Показатели | Нормативный ранг | Значение показателя на начало 2004г. | Значение показателя на конец 2004г. | Темп роста | Фактический ранг показателя | Выполненные нормативные соотношения | Инверсии |
1)Чистая прибыль, т.р. | 1 | 23693 | 8662 | 0,37 | 6 | - | 5 |
2)Выручка, т.р. | 2 | 291984 | 352297 | 1,21 | 3 | 2 | 2 |
3)Объем производства основной продукции, тонн | 3 | 93958 | 77253 | 0,82 | 5 | - | 3 |
4)Стоимость реализованной продукции, т.р. | 4 | 241102 | 314059 | 1,3 | 2 | 1 | 1 |
5)Среднемесячная з/п работников, т.р. | 5 | 2,8 | 3,9 | 1,39 | 1 | 1 | - |
6)Среднесписочная численность работников, чел. | 6 | 429 | 442 | 1,03 | 4 | - | - |
Итого | 4 | 11 |
Эф = 1 – 2*[Σms/n(n-1)], где (1)
Эф – показатель эффективности деятельности предприятия (от 0 до 1; 0 – низкая эффективность, 1 – высокая эффективность)
ms – количество инверсий (перестановок) по фактическому показателю относительно нормативного
n – количество показателей в нормативе.
Эф = 1 – 2*[4/6*5] = 0,73
Другой вариант формулы (1):
Эф = 2*[Σаi/n(n-1)], где (2)
аi – количество выполненных соотношений по фактическому показателю относительно нормативного
|
|
Эф = 2*[11/6*5] = 0,73
Значение Эф должно находиться в интервале [0;1] и чем ближе оно к 1, тем лучше.
По расчетам, Эф = 0,73, т.е. эффективность деятельности предприятия в 2004г. была достаточно высокой.
Показатели конкурентоспособности предприятия
Рассмотрим метод оценки конкурентной позиции предприятия на рынке, основанный на теории эффективной конкуренции. Данный метод описан в учебнике Цыгановой. Он дает представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов – ресурсов предприятия (в менеджменте выделяют следующие виды ресурсов: трудовые, финансовые, информационные, материально-технические, основные фонды). Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования ими этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:
1)Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия
2)Показатели финансового положения предприятия
3)Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара
4)Показатели конкурентоспособности товаров.
Показатели данных групп используются в формуле по расчету коэффициента конкурентоспособности (1).
Для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия используются определенные экспертным путем [Цыганова] весовые коэффициенты, учитывающие степень важности различных показателей. Используя данную методику, конкурентоспособность предприятия рассчитывают по следующей формуле:
|
|
Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Кт, где (1)
Эп – показатель эффективности производственной деятельности предприятия
Фп – показатель финансового положения предприятия
Эс – показатель эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке
Кт – показатель конкурентоспособности товара.
Для расчета показателя эффективности производственной деятельности предприятия (Эп) также используют весовые коэффициенты, полученные экспертным путем:
Эп = 0,31И + 0,1Ф + 0,4Рт + 0,1П, где (2)
И – относительный показатель издержек производства на единицу продукции
Ф – относительный показатель фондоотдачи
Рт – относительный показатель рентабельности товара
П – относительный показатель производительности труда.
Финансовое положение предприятия (Фп) оценивается по формуле, где весовые коэффициенты определены экспертно:
Фп – 0,29Ка + 0,2Кп + 0,36Кл + 0,15Ко, (3)
Ка – относительный показатель автономии предприятия
Кп – относительный показатель платежеспособности предприятия
Кл – относительный показатель ликвидности предприятия
Ко – относительный показатель оборачиваемости оборотных средств.
Эффективность организации сбыта и продвижения товара (Эс) оценивается по формуле:
Эс = 0,37Рп + 0,29Кз + 0,21Км + 0,14Кр, где (4)
Рп – относительный показатель рентабельности продаж
Кз – относительный показатель затоваренности готовой продукцией
Км – относительный показатель загрузки производственных мощностей
Кр - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.
Конкурентоспособность товара (Кт) рассчитывается по формуле:
Кт = К/Ц, где (5)
Кт – показатель конкурентоспособности товара
К – показатель качества товара
Ц – показатель цены товара.
Представленный алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает три последовательных этапа.
На первом этапе определяются отдельные показатели конкурентоспособности предприятия, которые входят в формулы (2)-(5). Для получения относительных показателей их сравнивают с базовыми, в качестве которых могут быть использованы среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени. Исходя из 15-балльной шкалы показатель, имеющий значение ниже базового, оценивается 5 баллами. Если показатель находится на одном уровне с базовым, то он оценивается в 10 баллов, а показатель, значение которого выше базового, оценивается в 15 баллов.
На втором этапе рассчитываются показатели по формулам (2)-(5).
На третьем этапе рассчитывается коэффициент конкурентоспособности предприятия по формуле (1).
Таблица 1.1.3.9