Перспективы развития системы СМИ

 

Литература:

Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой докл. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2009. URL: http://www.fapmc.ru.

Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2010. URL: http://www.fapmc.ru

Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2010. URL: http://www.fapmc.ru

Пути развития системы СМИ, видимо, и в дальнейшем будут определяться основными факторами: ростом потребностей общества в различных видах информации и расширением технических возможностей ее производства, передачи и хранения.

Информация в наше время является одним из наиболее важных ресурсов общества, наряду с материальными, энергетическими, людскими ресурсами. Налажен информационный обмен не только в пределах одной страны, но и в международном масштабе. Спутниковая связь, кабельные сети делают возможным создание глобальной (мировой) информационной инфраструктуры, создание единого информационного пространства. Уже сегодня события, произошедшие в каком-либо уголке земного шара, могут стать через несколько часов известны во всем мире – благодаря деятельности СМИ. Свободный своевременный обмен информацией способствует развитию общества в различных сферах – научной, производственной, культурной и т.д.

Прогнозы аналитиков о возможности «бесплатного и универсального доступа к информации» осуществляются. Информационная индустрия подстраивает технологии к процессу получения прибылей от бесплатного распространения информации. Например, Интернет-издания размещают большой объем рекламы, что позволяет обеспечить бесплатный доступ к информационным материалам и т.п. С другой стороны, стоимость различных видов специализированной информации повышается (так, платным является вход на ряд специализированных сайтов, качественная деловые издания запрещают выкладывание информации свойх бумажных версий на общедоступные ресурсы, преследуя нарушителей в судебном порялке и т.д..

Тенденции развития ПРЕССЫ – дальнейшая индивидуализация подачи информации, специализация изданий в связи с интересами, запросами читателя. Появляется большее количество разнообразных узкоспециализированных изданий, ориентированных на небольшую аудиторию.

С технической точки зрения – расширяется участие электронной техники в создании прессы. Уже сейчас весь производственный процесс модернизирован на основе электроники. С компьютером работают корреспонденты, редакторы, художники и т.д. Компьютер выдает готовые полосы фотонабора. Если газета общенациональная, то факсимиле полос кодируется и передается через спутниковую связь, печатается в регионах.

Вероятно, в ближайшие десятилетия печатные СМИ сохранятся, благодаря гибкости, демократичность данной формы информирования и другим ее особенностям (см. раздел «Пресса России»), а также в силу традиций, привычек читательской аудитории старшего поколения. Однако издания выживут, если войдут в разнообразные отношения с другими каналами СМИ, воспользуются их возможностями.

Кадр

Техническое совершенствование радио связано с введением цифрового вещания, которое обеспечит высокое качество звука, возможность вещания по большому числу каналов. Следовательно, еще более расширятся возможности выбора программы слушателями. В сентябре 1995 г. Би-Би-Си (Великобритания) начала регулярное вещание в цифровом виде, аналогичные пилотные схемы разрабатываются в других странах Европы.

Продолжится развитие форматов, адресованных конкретным аудиториям.

Грядет эра и цифрового телевидения, гарантирующего высокое качество звука и изображения. Причем по одному спутниковому каналу можно будет передавать не одну, а до восьми программ. Это значительно удешевить передачу ТВ-информации, а зрители смогут получать большее количество программ. Расширятся возможности – и усложнится проблема – выбора программ зрителями, возрастет конкуренция программ и каналов. Аналитики говорят как о серьезной проблеме о конкуренции «общественного телевидения», предлагающего обсуждение социальных проблем, и развлекательного, предлагающего самые разнообразные формы легкого досуга. Развитие фрагментации аудитории приведет к появлению различных тематических каналов, отвечающих запросам конкретных групп зрителей. Развивается тенденция к фрагментированию аудитории: предложению различным группам аудитории специализированных по ее интересам каналов. Этому способствует развитие Интернет-каналов..

В то же время в России телевидение выдвигается как лидирующий сейчас канал СМИ, есть возможность задействовать его консолидирующие возможности.

Ведутся разработки интерактивных телевизионных систем, которые обеспечивают активное взаимодействие телезрителя с центрами передачи ТВ-программ (вплоть до выбора плана, ракурса изображения и т.п.).

Рис.50. Общая цифровая основа.

Процессы конвергенции СМИ влияют и на деятельность журналиста, предъявляют особые требования к личности журналиста. Универсальный журналист должен быть готов представить материал для любого канала СМИ, способен подготовить публикацию для любого издания, учитывая его типологические особенности, концепцию, характер аудитории. И все же главное качество журналиста – умение находит, анализировать и создавать информацию, важную для аудитории. А заетм, используя новейшие технологии, он облекает информацию в достойную уместную форму. Именно от журналиста, прежде всего, зависит качество созданного «информационного продукта». Журналисту необходимо изучать информационные потребности аудитории, овладеть широким спектром профессиональных и общекультурных знаний, мастерски использовать в своей работе технические достижения.

 

Литература

Вартанова Л. и др. От государства – к рынку России//Вестник МГУ. Сер. Журналистика, 1994, №1.

Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики (под ред. Я.Н Засурского.), в 2-х т. М., 1998.

Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999.

Журнальный мир России. М., 1996.

Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991, в последней редакции).

Засурский И. Масс-медиа второй республики. МГУ, 1999.

Засурский Я., Вартанова Е., Засурский И. Средства массовой информации постсоветской

России. М., 2002.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества и средства информации. М., 2002.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2005.

Коханова Л.А., Калмыков А.А. Основы теории журналистики. М., 2009.

Коханова Л.А., Калмыков А.А. Интернет-журналистика. М., 2006.

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000 и др. лет издания.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2009.

Радиожурналистика//под ред. А.А. Шереля., М, 2000.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М.,1999.

Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001, 2006.

Ситников В.П. Техника и технология СМИ. Печать, радио, телевидение. М., 2010.

Тулупов В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.

Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала. М., 1987.

Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995.

Шкондин М.В.Трансформация СМИ России: системные аспекты//Вестник МГУ. Сер. Журналистика,2000, №1.

б) Дополнительная литература:

Васильева Т.В. и др. Теле- и радиоинформация. ЛГУ, 1987. Радиожурналистика. М., 2000.

Голядкин Н.А.Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.

Гуревич С.М. Газета и рынок. М., 1998.

Телевизионная журналистика. МГУ., 2004.

Щербаков А.С. Что есть журнал?// Журналист, 1980.

Юровский А. История советской тележурналистики. М., 1987.

Интернет-ресурсы

Единый отраслевой классификатор печатных СМИ. Проект Гильдии издателей периодической печати. http://www.gipp.ru

Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2011 Режим доступа http://www.fapmc.ru

Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой докл Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2009. Отраслевой доклад //http://www.fapmc.ru.

Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2010. Отраслевой доклад //http://www.fapmc.ru

Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии. М., 2011. Режим доступа http://www.fapmc.ru.

Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2010. Режим доступа http://www.fapmc.ru.

Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2011. URL: http://www.fapmc.ru.

 

 

62

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: