Уровни научного познания. Их соотношение в физической культуре и спорте

Научное познаниеэто вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Эпистемология — это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.

Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

 

Методология научного познания включает совокупность педа­гогических, психологических, экономических, социальных, куль­турных и других познавательных взглядов на процесс научного исследования, а также средства и способы познания. Особенно­стью научного познания является то, что оно совершается по раз­работанным методам, под которыми понимаются способы дей­ствия, необходимые для достижения цели.

Научная методология — учение о методах научного познания, познания объективных зависимостей и закономерностей в облас­ти физической культуры и спорта. Предметом познания является уровень сознательной или приписываемой упорядоченности по­знаваемой действительности в области физической культуры и спорта, целью познания становится использование или измене­ние этой упорядоченности,

Важной методологической установкой является определение значимости проблем, которые решает физкультурно-спортивная наука в стране и на мировом уровне. Например, наиболее важной проблемой для России является оздоровление подрастающего по­коления средствами и методами физической культуры и спорта. На международном уровне — подготовка высококлассных спорт­сменов и завоевание медалей высокой пробы на чемпионатах мира и Олимпийских играх.

Гносеологическими методологическими установками являются проблемы познания биологического, физического и психологи­ческого потенциала личности в установлении новых мировых ре­кордов в спорте и оценка возможностей науки в этом процессе. Наука, опираясь на исторический опыт, исходит из того, что че­ловек еще полностью не познан. Необходимо опираться на те прин­ципы, которые составляют особенности научного познания — открытость и прозрачность. Любой научный факт, любая откры­тая наукой закономерность должны быть объективны и доступны проверке.

Немалую роль методология играет в процессе интерпрета­ции результатов научного исследования. Суть ее состоит в том, что физкультурно-спортивная наука в ходе своего развития вы­рабатывает свой язык, язык специальных терминов, обозначе­ний исследуемых предметов и процессов, язык формул, логи­ческих и математических исчислений. Eго должны понимать не только специалисты. Чтобы стать понятным в широких кругах социума, этот «ненаучный» язык должен истолковываться, ин­терпретироваться в понятиях обычной речи. Методология опре­деляет обоснованность аксиом, исходных постулатов, уровни точности, достоверности.

Одной из функций методологии является обоснование допус­ков, ограничений и запретов. Они могут носить мировоззренчес­кий характер. На основе общей методологии разрабатываются пе­дагогические методы, формируется система научного поиска в сфере физической культуры и спорта.

Всеобщие методы познания в физической культуре и спорте составляют:

-методы чувственного познания;

-методы обобщения и обособления, которые проводятся по признакам сходства и различия;

-методы описания, отражения познаваемого в словесной или иллюстрированной форме;

-методы объяснения, раскрытия содержания или сущности познаваемого.

Эти методы могут быть:

причинно-следственными, когда объяснение дается указанием на причину познаваемого:

генетическими, когда сущность явления раскрывается через ус­ловия его происхождения;

функциональными, когда объяснение истолковывается через сущность роли познаваемого в общем процессе;

системными, когда учитывается место одиночного объекта в обшей системе познания, и характер его развития раскрывается на основе характера системы познания.

Всеобщие методы познания охватывают интуитивные и рас­судочные методы. Интуитивные методы познания предполагают озабоченность той или иной проблемой, раздумья или накопле­ние сведений о способах ее решения, вызревание образных пу­тей решения проблемы, догадки о способах апробации на прак тике или посредством теории проектирования социально-педа­гогических систем. Это механизм проб и ошибок. Рассудочные методы познания строятся на основе использования законов эле­ментарной (формальной), или диалектической, логики. Фор­мальная логика строится на законах: 1) тождества — высказывание должно совпадать само с собой; 2) противоречия — никакое суждение не может быть одновременно и истинным, и ложным; 3) исключения — из двух противоположных высказы­ваний по одному и тому же предмету, в одно и то же время, в одном и том же отношении истинным может быть только одно; 4) достаточного основания — всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

Всеобщие методы рассудочного познания включают в себя:

индукцию — метод исследования и способ рассуждения, когда общий вывод строится на основе частных умозаключений;

дедукцию — метод исследования, когда из общих представле­ний выводится частное понимание исследуемого явления;

анализ — расчленение познаваемого объекта на части, отдель­ ные признаки, свойства с целью обособленного, как правило, углубленного их исследования;

синтез — соединение обособленно исследованных частей в еди­ное целое;

аналогию — познание на основе сходства признаков изучаемо­го предмета с ранее познанными.

Всеобщий метод познания включает диалектическую логике. Диалектика — учение о взаимосвязи и развитии природы, обще­ства и мышления.

Всеобщими закона м и д и а л е к т и к и яв­ляются:

1) единство и борьба противоположностей;

 2) переход количественных изменений в качественные;

3) отрицание отри­цания.

1.Методологическая роль этих законов состоит в том, что по­знание рассматривается как противоборство знания и незнания, истинного познания и ложного, чувственного и логического. По­знание кумулятивно, в нем происходит медленное, постепенное накопление знаний, которые, обобщаясь, порождают новое зна­ние, выход познания на новый, более высокий уровень.

2.В познании физкультурно-спортивной деятельности действует закон перехода количественных изменений в качественные. На­пример, от количественного повторения элементов какого-либо упражнения зависит в итоге качественное выполнение заданного упражнения.

3.Познание осуществляется по закону отрицание отрицания. Новое знание всегда выступает как отрицание предыдущего. Это — диалектическое отрицание. Новое неполно отрицает ста­рое знание, оно сохраняется в новом знании, но в преобразо­ванном виде. Так, технические видит спорта возникли на основе развития техники, хотя физическая, тактическая, психологиче­ская подготовка спортсмена является составной частью содер­жания классической физической культуры человека. Процесс по­знания идет по спирали. Человек вновь и вновь возвращается к пройденному, но на новом, более высоком качественном уров­не. Начиная с чувственного, познание восходит к логическому, абстрактному восприятию. Для установления истинности оно про­ходит практическую проверку, апеллируя опять к чувственному восприятию полученных результатов.

В познании физической культуры и спорта используются принципы диалектики:

1) принцип всеобщей связи и вза­имосвязи;

2) принцип развития.

В соответствии с этими принципами в познании осуществляется стремление исследовать всеобщую связь и взаимосвязь предметов и процессов, практикуется всесторонний подход к познаваемым объектам и предметам, которые исследуются в движении, разви­тии. Познание в физкультурно-спортивной деятельности включа­ет такие категории диалектики, в которых исследуется взаимосвязь единичного, особенного и всеобщего, причины и следствия, воз­можность и действительность, необходимость и случайность, не­обходимость и свобода, сущность и явление, содержание и форма.

В физической культуре и спорте для получения знаний об объективных тенденциях и закономерностях используются эмпириче­ские (наблюдение и эксперимент) методы разработки концепции познания, обработки и представления полученной информации, использования результатов научного исследования.

Эмпирические методы (опытные) позволяют получать пер­вичную информацию прямым контактом с объектом посредством чувственного или приборного исследования. Они составляют ос­нову практической физкультурно-спортивной науки и подразде­ляются на наблюдение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение — это восприятие объекта посредством органов чувств прямо (чувственное восприятие объекта) или косвенно (с использованием технических средство).

Научное наблюдение характеризуется преднамеренностью, це­лесообразностью, специальной организацией, проводится по осо­бым планам со строгой документацией его хода и результатов (ос­новные документы: дневники, протоколы, карточки наблюдения), может быть свободным и формализованным (стандартизованным), т.е. проводимым по тем или иным признакам (индикаторам.), внешним и включенным (когда наблюдатель находится среди на­блюдаемых), открытым и скрытым, одноразовым и длительным.

Особым видом наблюдения в спорте является измерение — определение количественных характеристик наблюдаемого объекта. Измерения бывают двух видов: 1) абсолютными — сопоставление измеряемого объекта с принятыми мерами; 2) относительными — сопоставление объекта измерения с самим собой.

Достоинством наблюдения являются его непосредственная до­стоверность. сравнительная простота, дешевизна, возможность по­знания спонтанных, случайных событий, недостатком — наблю­дение фиксирует только то, что есть в данный момент и в данном месте, результаты наблюдения в большой степени зависят от на­блюдателя, его нельзя повторить и проверить. Повторное наблю­дение дает уже другие результаты, так как предмет наблюдения постоянно меняется. Главное требование к наблюдению — точность и объективность, что достигается привлечением нескольких наблюдателей за одним и тем же объектом с последующим сопо­ставлением их результатов.

Другим видом наблюдения является тестирование — ис­следование посредством проб, испытаний. Результаты его сопо­ставляются, с нормой или средними показателями при групповом тестировании.

Эксперимент — эмпирический метод познания явлений и про­цессов физкультурно-спортивной действительности путем актив­ного воздействия на них через создание или изменение условий. Эксперимент требует измерения состояния объекта до его прове­дения, в ходе его и по окончании. Эксперименты бывают: 1) ес­тественными, когда условия возникают и изменяются сами со­бой: 2) лабораторными, когда они проводятся в особых, искусст­венно создаваемых условиях, или когда условия изменяют созна­тельно, целенаправленно.

Достоинство эксперимента — активное воздействие на объект, что дает возможность точного определения зависимостей иссле­дуемого процесса от условий. Эксперимент можно повторять, ис­пользуя один и тот же или одинаковый объект и создавая одина­ковые условия воздействия на него, что значительно увеличивает степень объективности результатов исследования. Главное требо­вание к эксперименту — чистота, исключение воздействия, ка­ких-либо побочных, не предвиденных замыслом исследования условий. Если это невозможно — надо обеспечите точный учет этих воздействий.

Недостатки эксперимента состоят в том. что его нельзя ис­пользовать при исследовании событий прошлого, а также с учас­тием больших контингентов, при исследовании масштабных общественных событий.

Ещё один эмпирический метод исследования — моделирова­ние, замена исследуемого объекта воспроизводящим его устрой­ством или процессом — моделью. Это делается в том случае, когда исследование объекта в натуре невозможно.

Главное условие моделирования — обеспечение подобия моде­ли оригиналу, точное воспроизведение пропорций, материала и условий функционирования. Точно воспроизвести оригинал не­возможно, при моделировании присутствует известная недосто­верность. Модели могут быть пространственными (макеты), фи­зическими (при исследовании материалов, механических про­цессов), биологическими (с использованием спортсменов, обучаемых).

Эксперименты и моделирование бывают: 1) поисковыми, пред­полагающими обнаружение новых свойств, новых связей и явле­ний в процессе исследования; 2) проверочными, когда экспери мент и модель используются для проверки тех или иных расчетов, для контроля точности измерений. Используются и демонстраци­онные модели для пояснения происходящих процессов или в учеб­ных целях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: