковины. Затем Фомина все же призналась, что две недели сожительствовала с Окуловым, зная, что он женат, и одновременно продолжала встречаться со Сперанским, который это подтвердил. Намерение отравить Окулова она отрицала... И лишь в судебным заседании признала свою вину...

Определите вероятностные мотивы преступления, дефекты направленности и тип личности Фоминой.

Задача № 10

Обвиняемый Авдошин признался в совершении убийства Ведяпиной. Проверкой показаний на месте было установлено, что сообщенные им сведения совпадают с данными, полученными в ходе осмотра места происшествия. В дальнейшем Авдошин изменил показания, заявив, что убийство он совершил в состоянии временного расстройства психики, так как ему показалось, что на него напала ведьма и он защищался от нее. Он ссылался на то, что ранее лечился по поводу алкогольного психоза. Судебно-психиатрической экспертизой Авдошин был признан вменяемым...

Определите вероятностные мотивы преступления (по классификации Ю.М.Антоняна), дефекты и тип личности Авдошина.

Задача № 11

Подозреваемый Федорчук показал, что днем 7 ноября он слышал, как Оноприенко говорил около дома своей сожительнице Карповой, что сожжет дом и погреб. Федорчук решил, что это угроза в его адрес, поскольку в поселке дом с погребом имелся только у него. Также он знал, что Оноприенко уже был судим за поджог. Тем не менее он не стал выяснять отношения с Оноприенко. Вечером, после распития бутылки водки с соседом Груниным, он лег спать. Проснулся от пьяного крика Оноприенко. Весь "кипя от злости" и, полагая, что Оноприенко собирается поджечь его дом, Федорчук схватил палку, выбежал из дома и со словами: "Я тебе сделаю пожар!" несколько раз ударил Оноприенко. Своими действиями он причинил последнему тяжкие телесные повреждения.

Определите вероятностные мотивы преступления (по классификации Ю.М.Антоняна), дефекты и тип личности Федорчука.

Задача № 12

Семнадцатилетний Горский вместе с друзьями-собутыльниками неоднократно подкарауливал мальчишек младшего школьного возраста, избивал их, склонял к совершению развратных действий, глумился над ними. В результате один из мальчиков получил тяжкие телесные повреждения.

Суд решил, учитывая возраст Горского, дать ему шанс исправиться и приговорил его к трем годам лишения свободы условно. Через два месяца Горский был арестован за попытку изнасилования несовершеннолетней.

Определите вероятностные мотивы поведения, дефекты направленности и тип личности преступника.

Возможно ли негативное влияние психогенного фактора, в чем это могло быть выражено?

Задача № 13

В спортивной секции по изучению одного из видов восточных единоборств занимались юноши в возрасте 15—17 лет. Они неоднократно участвовали в соревнованиях, занимались общественной работой: помогали поддерживать порядок на дискотеках. С приходом нового тренера микроклимат в группе изменился, стала культивироваться "психология сильного кулака", поощрялось презрение к слабости, утверждалось: всегда прав тот, кто сильнее... Вскоре за совершение разбойных нападений были задержаны трое подростков из секции.

Как изменилась социальная направленность группы в связи со сменой тренера?

Охарактеризуйте отношение тренера к изгоям.

Задача № 14

Отношения в группе подростков, возглавляемой ранее судимым Мочалиным, строились по принципу: "если не пьешь — убогий, если хорошо учишься — предатель..."

Дайте психологическую характеристику социальной направленности и определите тип группы.

Какой типичный стереотип подросткового поведения неминуемо проявится.

Задача № 15

29 мая 2015 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительной колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания С, осужденного по ч.1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 2015 года на имя на­чальника отдела внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве С. в котором указы­валось на необходимость быстрого решения данного вопроса, по­скольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию об­служивания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому инспектору оказать содействие в трудоустройстве С. после прибытия освобожденного.

Из материала на С. следовало, что он 1981 г. рождения, уро­женец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения ра­ботал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросове­стным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспита­тельного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал.

После прибытия к месту жительства он обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Участковый ин­спектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы рабо­тать. В течение недели С. был зарегистрирован по-прежнему месту житель­ства и трудоустроен на автобазу слесарем.

10 июня на очередной беседе участковый инспектор полиции дал положительную оценку С, сказав, что он хорошо работает, пре­тензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразил­ся С, это бывает во всех семьях.

14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что С. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки. 22 августа от жены С. поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать, установил связи с ранее судимыми прияте­лями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается - устраивает скандалы, вос­питанием сына не занимается. На следующий день С. был задержан за совершение мелкого хулиганства.

1. Дайте оценку обоснованности и законности действий со­трудников ИУ и отдела внутренних дел в отношении С.

2. Определите перечень документов, необходимых для орга­низации и осуществления профилактической работы с С.

3. Разработайте перечень общесоциальных и специально-криминологических профилактических мер, необходимых для прове­дения в отношении С.

Задача № 16

Гр. Орлов, являясь членом общества охотников и рыболовов, имел в своем владении охотничьи ружья: гладкоствольные «Зауэр», ИЖ–54 и полуавтоматический нарезной карабин «Вепрь». Вернувшись примерно в 20 час. 30 мин., 10 августа 2014 г., с охоты домой, Орлов предупредил жену о том, что он некоторое время собирается отдохнуть и ушел спать. Однако, жена, посчитав, что Орлову, прежде чем отдыхать необходимо сделать несколько неотложных дел разбудила мужа и стала настойчиво требовать помочь ей по дому. На почве этого, Орлов в результате возникшего скандала с женой схватил еще не разобранное охотничье ружье и произвел выстрел в жену. В результате жена получила тяжелое огнестрельное ранение картечью грудной клетки и легких. После длительного лечения (были удалены правая грудь и часть легкого) она была признана инвалидом I группы. Орлов был задержан органами полиции. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 111 УК РФ следователь установил, что в семье Орловых в течение последних пяти лет очень часто возникали ссоры и скандалы между супругами на почве частого употребления Орловым спиртных напитков, чрезмерным его увлечением охотой и рыбалкой, отказом помогать в хозяйстве жене, самоустранением от воспитания детей. Опрошенные соседи подтвердили факты частых скандалов в семье Орловых и сообщили, что им неоднократно приходилось вызывать наряд милиции, т.к. такие скандалы длились довольно долго, были очень бурными и беспокоили в ночное время. Сам Орлов на следствии показал, что действительно в последние время у них с женой семейная жизнь не складывалась из-за несовместимости жизненных интересов. Он подозревал, что жена в его отсутствие стала изменять с другими мужчинами, настроила против него детей. Убивать жену Орлов не хотел, только «пугнуть», однако забыл, что в стволе оставался после охоты патрон.

1. К какому типу насильственных преступников относится Орлов?

2. Охарактеризуйте причины и условия (в т.ч. недостатки в деятельности сотрудников ОВД) способствующие совершению данного преступления?

Предложите комплекс профилактических мероприятий, способствующий предупреждению подобных преступлений в будущем.

 

Задача № 17

Вечером, 02 сентября 2013 года около 21 часа возле одного из передвижных ларьков «Тонар», торгующих в микрорайоне продуктами, сигаретами и пивом собралась группа молодежи в количестве пяти человек - (Ярошев Иван – 17 лет и его брат Ярослав – 19 лет; Драпкин Борис – 18 лет; Острога Казимир – 19 лет; Беспечная Евдокия – 17 лет), которые долгое время распивали пиво и принесенные (как они в последствии пояснили) с собой спиртные напитки, при этом стали вести себя все более вызывающе, беспричинно приставали к прохожим, допускали оскорбительные выражения в их адрес и около 23.00 часов, остановив двух незнакомых подростков – Железнова Петра и Чугунова Павла (обоим по 16 лет) попросили «взаймы» 200 рублей для покупки пива.

Когда подростки ответили, что у них нет при себе денег, братья Ярошевы и Острога Казимир стали сначала оскорблять подростков грубой нецензурной бранью, а когда те постарались уйти принялись избивать их. Однако, Железнов и Чугунов, активно занимаясь спортом (оба посещали хоккейную секцию) стали оказывать активное сопротивление. Увидев это, Драпкин Борис ударил Чугунова по голове пустой бутылкой из-под пива, от чего тот упал и потерял сознание (в последствии Чугунов в течение месяца проходил курс стационарного лечения в больнице и проведенная судебно-медицинская экспертиза установила, что ему был причинен вред здоровью средней тяжести - ЗЧМТ - сотрясение головного мозга). Оказавшиеся очевидцами жильцы ближайшего дома вызвали наряд милиции, который задержал Ярошевых, Острогу, Драпкина и Беспечную. При задержании, нарядом милиции был также осмотрен торговый ларек где был обнаружен ящик с 12 бутылками водки, при этом продавец ларька заявил, что купил водку для личных бытовых нужд. В отношении задержанных было возбуждено уголовное дело по ст. 213 УК РФ. В характеризующих материалах уголовного дела содержались сведения о том, что братьям Ярошевым и Остроге Казимиру в мае 2013 г. уже назначено условное осуждение за совершение преступления по ч.2 ст.213 УК РФ. Беспечная – воспитывается в неполной семье, состоит на учете в ПДН за совершение административных правонарушений, связанных с распитием спиртных напитков, мелким хулиганством, склона к уходам из дома. Также по данным следствия Драпкин Борис воспитывается в полной семье, занимается в кружке художественного свиста, у школе успевает на «хорошо», является лидером школьной вокальной группы «Молодость». В представленной школьной характеристике в целом характеризуется положительно, однако отмечаются такие недостатки в характере как эгоизм, высокомерие, пренебрежение мнением одноклассников. На вопрос, почему нанес удар бутылкой, ответил, что товарищи попросили о помощи, и он помог.

1. К какому типу относится данное преступление?

2. Какие основные факторы (условия) способствовали совершению данного преступления?

3. Какие меры индивидуальной профилактики можно предложить для предупреждения преступлений в дальнейшем со стороны задержанных лиц.?

 

Задача № 18

На территории, обслуживаемой отделом внутренних дел, в ис­текшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Сложившееся положение, как выяснилось в процессе проведения опе­ративно-розыскных и следственных мероприятий по уголовным де­лам, возбужденным по этим преступлениям, возникло в результате:

- недостаточного учета в дислокации постов и маршрутов пат­рульно-постовой службы милиции, специфики жилого сектора мик­рорайона, где в основном совершались квартирные кражи;

- слабого взаимодействия различных служб и подразделений
органов внутренних дел по предупреждению данного вида преступле­ний;

- отсутствия необходимого опыта работы у участкового ин­спектора милиции, обслуживающего данный микрорайон;

- упущений и недостатков в правовой пропаганде и информи­ровании населения о преступлениях, совершенных в микрорайоне;

- наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розы­ска.

Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали, пьянствовали, надзор за ними осуществлялся фор­мально. Среди граждан, совершивших кражи, было много лиц без оп­ределенного места жительства и рода занятий.

На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению квартирных краж, разработайте план мероприятий, направлен­ных на профилактику квартирных краж, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики.


Задача № 19

1. Определите, что включает в себя понятие - правовые основы международного сотрудничества в области предупреждения преступности. Укажите международные правовые акты в области предупреждения преступности.

2. Дайте краткую сравнительную характеристику состояния и тенденций развития преступности в различных странах мира. Перечислите мировые, региональные и национальные тенденции формирования и развития преступности.

Задача № 20

В рамках программы какого-либо криминологического исследования особое место занимает гипотеза.

Проанализируйте данные гипотезы и определите, какие из них относятся к описательным, объяснительным и прогностическим:

1.«Преступность на территории РФ распределяется неравномерно».

2.«Особенности в интенсивности и структуре сельской преступности объясняются, по-видимому, особенностями сельского образа жизни».

3.«Преступность курортных городов в "бархатный" и "мертвый" сезоны имеет статистически значимые различия».

4.«Изменение преступности в РФ, вероятнее всего, будет подчиняться двум группам законов: собственным (криминологическим) законам саморазвития преступности и законам развития общества. В периоды стабилизации большее влияние на преступность будут оказывать, очевидно, ее собственные законы развития, а в периоды дестабилизации – социальные закономерности».

5.«Социальные причины криминогенной напряженности не могут быть объяснены и понятны вне связи с анализом основных источников противоречий и конфликтов».

6.«Причины преступности лежат, вероятно, в субъективной сфере жизни общества».

7.«Можно предположить, что общепредупредительное действие уголовного закона в принципе возрастает вместе с усилением наказания».

8.«Экономический спад в России порождает противоречия и конфликты, которые в большей степени способствуют насильственной, нежели имущественной, преступности».

9.«В основных сферах жизнедеятельности (труд, быт, досуг) существуют источники возможного социально-негативного, криминогенного влияния, а также противостоящие им антикриминогенные факторы и условия».

 

Задача № 21

В области «Н» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – лица, не достигшие 14-летнеговозраста.

В области «Д» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. лица, не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

 

Задача № 22

Определите, какие из нижеперечисленных факторов оказывают воздействие на совершение преступлений по следующим основаниям:

а) по уровню воздействия (как на преступность в целом, так и на совершение конкретных преступлений);

б) по содержанию: факторы социально-психологического, социально-экономического, политического, организационного и другого характера.

1. Дифференцируйте указанные факторы на: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений).

1)отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной деятельности;

2)обострение межнациональных отношений;

3)усиление миграционных процессов;

4)негативное воздействие СМИ;

5)недостатки в организации и осуществлении профилактической деятельности;

6)увеличение уровня потребления алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;

7)недостатки организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного аппарата;

8)бытовые, семейные и трудовые конфликты;

9)усиление социальной напряженности;

10)усиление социального и иного неравенства между людьми;

11)изменение половозрастного состава населения;

12)нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;

13)деформация правового сознания;

14)низкий уровень раскрываемости преступлений;

15)недостатки семейного и школьного воспитания;

16)нарушение правил торговли спиртными напитками;

17)расширение межгосударственных связей, деловых и туристических контактов;

18)изменение структуры и характера производства, безработица;

19)инфляция.

 

Задача № 23

Прочтите описание преступного поведения. Укажите факторы преступности, обусловившие противоправное поведение. Аргументируйте ответ, используя одну из теорий причин и условий преступности.

Бурные политические события 90-х гг. XX в., ознаменовавшие распад СССР, изменение общественно-экономического строя, смену политического режима, давали надежду на перемены к лучшему. Столько всего узнали о тех, кому верили и перед кем преклонялись. Пропало чувство зажатости – приятно было ощутить ветер новых перемен. Такие события Петрову тоже сначала нравились. Однако, когда ему перестали платить зарплату на заводе, его настроение изменилось. Как-то не укладывалось в голове, что такое может быть. «Вот тебе и ветер перемен!» Было и удивление, и возмущение, и злоба. Некоторые предлагали пойти на демонстрацию, устроить марш протеста. Но лозунгами детей не накормишь. Надо было думать, где и как достать денег. В СМИ много говорили и писали о предпринимательстве, новых частных фирмах. Попытки Петрова и здесь не увенчались успехом, поскольку, чтобы начать свое дело, требовалось столько денег: и за аренду, и за сырье, и на взятки, и рэкет. Петров устроился грузчиком на склад к «новому русскому». Проработал месяц, но денег так и не получил за выполненную работу. Хозяин что-то все объяснял трудностями в банковской сфере, задержками платежей.

Видеть голодных детей не было больше сил. Ночью Петров пришел на склад, где работал. Сторож узнал его. Петров поделился своими проблемами со сторожем. Он объяснил охраннику, что хочет взять за свою выполненную работу товар со склада. Сторож и сочувствовал Петрову, и боялся ответственности. Затем все-таки согласился. «Ладно, свяжи меня и положи в сторожке. Утром скажу, что неизвестные напали». Так Петров совершил свое первое преступление. Потом были кражи из контейнеров на железной дороге. У него появились связи в преступном мире. Теперь он знает, что и где украсть, кому и за сколько продать. Петров уже не уговаривает охранников. Он купил пистолет. Если кто-то попытается помешать – рука не дрогнет.

 

Задача № 24

Проведите виктимологический анализ указанных ниже примеров и ответьте на следующие вопросы:

- совершил ли потерпевший какие-либо ошибки, которые повысили его виктимность?

- какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?

А. Наталья любила ходить в магазин лесом. Эта десятиминутная прогулка заряжала ее энергией.

«Вы не поможете мне завязать бинт», – спросил ее высокий мужчина, стоявший возле кустарника и пытавшийся сам себе перебинтовать руку. Когда Наталья пошла к нему и попыталась завязать бинт, он чем-то тяжелым ударил ее по голове…

После того как она пришла в себя, увидела разорванную одежду и поняла, что с ней произошло, ей стало страшно.

Б. Мама строго-настрого запрещает Пете открывать дверь незнакомым людям.

Звонок. Он тихонько подходит к глазку. Там незнакомые парни. «Открывай, мы знаем, что ты дома. У вас квартира протекла. Открывай, а то в полицию пойдем жаловаться».

Петя опешил. Как они узнали, что он дома? Он открывает дверь и тут же получает удар в нос. От боли текут слезы. Кровь заливает рубашку. «Сиди тихо, а то убьем». Воры быстро осмотрели квартиру, забрали все ценное и ушли.

В. Маргарита Юрьевна возвращалась домой с работы. Было шесть часов вечера, но зимой темнеет рано.

В подъезде стоял молодой человек. Когда женщина вошла, он внимательно осмотрел ее, взял сумку и сильно дернул. В сумке зарплата – Маргарита Юрьевна вцепилась: не отдам. Молодой человек изо всех сил ударил ее кулаком. Сознание затуманилось, сумка выскользнула из рук.

Теперь Маргарита Юрьевна не носит деньги в сумке. Она сшила потайные карманы в юбке – так просто зарплату не выхватишь.

 

 

Задача № 25

Прочтите описание преступного поведения. Определите тип личности преступника. Назовите условия, способствовавшие совершению преступлений В. Данильцом в течение длительного времени.

Василий Данилец (прозванный «Ивановским убийцей») в период с 1991 по 2004 год убил 36 женщин. Он работал зав. ремонтными мастерскими, имел жену и двоих детей, но страдал комплексом сексуальной неполноценности. Характерно, что только в 2000 году все эти убийства соединили в одно уголовное дело и было высказано предположение о том, что это дело рук одного лица. Эта версия была озвучена в одном из интервью с представителем местных правоохранительных органов на соответствующем региональном канале телевидения. Тогда Данилец, испугавшись разоблачения, подбросил к очередной жертве записку, где сообщалось, что убийства совершают обманутые мужья города Иванова. Однако благодаря этой записке по почерку преступник Данилец и был изобличен.

Впоследствии выяснилось, что в ходе необоснованного привлечения к уголовной ответственности за преступления, которые совершил В. Данилец, за все это время незаконно осуждено 14 человек.

 

Задача № 26

Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить это преступление?

Инспектор Иванов ехал с семьей с дачи. Несмотря на то что он был одет в гражданскую одежду, при нем находилось табельное оружие – пистолет Макарова (мало ли что может случиться). Тем не менее произошло то, чего Иванов никак не ожидал. Огромный джип выскочил на полосу встречного движения, врезался в его «Жигули». Удар пришелся в заднюю дверь – именно туда, где дремала его дочь.

Увидев мертвую дочь, Иванов уже не думал ни о чем. Он даже не помнит, как заменил обойму. Вся компания, ехавшая в джипе, была буквально изрешечена пулями.

 

Задача № 27

Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступников, мотивацию преступного поведения. Исследуйте механизм преступного поведения. Какие эффективные меры предупреждения аналогичных преступлений должны быть предприняты?

У Нины умерла мама, когда девочке исполнилось 6 лет. Она осталась с бабушкой Полиной и многодетной семьей тети Лены (старшей дочери Полины Ивановны). Девочка понимала, что родственники тяготятся ее присутствием. Бабушка пыталась найти решение возникшей проблемы, связанной с неприятными хлопотами о нелюбимой внучке.

Полина Ивановна недолюбливала мать Нины, свою младшую дочь, часто ссорилась с ней по поводу денег. Вскоре выход был найден. Нашлись желающие купить внучку, и сумма вполне устраивала бабушку (10 тыс. долларов). Полина Ивановна осталась довольна предложением. «Мир не без добрых людей. И Нинку заберут, и деньги еще заплатят».

– Бабуся, но ты ее больше не увидишь. Нина попадет на трансплантацию, – предупредили перекупщики.

Старшей дочери Полина Ивановна сказала, что продает Нину за 5 тыс. долларов. Узнав о сделке, зять очень обрадовался и помог на своей машине отвезти девочку покупателям (надеялся на вырученные деньги обновить автомобиль).

В ходе сделки продавцы и покупатели были задержаны с поличным сотрудниками правоохранительных органов.

 

Задача № 28

На нижеизложенном примере проанализируйте взаимосвязь экономической преступности с организованной преступностью. В чем проявляется «сращивание» представителей криминалитета и представителей структур, наделенных государственно-властными полномочиями? Обоснуйте ответ.

Согласно данным экспертов в N-ской области обнаружены значительные запасы нефти. В самом городе N находится один из крупнейших в России нефтеперерабатывающих заводов, через который прогоняется около 8 млн. тонн нефти. Примерно 4 млн. тонн из них добывается на территории области. С 1997 г. резко сократились платежи крупной нефтяной компании в местный бюджет. По некоторым данным, нефтяные компании недоплачивают в региональный бюджет ежегодно не менее 4 млрд. рублей. Со временем крупная нефтяная компания монополизировала и розничную торговлю нефтепродуктами в области. Это, в свою очередь, позволило установить любые цены на горюче-смазочные материалы, продаваемые сельским труженикам. В 1997 г. значительная часть крестьян не смогла расплатиться за купленные нефтепродукты. После этого по селам поехали бригады, состоявшие из сотрудников неких финансовых корпораций. В счет долга эти, так называемые представители, требовали от сельских жителей отдать им свое имущество, включая последний скот и семенное зерно. Тем, кто не соглашался, они угрожали «вырезать семью». В то же время в самой нефтяной компании трудоустраивались дети губернатора N-ской области.

Задача № 29

 Прочтите нижеприведенный текст. Составьте криминологический портрет личности лидера казанского преступного сообщества Хайдара Закирова.

В 1996 г. в Санкт-Петербурге был застрелен Хайдар Закиров, по кличке «Хайдар», который считался основателем самой крупной казанской неформальной молодежной группировки «Жилка» (от названия отдаленного микрорайона Жилплощадка). Слово «Хайдар» было решающим для 18 казанских молодежных преступных группировок. В80-хгг., когда «Жилка» набирала силу, бойцы «Хайдара» обязаны были всегда иметь при себе ножи. Излишняя самостоятельность не поощрялась. Так, пристрелившего от нечего делать двух женщин и ребенка бойца нашли спустя некоторое время далеко за городом убитым с особой жестокостью.

К 1994 г. «Хайдар» был известен и в Москве, и в Петербурге (успешно отбивал атаки Тамбовской преступной группировки и контролировал Невский проспект в Петербурге). Однако амбиции «Хайдара» нравились далеко не всем. Так, в Казани конкуренцию ему составил «вор в законе» по кличке «Иглам». Приказ о его ликвидации был отдан незамедлительно. В ответ в Москве погибает некий Ракоша, поддерживавший «Хайдара».

Затем по всей России один за другим гибнут люди «Хайдара». Он грозит отомстить за каждого, но и на него организовываются многочисленные покушения. Однажды наемные убийцы узнали адрес его конспиративной квартиры и блокировали его вместе с телохранителями в лифте. Нападавшие изрешетили дверь лифта из автоматов (впоследствии специалисты насчитали 94 пулевых отверстия). Но «Хайдар» остался жив благодаря самоотверженности охраны. С многочисленными ранениями его доставили в больницу, где было совершено другое нападение. Тем не менее преступник остался жив. После случившегося «Хайдар» решает уехать в Севастополь, где длительное время скрывается на российской военно-морской базе. Однако срочные дела заставили его выехать в Петербург, где он был убит выстрелом снайпера.

Задача № 30

     В области "А" за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. - дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области "Б" в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс дети, не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Задача № 31

     Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему, дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; незаконная порубка деревьев и кустарников; убийство; изнасилование; нарушение правил пожарной безопасности; мошенничество; кража; грабеж; присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; нарушение правил охраны рыбных запасов: незаконная охота; хулиганство; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; самовольное оставление части или места службы, дезертирство; похищение человека; подмена ребенка; злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Задача № 32

Ознакомьтесь с нижеприведенной справкой по делу М. и ответьте на поставленные в конце текста вопросы.

М, 35 лет. Родителей потерял в малолетнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности - квалифицированный столяр с 10-летним стажем работы, образование - 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной двухкомнатной квартире. Заработок - средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство - к лишению свободы. Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего приятеля М. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечание приятеля М. неожиданно ударил его бутылкой по голове, избил жену и сына, разбил окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, "'чтобы сорвать злость", как впоследствии пояснил сам М. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику', где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении десяти месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих обстоятельствах.

Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, М. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелями на выпивки. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся Добровольно возместил ущерб.

 По отзывам сотрудников колонии (по месту отбывания последнего наказания), М. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том. что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение М.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями

При опросе научным сотрудником выяснилось, что М. школу бросил потому, что "не давалось учение и хотелось скорее начать зарабатывать себе на жизнь". Оставался на второй год в 5-м классе Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, М заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но "уже поздно, да и забыл все". В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, не знает, кто такие И.Е.Репин. П.И.Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре, не помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имел второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не отличался.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы "освободиться и жить с семьей". Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, М. заметно заволновался, на глазах у него появились слезы.

На вопрос о том. что привело его к неоднократному совершению преступлений, М. ответил: "Сам виноват. Дурость своя да водка"

1. Укажите основные социальные роли М.

2. Дайте обобщенную оценку такого элемента структуры личности М., как социальные роли и статусы.

3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности М.

4. Охарактеризуйте культурный уровень М.

5. Дайте обобщенную нравственно-психологическую характеристику личности М.

6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности М. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная установка)?

7. Можно ли отнести М. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?

Задача № 33

Ознакомьтесь с нижеперечисленными справками по уголовным делам и определите в каждом случае тип преступника в соответствии с классификацией, принятой в криминологии.

1 Л., 32 лет, ранее судимый за хулиганство и мелкое хищение, женат, работает разнорабочим в строительной организации. Характеризуется отрицательно: опаздывает на работу, употребляет спиртные напитки в рабочее время, оказывает отрицательное влияние на молодых рабочих. По месту жительства характеризуется отрицательно: пьяница, воспитанием детей не занимается, свободное время проводит у пивной палатки в компании подобных ему лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере как хронический алкоголик.

По характеру общительный, вспыльчивый, безвольный, завистливый. В характеристике из колонии, где Л. отбывал наказание, указывается, что он не встал на путь исправления, систематически нарушал режим, работал плохо, книг и газет не читал. Преступление совершил при следующих обстоятельствах.

Л. вместе с приятелями распивал спиртные напитки. После того как все было выпито, приятели предложили ему сходить в магазин и купить еще спиртного. Л. идти в магазин отказался. В ответ на настойчивые требования вспылил и ударил одного из приятелей бутылкой по голове, отчего тот, не приходя в сознание, скончался.

2. П., 27 лет, женат, имеет двоих детей, по специальности электрик 4-го разряда, работает на мебельной фабрике. По работе характеризуется в основном положительно, учится в среднем специальном учебном заведении.

После сдачи экзаменов однокурсники пригласили его "отметить" переход на третий курс. Согласившись с предложением товарищей, П. выпил около ста граммов водки.

Принимавший участие в выпивке С, приятель П., опьянел и П., поскольку он был относительно трезвым, было поручено доставить С. домой Доведя пьяного С. до дома. П ключом, который взял из его кармана, открыл дверь квартиры, раздел его, положил на кровать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, похитил из шкафа мужской костюм и деньги, которые нашел там же Украденный костюм П. продал.

 3. Д., 32 лет, по специальности шофер, образование среднее, ранее не судимый. По работе характеризуется положительно, много читает, посещает спортивные мероприятия, увлекается разведением певчих птиц. По характеру вспыльчивый, малоразговорчивый, спиртные напитки употребляет редко.

В день совершения преступления у Д. имелись билеты на финальный футбольный матч, где играла команда, болельщиком которой он являлся. Около 12 часов дня Д. позвонили с работы и попросили его заменить неожиданно заболевшего шофера. Д. согласился, но предупредил, что у него имеется билет на футбол и в 17 часов он закончит работу, поскольку матч состоится в 19 часов 30 минут.

В 15 час. 40 мин. на маршруте случилась поломка в двигателе автобуса. Вызвав по телефону машину технической помощи для буксировки неисправного автобуса в парк, Д. ожидал прибытия машины до 20 часов. Вернувшись в гараж, Д. узнал, что "его" команда проиграла, расстроился, высказал претензии относительно плохой организации работы автопарка.

Находясь в возбужденном состоянии, около 22 часов Д. возвращался домой и во дворе увидел на скамейке двух подростков в возрасте 16-17 лет, один из которых играл на гитаре, а другой пел. Подойдя к подросткам, Д. в грубой форме предложил им уйти в другое место, на что один из подростков сказал: "Иди и воспитывай своих детей" В ответ на это Д. поднял с земли палку и избил обоих подростков, причинив тяжкий вред здоровью одного из них.

В совершенном преступлении Д. раскаялся, выражая сожаление о случившемся, до заключения под стражу оказывал материальную помощь матери потерпевшего.

4. Е, 27 лет, холост. Проживает с родителями в отдельной квартире. Образование среднетехническое. Работает техником-смотрителем в РЭУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью.

Преступление совершил при следующих обстоятельствах Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.

Задача № 34

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактического работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: "Надо бы помочь". С криком: "А что! Попробуем!" В. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал; "Надо бы помочь", был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено

 В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: "Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя.

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания "хотел жить честно", возвратился домой, но там было все "по-старому", даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как "болельщик" посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные

передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: "Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся"

Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором милиции были проведены две беседы с В. (одна - при решении вопроса о его регистрации, вторая - после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя 'пропащим человеком", никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников милиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: 'Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все, что "плохо лежит", а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал "работать" не по мелочам, а по-настоящему.

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

Задача № 35

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу Е. и выполните следующие задания:

1. Укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления.

2. Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.

3. Оцените роль в совершенном Е. преступлении его личностных свойств и ситуации.

Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его машину остановил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать побыстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо "отблагодарить" его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда машину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжкий вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля. Девочка не пострадала.

Работниками ГАИ, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака "Осторожно, дети!". Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины - 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не видел из-за тумана. В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося.

По материалам личного дела было установлено, что Е. проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды подвергался административной ответственности. Три года назад по заявлению жены о фактах его пьянства и сквернословия в семье поведение Е. рассматривалось по месту работы. По свидетельству жены, он часто пьянствовал, так как имел "лишние" деньги. Заработную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Е. в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

Задача № 36

В городе N проживает (на 1 января отчетного года) мужчин в возрасте уголовной ответственности (т.е. старше 14 лет) 125 тыс. человек. Из них: 1) 14-20 лет - 20 тыс.чел.;  2) 21-40 лет -55 тыс.чел. З) 41 и старше - 50 тыс.чел.

В отчетном году выявлено преступников - 350 человек. Из них в возрасте: 1) 14-20 лет - 100 лиц; 2) 21-40 - 200 лиц; 3) 41 и старше - 50 лиц.

Рассчитайте коэффициент криминальности (пораженности) каждого из трех возрастных слоев населения.

Задача № 37

     Проранжируйте по значимости ниже перечисленные факторы преступности и аргументируйте свою позицию:

1. отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;

2. обострение межнациональных отношений;

3. негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;

4. изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;

5. усиление миграционных процессов;

6. изменение половозрастного состава населения;

7. изменение форм и отношений собственности;

8. сокращение расходов на учреждения культуры;

9. эффективность правоохранительной деятельности, проявляющейся в показателях раскрываемости преступлений;

10. изменение уровня потребления алкоголя;

11. рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;

12. ослабление семейных связей, рост числа разводов;

13. усиление социальной напряженности;

14. усиление социального и иного неравенства между людьми;

15. дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизации государственного аппарата;

16. изменение структуры и характера производства, безработица;

17. обесценивание денежных накоплений населения, инфляция.

Задача № 38

    Укажите, в каких из перечисленных ниже явлениях необходимо искать причины конкретного преступления, а в каких – причины преступности в целом:

- индивидуальные особенности личности преступника;

- социальные, экономические, психологические явления и процессы, свойственные данному обществу

- социально-экономические противоречия;

- конкретно-исторические противоречия развития нашего общества;

- конкретная жизненная ситуация.

Обоснуйте свой ответ.

Задача № 39

    Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относят к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются нейтральными:

А) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;

Б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

В) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);

Г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

Д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;

Е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;

Ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией.

Задача № 40

    Укажите, какие признаки и свойства личности из приведенного перечня могут свидетельствовать о потенциальной готовности данного человека к совершению преступления?

Повышенная возбудимость; бодрое, повышенное настроение; вспыльчивость, непоседливость; слабая эмоциональная возбудимость; неуверенность в себе; подавленность и растерянность при неудачах; невыразительность речи; возбужденное состояние; терпеливость; неряшливость; умения владеть собой; эгоизм; жадность; беспринципность; лживость; жестокость; бескультурье; интеллектуальность; коллективизм; зависть; злобность.

Задача № 41

В городе «Б» за год привлечено к уголовной ответственности 1 600 преступников (из них 120 человек – лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). Население данного города составляет 430 тыс. человек, из них 110 тыс. – в возрасте до 14 лет.

В городе «С» за тот же


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow