Выбрать один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
| Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
| Емкость, тыс.ед. | 1500 | 4800 | 3800 |
| Предполагаемая доля рынка компании | 1/10 | 1/20 | 1/10 |
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Выбрать один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
| Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
| Емкость, тыс.ед. | 3000 | 1800 | 1300 |
| Предполагаемая доля рынка компании | 1/30 | 1/20 | 1/10 |
Для того чтобы выбрать один из сегментов рынка определим размер сбыта для каждого сегмента.
Объём потенциального сбыта рассчитывается по формуле (6.1)
Q = N × d, (6.1)
где N – ёмкость рынка или рыночного сегмента, тыс. ед.,
d – предполагаемая доля рынка компании.
Q1 = 3000 × 1/30 = 100 тыс. ед.
Q2 = 1800 × 1/20 = 90 тыс. ед.
Q3 = 1300 × 1/10 = 130 тыс. ед.
Следовательно, третий сегмент рынка предпочтительнее, так как он обеспечивает наибольший доход.
Задача 6.2. Анализ конкурентоспособности товара по единичному показателю
«Сбербанк России» предлагает вкладчикам ставку по депозиту сроком на один год при сумме первоначального взноса 1000 руб. в 7 %. Данный банк является лидером рынка, поэтму показатели его бизнеса могут рассматриваться как эталон для конкурентов. Определить конкурентоспособность услуг банков, имеющих следующие условия депозита: «Союз-банк» при аналогичных условиях имеет ставку 9,5 %, банк «ВТБ» – 6,5 %, «AutoBank» – 8 %.
Какие характеристики, кроме размера ставок по депозиту, значимы для оценки конкурентоспособности банковских услуг?
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Многие товары имеют характеристики, выражающиеся в конкретных числовых параметрах: вес, энергоёмкость, процентное содержание каких-либо веществ. Эти параметры могут быть приняты как единичные показатели конкурентоспособности. Отношение их значений к параметрам «эталонного» товара или к аналогичным параметрам товаров лидера рынка показывает конкурентоспособность товара по данному единичному показателю.
При использовании образца в качестве базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру (например, потребительным свойствам) находят по следующим формулам:
qi = (Pi / Pi0) * 100% (1)
qi = (Pi0 / Pi) * 100% (2)
где q i — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Рi — величина i-го параметра для анализируемого товара;
Рi0 — величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.
Из формул (1) и (2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением «не менее», применяется формула (1); если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула (2).
Например, согласно ГОСТ 1938-90 массовая доля водорастворимых экстрактивных веществ в чае высшего сорта должна быть не менее 35 %. Для анализа конкурентоспособности по этому показателю эксперты сравнили три образца. В образце А данный показатель составляет 36 %, в образце Б – 37 % и образце В – 34 %. Рассчитать конкурентоспособность (К) по данному показателю можно через отношение параметров исследуемых образцов к эталону:
КА = 36/35 × 100% = 102,8 %
КБ = 37/35 × 100% = 105,7 %
КВ = 34/35 × 100% = 97,1 %
Задача 6.3 Определение отпускной цены единицы продукции на основе метода «средние издержки + прибыль»
Фирма производит электрочайники. Себестоимость одного электрочайника состоит из следующих затрат: материалы – 100 руб., заработная плата – 50 руб., прочие производственные расходы – 30 руб., затраты на сбыт – 60 руб. Постоянные издержки производства 100 электрочайников 2000 руб. Фирма рассчитывает получить целевую прибыль в размере 30% от общих затрат. НДС – 18 %. Найти отпускную цену 1 единицы продукции.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ
Фирма «Мир канцелярии» производит 10 000 пачек бумаги для письма в месяц. Себестоимость одной пачки состоит из следующих затрат: материалы – 20 руб. на 1 пачку, заработная плата – 15 руб. на 1 пачку, прочие производственные расходы – 12 руб. на 1 пачку, постоянные издержки – 50 000 руб. на весь объём производства, затраты на сбыт – 10 руб. на 1 пачку. Какова будет отпускную цену одной пачки бумаги, если целевая прибыль на 1 пачку составляет 20 % полных затрат, НДС – 18 %.
Постоянные издержки на одну пачку бумаги:
50 000 руб. / 10 000 шт. = 5 руб.
Величина переменных затрат на одну пачку бумаги:
20 руб. + 15 руб. + 12 руб. + 10 руб. = 57 руб.
Полная себестоимость одной пачки бумаги:
5 руб. + 57 руб. = 62 руб.
Цена одной пачки бумаги на основе затратного метода:
62 руб. × 1,2 = 74,4 руб.
Цена одной пачки бумаги с учётом НДС:
74,4 руб. × 1,18 = 87,8 руб.
Вариант 7
Задача 7.1 Объём потенциального сбыта
Выбрать наименее предпочтительный рыночный сегмент, сравнив следующие показатели:
| Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
| Емкость, тыс.ед. | 175000 | 84000 | 50000 |
| Предполагаемая доля рынка компании | 1/14 | 1/15 | 1/20 |
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Выбрать один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
| Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
| Емкость, тыс.ед. | 3000 | 1800 | 1300 |
| Предполагаемая доля рынка компании | 1/30 | 1/20 | 1/10 |
Для того чтобы выбрать один из сегментов рынка определим размер сбыта для каждого сегмента.
Объём потенциального сбыта рассчитывается по формуле (7.1)
Q = N × d, (7.1)
где N – ёмкость рынка или рыночного сегмента, тыс. ед.,
d – предполагаемая доля рынка компании.
Q1 = 3000 × 1/30 = 100 тыс. ед.
Q2 = 1800 × 1/20 = 90 тыс. ед.
Q3 = 1300 × 1/10 = 130 тыс. ед.
Следовательно, третий сегмент рынка предпочтительнее, так как он обеспечивает наибольший доход.