Дополнительная специальная литература

Бачило, И. Л. Информационное право / И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, Н. А. Федотов. — Санкт-Петербург, 2005. Бачило, И. Л. Проблемы теории информационного права / И. Л. Бачило // Теоретические проблемы информационного права. — Москва: Институт государства и права РАН, 2006. Информационное общество: информационные войны, информационная безопасность / под редакцией М. А. Вуса. — Санкт-Петербург, 1999. Ловцов, Д. А. Информационное право / Д. А. Ловцов. — URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517558. Талапина, Э. В. К вопросу об информационной функции государства / Э. В. Талапина. — URL: http://www.emag.iis.ru/. Терещенко, Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства / Л. К. Терещенко. — URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=442472. Федосеева, Н. Н. Информационная функция в системе функций государства / Н. Н. Федосеева // Информационное право. — 2008. — № 4.

 

Упражнения и задачи

Задание 1

В НИИ Российский противочумный институт Микроб, находящемся в черте города Саратова, в результате халатности персонала произошел выброс веществ, содержащих возбудителей сибирской язвы, бубонной чумы и лихорадки Эбола, в атмосферу и в городскую канализацию. Администрация города в целях предотвращения паники среди населения запретила руководству НИИ передавать СМИ информацию о происшествии. Администрация, принимая решение о нераспространении указанной информации, ссылалась на закрытый режим работы НИИ Микроб. Правомерны ли действия городской администрации с точки зрения норм информационного права?

Задание 2

Смирнов при выборе в магазине средства для ухода за изделиями из кожи обратился за консультацией к продавцу, который посоветовал ему купить средство Gledis (страна-изготовитель — Германия). При этом продавец рассказал покупателю о преимуществах данного средства и способе его использования. Смирнов приобрел указанное средство. Придя домой и намереваясь использовать приобретенный товар, покупатель решил ознакомиться с инструкцией по применению, но обнаружил, что она написана на немецком языке. Смирнов им не владел и побоялся использовать средство, дабы не испортить дорогой кожаный диван. Покупатель вернулся в магазин и попросил у продавца инструкцию к Gledis на русском языке. Продавец сказал, что текст на русском языке отсутствует, но так как он свободно владеет немецким языком, предложил Смирнову зачитать предлагавшуюся к средству инструкцию. Покупатель возмутился и заявил, что живет в России и в услугах переводчика не нуждается, тем более что не уверен, знает ли продавец в действительности немецкий язык или нет, и в достоверности перевода, который тот сделает. В связи с этим Смирнов решил вернуть товар и вернуть потраченные на его приобретение деньги. В удовлетворении данного требования руководство магазина Смирнову отказало. Возмущенный покупатель решил данное дело так не оставлять и обратился в суд за защитой своих интересов. Нарушено ли право Смирнова на информацию?

Задание 3

Правительство Саратовской области обратилось в ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации с просьбой направить в областной архив копии дипломов жителей Саратовской области, которые защитили кандидатские и докторские диссертации в период с 1995 г. по настоящее время. Министерство отказалось направлять документы, ссылаясь на то, что запрашиваемая информация является исключительно федеральными информационными ресурсами. Правительство области обжаловало это решение Президенту России. Оцените данную ситуацию с точки зрения норм информационного права.

Задание 4

Общественная организация Жители Саратова — за здоровый образ жизни обратилась к руководству ОАО РЖД с просьбой представить информацию об объемах производственного травматизма в саратовском филиале за последние пять лет. Руководство ОАО РЖД отказалось предоставлять данные сведения общественной организации, обосновав свой отказ тем, что данная информация — коммерческая тайна. Общественная организация была вынуждена обратиться в юридическую консультацию за получением соответствующих разъяснений. Истолкуйте по существу сложившуюся ситуацию. Имеет ли право общественная организация получить указанные сведения?

Задание 5

Охарактеризуйте информационно-правой статус следующих субъектов: Президент РФ, администрация Саратова, пациент больницы, студент, вынужденный переселенец, иностранный гражданин. Свой ответ обоснуйте ссылками на статьи соответствующих нормативно-правовых актов.

Задание 6

Руководство вуза потребовало от всех преподавателей и сотрудников предоставить для размещения на сайте организации в сети Интернет их фотографии и информацию о научных публикациях, стаже профессиональной деятельности и т. п. Кроме того, начальник университетского отдела кадров потребовал от каждого сотрудника и преподавателя предоставить информацию об аккаунтах в социальных сетях и об использовании мессенджеров. Оцените данную ситуацию с точки зрения информационного права. Нарушено ли право сотрудников и преподавателей университета на конфиденциальность частной жизни?

Задание 7

Гражданин РФ Васильев, поступая на муниципальную службу в управление сельского хозяйства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, подготовил требуемые законом документы. Однако их у него не приняли, указывая на неполноту комплекта. К собранным документам начальник отдела кадров потребовал приложить справки (информацию) из находящихся в муниципальном районе психиатрической больницы, венерического диспансера, туберкулезного диспансера, а также аналогичные справки (информацию) на членов семьи Васильева."

Имеет ли право глава администрации муниципального района требовать данного рода информацию? Какие принципы правового регулирования информационных правоотношений, на ваш взгляд, нарушены? Какая информация в соответствии с законом должна быть предоставлена гражданином при поступлении на муниципальную службу?

Задание 8

Проанализируйте творчество любого из современных вокалистов (на ваш выбор) и приведите примеры песенных произведений, соответствующих цензам 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Свой ответ обоснуйте ссылками на соответствующие нормы Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Задание 9

В декабре 2017 г. на имя директора средней школы № 62 Саратова было получено письмо от Инспекции ФНС по Октябрьскому району города с перечислением сотрудников образовательной организации, имеющих заложенность по уплате налогов, с указанием конкретных сумм по каждому. Руководство инспекции просило директора школы указать своим сотрудникам на недопустимость нарушения законодательства о налогах и сборах, призвать их погасить имеющуюся задолженность в кратчайшие сроки и напомнить о грозящей им в противном случае административной ответственности. Нарушено ли в данном случае право граждан на налоговую тайну?

Задание 10

Гражданин Л. П. Златопольский получил извещение из РОВД, в котором содержалось требование пройти государственную дактилоскопическую регистрацию. Златопольский не явился в отдел и отказался предоставлять данную информацию о себе. Допустил ли гражданин нарушение действующего законодательства?

 

Темы докладов, рефератов

1. Осуществление права на неприкосновенность частность жизни и несанкционированный мониторинг активности потребителей информации."

2. Общественные объединения как субъекты информационного права. 3. Особенности информационно-правового статуса религиозных организаций. 4. Органы местного самоуправления как субъекты информационных правоотношений. 5. Особенности информационно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Темы курсовых работ

1. Понятие и виды субъектов информационного права и информационных правоотношений.

2. Информационная правосубъектность органов государственной власти и местного самоуправления в России.

3. Информационно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций как субъект информационных правоотношений.

5. Информационно-правовой статус Президента в Российской Федерации.

6. Информационно-правовой статус Правительства РФ.

7. Информационно-правовой статус органов власти субъектов Российской Федерации.

 

Тестовые задания

1. Индивидуальными субъектами информационного права являются:

a) юридические лица;

b) граждане РФ;

c) иностранные граждане;

d) виртуальные лица.

2. Субъекты информационного права — это:

a) лица, обладающие информационной правоспособностью;

b) возможные участники информационно-правовых отношений, являющиеся в силу правовых норм носителями прав и обязанностей в информационной сфере;

c) государственные информационные ресурсы;

d) архивы."

3. Информационной дееспособностью не обладают:

a) Российская Федерация;

b) иностранные граждане;

c) субъекты РФ;

d) муниципальные образования;

e) органы государственной власти и органы местного самоуправления;

f) должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления.

4. Кто из перечисленных субъектов не может выступать учредителем средства массовой информации:

a) гражданин, не достигший 18 лет;

b) отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговорусуда;

c) душевнобольной гражданин;

d) все перечисленные.

5. Кто из перечисленных не относится к субъектам — юридическим лицам, профессионально занимающимся сбором и обработкой информации:

a) частные детективы;

b) бухгалтеры;

c) пенсионные фонды;

d) брокеры.

 



Тема 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: