Морской порт Севастополь

Морской порт Севастополь – это относительно крупный порт региона, который традиционно не специализировался на морских грузовых перевозках. Порты Крыма на протяжении долгого времени были ориентированы на обслуживание, прежде всего, пассажиров, так как весь регион выполнял функцию всесоюзного курорта.

Непосредственно порт Севастополь – это исторически основная база военно-морского флота СССР, что наложило существенный отпечаток на развитие его мощностей. Тем не менее, в Севастополе находился и крупный пассажирский морской терминал, имелись (и имеются до сих пор) грузовые мощности, в частности здесь получил развитие Севастопольский морской рыбный порт. В 1990-х годах происходила стагнация и частичная деградация пассажирского морского транспорта, снижалась и роль ВМФ. В 2000-х годах происходило постепенное развитие грузовых портовых мощностей – был построен глубоководный грузовой терминал «Авлита», активно работали автомобильный и нефтяной терминалы в Камышовой бухте.

     

Фактически в конце 2000-х годов порт Севастополь стал вторым по мощности торговым поротом Крыма (после Феодосии) и 1-м по грузообороту. Однако в сравнении с другими портами Российской Федерации и Украины достигнутые показатели не являются высокими.

Кроме того, в настоящее время наблюдается резкое снижение грузооборота порта Севастополь – в 2014 году этот показатель составил всего 2,2 млн. тонн, что связано с геополитическими проблемами и стало результатом ранее проводимой транспортной политики. Основная специализация порта Севастополь в последние годы (80% операций) – экспорт грузов с территории Украины (металлопрокат, металлолом, насыпные грузы, лес). Нестабильность в отношениях с Украиной привела к разрыву ранее имевшихся логистических связей.

В рамках настоящей работы был проведён анализ имеющихся портовых мощностей города Севастополя, чтобы определить потенциал развития города в качестве торгового порта.

Общая длина берегов (бухты Севастополя) составляет порядка 65 км, при этом общая длина причальных сооружений – более 22,5 км. Произведённый анализ показал, что 67% всех причальных сооружений могут быть отнесены к категории недоступных для развития грузовых портовых мощностей, так как обслуживают нужды Министерства Обороны РФ, МЧС РФ, действующих судостроительных и судоремонтных предприятий. При этом 33% причальных сооружений (более 50% берега) – не имеют потенциальных возможностей организации автомобильного или железнодорожного грузового подъезда к акватории вследствие высокой плотности застройки города и сложного рельефа. Таким образом, только 29% причальных сооружений (или 28% протяжённости берега) – имеют портовый потенциал – и большая часть уже на сегодняшний день занята теми или иными портовыми мощностями.

В целом, существует 2 сценария развития Севастополя, в качестве морского торгового порта:

1. Отсутствие скорого решения геополитических проблем означает развитие города и порта в качестве военной базы и, отчасти, внутреннего порта. Без приложения усилий государства будет практически невозможно сохранить работу имеющихся портовых мощностей (ранее достигнутые показатели грузооборота). По причине потери экономических связей порта с украинскими грузоотправителями необходим поиск новой ниши в транспортной системе и государственное стимулирование.

2. Решение геополитических проблем и восстановление ранее имевшихся транспортных связей создаёт возможность дальнейшего развития Севастопольского транспортного узла в качестве международного (с учётом интересов Министерства Обороны). Приложение дополнительных усилий государства позволит несколько нарастить показатели грузооборота свыше ранее имевшихся (7 млн. тонн).

В настоящее время нет возможности определить, какой из указанных сценариев является наиболее вероятным. Это означает, что в этой ситуации более верным будет ориентироваться на реализацию менее благоприятного сценария, который однозначно требует наличия государственных усилий по сохранению работы портовых мощностей Севастополя.

Говоря о планах развития, стоит отметить, что строительство моста через Керченский пролив – недостаточное условие для развития порта Севастополь (данное строительство займёт несколько лет, а создаваемое транспортное плечо по доставке грузов из Севастополя в другие регионы России оказывается слишком длинным). Для активизации работы порта Севастополь необходима специальная Программа, а также создание стимулирующих мер со стороны государства, среди которых могут быть:

· участие Севастополя в перевалки экспортной нефти (с речного транспорта на морской);

· создание крупных таможенных мощностей для импорта;

· налоговые льготы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: