Проверка количества поступивших товаров

Приемка, хранение, подготовка товаров к продаже

Приемка товаров является важной операцией торгового предприятия. Ее организация должна обеспечивать максимально сжатые сроки с минимальными потерями и при полном сохранении качества товара.

При приемке товара в магазинах могут применяться различные виды оборудования: погрузочно-разгрузочное (тележки, гидравлические подъемники), весовое (весы механические и электронные, весы для фасовки и маркировки товара и т.д.), а также вспомогательное (сканеры для считывания штриховых кодов, калькуляторы и др.)

Приемка товаров в магазине включает в себя следующие операции:

- проверку транспортного средства и сопроводительных документов;

- проверку количества поступивших товаров;

- проверку качества и комплектности товаров;

- документальное оформление приемки;

- принятие товаров на учет.

Принимая товар, работники магазина должны проверить наличие на транспортных средствах или на контейнерах пломб отправителя, их исправность, оттиски на пломбах, состояние транспортного средства или контейнера, наличие защитной маркировки груза, а также исправность тары.

Затем проверяют транспортные и сопроводительные документы на соответствие характеристик (наименования, количества, цены и др.) данным транспортных и сопроводительных документов. Транспортным документом является товарно-транспортная накладная. К сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет, счет-фактура, а также некоторые другие документы, перечень которых зависит как от особенностей поступившего товара, так и от способа его доставки.

Если поступивший товар не имеет сопроводительных документов, то материально ответственные лица проверяют его по фактическому наличию и составляют соответствующий акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика. Акт составляют в трех экземплярах. Товары, поступившие таким образом, принимаются материально ответственными лицами на ответственное хранение до получения сопроводительного документа и оприходования товара. Получатель имеет право взыскать с поставщика штраф за несвоевременную выписку документов.

При поступлении в магазин товаросопроводительных документов материально ответственные лица сверяют данные составленного ими акта с данными сопроводительных документов.

В ходе приемки необходимо проверить наличие на упаковке товаров и в сопроводительных документах информации о сертификации (для товаров, подлежащих обязательной сертификации) и сроках годности (для товаров, у которых этот срок должен быть установлен обязательно).

Не подлежат приемке товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.

Существуют такие специфические товары, как, например, алкоголь, у которого цикл предпродажной подготовки весьма сложен и длителен. Так, при поступлении на склад новой партии необходимо проверить подлинность акцизной марки, сертификаты, таможенные документы и пр.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с договором поставки или купли-продажи товаров. Актирование недостач, недоброкачественности, недостатков маркировки, составление и предъявление претензий поставщикам проводятся в порядке и в сроки, предусмотренные договором. Если в договоре будет указано, что приемка должна соответствовать какому-либо из перечисленных документов, то ее проводят на основе содержащихся в них инструкций.

Рассмотрим рекомендательные правила приемки, предусмотренные в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (№ П-6) и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (№ П-7).

Проверка количества поступивших товаров

Приемку товаров по количеству производят путем сопоставления данных сопроводительных фактов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров.

Указанная проверка может быть выборочной или сплошной. Выборочная (частичная) проверка количества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части продукции на всю партию допускается, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами или договором.
Технология и сроки приемки товаров по количеству определяются местом приемки и состоянием тары.

Приемка может быть осуществлена:

- при централизованном способе доставки товара — на складе получателя;

- при децентрализованном способе доставки товара, если тара отсутствует или повреждена — на складе поставщика;

- при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта и при условии, если тара отсутствует или тара неисправная, — в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта; в случае расхождений составляется коммерческий акт.

Во всех случаях, когда при приемке груза от транспортных организаций устанавливают повреждение или порчу груза, несоответствие наименования и веса груза или числа мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от транспортной организации составления коммерческого акта (отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта — при доставке груза автомобильным транспортом).

Тара может быть:

- исправная;

- поврежденная (со следами вскрытия, подмоченная и т.д.);

- тара отсутствует.

Порядок и сроки приемки товара по количеству в торговом предприятии в исправной таре
Если товар пришел в исправной таре, то он принимается в два этапа. На первом этапе, в момент поступления товара в магазин проверяют вес брутто и число тарных мест. Если оно не соответствует документам, то извещается поставщик и вопросы по недостаче тарных мест решаются с ним.

Второй этап: не позднее 24 ч (по скоропортящимся товарам) и 10 дней (по нескоропортящимся товарам) с момента поступления товар принимается по весу нетто или по числу товарных единиц внутри тарных мест.

Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 48 ч после поступления.

Если при приемке продукции выявлено несоответствие веса брутто отдельных мест весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, либо числу товарных единиц внутри тарного места, то получатель не должен производить вскрытие тары и упаковки.

Действия материально ответственных лиц при обнаружении недостачи:

- магазин должен дальнейшую приемку приостановить;

- поместить товар на ответственное хранение;

- поступившую партию товара следует хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей и обеспечить ее полную сохранность;

- о выявлении недостачи составить акт за подписями лиц, принимавших товар;

- вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, — представителя одногороднего изготовителя.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) вызывается в случаях, предусмотренных в договоре. В этих случаях иногородний отправитель (изготовитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения срока, установленного для явки представителя отправителя (изготовителя).

Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции — в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен в иных обязательных правилах или в договоре.

Представитель отправителя (изготовителя) должен иметь документ на право участия в приемке продукции у получателя.

При неявке представителя отправителя (изготовителя) по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, приемка продукции по количеству и составление акта о недостаче производится:

- с участием представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо

- с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением заводского, фабричного или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо

- односторонне предприятием-получателем, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.

Если при приемке продукции с участием представителя будет выявлена недостача продукции против данных, указанных в транспортных и сопроводительных документах (счете-фактуре, спецификации, описи, в упаковочных ярлыках и др.), то результаты приемки продукции по количеству оформляются актом. Акт должен быть составлен в тот же день, когда недостача выявлена.

При неявке представителя поставщика в установленные сроки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальнейшую приемку проводят с представителем общественной организации, в ведении которой находится магазин.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: