25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству. Пункт введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, а указание на среднее предпринимательство включено Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ. В пункте 28 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона в качестве вопроса местного значения городского поселения указано на содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В пункте 33 ч. 1 ст. 16 данного Закона в качестве вопроса местного значения городского округа указано на создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Пункт 11 ч. 1 ст. 16.2 данного Закона в качестве вопросов местного значения внутригородского района указывает создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и добровольчества (см. также комментарий к ст. 14 Закона).
Упоминание об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству включено Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ. Такой же вопрос указан в п. 33 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона в качестве вопроса местного значения городского округа. В пункте 34 ч. 1 ст. 14 данного Закона в качестве вопроса местного значения поселения названо оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (см. также комментарий к указанной статье);
26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района. Пункт введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ и изложен Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ полностью в новой редакции, в прежней редакции указывалось на обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района. Применительно к поселению, городскому округу и внутригородскому району соответствующие вопросы обозначены в п. 14 ч. 1 ст. 14, п. 19 ч. 1 ст. 16 и п. 7 ч. 1 ст. 16.2 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения городского поселения, вопросов местного значения городского округа и вопросов местного значения внутригородского района соответственно (см. также комментарий к ст. 14 Закона);
27) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью. Пункт введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ. В пункте 30 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона в качестве вопроса местного значения городского поселения указано на организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении. В пункте 34 ч. 1 ст. 16 данного Закона в качестве вопросов местного значения городского округа указано на организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе. Пункт 2 ч. 1 ст. 16.2 данного Закона в качестве вопросов местного значения внутригородского района указывает организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью (см. также комментарий к ст. 14 Закона);
28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Пункт введен Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, а указание на обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включено Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ. В пункте 31 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения поселения указано на осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. В пункте 36 ч. 1 ст. 16 данного Закона в качестве вопросов местного значения городского округа указано на осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (см. также комментарий к ст. 14 Закона);
29) осуществление муниципального лесного контроля. Пункт введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ. Такой же вопрос указан в п. 32 ч. 1 ст. 14 и п. 38 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона в качестве вопроса местного значения городского поселения и вопроса местного значения городского округа соответственно (см. также комментарий к ст. 14 Закона);
30) пункт 30 признан утратившим силу Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ, как и пункт 35 ч. 1 ст. 14, пункт 39 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона, предусматривавшие аналогичные вопрос местного значения поселения и вопрос местного значения городского округа соответственно. Рассматриваемый пункт (как и указанные пункты) был введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ и указывал на осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
31) пункт 31 утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ, как и пункт 36 ч. 1 ст. 14, пункт 40 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона, предусматривавшие аналогичные вопрос местного значения поселения и вопрос местного значения городского округа соответственно. Рассматриваемый пункт (как и указанные пункты) был введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ и указывал на осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
32) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом. Пункт введен Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ. Такие же вопросы применительно к искусственным земельным участкам для нужд поселения и нужд городского округа указаны в п. 37 ч. 1 ст. 14 и п. 41 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения городского поселения и вопросов местного значения городского округа соответственно (см. также комментарий к ст. 14 Закона);
33) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района. Пункт введен Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения и границах городского округа указаны в п. 38 ч. 1 ст. 14 и п. 42 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения городского поселения и вопросов местного значения городского округа соответственно (см. также комментарий к ст. 14 Закона);
34) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. Пункт введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ. Такие же вопросы применительно к территориям в границах поселения и границах городского округа указаны в п. 21 ч. 1 ст. 14 и п. 27 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения городского поселения и вопросов местного значения городского округа соответственно (см. также комментарий к ст. 14 Закона);
35) осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района. Пункт введен Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ. Осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения и границах городского округа указано в п. 20 ч. 1 ст. 14 и п. 26 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения городского поселения и вопросов местного значения городского округа соответственно (см. также комментарий к ст. 14 Закона);
36) организация в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории. Пункт введен Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ. Такие же вопросы указаны в п. 43 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения городского округа. В пункте 39 ч. 1 ст. 14 данного Закона в качестве вопроса местного значения городского поселения указано участие в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ (см. также комментарий к указанной статье).
1.1. Во введенной Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ ч. 1.1 комментируемой статьи предусматривалось право органов местного самоуправления муниципального района на создание музеев муниципального района. Данная часть утратила силу с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, которым в комментируемый Закон включена статья 15.1, регламентирующая права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района. В части 1 указанной новой статьи определен целый ряд таких вопросов, в том числе создание музеев муниципального района (см. указанную статью и комментарий к ней).
2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, т.е. соответственно данному в ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона определению - на территориях, находящихся вне границ поселений (указание на права включено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ). В первоначальной редакции ч. 2 комментируемой статьи указывалось не только на межселенные территории, но и на сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона. Постольку, поскольку этот пункт утратил силу (см. комментарий к указанной статье), Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ исключено указание на такие сельские населенные пункты.
В части 2 комментируемой статьи специально оговорено, что органы местного самоуправления муниципального района обладают на межселенных территориях в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов. В отношении таких полномочий данная норма отсылает к законодательству РФ о налогах и сборах.
3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривала, что органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ) (до внесения изменений Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ указывалось на материальные ресурсы и финансовые средства, а не на доходы местных бюджетов). Эта норма утратила силу также с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, а содержащееся в ней регулирование (но в измененном виде) включено в ч. 2 указанной новой ст. 15.1 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).
4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрены взаимные права:
органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района;
органов местного самоуправления муниципального района заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
В первоначальной редакции данной нормы говорилось об исполнении переданных полномочий за счет субвенций, а не межбюджетных трансфертов. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ, которым также включены отсылки в части порядка предоставления межбюджетных трансфертов к БК РФ. Предоставление таких межбюджетных трансфертов регламентировано нормами ст. 142.4 "Иные межбюджетные трансферты бюджетам городских, сельских поселений из бюджетов муниципальных районов" и 142.5 "Иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений бюджетам муниципальных районов" данного Кодекса (см. комментарий к ст. 65 Закона). Дополнениями, внесенными в рассматриваемые положения Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ, уточнено, что в них речь идет о возможности передачи только полномочий по решению вопросов местного значения.
Часть 4 комментируемой статьи наряду с прочим устанавливает требования к указанным в данной части соглашениям: соглашения должны заключаться на определенный срок; в соглашения должны быть включены положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в данной части межбюджетных трансфертов (до внесения изменения Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ указывалось соответственно на субвенции), необходимых для осуществления передаваемых полномочий; соглашения должны предусматривать финансовые санкции за их неисполнение. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ данная часть дополнена положением, предусматривающим, что порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Во введенном в ч. 4 комментируемой статьи Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ положении предусмотрено, что для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства. Случаи и порядок такого дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств согласно данному положению устанавливаются решением представительного органа муниципального образования.
5. Часть 5 комментируемой статьи определяет особенности осуществления местной администрацией муниципального района полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем 3 ч. 2 ст. 34 комментируемого Закона. Речь идет о случае образования уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи в указанном случае местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района. Данная часть введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ, которым соответственно статья 86 "Расходные обязательства муниципального образования" БК РФ дополнена пунктом 3.2, предусматривающим, что расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов
1. В комментируемой статье регламентированы права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района. Данная статья введена Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, которым одновременно исключены ч. 1.1 и 3 из ст. 15 комментируемого Закона, содержавшие подобное регулирование (см. комментарий к указанной статье).
В части 1 комментируемой статьи перечислены следующие вопросы, которые не отнесены к вопросам местного значения муниципального района, но которые вправе решать органы местного самоуправления муниципального района:
1) создание музеев муниципального района. Ранее данный вопрос был указан в ч. 11 ст. 15 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней). Аналогично в п. 1 ч. 1 ст. 14.1, п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 1.1 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения, органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, органов местного самоуправления внутригородского района соответственно указано на создание музеев поселения, музеев городского округа и музеев внутригородского района (см. также комментарий к ст. 14.1 Закона);
2) пункт 2 утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ. Ранее в пункте указывалось на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Такой же вопрос указан в п. 4 ч. 1 ст. 14.1, п. 4 ч. 1 и п. 2 ч. 11 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения, органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородского района соответственно (см. также комментарий к ст. 14.1 Закона);
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района. Создание таких условий на территории поселения, городского округа указано в п. 6 ч. 1 ст. 14.1 и п. 6 ч. 1 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения, органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением соответственно (см. также комментарий к ст. 14.1 Закона);
5) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района. Оказание такого содействия на территории поселения, городского округа указано в п. 7 ч. 1 ст. 14.1 и п. 7 ч. 1 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения, органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением соответственно (см. также комментарий к ст. 14.1 Закона);
6) пункт 6 признан утратившим силу Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ. Пункт был введен Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ и предусматривал создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи;
7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г. Пункт введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ и в его первоначальной редакции указывалось на образовательные учреждения высшего профессионального образования, а не на образовательные организации высшего образования. Изменение внесено Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в ч. 3 ст. 9 которого соответственно рассматриваемому установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.;
8) создание условий для развития туризма. Пункт введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ. Такой же вопрос указан в п. 9 ч. 1 ст. 14.1, п. 9 ч. 1 и п. 3 ч. 1.1 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения, органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородского района соответственно (см. также комментарий к ст. 14.1 Закона);
9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Пункт введен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 411-ФЗ. Такой же вопрос указан в п. 10 ч. 1 ст. 14.1 и п. 10 ч. 1 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения и органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением соответственно (см. также комментарий к ст. 14.1 Закона);
10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Пункт введен Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ. Такой же вопрос указан в п. 11 ч. 1 ст. 14.1 и п. 11 ч. 1 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения и органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением соответственно (см. также комментарий к ст. 14.1 Закона);
11) осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов". Пункт введен Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ. Такой же вопрос указан в п. 12 ч. 1 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением. Статья 11 названного Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" предусматривает, что уполномоченные органы местного самоуправления в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов вправе: 1) организовывать заготовку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов в созданных не позднее 1 января 2006 г. структурных подразделениях медицинских организаций, подведомственных уполномоченным органам местного самоуправления; 2) осуществлять мероприятия по организации, развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов; 3) создавать условия для развития службы крови и реализации региональных программ развития службы крови;
12) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса. Пункт введен Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ. Аналогично в п. 3 ч. 1 ст. 14.1 комментируемого Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (см. также комментарий к указанной статье);
13) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Пункт введен Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Такой же вопрос указан в п. 12 ч. 1 ст. 14.1 и п. 13 ч. 1 ст. 16.1 комментируемого Закона в качестве прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения и органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением соответственно (см. также комментарий к ст. 14.1 Закона).
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет порядок финансирования реализации органами местного самоуправления муниципального района полномочий: по решению вопросов, указанных в ч. 1 данной статьи; по участию в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами; по решению иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно рассматриваемой норме указанные полномочия финансируются за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (такое же регулирование содержится в ч. 2 ст. 14.1 и ч. 2 ст. 16.1 комментируемого Закона). До внесения изменения Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ указывалось, что органы местного самоуправления муниципального района вправе решать указанные вопросы только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ). Необходимость внесенного изменения обоснована тем, что поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений относятся к финансовой помощи из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
1. Комментируемая статья посвящена вопросам местного значения городского округа, на что и указано в ее названии. С учетом ч. 3 данной статьи речь идет также о вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением (см. ниже).
В части 1 комментируемой статьи перечислены следующие вопросы, которые относятся к вопросам местного значения городского округа:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа. Пункт изложен Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней редакции пункта указывалось на формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета. Такие же правомочия, что и рассматриваемые, указаны в п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15 и п. 1 ч. 1 ст. 16.2 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения городского поселения, вопросов местного значения муниципального района и вопросов местного значения внутригородского района соответственно. Согласно части 2 ст. 52 комментируемого Закона составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ (см. указанную статью и комментарий к ней);
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа. Такие же правомочия в отношении налогов и сборов поселения, муниципального района указаны в п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 2 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона в качестве вопросов местного значения городского поселения и вопросов местного значения муниципального района соответственно. Кроме того установление, изменение и отмена местных налогов и сборов указано в качестве вопросов местного значения внутригородского района в п. 2 ч. 1 ст. 16.2 данного Закона (см. также комментарий к ст. 14 Закона);






