Один из распространенных способов интенсивного обучения – игровое проектирование (далее – ИП), широко применяемое при изучении разных учебных дисциплин. Его цель – процесс создания или совершенствования проектов в игровом режиме. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. Тему для разработки проекта обучаемые в основном выбирают самостоятельно.
Главным отличием метода игрового проектирования от метода проектов, описанного ранее, является то, что здесь групповое проектирование осуществляется с "функционально-ролевых позиций", воспроизводимых в игровом взаимодействии. Это предопределяет совершенно иной взгляд на изучаемый объект с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом. Функционально-ролевая позиция обусловлена совокупностью целей и интересов участников коллективного проектирования, поэтому сам процесс игрового проектирования должен включать в себя механизм согласования различных интересов участников. В этом и состоит суть процесса ИП и его отличие от любого другого процесса выработки решений, основу которых составляет мобилизация коллективного опыта. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, прогностический, аналитический.
Специфика ИП заключается в том, что это – интерактивный метод, т.е. все проекты разрабатываются в рамках группового игрового взаимодействия, а результаты проектирования (т.е. сам проект, визуально оформленный на листе ватмана) защищаются на межгрупповой дискуссии, по итогам которой можно определить, во-первых, наиболее проработанный и обоснованный, во-вторых, наилучшим образом презентованный проект и каким-то образом поощрить его авторов. Формы проведения занятий по игровому проектированию также могут быть различными, но в их основе должны лежать три момента, организующих познавательную и поисковую деятельность:
• 1) четкий механизм определения функционально-ролевых интересов участников занятия;
• 2) алгоритм разработки проекта, предложенный обучаемым;
• 3) механизм экспертной оценки или игрового испытания проекта, например, публичная презентация, внедрение проекта в реальную практику.
Как известно, значимость технологии определяется прежде всего положительными эффектами, которые считаются обучающим результатом. В игровом проектировании их несколько:
• – ИП развивает навыки совместной деятельности, обучает сотрудничеству в команде, т.е. развивает метакомпетентности;
• – групповая работа сплачивает участников взаимодействия, развивая чувство не только индивидуальной, но и коллективной ответственности;
• – работа над проектом позволяет обучаемым развить аналитический, прогностический, исследовательский и креативный потенциал;
• – в ходе защиты проектов развиваются презентационные умения и навыки, коммуникативная и интерактивная компетентность обучаемых.
Таким образом, участники взаимодействия в образовательном процессе получают шанс приобрести действительно практический опыт по решению конкретных проблем и попробовать в лабораторных условиях довести решение до реализации.
Дополнение
Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его получить.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
1. Игровые.
2. Догматические, репродуктивные.
3. Объяснительно-иллюстративные.
4. Развивающие.
5. Проблемные, поисковые.
6. Программированные.
7. Диалогические.
8. Творческие
9. Саморазвивающие.
10. Информационные (компьютерные).
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
-наличие собственной деятельности;
-творчество;
-общение;
-власть;
-потребность в ином;
-самоопределение через ролевое экспериментирование;
-самоопределение через различную деятельность.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
По характеру педагогического процесса бывают:
· обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
· познавательные, воспитательные, развивающие;
· репродуктивные, продуктивные, творческие;
· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
1.Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
2.Возможность действия для каждого ученика.
3. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих;
4. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
6. Вариативность – в игре не должно быть единственно пути достижения цели.
7. Разные средства для достижения игровых целей.
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:
1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.
2. Активизация и интенсификация учебного процесса.
3. Учебно-познавательная направленность.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.
Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.
Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Со стороны учителя и родителей необходим контроль за содержанием игр и временем работы за компьютером.
Ценность специальных программ для обучения детей математике, русскому языку, логике в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру группы предметов, определенное понятие или класс предметов - в виде схемы.
На своих уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.
Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.
Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
Далее представлены лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./
2.Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
-из крана на кухне полился апельсиновый сок;
-из тучи вместо дождя стал падать изюм;
-люди придумали таблетку от сна?
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…),
Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Хочу отметить положительные и отрицательные моменты, которые я увидела, используя игровые технологии:
Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.
Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель, учитель-группа.
Формирует коммуникативные компетенции школьников.
Формирует социально культурные компетенции.
Расширяет кругозор по средствам.
Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.
Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.
Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.