Глагол в немецком языке имеет следующие временные формы: Präsens (для выражения настоящего времени), Imperfekt, Perfekt, Plusquamperfekt (для выражения прошедшего времени), Futurum (для выражения будущего времени). Кроме этого различают два залога: Aktiv (действительный) и Passiv (страдательный).
Все грамматические формы образуются от трех основных: Infinitiv, Imperfekt, Partizip II. В зависимости от особенностей формообразования различают сильные, слабые и неправильные глаголы.
Учитывая существенные различия в образовании видовременных форм глагола в системе немецкого языков, в данных методических указаниях приводится список сильных и неправильных глаголов и таблица времен глагола в современном немецком языке.
| Infinitiv | Imperfekt | Partizip II | Перевод |
| befehlen | befahl | befohlen | приказывать |
| beginnen | begann | begonnen | начинать |
| bieten | bot | geboten | предлагать |
| binden | band | gebunden | связывать |
| bitten | bat | gebeten | просить |
| bleiben | blieb | geblieben | оставаться |
| braten | briet | gebraten | жарить |
| brechen | brach | gebrochen | ломать |
| brennen | brannte | gebrannt | жечь, гореть |
| bringen | brachte | gebracht | приносить |
| denken | dachte | gedacht | думать |
| dürfen | durfte | gedurft | сметь, мочь |
| essen | aβ | gegessen | есть |
| fahren | fuhr | gefahren | ехать |
| fallen | fiel | gefallen | падать |
| finden | fand | gefunden | находить |
| fliegen | flog | geflogen | летать |
| flieβen | floβ | gefloβen | течь, литься |
| frieren | fror | gefroren | мерзнуть |
| gebaren | gebar | geboren | родить, рожать |
| geben | gab | gegeben | давать |
| gehen | ging | gegangen | идти |
| gelingen | gelang | gelungen | удаваться |
| gelten | galt | gegolten | быть действительным, стоить |
| genieβen | genoβ | genoβen | наслаждаться |
| geschehen | geschah | geschehen | происходить |
| gewinnen | gewann | gewonnen | выигрывать |
| greifen | griff | gegriffen | хватать |
| haben | hatte | gehabt | иметь |
| halten | hielt | gehalten | держать |
| heben | hob | gehoben | поднимать |
| heiβen | hieс | gehieсen | называться |
| kennen | kannte | gekannt | знать |
| klingen | klang | geklungen | звенеть |
| kommen | kam | gekommen | приходить |
| können | konnte | gekonnt | мочь, уметь |
| laden | lud | geladen | грузить |
| lassen | lieβ | gelassen | оставлять |
| laufen | lief | gelaufen | бежать |
| leiden | litt | gelitten | страдать |
| lesen | las | gelesen | читать |
| liegen | lag | gelegen | лежать |
| meiden | mied | gemieden | избегать |
| müssen | muβte | gemuβt | долженствовать |
| nehmen | nahm | genommen | брать |
| nennen | nannte | genannt | называть |
| raten | riet | geraten | советовать |
| rennen | rannte | gerannt | мчаться |
| ringen | rang | gerungen | бороться |
| rufen | rief | gerufen | звать |
| schaffen | schuf | geschaffen | создавать |
| scheiden | schied | geschieden | разделять |
| schlafen | schlief | geschlafen | спать |
| schlagen | schlug | geschlagen | бить |
| schlieβen | schloβ | geschlossen | закрывать |
| schreiben | schrieb | geschrieben | писать |
| schwinden | schwand | geschwunden | убывать, исчезать |
| sehen | sah | gesehen | видеть |
| sein | war | gewesen | быть |
| senden | sandte/sendete | gesandt/gesendet | слать |
| sitzen | saβ | gesessen | сидеть |
| sollen | sollte | gesollt | долженствовать |
| sprechen | sprach | gesprochen | говорить |
| stehen | stand | gestanden | стоять |
| stehlen | stahl | gestohlen | красть |
| steigen | stieg | gestiegen | подниматься |
| sterben | starb | gestorben | умирать |
| stoβen | stieβ | gestossen | толкать, ударять |
| tragen | trug | getragen | нести |
| treffen | traf | getroffen | встречать |
| treiben | trieb | getrieben | заниматься |
| treten | trat | getreten | наступать |
| tun | tat | getan | делать |
| vergessen | vergaβ | vergessen | забывать |
| verlieren | verlor | verloren | терять |
| waschen | wusch | gewaschen | мыть |
| weisen | wies | gewiesen | указывать |
| wenden | wandte/ wendete | gewandt/gewendet | поворачивать |
| werden | wurde | geworden | становиться |
| werfen | warf | geworfen | бросать |
| wissen | wuβte | gewuβt | знать |
| wollen | wollte | gewollt | хотеть |
| ziehen | zog | gezogen | тащить |
| zwingen | zwang | gezwungen | принуждать |
Таблица 1
Временные формы глагола действительного залога
Aktiv
| Время | Форма глагола-сказуемого в 3-ем лице | Вопрос | |
| ед. ч. | мн. ч. | ||
| Präsens | -(e)t сильные глаголы изменяют корневую гласную a - ä au - äu e - i, ie | -(e)n | что делает? что делают? |
| Imperfekt | -(e)te | -(e)ten |
что (с)делал(а)?
что(с) делали? |
| сильные глаголы изменяют корневую гласную | |||
| отсутствие личного окончания | -en | ||
| Perfekt | hat } + Part.II ist | haben } + Part.II sind | |
| Plusquam- perfekt | hatte } + Part.II war | hatten }+ Part.II waren | |
| Futurum | wird +Infinitiv | werden + Infinitiv | что будет (будут) делать? что сделает? что сделают? |
Таблица 2
Временные формы страдательного залога
Passiv
| Время | Форма глагола-сказуемого в 3-ем лице | Перевод | |
|
Präsens | ед. ч. | мн. ч. |
-ется, -ится -ются, -ятся
|
| wird + Part. II | werden + Part. II | ||
| Imperfekt | wurde + Part. II | wurden + Part. II | 1) –лся, -лась -лись 2) был (были) сделан (ы) |
| Perfekt | ist + Part. II + worden | sind + Part. II + worden | |
| Plusquamperfekt | war + Part. II + worden | waren + Part. II + worden | |
| Futurum | wird + Part. II + werden | werden + Part. II + werden | 1) Сделается 2) будет (будут) делаться 3) будет (будут) сделан (ы) |
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Поскольку основной целевой установкой обучения иностранному языку является получение информации из иноязычных источников, особое внимание следует уделять чтению текстов. Понимание текста достигается при осуществлении двух видов чтения:
1) изучающего чтения;
2) ознакомительного чтения (чтения с общим охватом содержания).
Точное и полное понимание текста осуществляется путем изучающего чтения, которое предполагает умение самостоятельно проводить лексико-грамматический анализ текста. Итогом изучающего чтения является адекватный перевод текста на родной язык с помощью словаря. При этом следует развивать навыки пользования отраслевыми терминологическими словарями и словарями сокращений.
Читая текст, предназначенный для понимания общего содержания, необходимо, не обращаясь к словарю, понять основной смысл прочитанного.
Оба вида чтения складываются из следующих умений:
а) догадываться о значении незнакомых слов на основе словообразовательных признаков и контекста;
б) видеть интернациональные слова и определять их значение;
в) находить знакомые грамматические формы и конструкции и устанавливать их эквиваленты в русском языке;
г) применять знания по специальным и общенаучным предметам в качестве основы смысловой и языковой догадки.






