Имени В. И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономической теории
Хараева Валерия Борисовна
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономика»
Вариант №__18__
Обучающегося __2__ курса, группы_Б-б-о-183 (ДЕ)_
Направления подготовки_06.03.01. Биология__
(код и наименование)
Форма обучения ____очная_____
(очная, заочная)
Старший преподавательЕ.С. Андрющенко
Дата сдачи____25.05.2020.___________
Оценка (балл)__________________
Симферополь, 2020
Вариант 18
Теоретическая часть
1. Виды продукта. Закон убывающей отдачи.
2. Инфраструктура рынка, ее роль и основные элементы.
3. Фискальная политика. Её виды.
Практическая часть
Задача 1.
Заполните таблицу:
Кол- во рабочих, чел. | Общий объем продукции | Ставка зарплаты | FC | VC | TC | AFC | AVC | ATC | MC |
0 | 0 | 5 | 20 | ||||||
1 | 10 | 5 | 20 | ||||||
2 | 20 | 5 | 20 | ||||||
3 | 40 | 5 | 20 | ||||||
4 | 55 | 5 | 20 | ||||||
5 | 80 | 5 | 20 | ||||||
6 | 105 | 5 | 20 |
Задача 2.
Еженедельные расходы семьи на потребление описываются функцией:
С = 50 + 0,4 DI.
Определить:
1) Расходы семьи на потребление и величину сбережений при каждом уровне дохода;
2) МРС и MPS;
3) На основании полученных данных построить график потребления и сбережений.
Располагаемый доход (DI) | Потребление (С) | Сбережение (S) |
0 | ||
150 | ||
300 | ||
450 | ||
600 | ||
750 |
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть. 1. Виды продукта. Закон убывающей отдачи. 1.1. Виды экономического продукта. 1.2. Закон убывающей отдачи. 2. Инфраструктура рынка, ее роль и основные элементы. 2.1 Понятие и функции инфраструктуры рынка. 2.2 Элементы инфраструктуры рынка. 3. Фискальная политика. Ее виды. 3.1 Фискальная политика. 3.2. Виды фискальной политики. Практическая часть. 4. Задача 1. 5. Задача 2. 6. Список использованных источников. | 4 4 5 10 10 11 14 15 15 18 18 20 23 |
Теоретическая часть.
Виды продукта. Закон убывающей отдачи.
Виды экономического продукта.
Экономическим продуктом называют любые материальные и духовные ценности, создаваемые посредством экономической деятельности и представляющие результат такой деятельности. Наряду с огромным разнообразием видов экономического продукта выделяются его отдельные группы, характеризуемые видом получаемого результата и областью, способом применения или способом производства. [6]
Продукция — это материально-вещественный, созданный в процессе материального производства, или информационный результат производства. Часто разделяют продукцию производственного назначения и продукцию личного, семейного, общественного потребления. Продукцией допустимо называть любой результат, получаемый на выходе производства, произведенный продукт.
Товар — это экономический продукт, являющийся объектом купли-продажи, обмениваемый на другой продукт или на деньги. Таким образом, товаром считают любой экономический продукт, поступающий после производства на рынок для купли-продажи. Часто товаром называют любой произведенный материально-вещественный продукт.
Работа — это трудовая деятельность по созданию, изготовлению, обработке, сборке, извлечению, перемещению вещественного и информационного продукта, приводящая к изменению его формы, состояния, местоположения. Обычно вид продуктов, именуемых работами, определяется в зависимости от характера деятельности, например, строительные, ремонтные, монтажные, уборочные, земляные, погрузочно-разгрузочные работы и т.д. Эта трудовая деятельность (работа), является продуктом экономической деятельности и рассматривается, как полезный и нужный ее результат, подлежащий оценке и оплате. Выполненная работа есть своеобразный вид экономического продукта, результат производства.
Услуги — это один из распространенных видов работ, экономической деятельности, основным полезным результатом которых является само проведение деятельности, приводящей к улучшению или получению новых качеств, свойств у существующих объектов. Примером услуг может служить стрижка, стирка, ремонт, реставрирование, обучение, коммунальное обслуживание. Такие услуги не создают новые, ранее не произведенные предметы, вещи, но они способствуют улучшению использования того, что уже имеется. Вместе с тем отдельные виды услуг, в частности информационные, представляют по сути производимый и передаваемый в руки пользователя или продаваемый ему специфический экономический продукт в виде сведений, данных, информации об объектах и процессах, установления контактов. Услуги характеризуются также выраженной адресной направленностью их оказания и обладают как материальной, вещественной, так и информационной природой.
Приводимое разделение экономического продукта по видам во многом условно. Один и тот же продукт может быть отнесен к разным видам, в зависимости от целей или условий его применения, использования. В экономической литературе продукт экономики, представленный в целом, именуют либо одним словом, например «товар», «продукция», либо несколькими, например «товары и услуги», «товары, работы, услуги». К экономическим продуктам правомерно в определенном смысле отнести финансовый, денежный продукт. [5]
Все указанные выше формы и виды экономического продукта можно разделить на два класса: промежуточный продукт, подлежащий дальнейшим производственным преобразованиям, используемый в качестве производственного ресурса, и конечный продукт, поступающий в сферу своего конечного использования, применения по окончательному назначению.
1.2.Закон убывающей отдачи.
Закон убывающей отдачи состоит в том, что в короткосрчном периоде, когда величина производственных мощностей является фиксированной, предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определенного уровня затрат этого переменного фактора. [5]
Это означает, что начиная с определенного момента объем производтва, при увеличении одного из ресурсов растет непропорционально увеличению этого ресурса, а с более низким темпом, то есть имеет место уменьшение, убывание прироста производства, а тем самыми прибыльности. Аналогичным образом ведет себя, то есть убывает, и отдача пременного ресурса. Эта зависимость и отражает сущность закона убывающей отдачи.
Причина эффекта убывающей отдачи достаточно очевидна. Ведь все ресурсы, факторы производства «работают» в комплексе, поэтому необходимо соблюдать определенное соотношение между ними. Увеличивая один фактор при фиксированном значении других в условиях, когда первоначально факторы были согласованы между собой, мы порождаем диспропорцию. Количество работников уже не соответствует количеству оборудования, количество оборудования - производственным площадям и т.д. В этих условиях увеличение одного вида ресурсов не вызывает адекватного увеличения результата, дохода. Отдача ресурса уменьшается.
Например, если на предприятии все время увеличивать (изменять) только численность рабочих, при неизменности всех остальных факторов (производственные площади, оборудование и т.д.), то сначала по мере увеличения числа рабочих на предприятии появляется возможность к дополнительной специализации, в результате чего снижаются потери времени при переходе от одной стадии производства к другой. Таким образом, производственные мощности используются оптимальным образом, а каждый дополнительный рабочий вносит все больший вклад в производство, и как результат идет процесс максимизации прибыли. Но со временем увеличивающееся количество рабочих начинает тормозить процесс и каждый последующий рабочий приносит все меньше пользы предприятию. В конечном итоге, им придется подстраиваться и ждать, чтобы работать с тем или иным оборудованием. Они начнут мешать друг другу. Этот закон применим абсолютно ко всем производственным процессам и ко всем переменным ресурсам, когда хотя бы один производственный фактор остается неизменным.
Следует заметить, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому все единицы переменных ресурсов (например, рабочие) качественно однородны. Это означает, что каждый добавочный рабочий обладает теми же качественными характеристиками, что и предыдущие (квалификация, опыт, образование, трудовые навыки и т. д.) Предельный продукт убывает не потому, что снижаются качественные характеристики переменного ресурса, а из-за того, что относительно большее количество переменного ресурса (в нашем примере, рабочих) занято при той же величине имеющихся постоянных ресурсов (например, оборудования). В результате, при присоединении все большего количества переменного ресурса, общий продукт сначала возрастает, затем достигает своего максимума и начинает убывать.
Закон убывающей отдачи имеет относительный характер, так как он применим только в краткосрочном периоде, когда хотя бы один из факторов производства неизменен. От оценки рассматриваемого периода зависит характер принимаемых управленческих решении. Короткострочный период предполагает решение оперативных (тактических) задач, а долгосрочный - концептуальных (стратегических). В связи с этим в краткосрочном периоде используют модели производственной функции, которая характеризует зависимость объема выпуска от объемов переменных факторов при неизменности всех остальных. А в долгосрочном периоде все используемые ресурсы становятся переменными.
Рассмотрим однофакторную модель. Имеется в виду, что только один из ресурсов является переменным, а все остальные не изменяются. При этом вводят следующие показатели.
Общий продукт (total product) (ТР) - количество продукции, полученное от использования всего объема ресурса.
Средний продукт (average product) (АР) - количество продукции, полученной от использования единицы фактора. АР может быть определен по формуле
АР = ТР/ F,
где F – величина данного фактора.[2]
Предельный продукт (marginal product) (MP) - количество продукции, полученной от использования дополнительной единицы ресурса. Определяется как отношение приращения общего продукта ТР=ТР1-TP0 к приращению количества используемого фактора F = F1 — F0:
MP = ТP/ F. [2]
Изменение этих показателей происходит в соответствии с законом убывающей отдачи (или убывающей производительности)'. Он гласит, что по мере увеличения вложения в производство какого-либо продукта одного из переменных ресурсов (при неизменности всех остальных) отдача от этого ресурса, начиная с определенного периода, падает.
Действие этого закона можно проиллюстрировать с помощью графиков, представленных на рисунке 1, где можно выделить отдельные участки, характеризующие изменение показателей общего, среднего и предельного продуктов. Отрезок ОА определяет рост производительности или отдачи. При увеличении затрат переменного ресурса с нуля до F1 показатели общего продукта (ТР), среднего продукта (АР) и предельного продукта (МР) растут. Это значит, что увеличение вложений в производство данного ресурса будет увеличивать не только общий объем выпуска, но и выпуск с единицы данного ресурса.
Отрезок AD иллюстрирует действие закона убывающей отдачи. В этом случае показатель предельного продукта снижается. Однако динамика общего и среднего продуктов на данном отрезке неодинакова. Поскольку именно здесь начинается действие закона убывающей отдачи, предельный продукт начинает уменьшаться, достигая своего максимального значения в точке А. Однако и общий, и средний продукты все еще возрастают, то есть каждая последующая единица ресурса обеспечивает прирост продукта, меньший, чем предыдущая. Но этот прирост будет давать увеличение общего продукта и пока еще будет достаточным, для того чтобы средний продукт также увеличивался, хотя темпы роста и того (ТР) и другого (АР) показателя заметно сократятся.
Рис. 1. Действие закона убывающей отдачи.
В точке В средний продукт достигает своего максимального значения, а начиная с этой точки, он снижается так же, как и показатель предельного продукта. В то же время общий продукт продолжает расти, достигая своего максимального значения в точке С.
Это значит, что прирост единицы ресурса обеспечивает столь незначительный прирост продукта (меньший, чем прирост ресурса), что продукт в расчете на единицу ресурса начинает сокращаться.
Наконец, отрезок CD представляет собой отрезок абсолютного падения производства, когда каждая дополнительная единица ресурса не приносит прироста продукта, а приводит к его сокращению. В этом случае предельный продукт принимает отрицательное значение и все показатели ТР, АР, МР убывают.
Необходимо иметь в виду, что существует четкая геометрическая взаимосвязь между графиками всех показателей. Показатель средней величины (средний продукт) достигает своего максимального значения тогда, когда становится равным показателю предельной величины (предельному продукту). Это объясняется тем, что рост средней величины возможен только тогда, когда к ней будет добавляться больший, чем сама средняя величина, дополнительный объем, иначе ее роста не будет. И наоборот, снижение средней величины возможно только тогда, когда к ней будет добавляться меньшая дополнительная величина. Таким образом, средняя величина растет тогда, когда предельная величина больше предыдущего среднего значения, и уменьшается в противном случае.
Поэтому максимум средней величины (или ее минимум) будет достигаться в случае равенства предельной и средней величин. Именно эта точка будет определять максимальную эффективность производства (максимум продукта на единицу затрат). Величина ресурса F1, соответствующая этому объему выпуска (при АР = МР) имеет большое значение для тактического краткосрочного развития фирмы.
Закон убывающей отдачи применим к определенной технологии и, соответственно, к краткосрочному периоду времени. Однако в долгосрочном временном интервале технология меняется, причем вследствие действия промышленного развития, модернизации и оптимизации, изменения определены технологическими усовершенствованиями. То есть, объем производства может быть увеличен за счет применения более совершенных технологий, которые обеспечат максимально возможное использование переменного фактора и других ресурсов. Что в свою очередь обеспечит более позднее начало действия закона убывающей отдачи. На графике все это будет означать смешение кривой общего продукта вверх (рис. 2).
Рис. 2. Действие развития технологий на закон убывающей отдачи.
Взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и достигаемым объемом производства в натуральных показателях представляет собой важное ограничение деятельности фирмы, анализ которого, должен играть важную роль в управлении. Однако большинство деловых решений принимаются на основе не натуральных, а денежных показателей. Отсюда вытекает необходимость объединения данных о производстве, полученных на базе анализа закона убывающей отдачи, с данными о ценах на ресурсы. Такой подход позволяет определить динамику общих издержек производства различных объемов продукции и издержек в расчете на ее единицу. Другими словами, можно определить, например, какое количество продукции будет производить один час труда (производительность или средний продукт труда) или какое количество трудозатрат необходимо для производства единицы продукции (трудоемкость или средние издержки). Поэтому будет логичным переход от анализа показателей производительности к анализу показателей издержек. Учитывая, что показатели производительности и затратности взаимообратны, закон убывающей отдачи иногда называют законом возрастающих издержек.
Закон убывающей отдачи — выведен эмпирически и фиксирует результативность вовлечения в производство дополнительных единиц и использование их вместе с постоянными ресурсами. [2]
Первоначально каждая дополнительная единица ресурса дает возможность увеличить дополнительный продукт, а затем, когда в производстве находится определенное критическое количество единиц переменного ресурса, дополнительный эффект от вовлечения последующих единиц переменного ресурса резко падает, и одновременно начинает снижаться средняя результативность использования переменных ресурсов. Закон убывающей отдачи предопределяет особенности динамики средних и предельных издержек производства.