Анализ эффективности деятельности ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» с помощью динамического норматива

Показатели Нормативный ранг Значение показателя на начало 2004г. Значение показателя на конец 2004г. Темп роста Фактический ранг показателя Выполненные нормативные соотношения Инверсии
1)Чистая прибыль, т.р. 1 23693 8662 0,37 6 - 5
2)Выручка, т.р. 2 291984 352297 1,21 3 2 2
3)Объем производства основной продукции, тонн 3 93958 77253 0,82 5 - 3
4)Стоимость реализованной продукции, т.р. 4 241102 314059   1,3 2 1 1
5)Среднемесячная з/п работников, т.р. 5 2,8 3,9 1,39 1 1 -
6)Среднесписочная численность работников, чел. 6 429 442 1,03 4 - -

Итого

4 11

Эф = 1 – 2*[Σms/n(n-1)], где     (1)

Эф – показатель эффективности деятельности предприятия (от 0 до 1; 0 – низкая эффективность, 1 – высокая эффективность)

ms – количество инверсий (перестановок) по фактическому показателю относительно нормативного

n – количество показателей в нормативе.

Эф = 1 – 2*[4/6*5] = 0,73

 

Другой вариант формулы (1):

Эф = 2*[Σаi/n(n-1)], где              (2)

аi – количество выполненных соотношений по фактическому показателю относительно нормативного

Эф = 2*[11/6*5] = 0,73

Значение Эф должно находиться в интервале [0;1] и чем ближе оно к 1, тем лучше.

По расчетам, Эф = 0,73, т.е. эффективность деятельности предприятия в 2004г. была достаточно высокой.

Показатели конкурентоспособности предприятия

Рассмотрим метод оценки конкурентной позиции предприятия на рынке, основанный на теории эффективной конкуренции. Данный метод описан в учебнике Цыгановой. Он дает представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов – ресурсов предприятия (в менеджменте выделяют следующие виды ресурсов: трудовые, финансовые, информационные, материально-технические, основные фонды). Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования ими этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:

1)Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия

2)Показатели финансового положения предприятия

3)Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара

4)Показатели конкурентоспособности товаров.

Показатели данных групп используются в формуле по расчету коэффициента конкурентоспособности (1).

Для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия используются определенные экспертным путем [Цыганова] весовые коэффициенты, учитывающие степень важности различных показателей. Используя данную методику, конкурентоспособность предприятия рассчитывают по следующей формуле:

Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Кт, где     (1)

Эп – показатель эффективности производственной деятельности предприятия

Фп – показатель финансового положения предприятия

Эс – показатель эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке

Кт – показатель конкурентоспособности товара.

Для расчета показателя эффективности производственной деятельности предприятия (Эп) также используют весовые коэффициенты, полученные экспертным путем:

Эп = 0,31И + 0,1Ф + 0,4Рт + 0,1П, где                     (2)

И – относительный показатель издержек производства на единицу продукции

Ф – относительный показатель фондоотдачи

Рт – относительный показатель рентабельности товара

П – относительный показатель производительности труда.

Финансовое положение предприятия (Фп) оценивается по формуле, где весовые коэффициенты определены экспертно:

Фп – 0,29Ка + 0,2Кп + 0,36Кл + 0,15Ко,                 (3)

Ка – относительный показатель автономии предприятия

Кп – относительный показатель платежеспособности предприятия

Кл – относительный показатель ликвидности предприятия

Ко – относительный показатель оборачиваемости оборотных средств.

Эффективность организации сбыта и продвижения товара (Эс) оценивается по формуле:

Эс = 0,37Рп + 0,29Кз + 0,21Км + 0,14Кр, где          (4)

Рп – относительный показатель рентабельности продаж

Кз – относительный показатель затоваренности готовой продукцией

Км – относительный показатель загрузки производственных мощностей

Кр - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

Конкурентоспособность товара (Кт) рассчитывается по формуле:

Кт = К/Ц, где                                                                (5)

Кт – показатель конкурентоспособности товара

К – показатель качества товара

Ц – показатель цены товара.

Представленный алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает три последовательных этапа.

На первом этапе определяются отдельные показатели конкурентоспособности предприятия, которые входят в формулы (2)-(5). Для получения относительных показателей их сравнивают с базовыми, в качестве которых могут быть использованы среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени. Исходя из 15-балльной шкалы показатель, имеющий значение ниже базового, оценивается 5 баллами. Если показатель находится на одном уровне с базовым, то он оценивается в 10 баллов, а показатель, значение которого выше базового, оценивается в 15 баллов.

На втором этапе рассчитываются показатели по формулам (2)-(5).

На третьем этапе рассчитывается коэффициент конкурентоспособности предприятия по формуле (1).

Таблица 1.1.3.9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: