Младшая группа.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 3-4 лет.
“В данной возрастной группе с детьми отрабатывают
Чёткое произношение почти всех звуков родного языка.
Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и
Сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения”.
Валентина Викторовна Гербова.
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Коммуникация».
Развитие звуковой культуры речи.
Задачи.
& Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э), некоторые согласные звуки (п — 6 — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц).
& Развивать моторику речедвигательного аппарата детей, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
& Вырабатывать у детей правильный темп речи, интонационную выразительность.
& Формировать умение детей отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Перспективный план
«Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет».
|
|
Месяц | Звук | Деятельность. | ||
Январь | Н | Игровое упражнение «Ниф, Наф, Нуф». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Варенье». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "н", "нь". Развивать внимание и память детей. | ||
М | Игровое упражнение «Мышата». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "м", "мь". Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей. | |||
П | Игровое упражнение «Пингвинята». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Блинчик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Упражнять детей в чётком произношении звуков "п", "пь" в словах. Развивать внимание и память детей. | |||
Февраль | Б | Игровое упражнение «Музыка». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь". Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. | ||
Речевая ситуация «У бабушки». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь" в предложениях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, память детей. | ||||
К | Игровое упражнение «Котята». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Котёнок». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "к", "кь". Развивать внимание и память детей. | |||
Г | Игровое упражнение «Гуси». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "г", "гь". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. | |||
Март
| Т | Игровое упражнение «Гвозди». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Гвозди». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «т», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Обогащать речь детей новыми словами. | ||
Д | Игровое упражнение «Дятел». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дятел». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | |||
Игровое упражнение «Барабан». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Барабан». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной громкостью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||||
В | Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук В». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Массаж языка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "в", "вь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. |
Месяц | Звук | Деятельность. |
Апрель | Ф | Игровое упражнение «Ёжик». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звука "ф". Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей. |
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук Ф». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "ф", "фь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей. | ||
С | Игровое упражнение «Степь». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Иголочка». Укреплять мускулатуру языка. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «с», в произнесении звука с разной интонацией. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание и память детей. | |
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук С». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "с", "сь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей. | ||
Май | З | Игровое упражнение «Зуделка». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «з». Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
Речевая ситуация «Забава и Зина». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука «з» в словах и предложении. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. | ||
Ц | Игровое упражнение «Лошадка». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Лошадка». Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх. Упражнять детей в произнесении звука «ц», в изменении темпа речи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание и память детей. | |
| Диагностическое задание. Игра «Что нарисовано на карточке» Задача.Выявить умение детей произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. | |
Диагностическое задание. Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота» Задачи.Выявить умение детей отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи. |
|
|
Январь
Согласные звуки. Звук Н.
Игровое упражнение «Ниф, Наф, Нуф».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Варенье». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "н", "нь". Развивать внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Варенье"», «Ниф, Наф, Нуф».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Варенье"».
— Дети, вы любите варенье? (ответы детей).
— Язычок вареньем понарошку угощает, губки облизать предлагает. Улыбнёмся, откроем рот. Закроем широким языком верхнюю губу. Слижем языком варенье с верхней и нижней губы.
Педагог показывает, дети выполняют задание.
Хвостик язычок поднял,
губу верхнюю обнял.
Раз, два, три, четыре, пять,
очень весело играть.
Ох, и вкусное варенье,
жаль осталось на губе!
Что тут долго рассуждать,
губы надо облизать.
Повторить упражнение 5-6 раз