Вопросы к экзамену по дисциплине
ОП.02. Психология
Для специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Ярославль, 2019
Предмет психологии. История психологии.
Психология как наука. Предыстория научной психологии. Возникновение научной психологии. Предмет психологии. Основные направления психологии Структура современной психологии. Связь психологии с педагогической наукой и практикой.
Методы современной психологии.
Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву. Общая характеристика методов: наблюдение, эксперимент, тесты, метод анализа продуктов деятельности, анкетирование, беседа и др.
Понятие о психике и ее эволюция.
Понятие «психика». Эволюция психики животных (стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия человекоподобного интеллекта). Структура психики.
|
|
Мозг и психика.
Физиологические механизмы психической деятельности. Функциональные блоки головного мозга (А.Р. Лурия) и их роль в регуляции психических процессов и состояний личности. Функциональная ассиметрия больших полушарий. Сознание как высшая форма психики.
Понятие о личности.
Определение понятия «личность». Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Система свойств человека. Человек как личность и индивидуальность. Самооценка. Виды самооценки. Значение самооценки в развитии личности.
6. Структура личности.
История исследования проблемы личности в психологии. Современные теории личности.
Биологическое и социальное в структуре личности. Понятие личности и структуры личности в отечественной психологии и зарубежной психологии.
Темперамент.
Понятие темперамента. Учения о темпераменте. Учение И. П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.
Характер.
Понятие характера. Классификация черт характера. Формирование характера. Акцентуации характера.
Способности.
Понятие о способностях. Задатки и способности. Способности и личность. Общие и специальные способности. Условия развития способностей.
Эмоциональная сфера личности.
Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций, их классификация Формы переживания эмоций: настроение, аффект, стресс, страсть. Эмоциональные состояния: фрустрация, депрессия, тревожность. Высшие чувства, их виды.
|
|
Воля.
Понятие о воле, ее функции. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
Ощущение и восприятие как основа чувственного познания.
Понятие об ощущении и восприятии. Классификация ощущений и восприятия по различным основаниям. Основные свойства ощущений и восприятия.
Внимание.
Понятие внимания. Функции внимания. Виды и свойства внимания. Типы внимания. Развитие внимания.
Память.
Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Мнемические действия, закономерности памяти. Индивидуальные особенности памяти и рациональные приемы запоминания.
Мышление и речь. Воображение.
Понятие о мышлении. Классификация видов мышления. Операции мышления. Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Язык и речь. Функции речи. Виды речи, их характеристика. Свойства речи. Понятие о воображении. Воображение и творчество. Функции воображения. Виды воображения. Способы создания образов. Этапы творческого процесса.
Категория развития и его закономерности. Факторы и условия психического развития.
Сущность психического развития. Области психического развития. Закономерности психического развития. Условия психического развития и их взаимосвязь. Генотипическая и средовая обусловленность развития. Обучение и психическое развитие. Деятельность и психическое развитие.
Категория возраста и проблема периодизации психического развития.
Понятие возраста. Показатели возраста, новообразования возраста. Психологический, социальный, биологический, хронологический возраст. Проблема периодизации психического развития.Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов.
Общая характеристика детей дошкольного возраста
Границы дошкольного возраста, особенности социальной ситуации развития, кризисы возраста, основные возрастные новообразования, ведущий вид деятельности. Особенности познавательного развития дошкольника: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и возникновение элементов самооценки. Особенности развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Понятие ГОШ. Виды готовности к школе, структурный компонент:физическая,личностно-социальная,эмоционально-волевая,интеллектуальная готовность. Специальная готовность. Диагностика психологической готовности ребенка к школе.
Возрастные, половые и индивидуальные особенности развития ребенка младшего школьного возраста.
Хронологические границы возраста. Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Психологические новообразования. Особенности кризиса 7 лет. Познавательное развитие ребенка младшего школьного возраста. Личностное развитие дошкольника. Мотивационно-потребностная сфера и эмоционально-волевое развитие младшего школьника.
Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.
Понятие общения. Функции и виды общения. Барьеры в общении. Многоплановый характер общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми детей дошкольного и младшего школьного возраста. Понятие малой группы. Цели и задачи группы; нормы группы; структура группы, групповые роли и проблема лидерства; групповая сплоченность; межличностные конфликты; формирование подгрупп, стадии развития группы. Вхождения в группу: адаптация, индивидуализация, интеграция. «Отверженные» - причины и следствия. Методы гармонизации взаимоотношений.