Актуальность исследования. Личность ребенка формируется и функционирует в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни его приспособление к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития. воспитания, обучения. Поэтому проблема обучения общению, поиска путей воздействия на коммуникативные процессы имеет социальную значимость и приобретает особую актуальность применительно к детям, имеющим речевой дефект.
Рассмотрение процесса общения как взаимодействия, как реализации особого типа отношений, а именно, субъект - субъектных отношений содержится в работах философов (М. Бахтин, М. Бубер, Л. Фейербах), психологов (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев. Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов. А.В.Мудрик, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн), языковедов (Л.В.Щерба, Л.П.Якубинский).
Взаимодействие субъектов, вступающих в контакт в качестве партнеров, опосредовано системой знаков, речевое общение является наиболее развитой формой человеческого общения. Его содержатель пая сторона различна для каждого возраста, внешняя же, "техническая". имеет общие черты. В качестве основных форм устного непосредственного взаимодействия выступают диалог и ориентированный на слушателя, т.е. диалогизированный монолог. Выраженность процессов диалогизации и монологизации во многом определяется отношениями партнеров, соотношением их точек зрения (М.М.Бахтин, К. А. Земская, Г. М.Кучинский, 0.Б.Сиротинина, Т.Н.Ушакова}.
|
|
Анализ генезиса процесса общения показывает, что его становление детерминировано деятельностью, которая выступает в качестве ведущей на том или ином возрастном этапе, обусловливает выдвижение на первый план определенной группы мотивов, стимулирует совершенствование его средств (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина). Эмоционально-личностное общение, совместная со взрослым деятельность являются кардинальным, ко не единственным условием полноценного развития ребенка. На определенном этапе к исходной социально-психологической подсистеме "взрослый-ребенок" подключается подсистема "ребенок-ребенок" (Л.П.Галигузова, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина). С течением времени сверстник становится наиболее предпочитаемым партнером по общению. Вербальные контакты де той ярко проявляются в ведущем виде деятельности дошкольников - игре.
Связь общения с игровой деятельностыо носит двусторонний характер; возникновение коллективной деятельности обеспечивается организацией взаимодействия партнеров, которое невозможно без общения, реализуемого посредством вербальных контактов (А.Н.Леонтьев). С другой стороны, форма организации совместной деятельности определяет интенсивность общения (Л.И. Уманский, А.П.Усова). Игровое взаимодействие, таким образом, детерминирует мотивы общения, и вербальная коммуникация становится необходимой составляющей игры и реализуется как на деловом, так и на ролевом уровнях.
|
|
Рассмотрение игры в русле теории роли позволяет считать ее одним из эффективных средств перехода от ситуативной речи к контекстной, поскольку воспроизведение детьми симулируемых позиционных ролей создает условия для освобождения содержания их высказываний от непосредственно воспринимаемой ситуации, перестраивает речевое поведение ребенка, ставит его перед необходимостью учитывать возможности понимания собеседника (В.В.Ветрова, Е.0.Смирнова, Д.Б.Эльконин).
Использование игры в качестве одного из средств обучения позволяет, в соответствии с идеей амплификации (Л.В.Запорожец) обогатить развитие ребенка, используя возможности, которые присущи дошкольному возрасту. Данный тезис приобретает особую значимость применительно к различным категориям проблемных детей. На сегодняшний день экспериментально подтверждены широкие коррекционные возможности игры при обучении детей с нарушением интеллекта (Д.Й. Аугене, Н.Д.Соколова. Е.А.Стребелсва), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова. Е.С.Слепович, С.С.Харин), с нарушениями зрения (Д.М.Маллаев). В сурдопедагогике широко применяется коммуникационная система обучения глухих детей, предполагающая активное использование деятельности, в частности, игровой (Г. Л. Выготская,. Л.А. Головчиц).
Заметное снижение потребности в общении, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевой патологией, определяют актуальность данной проблемы для логопедии. Однако функции и роль сюжетно-ролевой игры в коррекционно развивающем процессе речевых групп на сегодняшний день не вполне определены, что связано с разными уровнями разработанности отдельных аспектов данной проблемы. Анализ литературы показывает, что большинство работ, посвященных игровой деятельности детей с речевыми нарушениями не выходит за пределы изучения речи индивида (Л.Н.Усачева, Е.А. Харитонова). Исследований особенностей диалога в игре сравнительно мало. Имеющиеся же работы в качестве основы обучения диалогической речи рассматривают процесс овладения ребенком под руководством педагога вопрос-- ответными структурами диалога, при этом проблема использования самостоятельной детской игры часто не находит отражения (Л.М. Коровина, Н. К. Усольцева). Недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса и связанный с ней дефицит методических рекомендаций для педагогов-деФектологов ставит их перед необходимостью использовать приемы, рассчитанные на детей с нормальным речевым развитием без учета особенностей обучаемого контингента.
Таким образом, своеобразие вербальной коммуникации детей с речевыми нарушениями, социальная значимость проблемы обучения общению, недостаточная ее теоретическая разработанность, необходимость в этой связи, уточнения и конкретизации ее отдельных аспектов к возможность совершенствования на этой основе педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с речевой патологией определяют актуальность настоящего исследования.
Проблема исследования - изучение особенностей и возможностей развития различных форм вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста в русле формирования сюжетно-ролевой игры.
Решение этой проблемы определило цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития вербальной коммуникации как системы "диалог-полилог-монолог" старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
|
|
Предмет исследования - педагогическая стратегия руководства сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников с общим недоразвитием речи с целью развития вербальной коммуникации.
В соответствии с целью исследования, ого объектом и предметом были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить особенности и состояние вербального общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Изучить механизм взаимного ипосредования игрового процесса и вербальной коммуникации.
3. Научно обосновать, разработать и экспериментально проверить алгоритм педагогического руководства игровым процессом с целью развития вербальной коммуникации.
Гипотеза исследования состояла в следующем: включение в коррекционно-педагогический процесс особоro направления, а именно, развития вербальной коммуникации как системы "диалог-полилог-монолог" может существенно повысить эффективность работы по преодо лекию общего недоразвития речи у детей. Средством реализации данного направления может быть формирование у дошкольников сюжетно-ролевой игры, которое должно осуществляться путем организации игрового процесса как совместной деятельности и на основе созда ния педагогом продуктивных в плане игры и общения детских объединений.
Методы исследования: анализ философской, лингвистической, психолого- педагогической, дефектологической литературы по проблеме исследования; индивидуальный и групповой констатирующие эксперименты, проведенные с целью выявления особенностей игрового процесса и вербального общения испытуемых; лабораторный эксперимент, направленный на определение наиболее продуктивных в плане игры и общения детских объединений; индивидуальный и групповой формирующие эксперименты, поставленные с целью изучения путей формирования вербальной коммуникации; итоговый контрольный эксперимент. организованный для проверки эффективности разработанной системы обучения; изучение протоколов игр, диктофонных записей детской речи.
|
|
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В ходе диссертационного исследования разработан диагностический инструментарий, обеспечивающий возможность оценки самостоятельного, свободного от участия взрослого диалога детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Впервые предпринято изучение спонтанного, нерегламентированного диалога и полилога как частного случая диалога, уточнена их структура, определены основные характеристики.
Выделены параметры оценки состояния и особенностей коммуникативной деятельности и выявлены обобщенные характеристики речевого и неречевого поведения детей г' ситуации общения как со взрослым, так и со сверстником, что позволяет уточнить структуру дефекта, дополнить характеристику речевого развития детей и на этой основе осуществлять более обоснованную дифференциальную диагностику общего недоразвития речи и сходных состояний.
Изучен механизм взаимного опосредования игрового процесса и резального общения детей и предложена система педагогических воздействий, направленных на организацию игровой деятельности.
Выявлены особенности становления диалога при спонтанном развитии и в условиях целенаправленного формирования игровой деятельности. Экспериментально доказана эффективность использования сюжетно ролевой игры в качестве средства активизации различных форм вербальной коммуникации: диалога - полилога - монолога.
Практическая значимость исследования. Результативность разработанной системы педагогических воздействий дает основание для включения ее в программу обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, для практического ее использования в коррекционной работе дошкольных учреждений и групп для детей с общим недоразвитием речи. Предложенная система обучения позволит более эффектовно решать вопросы речевого, психического развития ребенка.
Материалы диссертации значимы для включения их и программы педагогических ВУЗов, курсов переподготовки и повышения квалификации логопедов, воспитателей речевых групп.
Апробация результатов исследования. Разработанная система педагогических воздействий, направленных на формирование сюжетно-ролевой игры с целью развития вербальной коммуникации внедрена в практику работы групп для детей с ОНР детского сада №11 г-Архангельска. Результаты исследования нашли отражение в семинаре практикуме для дошкольных работников. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на 7 Международных Ломоносовских чтениях ПМПУ им.М.Ломоносова (Архангельск, 199Ь), на городском семинаре работников образования "Рсабилитационная служба в системе образования" (Северодвинск, 1997). Материалы диссертации включены в специальные лекционные курсы для повышения квалификации педагогов -дефектологов.
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в трех работах, список которых приводится в конце автореферата.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 207 наименований, приложений. Рукопись диссертации содержит 184 страницы маши нописногс текста, включает 8 таблиц, 10 графиков, 3 рисунка.