Роль и динамика гендерных идентичностей

Актуальная проблема тендерной культурологии состоит в вы­явлении роли гендерных идентичностей (и, конечно, гендера) в социокультурном процессе. С этой целью мы считаем необходи­мым выяснить основные функции гендерной идентичности. Из сказанного выше можно заключить, что тендерная идентичность есть одна из многих идентичностей, которые вырабатываются об­ществом и используются человеком в процессе всего периода сво­ей жизни. Нам важно понять, какую роль играет тендерная иден­тичность в жизни и деятельности человека, в построении его ми­ровоззрения и социокультурной судьбы.

Нам кажется целесообразным предложить следующее деле­ние, которое поможет выявить содержание гендерных идентично­стей. Поскольку речь идет о культурном образе пола, о совокупно­сти представлении общества, связанных с половой идентификаци­ей человека,.упостольку следует понять и определить тендерную динамику. Для этого важно понять, что тендерная динамика в от­ношении человека есть процесс биополовой, социополовой и куль­турно-половой идентификации, этапами которого являются тен­дерные идентичности; в отношении общества тендерная динамика заключается как в создании тендеров, так и в их исторической смене. Мы говорим о тендерной динамике потому, что она являет­ся частью социокультурной динамики в целом, а также динамики человеческого существования. Первая координата тендерной ди­намики естественно связана с внутренней динамикой пола.

Естественная динамика пола — это возрастная динамика. Че­ловек переживает в своей жизни несколько вполне различимых этапов, которые достаточно четко отделены друг от друга смысло­выми границами. Возрастная психология предлагает различную возрастную периодизацию, которая связана, во-первых, с биологи­ческим развитием, а во-вторых, с развитием сознания и самосозна­ния. Биологическое развитие без всякого сомнения влияет на пове­дение человека и в некоторых случаях может даже определить всю человеческую судьбу (например, в результате боипсихологической паталогии). Но в большинстве случаев биологическая детермина­ция поведения связана с отставанием развития сознания, с неэф­фективным воспитанием и образованием. Каждый возрастной пе­риод, кроме того, связывается с необходимостью каких-либо дос­тижений человеком, которые соответствуют принятым в обществе нормам. Подобное соответствие возраста и социального положе­ния или культурного и личного статусов является интересным фе­номеном и, как нам кажется, лежит в основе всякой динамики, свя­занной с человеком и обществом (к этой проблеме мы обратимся в нужном месте).

Первый возрастной период человека можно условно датиро­вать[9] дошкольным возрастом (до 6 лет). (Условность здесь связа­на с тем, что этот период характеризуется чрезвычайно интенсив­ным развитием организма, сознания и речи, так что можно выде­лить несколько крупных подпериодов дошкольного развития. Тем не менее, в масштабе всей жизни такая периодизация кажется нам оправданной.) Именно в этот период половая и в некоторой степени ни гендерная идентичности играют одну из основополагающих ролей для становления самосознания и индивидуальной личности. Ребенок в этот период впервые сталкивается со своим телом сна­чала как с объектом, затем все более идентифицируясь с ним. До­школьный период чрезвычайно важен с точки зрения развития че­ловеческого "Я", которое имеет здесь единственную объективную опору — тело (со всеми индивидуальными особенностями, в том числе половыми). Воспитание и образование дошкольника имеет ярко выраженную игровую окраску, и в большинстве случаев (да­же у либеральных родителей) ребенок сталкивается с авторитетом, подавляющим его волю и личностное развитие. Телесные ощуще­ния (боль или удовольствия) дополняются зрительным образом, который (особенно с появлением зеркала) в гораздо большей мере конституирует самосознание. Следовательно, развитие тендерной идентичности в дошкольный период связано с формированием са­мосознания, основанного на чувственном восприятии среды, сво­его тела и на страхе перед авторитетом. Половые различия осоз­наются только через различение первичных половых признаков (различия в одежде, игрушках и т.п. уступают по своей роли поло­вым различиям с точки зрения развития тендерной идентичности). Здесь нам важно еще раз подчеркнуть, что становление самосозна­ния не просто совпадает или имеет отношение к тендерной иден­тификации: половая и тендерная идентификация конституирует самосознание, создает основу его структуры, наполняет образ "Я" содержанием понятия индивидуальности, которая во многом за­ключена в формировании тендерной и, шире, личностной иден­тичности. Гипотетически можно представить себе ребенка, воспи­танного вне половой идентичности (этакого Маугли); вопрос здесь заключается в том, что хотя его самосознание пройдет процесс формирования и развития без опоры на половую идентичность, оно не сможет адекватно вписаться в динамику социокультурного мира, т.е. человек, у самосознания которого отсутствует половая и тендерная идентичности, не является собственно человеком, а ско­рее кибермеханизмом.

Все последующие возрастные периоды человека связаны, по утверждению возрастной психологии, с принятием более-менее универсальных планов жизненных достижений. Так, школьный период (младший, средний и старший школьные возраста) направлен на получение образования и социально ориентированного вос­питания; период до 30 лет связан с образованием семьи, профес­сиональной ориентацией и социализацией и инкультурацией чело­века через профессиональное обучение и совершенствование про­фессиональных навыков; период между 30 и 60 годами посвящен творческой реализации индивида, его служению обществу в раз­личном качестве; и, наконец, старчество состоит из передачи опы­та молодому поколению и пользования заслуженно приоберетенными социальными благами.

 

Многие именитые психологи и философы выдвигали теории возрастной динамики человека, которые можно свести к понятию жизненного сценария (например, Эрик Берн). Жизнь планируется, исходя из представлений, моделей и образцов поведения, мышле­ния и чувствования, усвоенных в процессе обучения и воспитания. Содержание жизненной роли человек закладывает в виде неких идеальных образов, которые, при их реализации в жизни, прини­мают конкретные очертания, полученные в результате адаптации жизненного сценария к условиям окружающей среды.

  Но все сценарии и модельные роли, которые человек хотел бы исполнить в жизни, так или иначе связаны с конкретными дости­жениями личностного, социального и культурного характера. Все они распределяются по возрастам, по уровню притязаний и степе­ни одаренности человека, а также в зависимости от условий его социокультурной среды. Они также непосредственно зависят от социальных и культурных- идентичностей, которые составляют содержание самосознания, и, в том числе, от тендерной идентич­ности.

Возрастная динамика является естественным фоном половой и тендерной динамики. С возрастом половая идентичность посте­пенно уступает ведущую роль в формировании и развитии само­сознания тендерной идентичности. Этот процесс совпадает с про­цессом общего культурного развития человека, осваивающего в каждом возрасте свойственные ему нормы и ценности, которые выступают в качестве мотивов и целевых ориентации деятельно­сти. Тендерная идентичность вследствие своей нормативно-ценностной природы, в отличие от половой идентичности, приоб­ретает все большее значение для вхождения человека в культуру и в социальное пространство в качестве равноправного члена обще­

ства. Восприятие человека социальным окружением прежде всего связано с представлениями о норме и патологии, о чем мы уже го­ворили; отсюда нормальность человека во многом воспитывается и оценивается социальной средой, в том числе через общепринятую в этом обществе тендерную идентификацию.

Гендер вообще можно рассматривать как форму социального контроля за индивидом, как возможность управлять им, что выте­кает из глубинной необходимости сплочения всех членов группы для противостояния окружающей среде, которая всегда восприни­мается и оценивается как изначально агрессивная. Поэтому, функ­циональное использование человеческого труда, социальная и культурная полезность человека должны быть не просто востребуемы обществом, но без использования индивида общество ока­зывается слабее, что может повлиять на его жизнеспособность. Нормативная культура, в рамках которой мы живем вот уже по­следние 60 — 80 тысяч лет, обладает многочисленными механиз­мами трансляции индивиду своих потребностей; тендерная иден­тичность есть один из таких механизмов, воспитьшающих челове­ка в условиях коллективных традиций, потребностей, интересов и целей.

Как мы уже показали, тендерная идентичность может пони­маться как некий информационный фильтр, просеивающий как входящую, так и исходящую информацию. Множество информа­ционных уровней можно сопоставить с тремя сферами человече­ской реализации — личностной, социальной и культурной. Любая входящая информация дает человеку представления об окружаю­щей среде (ее параметры, состояние и возможности), которая за­тем поступает в механизм ее обработки (оценки) и производства на ее основе моделей поведения, способов достижения цели и т.п., в том числе представлений о роли, функциях и значениях себя и своей деятельности. Так, например, мужской тендер предполагает идентификацию человека с ролями сына, брата, мужа, отца или деда, которые относятся к личной сфере и связаны с возможностя­ми социальной среды. В сфере социальной реализации мужская идентификация связана с ролями профессионала (воина, спасателя, инженера, ученого), причем, есть области сугубо мужского при­ложения, а есть — смешанного (в зависимости от культурно-исторических условий). Сфера же культуры дает сегодня наи­меньшую половую дифференциацию, поскольку она относится к области творческой реализации (так, если для роли священнослу­жителя подходит только мужчина — социальная реализация гендера, то для религиозной деятельности как таковой сегодня нет ограничений ни для женщин, ни для мужчин — это относится к культурной реализации гендера). Есть, правда, обратный парадокс: некоторые роды деятельности, традиционно связанные с женщи­ной, считаются недостаточно "достойными" для мужчины, но по­добная тендерная идентификация уже отходит в прошлое. Тем не менее, и в культурной сфере тендерные фильтры способны отсеи­вать информацию как входящую, так и выходящую, т.е. на уровне отдельных качеств, принимающих вид культурных метафор, алле­горий,

символов, знаков и т.п. (например, жесткость, к чему бы она не была применена как понятие, связывается с мужским прин­ципом, а податливость, мягкость, уступчивость ассоциируется с женским началом).

Степень зависимости гендерных идентичностей от биологиче­ских детерминант определяется степенью социокультурной мо­бильности, подвижности элементов социального и культурного пространств. Последнее достигается высотой абстракции (степе­нью символизации жизни) коллективного сознания, уровнем уни­версальности и всеобщности образов и понятий данной культуры, через призму которых оценивается мир и сама культура. Все, что касается биологического содержания гендерных идентичностей, относимых по большей части к личной сфере, почти не поддается тендерному смешению, а тем более полному освобождению от них. Но в отношении социальных и культурных сфер биологиче­ские детерминанты пола столь подвижны, что; могут не только быть легко взаимозаменяемы, но и вообще реализовываться вне гендерных идентичностей Можно уже сейчас сделать важное обобщение относительно роли тендерной идентичности в человеческом и социальном суще­ствовании. Первое. Тендерная идентичность направлена на сохра­нение индивидуальности человека, на акцентировании его уни­кальности и неповторимости, которые основываются на отдельно­сти и уникальности его тела, и, в том числе, на его половозраст­ных, а значит, и гендерных особенностях. Социокультурная мо­бильность является индикатором уровня развития культуры, но она имеет и отрицательную сторону: такая подвижность социо­культурных элементов постоянно размывает любые границы, в том числе границы личности, индивидуальность которой связана с сопиокулътурными идентичностями вообще, и с тендерными идентичностями, в частности. Поэтому символическое возвыше­ние в культуре чревато утерей самосознанием конституирующих его идентичностей, либо использованием ошибочно принятых за таковые неадекватных образов "Я" (это дает такие примеры, как шизофрения, социальные и культурные блуждания, поиск смысла жизни до самой старости и т.п.).

Второй ролью гендерной идентичности является уже упоми­навшееся нами назначение сохранить связь человека с природой в условиях постоянного роста и расширения абстрактной сферы. Среди прочих можно констатировать цель подобного укрепления связи "социального человека" с "человеком природным" (половая идентичность) сохранить природную среду, развить экологическое и, шире, биосферное сознание на основе не только искусственных предпосылок, но и внутренне присущих человеку биологических оснований. Человек должен расти как социокультурное существо и совершенствовать свое окружение, а не отрываться от него, что чревато, в конечном итоге, вымиранием человечества. Современ­ная же урбанизация имеет как раз направление к полной транс­формации природы в социальную среду, тогда как природа должна сохранить свои внутренние резервы для всеобщего выживания. Гендерная идентичность несет в себе память и указание на биоло­гический источник сознания, в котором обитает тендерная идентичность. С этой точки зрения мы могли бы интерпретировать тендерную идентичность как связующее звено между природой и обществом.

 

К третьей функции гендерной идентичности относится семио­тическая расшифровка окружающего мира, которая понимается в качестве сообщения или текста, а также ее фильтрация и создание на этой основе моделей поведения или образцов мышления, ис­пользуемых в повседневной жизни. Как семиотическое и креатив­ное устройство тендерная идентичность выполняет роль координа­тора многих функций и приспосабливает человека, его возможно­сти и желания, к условиям среды. Это один из первичных фильт­ров самосознания и сознания, который образуется еще в раннем детстве. И от того, как, когда и при каких обстоятельствах он был сформирован, во многом зависит действие и результат работы дру­гих фильтрующих оболочек.

Можно назвать и еще одну функцию тендерной идентичности, так называемую психофизическую, или энергетическую. Как и любая другая, тендерная идентичность имеет такие сферы прояв­лений в человеке, в которых она является наиболее авторитетной. Механизм принятия решений уже много раз описывался психофи­зиологами. Нас здесь интересует тот факт, что основной принцип психофизики "единство сознания и деятельности" ответственен как за решение действовать, так и за его реализацию, т.е. связан с механизмом энергетического обеспечения человеческого действия. Решение на уровне сознания всегда соотносится с его легитимиза­цией в самосознании, т.е. в оценке не только адекватности дейся> вия и внешней причины, его вызвавшей, но и его ценностно-смысловой правомерности. За последнее как раз и отвечает иден­тичность, которая исполняет роль авторитетного судьи, арбитра человеческого поступка. Тендерная идентичность, таким образом, выступает в роли одного из элементов механизма принятия реше­ний и непосредственного их осуществления, т.е. энергетической поддержки. Любой процесс оправдывания себя и своего действия вызывает на поверхность сознания все идентичности человека, ко­гда-либо им использованные или которые он оценивает в качестве возможных для себя. В результате чего решение и его реализация оцениваются с точки зрения того поля человеческих возможно­стей, границы которых определяются всеми возможными для че­ловека идентичностями (или их элементами).

Таким образом, к социокультурным функциям тендерной идентичности можно отнести следующие:

 - ценностно-нормативная;

 - регулятивная;

 - распределительная;

 - целеориентационная;

 -  культурно-смысловая;

- эволюционная.

Большинство из указанных функций социального и культур­ного характера нами уже упоминалось. Ценностно-нормативная функция тендерной идентичности связана с воспитанием личности через трансляцию ему норм и ценностей, свойственных той или иной половозрастной группе. Целеориентационная функция лежит в одной сфере с первой и предлагает человеку ориентиры его жиз­ни, связанные с представлениями общества об идеальных типах мужчины и женщины, о мужественности и женственности.

Регулятивная функция тендерной идентичности относится к задаче выживания общества и направляет социальные силы для такого структурирования и организации системы, которые облада­ли бы максимально высокой степенью эффективности противо­стояния давлению внешней среды. В одной плоскости с регуля­тивной находится функция распределительная, связанная с наде­лением функциональных обязанностей и

ролевых стандартов по­ведения представителям различных половозрастных групп.  Культурно-смысловая функция рассматривает тендерную идентичность как механизм смыслопорождения, как информаци­онный фильтр, призванный произвести смысловую классифика­цию культурных объектов. Тендерная идентичность как бы про­пускает через себя все многообразие объектов культурного про­странства и структурирует их в соответствии с собственной струк­турой[11].

 

Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов

Актуальность исследования всех социальных стереотипов заключа­ется в сходстве поведения людей, обусловленного разделяемыми сте­реотипами [Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002[. Тендерные стереотипы являются одной из разновидностей социальных стереотипов. В них, так же как и в других видах социальных стереотипов (например, этнических, политических, конфессиональных, профессиональных), отражаются осо­бенности восприятия людьми представителей собственной и другой тендерной группы. В процессе анализа тендерных отношений для нас важно ответить на вопрос: В чем заключается специфика тендерных стереотипов по сравнению с другими видами социальных стереотипов? Выделяя особенности тендерных стереотипов, рассмотрим их типоло­гию, характеристики, функции, условия возникновения и возмож­ности изменения. Характеризуя специфику тендерных стереотипов и особенности их связей с тендерными отношениями, нам не следует:.абывать о выделенных для анализа тендерных отношений параметров: дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как тендер­ных групп, иерархичность, соподчиненность их позиций.

 

Определение и типология гендерных стереотипов

В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О.А. Ворониной и Т.А. Клименковой «Тендер и культура». Тендерные стереотипы — стандартизированные представ­ления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие по­нятиям «мужское» и «женское». Тендерные стереотипы являются наи­более ярким и эффективным механизмом формирования традиционного тендерного поведения и социальных ролей [Воронина О.А., Клименко-ва Т.А. 1992. С. 16]. Сходное определение гендерных стереотипов пред­лагается американским психологом Д. Мацумото: «Тендерные стереоти­пы — психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» (Мацумото Д. 2002. С. 189)

 

Отличие в этих определениях тендерных стереотипов связано с тем что в первом определении акцент сделан на понимании тендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором — как социально-психологической характеристики личности.

Рассмотренные определения тендерных стереотипов ориентируют нас на анализ тендерных стереотипов в двух ракурсах: первый связан с анализом тендерных стереотипов как атрибута социальной и культурной жизни общества. Тендерные стереотипы как продукт культуры пред­ставляют собой существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин. Эти модели упрощенные и схематичные, они помогают человеку систематизировать информацию о мужчинах и женщинах не как об индивидуальностях, а как о представителях больших социальных групп. В контексте йнализа этих вопросов в предыдущем параграфе мы можем говорить о тендерных стереотипах как механизмах утверждения андро-центричной культуры, при этом следование тендерным стереотипам выступает как неизбежное следствие повседневного психологического функционирования в мире данной культуры.

 

Второй ракурс анализа связан с акцентом на тендерных стереотипах как индивидуальном когнитивном конструкте личности, который явля­ется следствием восприятия мужчин и женщин как представителей тендерных групп. Тендерные стереотипы — инструмент классифицикации окружающих людей на основании их половой принадлежности; кроме того, они выступают как ориентиры ожиданий в отношении поведения мужчин или женщин, с которыми человек взаимодействует. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие тендерные стереотипы, на субъективном уровне становят­ся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характе­ристики своей тендерной идентичности, и личностные особенности муж­чин и женщин, которые его окружают.

Описываемые в литературе тендерные стереотипы можно объединить в три группы [Клецина И.С., 1998].

Первая группа тендерных стереотипов — это стереотипы маску-линности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

 

Маскулинность-фемининность — нормативные представления о со­матических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя мас­кулинность с активно-творческим, культурным началом, а феминин-ность — с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) явно и, что важно, иерархически противо­поставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логи­чески; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и неж­ны [Психология. Словарь. 19901.

Итак, стереотипы маскулинности-фемининности отражают сформи­ровавшиеся в общественном сознании конкретные ожидания способов социального поведения и требования к чертам и свойствам личности мужчин и женщин. Типично мужской образ в соответствии с представ­лениями о маскулинности — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, доминантностью, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Ти­пично женский образ в соответствии с представлениями о фемининности включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникатив­ными умениями, конформностью, зависимостью, теплотой и эмоциональ­ной поддержкой [Агеев B.C., 1990].

Эти устоявшиеся социальные представления о маскулинности и фемининности в сознании отдельного субъекта выступают как эталонные модели, с которыми соотносятся реальные черты и свойства личности. Это приводит к тому, что человек подавляет в себе те черты личности, которые не соответствуют этим нормативным тендерным образцам. «Мужчина, подавляющий в себе качества, которые его культура опре­ деляет как женские, будет бороться с этими качествами и в окружающем его, особенно если культура выше ценит мужское начало и так или иначе дискриминирует женское, как это обычно и происходит. Будь то эмоциональность, алогичность, зависимость, любовь к цветам или неж­ность к детям, мужчина будет чураться этого в себе, будет бороться с этим, будет стремиться быть иным» [Маслоу А. 1997. С. 173].

Женщины, опасаясь прослыть неженственными, боятся проявлять такие качества, как независимость, автономность, логичность, ориента­ция на профессиональные достижения. Изучая особенности мотивации достижений мужчин и женщин, психолог Мартина Хорнер предложила концепцию «боязнь успеха». Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации — ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация — избегание неудачи. То есть именно девушкам и женщинам свойствен феномен «боязнь успеха». Они не хотят приобретать те профессии и осваивать те сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать мало женственными, т. е. они боятся социальных последствий успеха [Deaux К. 1985].

Вторая группа тендерных стереотипов касается закрепления семей­ных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей.

Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как не совсем нор­мальные или по меньшей мере странные. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины^ Переводится она как: «кух­ня, церковь, ребенок, платье». Считается, что для выполнения тради­ционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать способ­ности быть умелой и рачительной хозяйкой, а также быть чуткой, сострадательной и заботливой.

—Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются имен­но профессиональные роли. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентирован­ность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в со­держании труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятель­ности. Общеизвестно, что женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.

Для нас важно не просто описать распространенные в общественном сознании группы гендерных стереотипов, а попытаться ответить на вопрос: На выбор каких жизненных стратегий ориентируют мужчин и женщин данные стереотипы, какие стили поведения и отношений с окружающими людьми побуждают выстраивать?

Стереотипы маскулинности и фемининности ориентируют мужчин и женщин на развитие у себя качеств, противоположных качествам лич­ности другого пола: у мужчин — активность, предприимчивость, напо­ристость, жесткость, соревновательность, сдержанность, а у женщин — пассивность, неинициативность, мягкость, покладистость, уступчивость, деликатность, эмоциональность. Естественно, что все эти качества про­являются в ситуациях межполового взаимодействия.

В соответствии со стереотипами закрепления семейных и професси­ональных ролей у женщины на первом месте в иерархии их жизненных ценностей должна быть семья и исполнение материнских обязанностей, а у мужчин — ценность профессиональной самореализации и социаль­ного успеха. Поэтому считается естественной ситуация, когда женщина ради семейных интересов жертвует своей карьерой и профессиональными достижениями. А для мужчин такая ситуация будет противоестествен­ной.

На основе стереотипа различий в содержании труда в зависимости
от пола мужчинам предписываются занятие созидательными и творче-
скими видами деятельности, а для женщин более подходящим считается
исполнительский, репродуктивный характер труда. Следование данным
стереотипным моделям поведения позволит реальным мужчинам и жен-
щинам приблизиться к эталонам «настоящего мужчины и настоящей
женщины» и обеспечит им социально-психологическую адаптацию и
признание в социальном окружении.                 _

/ Таким образом, во-первых, тендерные стереотипы, ориентируя муж­чин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют неравноценные социальные пози­ции для мужчин и женщин. Типично женские качества личности, се­мейные роли, репродуктивный характер деятельности — все это опре­деляет социальный статус женщины как менее престижный в системе общественного устройства. Качества «настоящего мужчины», професси­ональные успехи, созидательно-творческий труд — все эти составляющие определяют высокий социальный статус, престиж и общественное при­знание.

Во-вторых, тендерные стереотипы побуждают мужчин и женщин в ситуациях взаимодействия друг с другом выстраивать не равноправные, паритетные отношение, а соподчиненные, взаимодополнительные, ком­плементарные отношения, при которых мужчины как люди, обладающие более высоким общественным статусом, выполняют лидирующую роль и занимают доминирующую позицию. Широкому распространению и утверждению гендерных стереотипов в общественном сознании способ­ствовала весьма популярная в социальных науках концепция «естест-взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза[11,с.247-251]


 

3. Гендерные аспекты социализации

Гендерные отношения в системе “группа-общество”

В данном подразделе предполагается раскрыть специфику и дать характеристику гендерным отношениям, которые занимают верхнюю по­зицию в перечне отношений, выделенных нами для изучения (см. таб­лицу 5). Это отношения, функционирующие в системе общественных отношений на макросоциальном уровне. Особенности тендерных отноше­ний данного уровня в первую очередь заданы социально-экономическими, политическими, культурными условиями развития общества. Государст­венная политика в отношении мужчин и женщин как больших социаль­ных групп определяет тендерный порядок и специфику тендерных отноше­ний на макроуровне. В задачи данной работы не входит анализ длительной исторической перспективы развития тендерных отношений, а поскольку мы анализируем тендерные отношения в контексте социально-психоло­гического знания, то ограничимся периодом XX столетия, когда в ос­новном сформировалась и развивалась социальная психология как наука.

Сначала мы обратимся к вопросу о специфике социально-психоло­гического анализа проблемы отношений в макросоциальной среде, а затем рассмотрим практики взаимодействия государства (общества) с тендерными группами.

Специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне

Явления и факты общественной жизни, социальные процессы и отно­шения, особенности больших социальных групп — все это сферы иссле­дования, которые традиционно являются предметом социологической, а не социально-психологической области знания. Несмотря на то что социальная психология «начиналась» с изучения проблем больших групп и их функ­ционирования в обществе, долгие годы психологические аспекты макросо-циальных процессов, явлений и больших групп не входили в число при­оритетных исследовательских тем социальных психологов.

Как представлена проблематика явлений макросоциального уровня в зарубежной и отечественной социальной психологии?

В США социальная психология имеет двойственный статус, там существуют две ветви социальной психологии — «психологическая со­циальная психология» и «социологическая социальная психология».

Психологическая социальная психология с самого начала определя­лась как наука, изучающая индивида в социальном контексте. Она концентрирует внимание на личности, характеризуется связями с общей психологией, включая акцент на экспериментировании.

Социологическая социальная психология делает упор на социальном контексте, она уделяет больше внимания не экспериментальным иссле­дованиям, а разработке теоретических вопросов социально-психоло­гического знания и исследованиям при помощи опросных методов.

Двойственный статус социальной психологии как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической ассоциации, так и внутри Американской социологической ассоциации. Несмотря на су­ществование двух ветвей социальной психологии, которые, казалось бы, при проведении исследований должны охватить широкий спектр акту­альных общественных проблем, в середине XX столетия остро встал вопрос о социальной релевантности американской социальной психоло­гии как науки.

    В работе П.Н. Шихирева [1999] приводится обоснование сложившей­ся ситуации. Под влиянием позитивистской методологии и идеологии американского общества сформировался принцип методологического ин­дивидуализма, в соответствии с которым осуществлялись все социально-психологические исследования. Единицей анализа социальных явлений выступает поведение индивида, взаимодействующего с другим, ему по­добным. Это взаимодействие объясняется законами общей психологии, которые, в свою очередь, выводятся из законов биологических. Как объ­ект исследования, человек не отличается от объектов природных. Отсюда ограниченное, поверхностное понимание социального как множества. При этом социальное лишается таких важных характеристик, как опос-редованность символическими системами, языком, общением. В итоге, несмотря на то что в учебниках социальная психология обычно опреде­ляется как психология социального поведения, о социальной составляю­щей поведения в них говорится меньше всего. Тем самым социальная психология превращается в отрасль общей психологии. Метод номоло-гического лабораторного эксперимента был незаслуженно абсолютизи­рован в ущерб остальным методам социально-психологического иссле­дования. Поскольку к тому же основным контингентом испытуемых в этой искусственной среде были студенты колледжей, т. е. выходцы из среднего класса», являющиеся носителями относительно гомогенной системы ценностей, то неудивительно, что полученные данные большей

частью имели весьма ограниченную валидность и не могли быть экстрапо­лированы на социальную действительность. В итоге социальная психо­логия оказывается социально-нерелевантной [Шихирев П. 1999. С. 186].

Таким образом, можно заключить, что на протяжении практически всего XX столетия психологический аспект анализа социальных процес­сов и отношений, психология больших социальных групп, реальные проблемы общественной жизни не были предметом пристального изу­чения американской социальной психологии.

Неумение американской социальной психологии сочетать психоло­гический и социологический подходы, недостаточное внимание к обще­ственной стороне жизни людей, неспособность ответить на острые проблемы, выдвигаемые в ходе общественного развития, — все это как отличительную особенность американской социальной психологии XX столетия, отмечают в своих работах ведущие европейские и амери­канские исследователи [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петров­ская Л.А., 2001]. Так, например, немецкий социальный психолог Карл Грауманн, давая оценку развития американской социальной психологии, подчеркивает: «Американская ветвь социальной психологии более ин­дивидуалистична, неисторична, этноцентрична и более ориентирована на лаборатории, чем европейская» [Грауманн К.Ф. 2001. С. 41].

Известный французский социальный психолог С.Московичи крити­кует американскую социальную психологию за то, что она устранилась от решения острых социальных проблем. Он убежден, что социальная психология должна быть ориентирована на социальные проблемы об­щества, она не должна игнорировать вопросы социального неравенства, войн и этнических конфликтов [Московичи С, 1984]. Перспективы развития социальной психологии С. Московичи видит в том, что: «Она должна повернуться к реальности, участвовать в социальных экспери­ментах и в установлении новых социальных отношений» [цит. по: Анд­реева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. 2001. С. 240].

Проблемы, характерные для американской социальной психологии как научной сферы знания, в определенной мере преодолеваются в западноевропейской социальной психологии, которая начинает активно развиваться во второй половине XX столетия. П.Н. Шихирев по этому поводу пишет: «В западноевропейской социальной психологии намеча­ется своеобразный синтез исследований, выполненных в традиционном ключе методологического индивидуализма, и исследований, имеющих социологическое происхождение.... За всем этим, по существу, стоит тенденция к переходу социальной психологии от отношения "индивид — группа" к отношению "группа — группа" и далее "группа — общество"» [Шихирев П., 1999. С. 271].

Социальная психология не должна заниматься только личностью и ее внутриличностными процессами. В качестве социальной дисциплины она наряду с изучением процессов личностного развития должна сосре­доточиться на изучении социального контекста в широком смысле этого слова. В западноевропейской социальной психологии эта задача стала успешно решаться в процессе социально-психологических исследований, проводимых в русле концепции социальных представлений С.Московичи и теории социальной идентичности Г.Тэшфела.

Отечественные социальные психологии на протяжении всего периода существования социальной психологии как научной области знания в определенной степени уделяли внимание проблематике общественных отношений, психологии больших социальных групп и массовидным яв­лениям психики. Официальное включение проблематики макросоциаль-ного уровня (общественные отношения и психология больших социаль­ных групп, социальные нормы и ценностные ориентации) в сферу социально-психологического знания состоялось в 60-е годы XX столетия, с момента «второго рождения» социальной психологии как самостоя­тельной дисциплины, т. е. второго этапа дискуссии о предмете социаль­ной психологии и соотношении социальной психологии с психологией и социологией [Андреева Г.М., 1996].

Включение в структуру социально-психологического знания раздела, посвященного большим социальным группам и общественным отноше­ниям, является принципиальным выражением позиции социальной пси­хологии как науки, реализующей социологический и психологический подходы и оправдывающей свое происхождение от двух родительских дисциплин: психологии и социологии. Тем не менее Г.М. Андреева, подчеркивая специфику социально-психологического подхода при изу­чении социальных процессов в масштабе всего общества, предостерегает от «социологизации» социальной психологии в случае акцентирования внимания социальных психологов на проблемах отношений типа «груп­па — общество». Социальная психология не должна заменять социоло­гию в исследовании социальных процессов и отношений, она должна анализировать психологические аспекты социальных отношений, отра­жение этих отношений в сознании индивидов как представителей со­циальных групп и изменение их поведения как субъектов социальных отношений [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001].

Проблемы взаимоотношений социальных групп и общества в насто­ящее время находят отражение практически во всех современных оте­чественных пособиях по социальной психологии [например, см.: Анд­реева Г.М., 1996; Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. 2002; Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. 2001 и др.]. Однако следует заметить, что изучению проблем и социально-психологических явлений макроу­ровня в отечественной социальной психологии уделяется недостаточно внимания; так, к примеру, А.Л. Журавлев указывает: «В социальной психологии чрезвычайно медленно формируется такой раздел, который можно было бы назвать "психологией общества"... В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с соци­ологией не имеет специфики в методах его изучении — это главное обстоятельство, затрудняющее формирование такого раздела в социаль­ной психологии» [Журавлев А.Л., 2002. С. 8].

Итак, можно заключить, что исследование социальных процессов в масштабе общества в целом является актуальным для социальной пси­хологии, особенно это касается изучения проблем современного россий­ского общества, находящегося на этапе радикальных социальных транс­формаций. Социальная психология должна быть ориентирована на со­циальные проблемы общества, так как именно общество диктует проблемы социальной психологии, а долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы [Андреева Г.М., 1996].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что специфика социально-психологического подхода к изучению отношений на макросоциальном уровне, несомненно, определяется типом общественной организации, социально-экономическими и политическими условиями общественного устройства. Но главным является то, что специфика изучения отношений задается предметным содержанием социальной психологии как сферы научного знания. В соответствии с определением предмета социальной психологии, которое принято многими отечественными специалистами (см.: [Андреева Г.М., 1996]), специфический социально-психологический угол зрения на все исследуемые проблемы связан с раскрытием кон­кретных механизмов «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, т.е. выявлением механизмов воздействия социальных усло­вий на поведение и деятельность людей как представителей групп [Андреева Г.М., 1996].

Гендерные отношения на макросоциальном уровне

Тендерные отношения, функционирующие на макросоциальном уров­не,. — это отношения, представленные в системе «группы мужчин и женщин (личность (мужчины или женщины)) — общество (государст­во)» (см. таблицу 5). Тендерные отношения этого уровня встроены в широкий класс общественных отношений, которые представлены много­образными связями, возникающими между различными общностями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности. Общественные отношения определя­ются социально-экономическими условиями развития страны, а также типом политического устройства общества. Специфика общественных отношений заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, а индивиды взаимо­действуют как представители определенных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей [Андреева Г.М., 1996. С. 70-71].

Хотя общественные отношения носят безличный, не персонифици­рованный характер, они не могут быть раскрыты без учета психологии конкретных личностей, их места в системе общественных отношений, позиций и ролей, занимаемых в социальной структуре общества [Кол­лектив. Личность. Общение. 1987. С. 65].

Содержание тендерных отношений разворачивается на фоне поли­тического и социально-экономического контекста, характерного для оп­ределенного периода развития общества, и представлено существующи­ми практиками взаимодействия между государством и группами мужчин и женщин как объектами государственной политики и участниками отношений макросоциального уровня. В системе общественных отноше­ний тендерные отношения, так же как и другие виды общественных отношений (например, политические, экономические), строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, которое та или иная тендерная группа занимает в обществе. Положение группы в обществе определяется ее статусом, а выражением статуса является социальная роль.

Ориентируясь на рассмотренные подходы к пониманию социально-психологической специфики анализа отношений в системе «тендерные группы — общество», определим основные вопросы анализа тендерных отношений на этом уровне социальной реальности:

—   характеристики субъектов тендерных отношений макроуровня;

— специфика проявлений тендерных отношений со стороны каждого из участников отношений;

—   формы проявления тендерных отношений.

Характеристики субъектов гендерных отношений макроуровня

Субъектами гендерных отношений, функционирующих на макросо-циальном уровне, являются, с одной стороны, большие социальные группы, а именно группы мужчин и женщин (тендерные группы), а с другой — государство как социальный институт, регламентирующий тендерные отношения на законодательном и исполнительном уровнях. Основное содержание отношений определяется социальной политикой по отношению к тендерным группам, которая разрабатывается государ­ственными структурами. На основе этой политики и выстраиваются отношения между государством и каждой из гендерных групп. Основная активность в этих отношениях исходит именно со стороны государства, тендерные группы и их отдельные представители чаще занимают позиции не субъектов этих отношений, а объектов.

В главе 2 было предложено подробное описание тендерных групп как больших социальных групп. Были рассмотрены общие вопросы характеристики больших социальных групп (определение понятия, виды и др.), была раскрыта их психологическая структура и статус каждой из тендерных групп в обществе. Поэтому сейчас в самом общем виде выделим особенности второго субъекта тендерных отношений — такого социального института, как государство.

Государство — основной институт политической системы, наделен­ный высшей законодательной властью, т. е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Государство является основным источником политической власти и использует ее от имени всего общества [Новей­ший философский словарь. 1998. С. 178].

Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, регулирующих функ­ционирование официальных организаций и социальных групп и образу­ющих социальную систему. По форме социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными сред­ствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содер­жательной стороны — это набор целесообразно ориентированных стан­дартов поведения определенных лиц в конкретных условиях. Данные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для какой-либо социальной системы [Социальная психология. 2001].

Итак, государство в системе тендерных отношений устанавливает социальные нормы и правила общественной жизни мужчин и женщин как представителей социальных групп, осуществляет социальный конт­роль за исполнением предписанных ролей, в определенной степени вли­яет на процесс тендерной социализации в детском и взрослом возрасте.

Специфика проявлений гендерных отношений со стороны каждого из участников отношений

Итак, анализируя тендерные отношения на макроуровне, мы будем рассматривать особенности взаимодействия государства с группой муж­чин и группой женщин. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства задается социальной политикой по отношению к конкретной тендерной группе, а политика определяется доминирующей в обществе тендерной идеологией.

Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как тендерные. В соответствии с существующей в конкретном обществе тендерной идеологией, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на тендерные группы, мужчины и женщины как объекты социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения ген­дерных ролей создают (реализуют) тендерные отношения.

Таким образом, содержание гендерных отношений макроуровня может быть раскрыто через анализ социальных ролей гендерных групп, типичных для процесса жизнедеятельности общества, а также через анализ содержания социальной политики (гендерной идеологии), кото­рую государство реализует в отношении гендерных групп.

Рассмотрим подробнее содержание выделенных нами феноменов (гендерные роли и тендерная идеология), раскрывающих особенности гендерных отношений в контексте макросоциума с позиций участников отношений: групп мужчин и женщин — с одной стороны, и государст­ва — с другой.

Гендерные роли

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Ис­следования социальных ролей помогают прояснить особенности поведе­ния личности как представителя социальной группы и субъекта соци­альных отношений. Специфика социальных ролей, их классификация, взаимовлияние личности и социальной роли, ролевые конфликты — все эти вопросы разрабатывались в ролевых теориях. Ролевые теории — одно из направлений интеракционистской ориентации, активно разви­вающееся в первой половине XX столетия. Наиболее известными пред­ставителями этого направления являются И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт.

В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы XX столетия Дж. Мид и Р. Линтон. Основоположник интеракционистской ориентации Дж. Мид не дал определения понятия роли. При изложении своих концепций он употреблял понятие роли как весьма неопределенное. Он применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуни­кации. Фактически понятие роли было взято из сферы театра, где оно ис­пользовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001].

Значительный вклад в развитие ролевой теории внес Р. Линтон. Он предложил статусно-ролевую концепцию, в рамках которой связи инди­вида с различными системами общества раскрываются через понятия «роль» и «статус». Широко известно его определение роли как динамиче­ского аспекта статуса. Статус, по мнению Р. Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие «роль» исполь­зуется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, свя­занных с определенным статусом. Роль, таким образом, включает в себя установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каж­дого, имеющего определенный статус. В связи с тем что роль представ­ляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом ста­туса, т. е. тем, что индивид должен сделать для оправдания занимаемого им статуса (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001].

Итак, «социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отно­шений» [Андреева Г.М., 1996. С. 71]. Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может одобрять либо не одобрять конкретные социальные роли. При этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а определенный вид социальной дея­тельности. Указывая на роль, мы относим человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

Социальная роль представляет собой функцию разноуровневых яв­лений объективного и субъективного порядка, которые находят отраже­ние в ролевом поведении личности [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001]. Объективный аспект ролевого поведения зада­ется исполнителю общим способом или стандартом поведения той или иной социальной роли выработанный в данном обществе. Субъективная сторона роли определяется особенностями личности исполнителя роли; ролевое поведение при этом приобретает индивидуализированную, лич­ностную окраску. Каждый человек привносит индивидуальное своеоб­разие в процесс выполнения той или иной роли.

Субъективные и объективные стороны проявления социальной роли соотносятся с социологическим и социально-психологическим подхода­ми в ее изучении. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и норматив­ной стороне, т. е. к виду и содержанию деятельности, к предполагаемому выполнению определенной социальной функции, а также нормам пове­дения, предъявляемым обществом к выполнению этой функции. Социально-психологический аспект социальной роли связан, прежде всего, с исследованием субъективных факторов социальной роли, т. е. с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей.

Сложность феномена социальной роли не позволяет предложить четкого определения, в котором были бы отражены все подходы к изучению социальной роли. Американские социальные психологи М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что из-за различных подходов к пони­манию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социаль­ного поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли. Они выделяют следующие аспекты:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий отно­сительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представ­ляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.

3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занима­ющего определенное положение [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Пет­ровская Л.А., 2001].

Другими словами, в первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение или позицию, во втором — о его собственном представлении, как он должен себя вести в той или иной статусной позиции, и в третьем — о наблюдаемом (реальном) поведении индивида, занимающего определенную позицию. Если окружающим людям извест­на социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запре­ты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соот­ветствует ожидаемому образцу, оно считается успешным [Психология: учебник. 1998].

Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов: 1) знания роли или представления о правилах и обязанностях, связанных с данной ролью; 2) значимости выполняемой роли; 3) умения выполнять данную роль; 4) способности рефлексировать свое ролевое поведение.

Гендерные роли (gender roles) — степень принятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой [Ма-цумото Д., 2002. С. 188]. Тендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола; в основе ген­дерных ролей лежит дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Тендерные роли — вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в по­ведении. Тендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении [Кон И.С., 1975. С. 765]. Таким образом, тендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

В каждом обществе существует различные роли мужчины и жен­щины в соответствии с их полом. «Быть мужчиной» подразумевает играть определенную социальную роль, «быть женщиной» — играть другую роль. Эти социальные роли, выделяемые по половому признаку, являются установками ожидания, которые определяют, как мужчина и женщина должны действовать согласно нормам, принятым в данном обществе.

В традиционных обществах мужские и женские роли резко отлича­ются; они, как правило, полярны. От женщины в первую очередь ожидается, что в системе ее ценностей приоритетными будут роли матери, жены, хозяйки, хранительницы домашнего очага, т. е. семейные роли. Все остальные роли должны быть второстепенными, они не должны мешать исполнению главных социальных женских ролей.

Для мужчин главными ролями являются профессиональные роли, в системе общественных экспектаций от мужчины ожидаются успехи в публичной сфере, а также то, что он материально обеспечит свою семью. Данный порядок разделения гендерных ролей подчеркивает Э. Гидденс: «Первоочередной задачей, стоящей перед женщиной, является воспита­ние детей и ведение домашнего хозяйства, тогда как политическая и военная деятельность остается, как правило, прерогативой мужчины» [Гидденс Э., 1999. С. 164].

Широко распространены предубеждения в невозможности исполне­ния мужчинами или женщинами определенных ролей. Так, например, многие люди придерживаются следующих мнений относительно гендер­ных ролей: «Женщина не может быть хорошим руководителем», «По­литика — не женское дело», «Мужчине нельзя доверить грудного ребенка» и др.

В настоящее время отмечается сближение форм поведения, осно­ванного на дифференциации мужских и женских ролей, выражено яв­ление полоролевой демократизации. Жесткая поляризация гендерных ролей стирается, происходит ломка традиционных культурных стерео­типов мужского и женского поведения, сферы деятельности и общест­венное производство все меньше подчиняются делению на сугубо муж­ские и женские, например, женщины-военные, мужчины-домохозяйки, женский футбол и мужская аэробика (подробнее о гендерных ролях см.: Юркова Е.В., Клецина И.С. [2003]).

Таким образом, поведение мужчин и женщин как представителей гендерных групп и субъектов гендерных отношений на макроуровне регулируется государством посредством нормативных стандартов пове­дения для лиц определенного пола. Эти стандарты поведения составляют содержание социальных ролей, которые должны исполнять мужчины и женщины как члены общества.

Гендерная идеология

 

Теперь рассмотрим содержание понятия «гендерная идеология». Как подчеркивалось выше, именно через анализ содержания базовых идео­логических гендерных концептов-представлений можно понять специфи­ку отношения, реализуемого государством по отношению к мужчинам и женщинам как социальным общностям.

В работе психолога Д. Мацумото «Психология и культура» нам встретилось определение понятия «тендерная ролевая идеология» (gender roles ideology) — суждения о том, какими должны быть тен­дерные роли в данной культуре и обществе (как должны выглядеть и как должны вести себя мужчины и женщины в конкретном обществе) [Мацумото Д. 2002. С. 180]. Другими словами тендерную идеологию можно определить, как согласованную систему взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять как члены общества. Тендерная идеология — это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами.

Приведем результаты исследования изучения особенностей гендерно-ролевой идеологии в разных культурах (исследование описано в работе Д. Мацумото [2002]). Джон Уильяме и Дебора Бест (Williams & Best, 1900) участникам исследования из 14 стран предложили заполнить опросник «Контрольный список прилагательных» (КСП), состоящий из трехсот прилагательных, переведенных на соответствующие языки. Участники исследования заполняли опросник в соответствии с тем, какими они видят себя и какими они хотели бы быть. Участникам также было предложено указать свои ответы по шкале половой ролевой идео­логии, оценки которой располагались между полюсами, обозначенными как «традиционность» и «эгалитарность». Оценки, расположенные вбли­зи полюса традиционности, соответствовали описанию традиционных или общепринятых универсальных норм, касающихся гендерных ролей, основанному на данных, полученными учеными в ходе предыдущих исследований. Оценки, соответствующие полюсу эгалитарности, отра­жали тенденцию к уменьшению дифференциации между мужчинами и женщинами по различным психологическим характеристикам.

Оценки, наиболее близкие к полюсу эгалитарности, были получены от участников, представляющих такие страны, как Нидерланды, Герма­ния и Финляндия, а соответствующие наиболее традиционной идеоло­гии — от опрашиваемых из Нигерии, Пакистана и Индии. Выяснилось, что для женщин характерны более эгалитарные взгляды, чем для муж­чин. Однако различия во взглядах внутри отдельных стран были отно­сительно небольшими по сравнению с различиями между странами, которые варьировали в значительных пределах. Более эгалитарные оцен­ки были получены в странах, характеризующихся такими показателями, как относительно высокий уровень социально-экономического развития, значительный процент протестантов среди населения при небольшом количестве мусульман, значительная часть женщин, работающих вне дома и учащихся в высших учебных заведениях, а также высокая степень индивидуализма.

Гендерная идеология традиционного типа по своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология». Пат­риархат — одно из ключевых понятий в теории гендерных исследований. В «Словаре гендерных терминов» категория «патриархат» определяется как узаконенная система отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополня­емости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Муж­чине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он — субъект властных отношений, она — объект его власти [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 170].

Тендерная идеология находит отражение в социальной политике, проводимой государством в отношении женщин и мужчин как социаль­ных групп; данная политика формирует правовой и социальный статус этих групп, регламентирует их взаимоотношения с обществом. Поэтому, раскрывая содержание социальной политики, направленной на тендер­ные группы, мы можем лучше понять суть тендерной идеологии патри-архатного или эгалитарного типа.

Патриархатный тип государственной политики — это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и в обществе между мужчиной и женщиной. При этом «естественным» предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятель­ности, главы и «кормильца» семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом.

Характерными чертами патриархатной политики являются:

— отстранение/ограничение участия женщин в профессиональной деятельности;

— отстранение/ограничение доступа женщин к высшему образова­нию;

— ориентация женского образования на подготовку женщин к вы­полнению функций матери и хозяйки дома;

— отстранение женщин от участия в политической жизни, ограни­чение их доступа на уровень принятия государственных решений;

—    пропаганда идеала неэмансипированной, зависимой женщины. Данный тип государственной политики характерен для периода

«классического» капитализма первой половины XX века, когда публич­ная сфера была преимущественно сферой мужской занятости, частная сфера являлась прерогативой женщин [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 171].

Эгалитарная государственная политика — это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от ее половой принад­лежности. Основными направлениями эгалитарной политики являются:

— равное участие женщин и мужчин во всех сферах профессио­нальной деятельности, включая управление государством;

— создание условий для максимального высвобождения членов се­мьи от выполнения рутинной домашней работы;

— распространение государственных льгот, связанных с уходом за детьми, на обоих родителей;

— обеспечение равного доступа обоих полов к образованию как необходимому условию достижения тендерного равенства;

— преодоление патриархатных стереотипов о мужской и женской ролях в обществе, создание благоприятного общественного мнения о тендерном равенстве;

— создание системы подготовки государственных служащих, позво­ляющей руководителям и специалистам всех уровней вникнуть в суть проблемы тендерного равенства [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 245].

Эгалитарная политика основывается на комплексном подходе к про­блеме равенства полов как новой стратегии достижения тендерной симметрии в обществе в XXI веке. В европейских государствах э


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: