Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Личность ребенка формируется и функционирует в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни его приспособление к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития. воспитания, обучения. Поэтому проблема обучения общению, поиска путей воздействия на коммуникативные процессы имеет социальную значимость и приобретает особую актуальность применительно к детям, имеющим речевой дефект.

Рассмотрение процесса общения как взаимодействия, как реализации особого типа отношений, а именно, субъект - субъектных от­ношений содержится в работах философов (М. Бахтин, М. Бубер, Л. Фе­йербах), психологов (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев. Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов. А.В.Мудрик, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн), языковедов (Л.В.Щерба, Л.П.Якубинский).

Взаимодействие субъектов, вступающих в контакт в качестве партнеров, опосредовано системой знаков, речевое общение является наиболее развитой формой человеческого общения. Его содержатель пая сторона различна для каждого возраста, внешняя же, "техничес­кая". имеет общие черты. В качестве основных форм устного непос­редственного взаимодействия выступают диалог и ориентированный на слушателя, т.е. диалогизированный монолог. Выраженность процессов диалогизации и монологизации во многом определяется отношени­ями партнеров, соотношением их точек зрения (М.М.Бахтин, К. А. Земская, Г. М.Кучинский, 0.Б.Сиротинина, Т.Н.Ушакова}.

Анализ генезиса процесса общения показывает, что его станов­ление детерминировано деятельностью, которая выступает в качестве ведущей на том или ином возрастном этапе, обусловливает выдвиже­ние на первый план определенной группы мотивов, стимулирует со­вершенствование его средств (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Ли­сина). Эмоционально-личностное общение, совместная со взрослым деятельность являются кардинальным, ко не единственным условием полноценного развития ребенка. На определенном этапе к исходной социально-психологической подсистеме "взрослый-ребенок" подключается подсистема "ребенок-ребенок" (Л.П.Галигузова, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина). С течением времени сверстник становится наибо­лее предпочитаемым партнером по общению. Вербальные контакты де той ярко проявляются в ведущем виде деятельности дошкольников - игре.

Связь общения с игровой деятельностыо носит двусторонний ха­рактер; возникновение коллективной деятельности обеспечивается организацией взаимодействия партнеров, которое невозможно без об­щения, реализуемого посредством вербальных контактов (А.Н.Леонтьев). С другой стороны, форма организации совместной деятельности определяет интенсивность общения (Л.И. Уманский, А.П.Усова). Игро­вое взаимодействие, таким образом, детерминирует мотивы общения, и вербальная коммуникация становится необходимой составляющей иг­ры и реализуется как на деловом, так и на ролевом уровнях.

Рассмотрение игры в русле теории роли позволяет считать ее одним из эффективных средств перехода от ситуативной речи к кон­текстной, поскольку воспроизведение детьми симулируемых позицион­ных ролей создает условия для освобождения содержания их высказы­ваний от непосредственно воспринимаемой ситуации, перестраивает речевое поведение ребенка, ставит его перед необходимостью учиты­вать возможности понимания собеседника (В.В.Ветрова, Е.0.Смирнова, Д.Б.Эльконин).

Использование игры в качестве одного из средств обучения позволяет, в соответствии с идеей амплификации (Л.В.Запорожец) обогатить развитие ребенка, используя возможности, которые прису­щи дошкольному возрасту. Данный тезис приобретает особую значи­мость применительно к различным категориям проблемных детей. На сегодняшний день экспериментально подтверждены широкие коррекционные возможности игры при обучении детей с нарушением интеллекта (Д.Й. Аугене, Н.Д.Соколова. Е.А.Стребелсва), с задержкой психи­ческого развития (Л.В.Кузнецова. Е.С.Слепович, С.С.Харин), с на­рушениями зрения (Д.М.Маллаев). В сурдопедагогике широко применя­ется коммуникационная система обучения глухих детей, предполагающая активное использование деятельности, в частности, игровой (Г. Л. Выготская,. Л.А. Головчиц).

Заметное снижение потребности в общении, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевой патологи­ей, определяют актуальность данной проблемы для логопедии. Однако функции и роль сюжетно-ролевой игры в коррекционно развивающем процессе речевых групп на сегодняшний день не вполне определены, что связано с разными уровнями разработанности отдельных аспектов данной проблемы. Анализ литературы показывает, что большинство работ, посвященных игровой деятельности детей с речевыми нарушениями не выходит за пределы изучения речи индивида (Л.Н.Усачева, Е.А. Харитонова). Исследований особенностей диалога в игре сравнительно мало. Имеющиеся же работы в качестве основы обучения диалогической речи рассматривают процесс овладения ребенком под руководством педагога вопрос-- ответными структурами диалога, при этом проблема использования самостоятельной детской игры часто не находит отражения (Л.М. Коровина, Н. К. Усольцева). Недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса и связанный с ней дефицит методических рекомендаций для педагогов-деФектологов ставит их перед необходимостью использовать приемы, рассчитанные на детей с нормальным речевым развитием без учета особенностей обучаемого контингента.

Таким образом, своеобразие вербальной коммуникации детей с речевыми нарушениями, социальная значимость проблемы обучения об­щению, недостаточная ее теоретическая разработанность, необходимость в этой связи, уточнения и конкретизации ее отдельных ас­пектов к возможность совершенствования на этой основе педагоги­ческого процесса в дошкольных учреждениях для детей с речевой па­тологией определяют актуальность настоящего исследования.

Проблема исследования - изучение особенностей и возможностей развития различных форм вербальной коммуникации детей с общим не­доразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста в русле фор­мирования сюжетно-ролевой игры.

Решение этой проблемы определило цель нашего исследования.

Объект исследования - процесс развития вербальной коммуника­ции как системы "диалог-полилог-монолог" старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - педагогическая стратегия руководства сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников с общим недоразвитием речи с целью развития вербальной коммуникации.

В соответствии с целью исследования, ого объектом и предме­том были выдвинуты следующие задачи:

1. Выявить особенности и состояние вербального общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Изучить механизм взаимного ипосредования игрового процес­са и вербальной коммуникации.

3. Научно обосновать, разработать и экспериментально прове­рить алгоритм педагогического руководства игровым процессом с целью развития вербальной коммуникации.

Гипотеза исследования состояла в следующем: включение в коррекционно-педагогический процесс особоro направления, а именно, развития вербальной коммуникации как системы "диалог-полилог-монолог" может существенно повысить эффективность работы по преодо лекию общего недоразвития речи у детей. Средством реализации дан­ного направления может быть формирование у дошкольников сюжетно-ролевой игры, которое должно осуществляться путем организации игрового процесса как совместной деятельности и на основе созда ния педагогом продуктивных в плане игры и общения детских объеди­нений.

Методы исследования: анализ философской, лингвистической, психолого- педагогической, дефектологической литературы по пробле­ме исследования; индивидуальный и групповой констатирующие экспе­рименты, проведенные с целью выявления особенностей игрового процесса и вербального общения испытуемых; лабораторный эксперимент, направленный на определение наиболее продуктивных в плане игры и общения детских объединений; индивидуальный и групповой формирую­щие эксперименты, поставленные с целью изучения путей формирова­ния вербальной коммуникации; итоговый контрольный эксперимент. организованный для проверки эффективности разработанной системы обучения; изучение протоколов игр, диктофонных записей детской речи.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В ходе диссертационного исследования разработан диагностический инструментарий, обеспечивающий возможность оценки самостоятельно­го, свободного от участия взрослого диалога детей старшего дош­кольного возраста с ОНР. Впервые предпринято изучение спонтанно­го, нерегламентированного диалога и полилога как частного случая диалога, уточнена их структура, определены основные характеристи­ки.

Выделены параметры оценки состояния и особенностей коммуни­кативной деятельности и выявлены обобщенные характеристики рече­вого и неречевого поведения детей г' ситуации общения как со взрослым, так и со сверстником, что позволяет уточнить структуру дефекта, дополнить характеристику речевого развития детей и на этой основе осуществлять более обоснованную дифференциальную ди­агностику общего недоразвития речи и сходных состояний.

Изучен механизм взаимного опосредования игрового процесса и резального общения детей и предложена система педагогических воздействий, направленных на организацию игровой деятельности.

Выявлены особенности становления диалога при спонтанном развитии и в условиях целенаправленного формирования игровой деятельности. Экспериментально доказана эффективность использования сюжетно ролевой игры в качестве средства активизации различных форм вербальной коммуникации: диалога - полилога - монолога.

Практическая значимость исследования. Результативность разработанной системы педагогических воздействий дает основание для включения ее в программу обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, для практического ее использования в коррекционной работе дошкольных учреждений и групп для детей с общим недоразви­тием речи. Предложенная система обучения позволит более эффектовно решать вопросы речевого, психического развития ребенка.

Материалы диссертации значимы для включения их и программы педагогических ВУЗов, курсов переподготовки и повышения квалифи­кации логопедов, воспитателей речевых групп.

Апробация результатов исследования. Разработанная система педагогических воздействий, направленных на формирование сюжетно-ролевой игры с целью развития вербальной коммуникации внедрена в практику работы групп для детей с ОНР детского сада №11 г-Ар­хангельска. Результаты исследования нашли отражение в семинаре практикуме для дошкольных работников. Основные теоретические по­ложения диссертации обсуждались на 7 Международных Ломоносовских чтениях ПМПУ им.М.Ломоносова (Архангельск, 199Ь), на городском семинаре работников образования "Рсабилитационная служба в системе образования" (Северодвинск, 1997). Материалы диссертации вклю­чены в специальные лекционные курсы для повышения квалификации педагогов -дефектологов.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в трех работах, список которых приводится в конце автореферата.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 207 наименова­ний, приложений. Рукопись диссертации содержит 184 страницы маши нописногс текста, включает 8 таблиц, 10 графиков, 3 рисунка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: