Контрольные вопросы к теме

 

1. Что означает понятие «коммуникация»?

2. Что означает понятие «информации»?

3. Каковы основные технические и иные средства, необходимы для налаживания эффективных коммуникаций.

4. Из каких элементов и этапов состоит процесс коммуникаций?

5. Что такое информационный шум, и какие причины его вызывают?

6. Сущность и виды коммуникаций?

7. Почему процесс коммуникации нуждается в обратной связи?

8. Назовите основные виды коммуникационных сетей.

9. Назовите факторы, влияющие на эффективность коммуникаций.

10. Какие управленческие роли выявлены Г. Минцбергом?

 

 

Тесты

1. Коммуникация – это…

a) обмен информацией;

b) управленческое решение;

c) элемент коммуникационного процесса;

2. Основными элементами коммуникационного процесса являются:

a) отправитель;

b) сообщение;

c) получатель;

d) стиль управления;

e) канал

 

3. Какое из определений характеризует содержание «коммуникации» как функции менеджмента:

a) обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений

b) информационные каналы, связывающие коммуникантов с целью эффективного управления предприятием

c) организация информационного обеспечения системы управления предприятием

4. Препятствиями на путях обмена информации в организациях являются:

a) искажение сообщений;

b) неквалифицированность персонала;

c) неудовлетворительная структура организации;

d) обратная связь.

5. Для совершенствования коммуникаций необходимо:

a) регулирование информационных потоков;

b) информационные перегрузки;

c) наличие системы обратной связи;

d) использование современных информационных технологий.

6. Управленческая информация – это:

a) полный перечень сведений и постановлений, позволяющих принимать решения; 

b) сведения о реорганизации структурных подразделений;

c) сведения о поставках сырья, материалов и полуфабрикатов.

7. Коммуникации в организации - это:

a) информационные каналы связи с внешней средой; 

b) информационные каналы связи между подразделениями организации; 

c) состав и взаимозависимость структурных подразделений.

8. Каковы характеристики информации в управленческой деятельности :

a) новизна;

b) полезность;

c) объем; 

d) достоверность; 

e) ценность;  

f) насыщенность

 

Деловая игра

«Демонстрация возникновения информационного шума»

Демонстрация проводится в виде игры: трое добровольцев удаляются из аудитории, после чего оставшимся членам группы зачитывается ситуация (№ 1, № 2). Читать следует медленно, с выражением. Затем приглашается первый участник эксперимента, и при нем рассказ зачитывается быстро. После завершения чтения испытуемого просят пересказать услышанное второму участнику упражнения и т. д. Слушатели наблюдают, как нарастает информационный шум. По окончании игры (когда третий испытуемый расскажет, что он услышал) рассказ зачитывается в третий раз, и группы обсуждают динамику и причины нарастания информационных шумов.

Ситуация № 1. 800 млн фунтов– облигации на такую сумму впервые за свою историю разместила на фондовом рынке британская радиовещательная корпорация BBC. Размещением выпуска бумаг с 30-летним сроком действия занимался банк Morgan Stanley. Вырученные средства пойдут на переоборудование здания штаб-квартиры BBC в Лондоне. Построенное в 1932 г., оно уже не соответствует уровню используемых компанией технологий. В руководстве BBC говорят, что выход на биржу – вынужденная мера, перестроить офис за счет собственных средств корпорация не в состоянии. BBC – общественная телерадиокомпания, управляемая советом директоров, членов которого назначает королева по рекомендации кабинета министров. Львиную долю дохода BBC составляют поступления от частных лиц и организаций за право просмотра передач BBC. В 2001–2002 гг. она собрала таким образом более 2,5 млрд. фунтов стерлингов. Однако большую часть доходов BBC обязана направлять на развитие своих программ. Получаемых от правительства средств также недостаточно: в долг у государства можно взять не более 200 млн. фунтов стерлингов в год.

Ситуация № 2. Минатом выручил $1 млн. за единственный в Европе и один из трех в мире «остров сокровищ» – рудник «Изумрудные копи Урала» (Свердловская область), находящийся в федеральной собственности. На днях сделка по его продаже была окончательно оформлена. Даже такую мизерную сумму за уникальное предприятие удалось получить лишь с третьей попытки: предыдущие торги по продаже, назначенные сначала на март, а затем на апрель этого года, не состоялись из-за отсутствия заявок. Тогда за «Изумрудные копи» просили $1,6 млн. Дело в том, что рудник, на котором добывались изумруды, александриты и бериллиевый концентрат, используемый в оборонной промышленности, семь лет бездействовал. Предприятие накопило долгов на 200 млн. рублей и осенью прошлого года было объявлено банкротом, после чего на нем ввели конкурсное управление. Зарплата шахтерам не выплачивалась уже несколько лет, поэтому полученные от продажи рудника деньги пойдут прежде всего на погашение задолженности перед сотрудниками. А чтобы вновь запустить предприятие, нужно полтора года и не менее $10 млн. инвестиций. Известно, что новый владелец «Изумрудных копей», неизвестная доселе московская компания «Норфин», планирует вложить в рудник эти средства. Интересно, что наиболее вероятным претендентом на покупку «Изумрудных копей» до сих пор считалось российско-ирландское СП «Зелен камень», кредитовавшее простаивавшее предприятие. За это правительство Свердловской области еще в 2001 г. передало в собственность СП обогатительную фабрику и гранильный участок рудника, а также предоставило лицензию на пользование недрами. Однако, как сообщает ИА «Новый регион», «Зелен камень» счел сумму, в которую были оценены «Изумрудные копи Урала», завышенной.

Задания к темам

Тема 1

Задание 1

    В коммерческой фирме управленческий аппарат в течение месяца принял 82 решения. При этом 12 решений остались нереализованными. Рассчитайте коэффициент надёжности системы управления.

Решение

№п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1 Выявить кол-во нереализованных решений (Кн) 12
2 Уточнить общее количество решений, принятых в организации 82
3 Рассчитать коэффициент надёжности системы управления

 

Задание 2

    При выполнении функции закупки сырья на промышленном предприятии было принято в течение месяца 26 решений, 15 из них руководством предприятия, остальные — менеджерами среднего звена управления. Определите степень централизации данной функции.

Решение

 

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1 Оценить количество принятых решений при отношении данной функции на верхнем уровне управления (Рфц) 15
2 Уточнить общее число принятых решений на всех уровнях (Рф) 26
3 Рассчитать степень централизации функции

 

 

Задания для самостоятельного решения:

 

Задание 1

    Совершенствование организационной структуры управления предприятия привело к увеличению прибыли, которая достигла 500 тыс. рублей в месяц. При этом затраты на управление составляют 30 тыс. рублей. Рассчитайте коэффициент эффективности организационной структуры управления.

 

Задание 2

В течение квартала управленческий аппарат торгового предприятия должен был обеспечить выполнение 150 управленческих решений. Однако 18 из них остались нереализованными. Рассчитайте коэффициент надёжности системы управления.

Задание 3

    В течение недели управленческому аппарату производственного подразделения предприятия не удалось реализовать 3 из 21 запланированного управленческого решения. Рассчитайте коэффициент надёжности системы управления.

Задание 4

Прибыль, полученная торговым предприятием за квартал, составила 450 тыс.рублей. При этом затраты на управление определены в сумме 50 тыс.рублей. Рассчитайте коэффициент эффективности организационной структуры управления.

Тема 2

 

Задание 1

Для привлечения новых групп потребителей электротехническая компания решила производить более надежные, чем у конкурентов, электробритвы. Потребовалось внедрение новых технологий. Сформулируйте миссию данной компании.

Решение

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие задания предложенному алгоритму  
1. Целевой ориентир Производство более надежных электробритв  
2. Сфера бизнеса Производство электротехники  
3. Группы потребителей Разные группы потребителей  
4. Технологическое и функциональное исполнение товара Использование новых технологий  
5. Философия компании Стремление привлечь новых потребителей  
6. Суммирование пп. 1-5 и формулировка миссии компании Миссия компании - обеспечить разные группы населения более надежными, чем у конку­рентов, электробритвами, рассчитанными на данные группы и выполненными с использо­ванием новых технологий  

 

Задания для самостоятельного решения

Задание 1

Компания, специализирующаяся на производстве одежды, производит трикотажные костюмы многофункционального назначения - для спорта и дома. Модели костюмов - от традиционных до остромодных. Используется как синтетическое, так и натуральное сырье. Предпочтение отдается производству крупными партиями, что обеспечивает экономию на издержках и сравнительно низкие цены. Сформулируйте миссию компании.

Задание 2

Частный ресторан специализируется на французской кухне. Блюда предназначены для гурманов и приготовлены высококлассными поварами и кулинарами. Меню ресторана содержит более 50 блюд по достаточно высоким ценам. Сформулируйте миссию ресторана.

Задание 3

Компании «Кабельные сети» для привлечения новых групп потребителей пользования услугами сети «Интернет» потребовалось внедрение новых технологий. Сформулируйте миссию данной компании.

Задание 4

 Перерабатывающему предприятию по производству томатной пасты необходимо расширить рынок сбыта за счет вытеснения слабых конкурентов. Основное конкурентное преимущество - наличие сырьевой базы. Сформулируйте миссию данного предприятия.

Тема 3

Задание 1

По основным показателям конкурентной силы компания А получил. следующие баллы: издержки производства - 8, упаковка - 9, качество - 5 Соответствующие показатели конкурентной силы компании Б оцениваются 4, 7 и 10. Важность перечисленных показателей для компаний данного производственного профиля отражается в их весовом соотношении - соответственно 0,6: 0,1: 0,3. Дайте взвешенную оценку конкурентной позиции компании А по сравнению с компанией Б.

Решение

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1. Определение показателей конкурентной силы оцениваемой компании и компании-конкурента Издержки производства, упаковка, качество    
2. Оценка сравниваемых компаний по 10-балльной системе по каждому показателю конкурентной силы Компания А - издержки производства - 8 баллов, упаковка - 9, качество - 5; Компания Б: соответственно 4, 7 и 10 баллов
3. Определение веса каждого показателя конкурентной силы (сумма весов остается постоянной и равной 1,0) для сравниваемых компаний   0,6: 0,1:0,3
4. Определение взвешенной оценки по каждому показателю конкурентной силы (результаты п.2 умножаются на результаты п.З) для сравниваемых компаний Компания А: издержки - 8 х 0,6 = 4,8 балла; упаковка - 9 х 0,1 =0,9 балла; качество - 5 х 0,3 = 1,5 балла Компания Б: издержки - 4 х 0,6 = 2,4 балла; упаковка - 7 х 0,1 =0,7 балла; качество - 10 х 0,3 =3 балла
5. Суммирование взвешенных оценок по каждой компании   Компания А - 4,8 + 0,9 + 1,5 = 7,2 балла Компания Б - 2,4 + 0,7 + 3 = 6,1 балла
6. Взвешенная оценка конкурентной позиции компании по сравнению с компанией-конкурентом   сопоставления результатов п.5 Компания А (7,2 балла) имеет более сильную конкурентную позицию, чем компания Б (6,1 балла)  

 

Задания для самостоятельного решения

Задание 1

Уровень издержек компании Альфа оценивается в 10 баллов, а компании Бетта - в 9 баллов. По набору сервисных услуг первая компания оценивается в 8, а вторая - в 10 баллов, по степени вертикальной интеграции -соответственно в 7 и 5 баллов. Оцените конкурентную позицию компании Альфа по сравнению с компанией Бетта, если известно, что весовое соотношение показателей конкурентной силы для компаний данного производственного профиля равно 0,7: 0,2: 0,1.

 

Задание 2

По масштабу своей деятельности российская компания, работающая на национальный рынок и рынок стран ближнего зарубежья, оценивается в 8 баллов, а украинская, работающая в основном на региональном рынке, в 3 балла. Однако по качеству производимых потребительских товаров украинская компания опережает российскую - соответственно 10 и 7 баллов. По уровню издержек компании примерно равны по силе (российская - 6 баллов, украинская - 5 баллов). Известно, что весовое соотношение показателей конкурентной силы для компаний данного производственного профиля равно 0,4:0,2:0,4. Дайте взвешенную оценку конкурентной позиции российской компании по сравнению с украинской компанией.

Тема 4

Задание 1

Акционеры мебельной фабрики выбирают стратегию инвестирования производства мебели. Привлекательность рынка мебели оценивается экспертами как средняя. Какую следует выбрать стратегию, если устойчивость положения самого предприятия на рынке в настоящее время может быть идентифицировано как низкое?

Решение

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1. Оценка индекса привлекательности отрасли (А1ˇА2ˇА3). Исходя из условия задания выбираем А2.
2. Оценка устойчивости бизнеса фирмы (В1ˇВ2ˇВ3). Исходя из условия задания выбираем В3.
3. Выбор стратегии фирмы по матрице стратегического планирования BCG В соответствии с матрицей стратегического планирования мебельной фабрике следует избрать стратегию сбора урожая (отказа от инвестиций в производство мебели)

 

Задание 2

Фирма занимается продажей импортных компьютеров. Несмотря на то, что рынок компьютеров продолжает оставаться быстрорастущим, у руководства фирмы нет уверенности в успехе своего бизнеса, поскольку основная часть компьютеров, выставляемых на продажу, имеет сравнительно высокую стоимость. Определите класс товаров этой фирмы по матрице BCG.

Решение

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1. Оценка темпов расширения рынка (А1ˇА2). Из условия задания выбираем А1.
2. Оценка доли рынка, контролируемого компанией (В1ˇВ2). Из условия задания, известно, что продаваемые компьютеры имеют высокую стоимость, что, по всей видимости, снижает привлекательность товаров и обеспечивает их доступность лишь для незначительной части потенциальных покупателей – выбираем В2.
3. Определение положения товара по матрице BCG. По матрице BCG пересечение строки А1 и столбца В2 дает положение «темная лошадка».

Задание 3  

 

На основе разработанной компанией матрицы BCG оцените положение компаний и предложите возможные маркетинговые стратегии развития отдельных видов бизнеса.

Решение

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1 Охарактеризовать отдельные виды бизнеса компании, исходя из их места в матрице БКГ. Компания имеет две «дойные коровы» неплохого размера, а потому приносящие ей достаточную прибыль; две «звезды», приносящие высокие доходы, но требующие больших инвестиций, три «вопросительных знака», требующих больших инвестиций и три «собаки»- виды бизнеса с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся областях.
2 Оценить положение компании на рынке. Компания находится не в лучшей, но в удовлетворительной форме. Положительным моментом является то, что она имеет две «дойные коровы» со значительными объемами продаж, доход от которых позволяет ей финансировать другие виды бизнеса и две «звезды» - перспективные виды бизнеса для предприятия. Компания имеет проблемы с «собаками», поскольку они составляют треть от общего числа видов деятельности. Выручает то, что их доля в общем объеме продаж невелика.
3 Предложить возможные маркетинговые стратегии развития в отношении отдельных видов бизнеса. Компании целесообразно продолжать финансировать «звезды» в тех случаях, если в перспективе есть возможность перевода их в «дойные коровы». Что касается «собак», то целесообразно проанализировать возможности этих видов деятельности с тем, чтобы сосредоточить внимание на «вопросительных знаках».

 Задания для самостоятельного решения

Задание 1

Отдел маркетинга провайдерской фирмы провел обследование фирмы. В результате было обнаружено, что рынок провайдерских услуг характеризуется высокой степенью насыщенности, а условия предоставления этих услуг фирмой не обеспечивают ей достаточную долю рынка. Каково положение этой услуги по матрице BCG?

 

Задание 2

 

 

На основе разработанной компанией матрицы БКГ оцените положение компании и предложите возможные маркетинговые стратегии развития отдельных видов бизнеса.

 

«Вопросительные знаки» «Звёзды»
«Собаки» «Дойные коровы»

 

 

Задание 3

На основе разработанной компанией матрицы БКГ оцените положение компании и предложите возможные маркетинговые стратегии развития отдельных видов бизнеса.

 

«Вопросительные знаки» «Звёзды»
«Собаки» «Дойные коровы»

 

 

Задание 4

На основе разработанной компанией матрицы БКГ оцените положение компании и предложите возможные маркетинговые стратегии развития отдельных видов бизнеса.

 

«Вопросительные знаки» «Звёзды»
«Собаки» «Дойные коровы»

 

Задание 5

 

Один из товаров, выпускаемой группой компаний, - женские колготки. Выпускаемые колготки являются вполне конкурентоспособным товаром. Определите положение этого товара по матрице BCG, если возможность расширения рынка колготок практически исчерпаны.

 

Тема 5

 

Задание 1                 

Руководство инвестиционной компании при выборе большого земельного участка для вложения своих (и привлеченных) средств решает:

· Создавать ли на нем крупный культурно-оздоровительный комплекс с магазинами и предприятиями бытового обслуживания (проект «Аквадром»);

· Вложить деньги в гаражное строительство (проект «Гараж»);

· Отказаться от проекта вообще и использовать другие формы вложения денег (проект «Депозит»).

Размер выигрыша, который компания может получить, зависит от благоприятного или неблагоприятного состояния рынка городских услуг (рис.1, а). На основе таблицы выигрышей (потерь) можно построить дерево решений (рис.1, б).

 

Размер выигрыша

Номер стратегии

Действия компании

Выигрыш при конкретном состоянии экономической среды*, долл.

благоприятном

неблагоприятном
1 1) Строительство: проект «Аквадром» 200 000

- 180 000

2 2) Строительство: проект «Гараж» 100 000

- 20 000

3 3) Проект «Депозит» 10 000

10 000

*Вероятность благоприятного и неблагоприятного состояний экономической среды в условиях неопределенности равна 0,5

         

а

 

                               10 000

*
                                                               Благоприятное состояние

                                                                                                             200 000

        а1-проект «Аквадром» 1        Неблагоприятное состояние

                                                                                                               - 180 000

                 40 000     40 000

*
                                                               Благоприятное состояние

                                                                                                         100 000

         а2-проект «Гараж»   2           Неблагоприятное состояние

-                                                                                                                    20 000

 

 

          а3- проект «Депозит» 3                                                        10 000

б

а – размер выигрыша в зависимости от состояния рынка;

б – дерево решений без дополнительного исследования конъюнктуры рынка:

 


- решение (решение принимает игрок)

* *


- случай (решение принимает случай)

 


- отвергнутое решение

Процедура принятия решения заключается в вычислении для каждой вершины дерева (при движении справа налево) ожидаемых денежных оценок, отбрасывании неперспективных ветвей и выборе ветвей, которым соответствует максимальное значение ожидаемой денежной оценки  (ОДО).

 

Определим средний ожидаемый выигрыш (ОДО). Результаты показаны в табл.1.

 

Таблица 1.

Определение ожидаемого выигрыша

Вершина Расчетное выражение, долл. Выигрыш в долл.
Вершина 1, ОДО1 0,5* 200 000 + 0,5(-180 000) 10 000
Вершина 2, ОДО2 0,5* 100 000 + 0,5(-20 000) 40 000
Вершина 3, ОДО3 - 10 000

 

Вывод: Наиболее целесообразно выбрать стратегию а2, т.е.выбрать проект «Гараж», а ветви (стратегии) а1 и а3 дерево решений можно отбросить. ОДО наилучшего решения равна 40 000 долл. Следует отметить, что наличие состояния с вероятностями 50% неудачи и 50% удачи на практике часто означает, что истинные вероятности игроку скорее всего известны и он всего лишь принимает такую гипотезу (так называемое предложение fifty – fifty, т.е. «пятьдесят на пятьдесят»).

 

Задание 2

 

Определить тип структуры и построить схему управления организацией при следующих исходных данных:

  1. Суммарное число процедур принятия решений:

(наименований)

  1. Число повторений принятия процедур:

a) на линейном уровне:

Кпр. л. = 40;

 

b) на функциональном, теоретическом и координирующем уровнях:

К пр ф. т. к = 10.

  1. Фонд времени руководителя – 8 ч., потери – 0,98, количество рабочих дней в месяце – 26. Режим работы односменный
  2. Норма управляемости:

a) на линейном уровне – 10 чел.;

b) на функциональном, теоретическом и координирующем – 5 чел.

Решение:

I. Произведем расчет параметров линейного уровня управления.

1. Расчет количества руководителей на линейном уровне управления.

C л.р.= (чел.),

где Qл.р. – загрузка руководителей линейного уровня, ч;

Fd л.р. – действительный фонд времени работы руководителя в смену, ч.

 

C л.р.=

 

2. Рассчитаем количество исполнителей линейного уровня:

 

Cл. и. = (чел.),

где Qл.н. – загрузка исполнителей линейного уровня, ч.,

Fdл.и. – действительный фонд времени работы исполнителей, ч.

 

Cл. н. =

 

II. Расчет параметров функционального уровня.

1. Расчет количества функционального уровня:

F i ф. р. = 8*26*0,98 = 200 (ч.)

Q ф. р. = 100*10*10 = 10000 (мил.);

C ф. р. =

III. Расчет параметров тематического уровня.

1. Расчет количества тематических уровней:

C т.р. =

2. Расчет количества тематических исполнителей:

C т. и. =

IV. Расчет параметров координирующего уровня.

1. Расчет количества руководителей координирующего уровня:

C к.р. =

2. Расчет исполнителей координирующего уровня:

 

C т.и. =

V. Выбор типа структуры.

В результате проведенных расчетов получим следующее:

C л. р = 3 C ф. р. = 1    C т. р. = 0,3  C к. р.  = 0,3

C л. и. = 36 C ф. и. = 10 C т. и. = 2     C к. и.  = 0,7

 

По результатам расчетов видно:

1. В проектируемой структуре управления возможно наличие трех линейных подразделений с количеством работающих в них по 12 человек.

2. В проектируемой структуре возможно наличие функционального подразделения, поскольку обеспечена его загрузка, хотя норма управляемости и завышена.

3. В проектируемой структуре управления не предоставляется возможным формирование тематического и координирующего подразделений из-за недостаточной их загрузки. Целесообразно объединить загрузку тематических и координирующих уровней с функциональным.

V. Выбор типа структуры.

В результате проведенных расчетов получим следующее:

C л. р = 3 C ф. р. = 1    C т. р. = 0,3  C к. р.  = 0,3

C л. и. = 36 C ф. и. = 10    C т. и. = 2     C к. и.  = 0,7

 

 

VI. Формирование схемы управления.

Исходные данные:

 

C л. р = 3 C л. и. = 36 H у (л. ур.)  = 10 (чел.)

 

C ф. р. = C ф. р.  + C т. р. + C к. р.  = 1 + 0,3 + 0,3 +1,6 чел.)

 

C ф. и. =  C ф. и. + C т. и. + C к. и.  = 10 + 1,9 + 0,7 + 12,6 чел.)

 

C ф. р. = 2 (чел.) C ф. и. = 13 (чел.) H у (ф. ур.)  = 5 (чел.)

 

Строим схему управления:

 

 

Ли(12чел.)
Лр1  
Руководитель организации
Фр1
Фр2
Фи (6 чел.)
Фи (6 чел.)
  Лр2
Лр3
Ли (12 чел.)
Ли(12 чел.)

 ВЫВОД: проектируемая организация должна управляться в рамках линейно –функциональной структуры.

 

Задания для самостоятельного решения.

 

Задание 1

Руководство инвестиционной компании при выборе большого земельного участка для вложения своих (и привлеченных) средств решает:

· Создавать ли на нем крупный культурно-оздоровительный комплекс с магазинами и предприятиями бытового обслуживания (проект «Линия»);

· Вложить деньги в гаражное строительство (проект «Автодом»);

· Отказаться от проекта вообще и использовать другие формы вложения денег (проект «Респект»).

Размер выигрыша, который компания может получить, зависит от благоприятного или неблагоприятного состояния рынка городских услуг

Перед тем как принимать решение о строительстве (или об отказе от него), руководство компании должно определить, заказывать дополнительное решение состояния рынка городских услуг или нет. Причем предоставляемая услуга обойдется компании в 10 000 долл.

Построить дерево решений с учетом того, что маркетинговая фирма, которой заказали прогноз состояния рынка, сделала следующий прогноз:

§ ситуация будет благоприятной с вероятностью 0,45;

§ ситуация будет неблагоприятной с вероятностью 0,55.

 

Задание 2

Определить тип структуры и построить схему управления организацией при следующих исходных данных:

 

Таблица исходных данных для расчетов проектируемой структуры управления.

 

Параметры

Уровни управления

Линейный Функциональный Тематический Координирую- щий
Норма управляемости а) 10 б) 12    в) 8 а) 8 б) 11 в) 9 а) 7 б) 6 в) 5 а) 5 б) 4 в) 3
Число процедур принятия решений а) 100 б) 90 в) 60 а) 100 б) 90 в) 60 а) 100 б) 90 в) 60 а) 100 б) 90 в) 60
Число повторений принятия решен6ий а) 20 б) 15 в) 10 а) 15 б) 13 в) 11 а) 20 б) 15 в) 10 а) 10 б) 7 в) 8
Трудоемкость принятия решений (мин) а) 90 б) 80 в) 30 а) 100 б) 90 в) 60 а) 100 б) 90 в) 60 а) 50 б) 40 в) 20
Трудоемкость подготовки решений (мин) а) 20 б) 30 в) 25 а) 25 б) 40 в) 30 а) 30 б) 40 в) 20 а) 20 б) 30 в) 40

 

Задание 3

Определить тип структуры и построить схему управления организацией при следующих исходных данных:

 

1.Суммарное число процедур принятия решений:

(наименований)

2. Число повторений принятия процедур:

a) на линейном уровне:

Кпр. л. = 50;

 

b) на функциональном, теоретическом и координирующем уровнях:

К пр ф. т. к = 20.

3. Фонд времени руководителя – 8 ч., потери – 0,95, количество рабочих дней в месяце – 26. Режим работы односменный

4. Норма управляемости:

c) на линейном уровне – 12 чел.;

d) на функциональном, теоретическом и координирующем – 6чел.

Задание 4

При выполнении функции реализации произведённой продукции руководством производственного объединения было принято 6 решений, в то время как работниками отдела сбыта 58. Определите степень централизации данной функции.

 

Задание 5

    При выполнении функции поиска поставщиков руководитель малого торгового предприятия принял 22 решения, а менеджер среднего звена — 3. Определите степень централизации данной функции.

 

 




Тема7

Задача 1

Численность работников на начало года составляла 300 чел. В течение года принято -30 чел. Выбыло: на пенсию-15чел, по сокращению штатов- 12чел. по собственному желанию- 13 чел., прогулы 4 чел.. Рассчитать показатели движения кадров: коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести, коэффициент сменяемости, коэффициент стабильности.

Решение:

1. Определяем среднесписочную численность

ССЧ = (Чнк + Чкк): 2,  где Чкг = 300 + 30 - 15 - 12 - 13 - 4= 288 (чел.)

ССЧ =(300+ 288): 2 = 294 (чел.)

2. Находим коэффициент оборота по приему

Коп = Чпр: ССЧ х 100 = 30: 294 х 100 = 10,2 %

3. Находим коэффициент оборота по выбытию

Ков = Ч ув: ССЧ х100 = (15 + 12 + 13 + 4): 294 х 100 = 15%

4. Находим коэффициент текучести

Кт = Чув пт: ССЧ х 100 = (13+ 4): 294 х 100 = 5,8%

5. Находим коэффициент сменяемости

Ксмен = меньшее из числа прин. или увол: ССЧ х 100 = К см= Коп= 10,2%

6. Находим коэффициент стабильности

К стаб = 100 - К смен = 100 - 10,2% = 89,8%

Ответ: Коп -10,2%, Ков - 15%, Кт -5,8%, Ксмен - 10,2%, К стаб = 89,8%

 

Задача 2

Численность персонала фирмы в истекшем году составила 1350 человек. На следующий год планируется увеличить объем выпуска продукции на 7 %, производительность труда на 5%. Как изменится численность персонала в плановом году?

Решение:

1. Определяем индекс числпенности

Чпл = Чбаз х I Ч, где I Ч = IОП: IПт

I Ч = 1,07: 1,05 = 1,02

2. Находим плановую численность

Чпл = 1350 х 1,02 = 1377 (чел.)

Ответ: Численность персонала в плановом году составит 1377 чел., т.е. необходимо дополнительно привлечь 27 человек.

 

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1

На предприятии при среднесписочной численности работающих 1200 чел. в течение года уволено 40 человек, принято 52человека. Рассчитать коэффициенты оборота по приему, оборота по выбытию, сменяемости кадров.

Задача 2

Численность работников на начало года составила 1300чел. В течение года принято - 95чел., выбыло по собственному желанию  - 102 чел., за прогул - 8 чел., уволилось по прочим причинам - 65 чел. Определите коэффициенты оборота по приему, оборота по выбытию, текучести кадров.

Задача 3

На предприятии, где работают 750 человек, осуществлены мероприятия, повысившие годовую производительность труда на 12%. Рассчитать численность высвобожденных работников.

Задача 4

Рассчитать коэффициент общего оборота кадров и коэффициент интенсивности текучести предприятия, если среднесписочная численности - 1220 чел., в течение года прибыло 48 чел., выбыло: по собственному желанию 34 чел., за нарушение трудовой дисциплины 8 чел., прочие причины 17 чел., частный коэффициент текучести отдела маркетинга 1,8%.

Задача 5

Численность персонала фирмы в истекшем году составила 1200 человек. На следующий год планируется увеличить объем выпуска продукции на 3 %, производительность труда на 2%. Как изменится численность персонала в плановом году?

Тема 9

Задание 1

 

Управляющий парфюмерной фирмы оценивает проект по разработке и выпуску новых духов. В качестве основных факторов успеха он выбрал: финансовые возможности производства, материально-техническую базу производства, возможности по обследованию рынка, наличие каналов распространения. На совете директоров были определены оценки относительной важности каждого из перечисленных факторов, которые составили соответственно: 0,4; 0,3; 0,2; и 0,1. после экспертизы были определены оценки соответствия проекта возможностям компании по факторам, которые составили соответственно: 0,5; 0,8; 0,7; 0,?. Помогите управляющему оценить проект.

 

Решение

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1. Определение набора факторов успеха По условию задания факторами производства являются: 1) финансовые возможности производства; 2) материально-техническая база производства;  3) возможности по обследованию рынка; 4) наличие каналов распространения.
2. Определение относительной важности каждого фактора успеха проекта рi, Σpi=1 По условию задания р1=0,4 р2=0,3 р3=0,2 р4=0,1
3. Определение оценки соответствия проекта возможностям компании по каждому фактору 0,0<ci<1,0 с1=0,5 с2=0,8 с3=0,7 с4=0,7
4. Расчет оценки проекта по разработке и выпуску нового товара по формуле:  Е = Σpici Е = 0,4*0,5+0,3*0,8+0,2*0,7+0,1*0,7=0,65

 

Таким образом, оценка проекта по разработке и выпуску новых духов составила 0,65.

 

Задание 2

Для эффективной работы над проектом по распоряжению руководителя отдела маркетинга и рекламы специалистом-психологом было проведено социометрическое исследование работников, в результате которого были получены данные, представленные в социоматрице 1:

 

                                                                                Социоматрица 1

п/п

Фамилии

Социометрические критерии

С кем бы вы хотели работать вместе над одним проектом?

С кем бы вы не хотели работать над одним проектом?

Кого выбрал? Кто его выбрал? Кто отверг? Кто его отверг?
1. Андреев 2,6 - 3 3
2. Борисов 4,6 1,3,4,6,7 - -
3. Васильев 2 - 1 1,7
4. Гаврилов 2,6 2,7 - -
5. Денисов - - - -
6. Егоров 2   1,2,4 - -
7. Журавлев 2,4 - 3 -

 

На основе этих данных требуется:

1. Вычислить социометрические статусы и расположить сотрудников в порядке убывания статуса.

2. Определить иерархическую структуру группы (лидеры, предпочитаемые, отверженные, изолированные).

3. Построить социограмму.

 

Решение:

1.Вычисление социометрических статусов

 

Социометрические методы предусматривают целый ряд индивидуальных и групповых количественных характеристик взаимоотношений, основной из которых является социометрический статус.

Социометрический статус - это персональный индекс, рассчитываемый для каждого члена группы на основе данных социоматрицы и выражающий отношение количества выборов (положительных или отрицательных), полученных им в результате опроса, к максимально возможному количеству выборов.

В случае позитивного критерия

где - положительный социометрический статус;

 - сумма положительных выборов, полученных i-м членом группы;

N - количество людей в группе.

Максимальное количество выборов равно N-1, т.к. выбирать или отвергать самого себя нельзя.

В случае негативного критерия

где  - отрицательный социометрический статус;

 - сумма отрицательных выборов, полученных i-м членом группы;

Положительный статус указывает на благоприятное отношение группы к данному человеку по выбранному критерию. Его величина лежит в пределах от 0 до 1 и чем больше этот статус, тем лучше положение человека в группе.

Отрицательный статус, величина, которою может колебаться в пределах от 0 до -1, свидетельствует о неблагоприятном отношении группы к данному лицу, и чем больше величина отрицательного статуса, тем хуже положение такого человека в группе.

Если позитивный и негативный критерии однородны, следует пользоваться объединенной формулой:

В этом случае -1< <+1

Рассчитаем социометрические статусы сотрудни­ков отдела по данным социоматрицы 1:

Расположим членов группы в порядке убывания величины статусов:

Борисов. (S=+0.83), Егоров (S=+0,50), Гаврилов (S=+0,33), Де­нисов (S=0), Журавлев (S=0), Андреев (S= -0,17), Васильев (S= -0,33).

2. Определение иерархической структуры группы

В зависимости от социометрического статуса членов группы строится их неформальная иерархия. На высшем уровне располагаются "лидеры"" - набравшие в два и более раза среднего количества положительных выборов. За ними следуют "предпочитаемые" - получившие среднее или несколько более среднего количество выборов, затем -"пренебрегаемые" - получившие менее среднего количество положительных выборов. Тех, кого никто не выбрал, называют "изолированные", и в самом низу те, кто получил отрицательный выбор и имеют отрицательный статус - "отверженные".

В нашем примере работники располагаются по cвоему статусу в группе следующим образом:

Борисов - лидер.

Егоров и Гаврилов - предпочитаемые.

Журавлев и Денисов - изолированные,

Андреев и Васильев - отверженные.

3.Построение социограммы

Социограмма - графическое изображение структуры межличностных взаимоотношений в группе.

При построении социограммы используются следующие графические обозначения:

 

1
1
2
4
3
5
2
3
1
1
7
- член группы, стоящий в списке под номером 1.   - 1 выбирает 2.   - 3 отвергает 2.     - 4 выбирает 1, 1 выбирает 4 (взаимный выбор)   - 3 отвергает 1, 1 отвергает 3 (взаимное отвержение)     - 5 выбирает 7, 7 отвергает 5.

Отсутствие выбора или отвержения на социограмме не обозначается.

При построении социограммы следует избегать пересечения стрелок, начинать рекомендуется с членов группы, имеющих наиболь­шее число связей. Их помещают в центр схемы. Для нашего примера социограмма будет выглядеть так:

1
3
6
7
2
4
5

 

Задания для самостоятельного решения:

 

Задание 1

Двумя важными факторами успеха нового проекта директор считает финансовые и производственные возможности. Как, учитывая точку зрения директора на исключительность и равнозначность этих факторов, провести сравнительную оценку двух предложенных проектов, если первый проект соответствует финансовым возможностям предприятия на 70%, производственным возможностям на 60%; второй проект – на 90% и 40% соответственно?

Задание 2

На конверсионном заводе оценивается проект разработки и производства алюминиевой посуды. В результате проведения опроса экспертов и обработки экспертных оценок получена таблица:

№ п/п Факторы успеха нового проекта Относительная важность проекта Соответствие проекта возможностям
1 Совместимость с целями и стратегической линией компании 0,2 0,9
2 Опыт бизнеса 0,2 0,2
3 Наличие каналов распространения 0,15 0,4
4 Производственные возможности 0,2 0,8
5 Научно-исследовательская база 0,1 0,9
6 Материально-техническая база 0,15 0,7

Рассчитайте оценку предложенного проекта.

 

Задание3

В результате анализа факторов реализации предложенного проекта по выпуску компанией нового товара разработана таблица:

№ п/п Факторы успеха нового проекта Относительная важность проекта Соответствие проекта возможностям
1 Совместимость с целями и стратегической линией компании 0,3 0,8
2 Опыт бизнеса 0,2 0,8
3 Наличие каналов распространения 0,1 0,4
4 Производственные возможности 0,3 0,6
5 Научно-исследовательская база 0,1 0,5

Оцените проект.

 

Задание 4

В связи с участившимися конфликтами в одном из филиалов коммерческого банка по распоряжению его руководителя специалистом-психологом было проведено социометрическое исследование работников, в результате которого были получены данные, представленные в социоматрице 1.

Социоматрица 1

 

п/п

Фамилия

Критерии

С кем бы вы хотели работать вместе над одним проектом?

С кем бы вы не хотели работать над одним проектом?

Кого выбрал? Кто его выбрал? Кто отверг? Кто его отверг?
1. Иванова 2,8 2,3,4,6,7,8 7 5
2. Петренко 1,3 1,3 - -
3. Соколова 1,2 2 4 4
4. Никольская 1,5 - 3 3
5. Федорова 6 4,5 1 -
6. Васильева 1,5 5 7 -
7. Гордеева 1 - 8 1,6,8
8. Тимошина 1 1 7 7
9. Данилова 10 10 - -
10. Исаева 9 9 - -
11. Гаврикова - - - -

 

На основе этих данных требуется:

1. Вычислить социометрические статусы и расположить сотрудниц филиала в порядке убывания статуса.

2. Определить иерархическую структуру группы (лидеры, предпочитаемые, отверженные, изолированные).

3. Построить социограмму.

4. В связи с открытием нового филиала возникла производственная необходимость перевести в него двух человек на постоянную работу. Кого бы вы (в качестве руководителя) перевели, исходя из данных социограммы, при условии равноценности кандидатур в прочих отношениях?

5. Используя социограмму, определите возможные варианты разделения коллектива филиала на подгруппы для совместной работы на отдельных участках по схеме 3 + 3 + 3+2.

Тема 10

 

Задание

 

Организация имеет коммуникационную сеть, показанную на рисунке 1-5.

 

1. Дать характеристику каждому способу передачи информации.

2. Где и почему возникают или могут возникнуть "помехи" в передаче информации?

3. Определить число каналов связи в сетях коммуникации.

 Решение задания рассмотрено на примере рисунка 2.

1. Данная коммуникационная характеризуется тем, что здесь центральное звено не в состоянии единолично вырабатывать и доводить до субъектов все решения. Ему помогает конкретизирующий их посредник, который имеет большую власть, так как контролирует взаимодействия всех субъектов и может незаметно навязывать волю центру. Качественными характеристиками данной коммуникационной сети является быстрая скорость передачи информации, высокая потребность в руководстве. 

2.«Помехи» в передаче информации могут возникнуть между центром и субъектами в результате неточности донесения информации посредником.

3. Общее число каналов связи в сетях коммуникации можно определить, используя следующие формулы:

для последовательной и веерной сетей коммуникации

Nmin=Р-1                         (1)

для круговой

 Nmax=Рх(Р-1)/2,            (2)

 где N – число каналов в сети коммуникаций, Р – число работников (подразделений).

Для рассматриваемой коммуникационной сети используется формула (1).

Nmin=5-1=4

Число коммуникационных каналов на практике не может превысить норм управляемости. Это ставит естественный предел развитию управленческих структур и самих организаций, а также росту масштабов их деятельности.

Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow