СПРАВОЧНИК
приемщика вагонов в вагонных депо
по ремонту грузовых вагонов
Составитель: Шакиров Р.Ф.
Уфа 2019
Справочник приемщика вагонов в вагонных депо по ремонту грузовых вагонов. – Уфа. – 70с.
Составитель: инспектор вагонов в депо Куйбышевской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Шакиров Р.Ф.
Оглавление
1 Ремонт тележек грузовых вагонов. 4
1.1 Тележки грузовых вагонов тип 2 по ГОСТ 9246. 4
1.2 Тележки модели 18-578. 11
1.3 Контроль литых деталей тележек. 12
2 Ремонт колесных пар. 15
2.1 Текущий ремонт колесных пар. 15
2.2 Средний ремонт колесных пар. 15
2.3 Допускаемые размеры колесных пар при выпуске из текущего и среднего ремонтов. 17
2.4 Допускаемые размеры колесных пар и их элементов при выпуске грузовых вагонов из всех видов ремонта. 19
2.5 Буксовые узлы.. 20
2.6 Температурный режим. 25
3 Ремонт автосцепного устройства. 26
3.1 Размеры автосцепного устройства. 26
3.2 Поглощающие аппараты автосцепного устройства грузовых вагонов. 31
3.3 Шаблоны проверки автосцепного устройства. 37
3.4 Перечень дефектов, при наличии которых детали автосцепного устройства не допускаются к ремонту и подлежат сдаче в металлолом. 38
3.5 Места расположения клейм на деталях автосцепного устройства. 41
4 Ремонт тормозного оборудования грузовых вагонов. 43
4.1 Размеры тормозного оборудования грузовых вагонов. 43
4.2 Регулировка тормозной рычажной передачи грузовых вагонов. 45
4.3 Испытания тормоза грузовых вагонов на типовой установке. 50
5 Ремонт рамы грузовых вагонов. 55
6 Ремонт кузовов грузовых вагонов. 56
7 Ремонт котлов цистерн. 58
8 Нормативы периодичности проведения ремонта грузовых вагонов. 62
Перечень использованной нормативной технической документации. 69
1 Ремонт тележек грузовых вагонов
Тележки грузовых вагонов тип 2 по ГОСТ 9246
Размеры тележки
| Измеряемые параметры | Вид ремонта вагона | |
| Капитальный | Деповской | |
| Значения, в мм | ||
| 1 | 2 | 3 |
| База боковой рамы | 2185 | не более 2200 |
| Разница базы боковых рам | не более 2 | не более 2 |
| Ширина буксового проема: - модель 18-9801; - модель 18-100 | 335 1 335 335 1 | не более 342 не более 342 не более 338 |
| Ширина направляющих плоскостей для букс: - модель 18-9801 | 160 1 160 | 160 160 |
| Износ направляющих плоскостей для букс | не допускается | не более 4 |
| Местный, канавкообразный износ опорной поверхности буксового проема: - глубина; - ширина; - длина на всю ширину опорной поверхности | не более 2 не более 20 не допускается | не более 2 не более 20 не допускается |
| Высота прилива опорной поверхности буксового проема боковой рамы: - модель 18-100 | до 11 не менее 0,5 | до 11 не менее 0,5 |
| Местные зазоры между опорными поверхностями боковой рамы и корпуса буксы | не более 1 | не более 1 |
| Местный зазоры между прокладкой сменной и опорной поверхностью корпуса буксы | не более 1 | не более 1 |
| После загиба «лапок» перемещение сменной прокладки: - вдоль боковой рамы; - поперек боковой рамы | не более 10 не более 5 | не более 10 не более 5 |
| Суммарные зазоры между корпусом буксы и челюстью: - вдоль вагона; - поперек вагона; - вдоль вагона модель 18-100; - поперек вагона модель 18-100 | 5-12 5-11 3-10 5-10 | 5-14 5-13 3-12 5-12 |
| Износ отверстия втулки для валика подвески | не более 32,6 | не более 32,6 |
| Разность размеров от поверхности установки фрикционных планок до наружной поверхности буксового проема (Н1-Н2) | не более 3 | не более 3 |
| Размер между привалочными поверхностями для фрикционных планок в верхней части | 668-3 | 668-3 |
| 1 | 2 | 3 |
| Шероховатость привалочных поверхностей фрикционных планок Ra по РД 32 ЦВ 050-2010 | не более 12,5 мкм | не более 12,5 мкм |
| Расстояние между фрикционными планками: - при толщине 10 мм; - при толщине 16 мм | не менее 642 не менее 630 | не менее 642 не менее 630 |
| Уширение расстояния между неподвижными фрикционными планками к низу | 4-10 | 4-10 |
| Непараллельность фрикционных планок в горизонтальной плоскости | не более 3 | не более 3 |
| Расстояние между фрикционными планками толщиной 10 мм для тележки модели 18-100: - с 2001 г.; - до 2001 г. | 648 648 | 648 648 |
| Диаметр отверстия в боковой раме под заклепки | 21 +0,84 | 21 +0,84 |
| Размеры заклепки фрикционной планки: - диаметр; - длина (для планки толщиной 10 мм); - длина (для планки толщиной 16 мм) | 20 58 65 | 20 58 65 |
| Зазор между неподвижной фрикционной планкой и привалочной поверхностью боковой рамы (в промежутках между заклепками) допускается не более 1 мм, для тележки модели 18-100 не более 0,5 мм | ||
| Местные зазоры между фрикционной планкой подвижной и неподвижной допускаются не более 1 мм | ||
| В зоне головок заклепок местный зазор на 1/3 окружности головки заклепки, при проверке которого щуп 1 мм не должен доходить до стержня заклепки, для тележки модели 18-100 щуп 0,5 мм | ||
| Западание головки заклепки относительно плоскости планки не более 2 мм. Заклепки не должны выступать за рабочую поверхность планки | ||
| Суммарный износ (наклонная и вертикальная плоскости) клина | не допускается | до 3, но не более 2 на сторону |
| Износ поверхности неподвижной фрикционной планки, взаимодействующей с подвижной планкой | не допускается | не более 1,5 |
| Суммарный износ подвижной фрикционной планки по толщине (с двух сторон) | не допускается | до 2, но не более 1,5 на сторону |
| Неравномерный износ опорной поверхности износостойкой пластины прокладки буксового проема, относительно неизношенной ее части | не допускается | до 2 |
| Суммарный износ прокладки подпятника по толщине (с двух сторон) | не допускается | до 2, но не более 1,5 на сторону |
| 1 | 2 | 3 |
| Суммарная длина трещин в подпятнике допускается не более 250 мм, если трещины кольцевые, прерывистые, расположенные в разных секторах, на расстоянии от центра не ближе 80 мм | ||
| Диаметр подпятника надрессорной балки (замеряется на глубине 10 мм с учетом конусности 1:12,5) | 302,5+1,5 | 302,5+1,5 |
| Радиус галтели подпятника | 3-4 | 3-4 |
| Глубина подпятника: - до 1986г; - с 1986г; - при модернизации М1698 | 25 30 36 | 25 30 36 |
| Наружный диаметр внутреннего бурта | 77-0,74 | не менее 72 |
Высота внутреннего бурта подпятника: - при глубине подпятника 25 и 30 мм; - при глубине подпятника 36 мм | 5+1 11+1 | 5+1 11+1 |
| Диаметр отверстия под шкворень: - модель 18-9801 | 54 2 54 | не более 60 не более 60 |
| Размеры шкворня: - высота; - диаметр; - угол фаски; - высота фаски; - изгиб; - износ | 440 3 50 400 20 не допускается не допускается | 440 3 50 400 20 не более 5 не более 3 |
| Износ опорной и упорной поверхностей пятника в соответствии с РД 32 ЦВ 169-2017 | не допускается | не более 3 и не более 2 на сторону |
| Диаметр пятника | 300-1,3 | не менее 296 |
| Высота пятника | 110 | не менее 106 |
| Высота от опорной поверхности пятника до опорной поверхности верхнего скользуна на раме | В соответствии с конструкцией вагона | |
| Оставшаяся толщина опорной поверхности подпятника | не менее 18 | не менее 18 |
| Оставшаяся толщина наклонной поверхности надрессорной балки | не менее 7 | не менее 7 |
| Ширина клинового проема надрессорной балки | 134 - 138 | не более 144 |
| Длина опорной поверхности призмы: - модели 18-1750, 18-7055; - модели 18-9801, 18-100 | 175 1 175 175 | не менее 166 не менее 166 не менее 166 |
| Величина суммарного просвета между наклонной поверхностью призмы и шаблоном по низу | не более 6 | не более 6 |
| Измерения призмы проводятся в двух сечениях на расстоянии 15...30 мм от краев направляющих буртов наклонных поверхностей надрессорной балки | ||
| 1 | 2 | 3 |
| Несимметричность направляющих буртов призмы | не более 5 | не более 5 |
| Неравномерный износ плоской опорной поверхности колпака скользуна | не допускается | не более 2 |
| Высота от опорной поверхности пружинного комплекта до опорной поверхности скользуна | 315-6 | 315-6 |
| Разность высот опор скользунов | не более 2 | не более 2 |
| Высота опоры скользуна над опорной поверхностью подпятника: - до 1986 г.; - с 1986 г. | 76 83 | 76 83 |
| Длина скользуна надрессорной балки Ширины скользуна надрессорной балки | 225 100 | 225 100 |
| Твердость наплавки износостойких поверхностей | 240…300НВ | 240…300НВ |
Примечание:
параметры тележек вагонов-цистерн при выпуске из деповского ремонта должны соответствовать требованиям капитального ремонта
Запрещается подкатывать колесные пары в тележки с разницей диаметров по кругу катания:
- у одной двухосной тележки более 20 мм;
- у двух двухосных тележек более 40 мм;
- у одной четырехосной тележки более 20 мм. При этом колесные пары с меньшими диаметрами колес должны быть обращены внутрь тележки;
- у двух четырехосных тележек более 40 мм.
Размеры пружин
| Наименование показателей | Значения, мм |
| Высота пружин рессорного комплекта в свободном состоянии | 249 * |
| Диаметр прутка наружной/ внутренней пружины | 30/21** |
| Наружный/внутренний диаметр наружной пружины | 200/140±2,8 |
| Наружный/внутренний диаметр внутренней пружины | 132±1,8/91±1,5 |
Примечание:
*- для тележек модели 18-100, 18-101 высота пружин 249
(с 1989 г. до 2012 г.)/ 249
(с 2012 г. до 2015 г.).
**- для тележек модели 18-9801, 18-9896, 18-2128, 18-6941 диаметр прутка наружной/внутренней пружины 29/20 мм;
- для тележек модели 18-100, 18-101 внутренние пружины изготовленные до 1989г - диаметр прутка 19 мм, после 1989г – 21мм.
Разница высот пружин в одном рессорном комплекте – не более 4 мм. Под фрикционные клинья устанавливают пружины, имеющие наибольшую высоту из комплекта. При капитальном ремонте устанавливаются пружины с диаметром прутка 21 мм.
Величина прогиба: для наружных пружин под действием статической нагрузки 1900 кг – 48,5
; для внутренних пружин под действием статической нагрузки 800 кг – 51
.
Размеры соединительных балок
| Измеряемые параметры | Вид ремонта вагона | |
| Капитальный | Деповской | |
| Значения, в мм | ||
| Диаметр подпятника соединительной балки | 457 | 457 |
| Глубина подпятника соединительной балки | не более 47,5 | не более 47,5 |
| Диаметр отверстия под шкворень | 60+3 | не более 63 |
| Износ скользунов соединительной балки: - центральных; - концевых | не допускается | не более 2 не более 2 |
| Толщина центрального скользуна | не менее 18 | |
| Толщина концевого скользуна | не менее 5 | |
| Расстояние от плоскости подпятника до плоскости центральных скользунов | 127 3 | 127 3 |
| Непараллельность (пропеллеровидность): по крайним скользунам; по зеркалу пятников и подпятников | не более 2 не более 2 | не более 3 не более 3 |
| Диаметр пятника: - вдоль оси пути; - поперек оси пути | 300-1,3 300-1,3 | не менее 294 не менее 295 |
| Высота пятников | 36+4 | не менее 33 |
| Расстояние от плоскости пятника до плоскости соответствующих крайних скользунов | 100 | 100 |
| Расстояние между нижней поверхностью соединительной балки и осями внутренних колесных пар 2-х осных тележек с каждого конца балки должно быть не менее 85 мм | ||
| При подкатке 4-х осной тележки под цистерну, расстояние от верхнего листа соединительной балки до головок заклепок крепления пятника восьмиосной цистерны должно быть не менее 14 мм | ||
Размеры триангеля
| Измеряемые параметры | Значение, мм |
| Длина триангеля по наконечникам | 1836-1863 |
| Расстояние между тормозными башмаками | 1512-1532 |
| Расстояние от отверстия под шплинт до скобы | 151 |
| Зазор между башмаком и шаблоном | не более 2 |
| Перемычки отверстия башмака под чеку толщиной 5,5 мм и менее ремонтируют приваркой новых перемычек | |
| Длина скобы для равномерного износа тормозных колодок Диаметр прутка Износ (потертость) скобы | 226+2 16 при ДР не более 1,5 при КР – не допускается |
1 335
335
160
10 не более
5
10 не более
648
648
175
100
100
*






