Фитнес-услуга является продуктом, который имеет потребителя и исполнителя. Услуги любого фитнес-клуба предоставляются на основании договора между исполнителем и потребителем услуг, в котором указываются весь перечень предоставляемых фитнес-услуг и требования к ним, а также требования к потребителю и обязанности исполнителя. Приложением к договору является добровольное информированное согласие потребителя на оказание фитнес-услуг. Фитнес-клуб, предоставляющий услуги клиенту, обязан обеспечить сохранность его персональных данных. Формой договора между исполнителями и потребителями фитнес-услуг является клубная карта, абонемент, абонемент на персональные тренировки и т. п. [1].
Для того, чтобы заявить о себе на рынке фитнес-услуг каждый фитнес-клуб должен придерживаться определенной последовательности действий. В фитнес-клубе организация процесса оказания услуг зависит от использования эффективных форм разделения труда, совершенствования рабочих мест, создания благоприятных условий для работы в фитнес-клубе, разработок эффективных систем оплаты труда, формирования, верно-работающих, структур клуба. (табл. 2) [11].
Таблица 2- Структура процесса оказания фитнес-услуг в фитнес-клубе
Последовательность выполняемых фитнес-услуг | Содержание фитнес-услуг |
1.Открытие фитнес-клуба | Администратор забирает ключ у охраны офис-центра, в котором располагается фитнес-клуб |
2. Запуск дополнительных системных программ фитнес-клуба | Администратор включает системы водонагревателя, компьютерного обеспечения, кассового аппарата, терминала, системы считывания штрихкода на турникетах |
Продолжение таблицы 2
3. Уборка фитнес-клуба до открытия | Мытьё полов по всему помещению фитнес-клуба. Уборка пыли с тренажёров, протирание зеркал. Проверка наличия гигиенических средств во всех санузлах клуба |
4. Приход инструктора тренажёрного зала | Опускание дорожек, включение света, вентиляции и системы кондиционирования, аудиосистемы, проверка чистоты в зале и исправности оборудования |
5. Приход инструктора групповых программ | Подготовка залов для групповых программ к работе, проверка оборудования |
6. Посещение клуба клиентом | Приветствие клиента администратором |
7. Покупка клиентом абонемента | Выбор и оплата необходимого абонемента через терминал |
8. Покупка клиентом персональной тренировки с тренером фитнес-клуба | Выбор тренера и оплата персональных тренировок |
9. Приветствие клиента | Тренер тренажерного зала здоровается с клиентом |
10. Проведение персональной тренировки клиента с тренером | По усмотрению тренера проводится кардио-разминка или аэробная разминка, небольшая растяжка |
11. Предложение тренера налить клиенту воды | Использование кулера в зале |
Продолжение таблицы 2
12. Обращение клиента к тренеру фитнес-клуба составить программу питания | Тренер записывает клиента на удобное время, выслушивает его пожелания, высказывает свой профессиональный взгляд |
13. Покупка персональной программы питания на ресепшене | Клиент называет имя выбранного тренера и оплачивает программу питания |
14. Закрытие клуба, из зала уходит последний клиент | Инструктор тренажерного зала поднимает дорожки, проверяет работу систем вентиляции и кондиционирования, выключает свет и аудиосистему |
Для оказания услуг в фитнес-клубах важно иметь высокий уровень качества, поскольку оно, как и в других сферах сервиса, имеет большую значимость для потребителя. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело потребитель, всегда являются важнейшими. Это касается и оказания фитнес-услуг.
Высокое качество фитнес-услуг притягивает и закрепляет клиентов, создает клубу узнаваемость и хорошую репутацию. Качество формирует цену на фитнес-услуги, потому что потребители в своих покупках руководствуются соотношением «цена – качество». Высокое качество услуг, позволяет фитнес-клубу привлекать надежных партнеров, получать высокую прибыль, тем самым совершенствовать имеющиеся ресурсы, обеспечивать персонал повышением заработной платы.
На показатель качества спортивных услуг влияют множество факторов (см. рис.1).
Рисунок 1- Факторы влияющие на качество оказания фитнес услуг
Для того, чтобы оценить уровень качества и безопасности фитнес- услуг используют различные методы контроля, которые позволяют объективно судить о предоставленных фитнес-клубом услуг. (табл. 3). [9].
Таблица 3- Методы контроля качества фитнес-услуг
Методы контроля | Условия контроля | Объект контроля |
1. Визуальный | Осмотр условий оказания фитнес-услуг, оборудования, тренажеров, инвентаря, средств технического оснащения с целью контроля их состояния и соответствия требованиям безопасности клиентов и персонала фитнес-клуба при, требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, к удобному размещения клиентов. С помощью данного метода определяются эстетические показатели качества фитнес-услуг | Архитектурно-планировочные решения помещений фитнес-клуба, интерьер зала обслуживания, фасад здания, вывески; рабочие места и внешний вид обслуживающего персонала, исполнение рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, документации и др. |
2. Экспертный | Основан на оценках экспертов в сфере фитнеса, а также руководителей и менеджеров фитнес-клубов. Использование экспертного метода предполагает проверку наличия технических документов на оказание фитнес-услуг конкретных видов, оценку профессиональных компетенций персонала | Удобство подъезда и подхода, первая встреча, установление контакта, цикл продажи, вид предложения и презентация функциональной диагностики, цена, логистика, гардероб, чистота и внешний вид помещений, оборудование, продажа дополнительных услуг, общее впечатление |
3. Социологический | Проведение социологических исследований сотрудниками фитнес-клубов для улучшения качества, предоставляемых ими услуг | Анкетирование, опросы, интервьюирование потребителей фитнес-услуг, записи в книге отзывов потребителей |
По заключению договора потребитель (клиент) выбирает, как он будет заниматься: на групповых занятиях, индивидуальных с тренером или самостоятельно. Каждый вид тренировок имеет свои особенности и отличительные черты.
Особенностью проведения групповых занятий в фитнес-клуба является то, что они проводятся под присмотром тренера или фитнес-инструктором. Программу для групповых занятий в фитнес-клубе можно разделить на основные виды:
•аэробные нагрузки;
•силовые тренировки;
• кардио и силовые тренировки;
• танцевальные тренировки;
• низко-ударные тренировки. [8].
Особенностью персональных фитнес-тренировок с инструктором является то, что инструктор работает только с тем человеком, который оплатил индивидуальное занятие, без отвлечения на других людей. Объясняет технику выполнения упражнений, контролирует движения, составляет программу занятий. К преимуществам персональных фитнес-тренировок относят тот факт, что при работе с профессиональным тренером спортсмен может рассчитывать на безупречный результат.
В процессе самостоятельных тренировок спортсмен работает один, без помощи тренера, по собственным тренировочным программам, с самостоятельным изучением упражнений.
В процессе тренировок с дежурным тренером происходит оказание помощи новичкам по мере необходимости: тренер показывает работу тренажеров, может поправить технику выполнения элементов. Работу этих тренеров оплачивает владелец тренажерного зала, заинтересованный в привлечении новых клиентов и соблюдении техники безопасности новичками.
Помимо оказания фитнес-услуг сотрудники фитнес-клуба должны найти подход к каждому клиенту, дабы избежать конфликтных ситуаций. Тренера и сотрудники зала обязаны следить за порядком в зале и создавать комфортные условия для клиентов в процессе тренировок.