Тема 1.1 Теоретические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры                                                        УТВЕРЖДАЮ                                    

 __________________                                         Заместитель директора по                       

«____» ________________                                 учебной работе

Протокол №                                                          ___________ Л.Е.Забейда

Заведующая кафедрой                                         «_____» _________ 20____

_________ _____________

       подпись     ФИО

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ

МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

 

Дошкольное образование

 

 

Составитель: Григорьева Александра Николаевна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

 

Опочка 2013 год

 

 

Учебно-методический комплекс по МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения  ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие,

изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование,

утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «00» месяц 2009 г. № 000.

Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) входит в ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

по специальности 050144 Дошкольное образование,

разработанной в соответствии с примерной программой и  ФГОС СПО третьего поколения

 

Учебно-методический комплекс по МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста   адресован студентам заочной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

 

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов стр.
1. Введение 3
2. Образовательный маршрут 4
3. Содержание дисциплины 3.1. Краткое содержание теоретического материала программы 3.2. Лабораторные работы 3.3. Практические занятия 3.4. Самостоятельная работа 5
4. Методические материалы, рекомендации к выполнению практических заданий 15
   
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 5.1. Текущий контроль 5.2. Итоговый контроль по МДК  
6. Информационное обеспечение дисциплины  

  1. ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемый студент!

Учебно-методический комплекс по МДК01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста является частью профессионального модуля ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие    исоздан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

 

УМК по МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Приступая к изучению новому МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК  допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины/МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая работу с учебной литературой: конспектирование, составление таблиц, схем, тезисов, написание рефератов, подготовка презентаций и др.;

разработка дидактических материалов на основе примерных, подобранных студентом и рекомендаций преподавателя: составление конспектов организации физкультурных занятий, утренней гимнастики, физкультурных досугов, туристических походов:

-оформление альбомов и др.

По итогам изучения МДК проводится экзамен.

Экзамен сдается по билетам,  в содержание которых включено решение профессиональной задачи. Профессиональные задачи  приведены в конце УМК..

 

В результате освоения МДК Вы должны уметь:

- определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;

- планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;

- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;

- проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;

- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

- использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;

- показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;

- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения

 

В результате освоения МДК Вы должны з нать:

- теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическомувоспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;

- особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);

- теоретические основы режима дня;

- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;

- теоретические основы двигательной активности;

- основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;

- методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;

- особенности детского травматизма и его профилактику;

- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;

- теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;

- методику проведения диагностики физического развития детей

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

 

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;   - участие (активность) в профессионально значимых мероприятиях (конкурсах, конференциях);   - устойчивость проявления интереса к будущей профессии в процессе теоретического обучения, производственной практики;   - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;   - наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики;   - системная и качественная работа над всеми видами заданий;    - наличие внутренних мотивов к получению профессии воспитателя;  
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - своевременность и качество выполнения учебных заданий;   - рациональность планирования и организации деятельности по изучению учебной дисциплины (МДК);   - соответствие методов обучения, воспитания дошкольников, поставленным целям, особенностям индивидуального развития ребенка   - обоснованность постановки цели, выбора и применения способа решения профессиональной задачи из известных в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами;   - рациональное распределение времени на все этапы работы;   - самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность   коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта (дидактические материалы);   - аргументированность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. - логичность анализа существования проблемы, нестандартной ситуации, оценки факторов риска;   - адекватность решения стандартных и нестандартных ситуаций;   - определения способов, средств осуществления деятельности в нестандартных ситуациях в соответствии с имеющимися ресурсами;   - своевременность, эффективность осуществления контроля, оценки, коррекции своих действий по процессу и результату деятельности в нестандартных ситуациях; - эффективность предложений способов предупреждения и нейтрализации рисков;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста, при изучении теоретического материала, прохождении производственной практики;   - владение способами обработки информации, структурирования, систематизации в соответствии с поставленными задачами;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. - оптимальность использования информационных ресурсов и возможностей сети интернет для поиска, систематизации и оценки педагогического опыта, выполнения практических заданий;   - соответствие содержания подготовленных презентаций теме, требованиям к правилам оформления;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами - владение технологией эффективного общения (моделирование общения, организация общения, управление общением. рефлексия общения)   - соблюдение норм и правил речевого этикета, профессиональной этики;   - конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач;   -эффективность построения профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации;   - оптимальность работы в команде, коллективе;
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.     - оптимальность постановки цели, задач, выбора методов педагогического планирования, обеспечивающих мотивацию и успех воспитанников в достижении результата;   - проектирование успешности организации деятельности воспитанников в соответствии с поставленными целями, задачами, планом деятельности, индивидуальными особенностями детей;   - коррекции собственной деятельности в соответствии с поставленными целями, полученными результатами;   - соблюдение требований при планировании, организации и контроле деятельности детей дошкольного возраста ФГТ;   - владение технологией деятельностного подхода;    - степень проявления ответственности за качество организации педагогического процесса;   - обоснованность выбора форм контроля и методов оценки эффективности и качества выполнения своей работы;   - обоснованность создания и представления дидактических и методических материалов;   - обоснованность и адекватность оценки своих профессионально-личностных качеств, постановки целей профессионально-личностного роста, определение форм и методов самообразования, повышения квалификации;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации - проектирование (планирование) оценка собственного продвижения, личностного развития;   - своевременность и качество выполнения заданий по самостоятельной работе при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики;   -  устойчивость интереса к самообразованию, повышению квалификации в области профессиональной деятельности.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.   - обоснованность адаптации методических материалов с учетом изменяющихся условий: целей, содержания, технологий профессиональной деятельности;   - результативность (качество) использования современных технологий в профессиональной деятельности;   - проявление профессиональной мобильности при прохождении различных этапов производственной практики.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.     - эффективность и обоснованность выбора форм и методов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей в типичных и нестандартных ситуациях;    - соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья детей  при организации педагогического процесса в соответствии с требованиями СанПина.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.   - успешность выбора модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;   - осуществление всех форм педагогической деятельности с соблюдением законодательства РФ;    - соблюдение правовых норм профессиональной деятельности, авторских прав при разработке учебно-методических материалов;   -успешность организации своей деятельности на педагогической практике в соответствии с правовыми, моральными нормами;   - инициативность в правовой защите профессиональной деятельности;   - нормативно-правовое проектирование в профессиональной деятельности;
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - степень активности в военно-патриотической работе;   - соответствие морально-волевых качеств требованиям, предъявляемым к призывникам;    

 

         

 

Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое

         

В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено содержание  МДК01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

 Название ПК Результат, который Вы должны получить после изучения содержания МДК (показатели)
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. - соответствие подготовительного плана (конспекта) организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие ФГТ, возрастным, индивидуальным особенностям детей;   - правильность (конкретность) определения целей, задач, методов руководства двигательной деятельностью детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка   - соответствие разработки предложений по корректировке двигательных умений индивидуальным особенностям ребенка;   - владение методикой проектирования развития двигательной деятельности с учетом комплексно-тематического планирования, сформированности умений детей;   - выбор методик диагностики сформированности двигательных умений в соответствии с поставленными задачами, владение методикой обработки результатов диагностики;    - целесообразность выбора форм физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
ПК. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом   - владение методикой организации и проведения режимных процессов в соответствии с возрастом;   - выбор методов, приемов руководства организации и проведения режимных процессов в соответствии с поставленными задачами, сформированностью культурно-гигиенических навыков, возрастом детей;   - своевременность, эффективность оказания помощи, поддержки ребенку;   - создание условий для организации и проведения режимных процессов в соответствиями с требованиями СанПина, безопасности ребенка;   - правильность подбора оборудования, материалов с учетом гигиенических, эстетических требований, требований СанПина;
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.   - владение методикой организации и руководства разными формами мероприятий по физическому воспитанию в процессе двигательного режима в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями ребенка;   - рациональность подбора оборудования, обеспечение безопасной обстановки в процессе организации двигательного режима в соответствии с требованиями СанПина, особенностями развития ребенка;   - целесообразность выбора форм, методов руководства мероприятиями по физическому воспитанию в процессе двигательного режима в соответствии с поставленными задачами, возрастными, индивидуальными особенностями детей;   - своевременность, эффективность оказания помощи, поддержки ребенку при выполнении физических упражнений;   - демонстрация физических упражнений в соответствии с требованиями методики физического воспитания дошкольников;  

Внимание! Если в ходе изучения МДК у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.

2. Образовательный маршрут по МДК

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи Количество
лабораторные занятия *
практические занятия 6
домашняя контрольная работа 1
итоговая аттестация экзамен
Квалификационный экзамен экзамен

Желаем Вам удачи!


СОДЕРЖАНИЕ МДК

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы.

       Раздел 1. Физическое воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста

Тема 1.1  Теоретические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Основные дидактические единицы  Введение. Предмет методики физического воспитания и развития; основные понятия и термины; современные проблемы методики физического воспитания детей дошкольного возраста Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста;

Средства физического воспитания: общая характеристика; классификация физических упражнений;

Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками; характеристика;

Характеристика содержания программы «От рождения до школы» по образовательной области «Физическая культура», «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: