Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор КС ПГУТИ
_____________Андреев Р.В.
«____»_________________2016г.
СБОРНИК
Практических занятий
по дисциплине
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
для специальностей: 09.02.03 – Программирование в компьютерных системах
09.02.04 – Информационные системы
Номера занятий: № 1 – 8
Сборник рассчитан на 16 часов
Составлен преподавателем Шомас Е.А.
Рассмотрен на заседании П(Ц)К
«Информационных систем и технологий»
Протокол № 4 от 07.12.2016г.
Председатель П(Ц)К________Шомас Е.А.
Самара
2016 г
Перечень компетенций
Общие компетенции | |||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; | ||
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; | ||
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; | ||
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; | ||
ОК 5. | Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; | ||
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; | ||
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; | ||
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; | ||
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | ||
Профессиональные компетенции для специальности 09.02.03 - ПКС
| |||
ПК 1.6 | Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций; | ||
ПК 3.1 | Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения; | ||
ПК 3.2 | Выполнять интеграцию модулей в программную систему; | ||
ПК 3.4 | Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев. | ||
Профессиональные компетенции для специальности 09.02.04 - ИС | |||
ПК 1.5 | Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы | ||
ПК 1.7 | Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ | ||
ПК 1.9 | Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией |
|
|
Практическое занятие №1
1. Наименование: Изучение основных способов представления информации
2. Цель: Научиться преобразовывать непрерывный (аналоговый) сигнал в цифровую форму. Рассчитывать количество информации в передаваемом сообщении.
Сформировать компетенции ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5; овладеть знаниями и умениями для освоения ПК 3.1 (спец. ПКС), ПК 1.9 (спец. ИС)
3. Подготовка к занятию:
3.1 Изучить основные единицы измерения информации
3.2 Изучить процесс преобразования сигнала из одной формы в другую
4. Литература:
4.1 А.П.Алексеев Информатика 2015. – М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2015
4.2 Е.А. Шомас Информационные технологии, учебное пособие, КС ПГУТИ, 2016
4.3 http://chel-gymnasia32.narod.ru
5 Перечень оборудования:
5.1 ПЭВМ, подключенные к сети Интернет;
6. Задание:
6.1 Провести преобразование непрерывного сигнала в цифровой сигнал. По полученным данным провести обратную процедуру – преобразовать цифровой сигнал в аналоговый.
6.2 Подсчитайте объем информации в наименовании практического занятия.
6.3Текстовое сообщение, содержащее 1048576 символов общепринятой кодировки, необходимо разместить на диске емкостью 1,44 Мбайт. Определить, какая часть дискеты будет занята.
6.4 Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 4. 8, 16, 24, 32 бита.
6.5 256 – цветной рисунок содержит 120 байт информации. Подсчитать, из скольких точек он состоит.
6.6 Подсчитать, достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640*480 и палитрой из 16 цветов.
7. Порядок выполнения:
7.1 Начертить произвольной формы непрерывный сигнал. Провести процедуру дискретизации, квантования и кодирования. Полученный результат занести в таблицу. По полученным значениям на первоначальном графике другой ручкой восстановить сигнал.
7.2 Решить предложенные задачи после изучения приложения и тему занятия в предложенных источниках литературы для практического занятия.
8. Содержание отчета:
8.1 Наименование и цель работы
8.2 Выполненное задание
8.3 Ответы на контрольные вопросы
9. Контрольные вопросы:
9.1 Что такое дискретизация и когда ее применяют?
9.2 Назовите причину перевода непрерывного сигнала в цифровую форму.
9.3 Сколько байт в словах ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Задачи на расчет информационного объема
Информационный объем текстового сообщения
Расчет информационного объема текстового сообщения основан на подсчете количества символов в этом сообщении, включая пробелы и на определении информационного веса одного символа, который зависит от кодировки, используемый при передаче и хранении данного сообщения.
В традиционной кодировке (КОИ8-Р, Windows, MS DOS, ISO) для кодирования одного символа используется 1 байт (8 бит) Эта величина и является информационным весом одного символа. Такой 8-ми разрядный код позволяет закодировать 256 различных символов.
В настоящее время широкое распространение получил новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта (16 бит). С его помощью можно закодировать 65 536 различных символов
Для расчета информационного объема текстового сообщения используется формула V=K*i, где V – это информационный объем текстового сообщения, измеряющегося в байтах; К - количество символов в сообщении, i – информационный вес одного символа, который измеряется в битах на один символ.
Информационный объем растрового графического изображения
Расчет информационного объема растрового графического изображения основан на подсчете количества пикселей в этом изображении и на определении глубины цвета (информационного веса одного пикселя)
|
|
Для расчета информационного объема изображения используется формула V=K*i, где V – это информационный объем растрового графического изображения, измеряющегося в байтах; К - количество пикселей (точек) в изображении, определяющееся разрешающей способностью носителя информации (экрана монитора, сканера, принтера); i – глубина цвета, которая измеряется в битах на один пиксель.
Глубина цвета связана с количеством отображаемых цветов формулой N=2^i, где N – это количество цветов в палитре, i – глубина цвета в битах на один пиксель