Сущность и структура национальных инновационных систем. Специфика национальной инновационной системы России

На сегодняшний день ключевым фактором преимущества страны в международной конкуренции признается способность к эффективному использованию и расширенному воспроизводству интеллектуального капитала. Инновационная стратегия макроэкономического развития рассматривается большинством развитых стран как единственный путь преодоления системного экономического кризиса в средне- и долгосрочной перспективе. Применительно к России это означает, что на смену хаотичным и фрагментарным инновационным процессам должна прийти зрелая национальная инновационная система (НИС).

В теоретическом плане концепция НИС базируется на нескольких положениях:

- на идеях Й. Шумпетера, Г. Менша, Б. Санто, М. Портера об инновациях как факторе конкурентной борьбы;

- на признании знаний и информации важнейшим фактором производства;

- на эмпирически подтверждаемой зависимости между инновационной активностью хозяйствующих субъектов и развитостью соответствующих институтов инфраструктуры.

НИС каждой страны уникальна, так как формируется под влиянием множества факторов, в числе которых следует выделить обеспеченность природными ресурсами, человеческим капиталом, обычаи делового оборота, особенности государственного регулирования и формирования институтов предпринимательской деятельности. Каждая НИС характеризуется определенной структурой и формами взаимодействия своих элементов, в частности:

а) большей или меньшей доли участия государства и бизнеса в финансировании НИОКР;

б) развития тех или иных институтов инфраструктуры; набора отраслей, признанными точками экономического роста;

в) деловой активности крупного и малого бизнеса на этапе освоения новшеств;

г) распространенных форм кооперации субъектов инновационной деятельности.

 Вместе с тем, любая НИС построена на технологической цепочке инновационного процесса: «фундаментальные исследования – поисковые НИР – прикладные НИОКР – технологии – маркетинг инноваций – производство инноваций – реализация инноваций». Поэтому можно говорить об определенной универсальности состава элементов НИС: научно-техническая сфера, производство инновационной продукции, потребление инновационной продукции, инфраструктура НИС.

Для понимания содержания НИС необходимо отметить следующие положения:

1. Наука, как главный источник нововведений, не является замкнутой, изолированной системой (университеты и научные центры), а является ключевым звеном каждого крупного сегмента (государственные научные центры, научные центры корпораций, малые инновационные предприятия).

2. Предприниматели, компании, государство рассматриваются не как отдельные субъекты инновационного процесса, а как взаимосвязанные элементы сложной системы.

3. Инновационная деятельность обеспечивается наличием эффективной инновационной инфраструктуры и определенным набором институциональных факторов.

Таким образом, национальную инновационную систему можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время НИС представляет собой комплекс институтов правового финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности (табл. 8.2).

Базисными сферами национальной экономики, создающими фундамент НИС, являются сферы:

- генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах);

- распространение и применение знаний (исследования и разработки, производство товаров и услуг);

- коммерциализация нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты);

- образования и профессиональной подготовки кадров;

- инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;

- управления и регулирования (правовая база, государственная макроэкономическая и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).

 

Таблица 8.2. – Структура национальной инновационной системы

Среда Содержание Элементы
Научно-производственная среда Совокупность организаций частного и государственного секторов экономики по производству и коммерческой реализации научных знаний и технологий в пределах национальных границ - университеты и академии; - крупные, средние и малые компании; - организации инновационной инфраструктуры; - финансовые структуры; - консалтинговые структуры
Институциональная среда Совокупность законодательных актов, норм и правил и ведомственных инструкций, обеспечивающих взаимодействие субъектов инновационной деятельности с другими сегментами национальной экономики и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности Комплекс институтов правового, финансового и социального характера, формирующих государственную научно-техническую и инновационную политику

 

Важнейшей составной частью НИС является инновационная инфраструктура, институты и организации которой содействуют переводу научных результатов в коммерчески привлекательные продукты.

Инновационная инфраструктура - это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги по созданию и реализации инновационной продукции участникам инновационной деятельности (табл. 8.3).

Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру НИС.

 

Таблица 8.3. - Виды инновационной инфраструктуры

Подсистемы Институты и организации
Производственно-технологическая инфраструктура - технопарки (научные парки); - инновационно-технологические центры; - бизнес-инкубаторы; - центры трансфера технологий; - инновационно-промышленные зоны; - особые экономические зоны
Финансовая инфраструктура - различные фонды (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные и др.); - частные инвесторы (бизнес-ангелы); - фондовый рынок
Экспертно-консалтинговая и информационная инфраструктура - институты развития (Российская венчурная компания, Агентство стратегических инициатив, Сколково и др.); - центры консалтинга общего и специального назначения (финансы, инвестиции, маркетинг, управление и т.д.); - организации по оказанию услуг (проблемы интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации); - информационно-аналитические центры; - интернет-ресурсы

 

 Наиболее простая модель описывающая взаимодействие указанных элементов, предполагает, что:

- роль частного (предпринимательского) сектора состоит: а) в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм; б) рыночном освоении инноваций;

- роль государства – а) в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса высоких технологий; б) в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности.

На государство всегда возлагается финансирование фундаментальных исследований, разработок военного и стратегического назначения. Частный бизнес занимается коммерциализацией новшеств, а также (в идеале) разработкой технологий на основе собственных прикладных НИОКР. Инфраструктурные организации призваны обеспечить полноту стадий инновационного процесса, ускорить и упростить взаимодействие между разработчиками и потребителями новшеств. Если говорить более глобально, инфраструктура поддерживает саму возможность протекания инновационного процесса и определяет его характер в конкретных социально-экономических условиях.

В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС. Они проявляются:

- в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении названных функций;

- в условиях функционирования крупного, среднего и малого бизнеса;

- в соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разработок;

- в динамике развития, отраслевой и региональной структурах инновационной деятельности.

В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется:

а) проводимой государственной макроэкономической политикой;

б) нормативным правовым обеспечением;

в) формами прямого и косвенного государственного регулирования;

г) состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов;

д) внутренних товарных рынков, рынков труда;

е) историческими и культурными традициями и особенностями.

 

К числу проблем формирования российской НИС относятся:

- несистемность решений государственной инновационной политики, несогласованность положений стратегических документов и отсутствие преемственности при их разработке, неконкретность сценариев инновационного развития;

- постоянные изменения в системе государственного управления наукой, приводящие к недостаточному участию научного сообщества в разработке научно-технической политики РФ;

- низкая эффективность государственного финансирования НИОКР, несмотря на многократный рост внутренних расходов на НИОКР в течение последнего десятилетия; недостаточная ориентация государственных расходов на конечный результат в виде инновационной продукции или технологии; отстраненность бизнеса от формирования и реализации государственных программ НИОКР; коррупция при распределении средств государственного финансирования научных исследований.

- низкий уровень частных инвестиций в НИОКР и невостребованность результатов НИОКР, выполненных научными организациями, в реальном секторе экономики;

- отсутствие реальных оценок эффективности работы созданных институтов развития: институтов посевного финансирования, бизнес-инкубаторов, ОАО «Российская венчурная компания», Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка), Государственной корпорации «Роснано»;

- проблемы статистики науки и инноваций, в частности, доступность статистических данных с лагом в несколько лет, использование для анализа инновационной активности экономических субъектов формальных количественных показателей, неадекватные оценки, фигурирующие в государственных стратегических документах;

- низкий уровень взаимодействия вузовской науки и производства, реальный сектор экономики не является основным заказчиком прикладных исследований;

- снижение качества профессионального образования, дефицит инженерных и управленческих кадров в наукоемких производствах;

- ориентация государственной инновационной политики, главным образом, на развитие территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: