Гимнастика спортивно-оздоровительной направленности

В первой части учебника при анализе отличительных при­знаков гимнастики среди прочих была названа ее спортивно- оздоровительная направленность. Попытаемся разобраться, на­сколько задачи и содержание этой гимнастики согласуются с оздоровлением.

Чтобы отсечь обывательские толки, мешающие пониманию сущности спорта и формированию профессиональных представ­лений о нем, оговорим одно условие, которое должно стать от­правным в рассуждениях и мотивациях.

История человечества свидетельствует: спорт — эффектив­нейшее средство психофизического совершенствования; спорт не может навредить, ибо он является одной из областей жизне­деятельности человека. Вред могут принести занятия спортом, вообще физическими упражнениями, если они проводятся:

с нарушением научных принципов и методических правил организации;

при неадекватном выборе средств и методов, содержания и оптимальных режимов самих занятий с недостаточным для вос­становления отдыхом;

при неграмотном управлении физическими нагрузками;

при нерациональном распределении задач и средств для их решения в многолетнем процессе совершенствования — в соот­ветствии с возрастными особенностями занимающихся;

— при отсутствии постоянного врачебно-педагогического контроля.

Влияние занятий спортом нельзя рассматривать и оценивать в отрыве от бытовых, производственных и социальных условий жизни — именно совокупное их воздействие определяет здоровье и уровень достижений человека.

В то же время, даже в неблагоприятных условиях бытовой и профессиональной деятельности занятия спортом повышают психофизический потенциал и функциональную устойчивость к вредным воздействиям и часто оказываются единственным сред­ством обеспечения активной жизнедеятельности.

С другой стороны, в историческом развитии спорта проис­ходит естественный и специально-научный отбор наиболее дей­ственных средств и эффективных методов психофизического со­вершенствования.

Применение именно этих атрибутов спорта с учетом возраст­ных особенностей, уровня подготовленности, мотивации и со­ответствующих основных и частных задач гарантирует высокие результаты спортивного совершенствования на индивидуально доступном уровне достижений.

Именно возможность самовыражения, ощутимая результа­тивность двигательного совершенствования отличает спорт и яв­ляется основой той мотивации, которая приводит людей разных возрастов на спортивные арены и в гимнастические залы. На этих спортивных базах им могут быть предложены (и по жела­нию использованы) различные доступные и эффективные виды гимнастики спортивно-оздоровительной направленности.

4.1. Снарядовая гимнастика

Среди видов гимнастики в нашей стране огромной популяр­ностью у людей разных возрастных категорий пользуется спор­тивная гимнастика, включающая определенные виды гимнасти­ческого многоборья.

Однако исторические тенденции развития гимнастики — про­цесса как объективного, так и подверженного субъективистским воздействиям (типа приказов, постановлений, нормативов и т.п.) — постепенно вытесняли из круга задач, решаемых с ее по­мощью, именно задачу оздоровления занимающихся.

Гимнастика достигла высочайшего уровня сложности упраж­нений, а также механизмов организации процесса совершенствования спортсменов. Виртуозное мастерство лучших гим­настов радует миллионы поклонников этого прекрасного вида спорта. Однако, несмотря на огромный зрительский интерес к гимнастике, достижение вершины мастерства доступно лишь относительно ограниченному кругу молодых людей. К тому же, даже одаренному гимнасту требуется полная самоотдача трени­ровочному процессу. К сожалению, это не может привлечь к гимнастике подавляющее большинство желающих ею занимать­ся — только людей, четко профессионально ориентированных и способных достичь вершин мастерства.

Подготовка гимнастов высокого класса представляет собой сложную многокомпонентную систему, распределяющую основ­ные задачи и способы их решения на взаимосвязанные этапы. Поэтому даже начальный специализированный этап подготовки по всем параметрам непосредственно связан с целью достижения высшего мастерства. Поэтому практически все нормативные до­кументы по спортивной гимнастике (классификационные про­граммы, правила соревнований, системы оценки работы трене­ров, отдельных гимнастов и гимнастических коллективов) долгие годы разрабатывались и продолжают разрабатываться на основе единого критерия: достижения высшего мастерства и победы на крупнейших соревнованиях. Поэтому традиционная спортивная гимнастика перестала быть общедоступной.

Между тем, именно спортивная гимнастика имеет огромный арсенал разнообразных упражнений, форм и способов органи­зации занятий; с успехом может использоваться как средство физического воспитания и образования, оздоровления и реаби­литации, приобретения жизненно необходимых навыков быто­вого, профессионального и прикладного значения; применяет­ся с целью пропаганды здорового образа жизни, привлечения к регулярным занятиям людей разных возрастов и профессий и главное — удовлетворения физических и эстетических потреб­ностей.

Таким образом, возникло противоречие между тенденциями развития мировой спортивной гимнастики и одной из главных задач гимнастики в рамках отечественной системы физического воспитания — привлечение к систематическим занятиям физи­ческими упражнениями широких слоев населения страны и обе­спечение их здоровья.

Для устранения этого противоречия в 1984 г. Государствен­ный комитет по физической культуре и спорту ввел особую клас­сификационную программу категории «Б» по спортивной гимна­стике — для низовых коллективов физической культуры: обще­образовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, производственных предприятий, армии и флота[7].

Цели и принципы составления программы такой массовой гимнастики, ее разрядные требования (см. ниже) значительно отличаются от той традиционной спортивной гимнастики, кото­рая нацелена на достижение высшего мастерства.

Классификационная программа категории «Б» введена с целью обеспечения доступности занятий спортивной гимна­стикой для широких масс молодежи, достижения ими высоко­го уровня спортивно-технической подготовленности, развития физических качеств и приобретения жизненно важных и при­кладных двигательных навыков, привития устойчивого интереса к занятиям спортом и настойчивости в спортивном совершен­ствовании, решения воспитательных задач.

Классификационная программа категории «Б» включает следующие спортивные разряды: юношеский, третий, второй, первый.

Программу всех разрядов определяют виды многоборья:

в мужской программе — 6 видов: акробатика, конь, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина (в юношеском разряде — 4 вида: акробатика, опорный прыжок, брусья и перекладина);

в женской программе — 4 вида: опорный прыжок, брусья раз­новысокие, акробатика (или вольные упражнения — по выбору), бревно.

Гимнасты всех разрядов имеют право выступать в со­ревнованиях по полному многоборью или по любым из пере­численных выше трем (мужчины) или двум (женщины) видам многоборья. Оба варианта выступления дают право на получе­ние спортивного разряда; в первом случае — при результате не менее 80% от возможной суммы баллов, во втором случае — не менее 85%.

Все упражнения могут быть выполнены частично или пол­ностью в другую сторону, без снижения оценки за дополнитель­ные движения, необходимые для принятия требуемого положе­ния (дополнительные шаги, повороты, махи).

Оценка выполнения упражнений производится в соответ­ствии с правилами соревнований из 10 баллов.

Программы юношеского и третьего разрядов в каждом виде многоборья состоят из двух упражнений, одно из которых (по выбору) гимнаст выполняет на соревнованиях в соответствии с пунктами 4, 5, 6 (см. выше).

Программы второго и первого разрядов состоят из произ­вольных упражнений, составляемых гимнастами из перечня групп элементов, обязательных для каждого вида многоборья (например, любой прыжок переворотом, любой подъем на верх­нюю жердь и т.п.). В качестве примеров в программе для каждого разряда приведены по два упражнения, одно из которых (по вы­бору) гимнасты могут выполнять на соревнованиях.

За невыполнение обязательных элементов или соединений каждый раз сбавляется один балл. Разрешается замена обязатель­ного элемента другим, более сложным, элементом той же груп­пы. Одно соединение может удовлетворять сразу нескольким требованиям: например, в первом разряде у мужчин и женщин соединение «рондат — два фляка — сальто» отвечает всем трем требованиям, предъявляемым к акробатическому упражнению.

Для выполнения нормативов и присвоения разрядов уста­навливаются следующие требования и уровни соревнований:

юношеский и третий разряды: два раза в течение года на первенстве низового коллектива физкультуры;

второй и первый разряды:

а)    два раза в течение года на первенстве коллектива физкуль­туры, в официальных матчевых встречах или мемориалах,

или

б)    один раз на первенстве города или городского совета ДСО.

Рекомендуется проведение массовых соревнований по программе категории «Б» с неограниченным допуском участни­ков по любому разряду и комплексным зачетом всех участников в соответствии с разрядными коэффициентами, установленны­ми действующими правилами соревнований[8].

Такой подход к составлению программы, ориентированной на массовые занятия спортивной гимнастикой, значительно снижа­ет зависимость ее использования как средства физического вос­питания от материально-технической оснащенности, специали­зированное™ гимнастической базы, не требует многоборности подготовки, необходимой для достижения высокого мастерства в гимнастике, предоставляя каждому человеку возможность за­ниматься тем видом многоборья, который ему нравится или подходит по ряду признаков; исключает необходимость частых и продолжительных занятий, применения больших нагрузок и соблюдения особого режима, т.е. в целом делает занятия гимна­стикой широко доступными.

В то же время требования такой классификационной про­граммы позволяют получить официальное подтверждение дости­жения определенного уровня совершенства — в виде разрядного удостоверения и значка, — что для массового спорта является весьма значимым фактором.

Одновременно упражнения спортивной гимнастики катего­рии «Б» требуют определенного труда, систематичности занятий. Именно поэтому они совершенствуют функциональные и дви­гательные способности человека, позволяют увидеть реальные результаты своего труда и получить от этого удовлетворение.

В целом цепочка «доступность — возможность — интерес — результативность — удовлетворенность» — обеспечивают ту мо­тивацию, которая приводит человека на занятия и приучает его регулярно заниматься физической культурой.

Это показал и опыт практического использования гимна­стики категории «Б»: в учебных заведениях возродились пре­кратившие было существование секции гимнастики, созданы гимнастические кружки для людей среднего и даже старшего возрастов; на занятия стали приходить семьями. В организа­ции занятий стали принимать участие ветераны гимнастики, делясь с начинающими своим огромным опытом и продлевая собственную активность. Пробудился интерес и у специали­стов, которые включились в разработку новых форм органи­зации занятий, специальных гимнастических устройств и ин­вентаря, в изучение влияния массовости гимнастики на зани­мающихся разных возрастов. Массовый характер приобрели и соревнования.

Таким образом, преследуя спортивные цели, гимнастика ка­тегории «Б» с помощью общедоступных средств повышает функ­циональные возможности и укрепляет здоровье.[9]

Авторы данного учебника не ставят перед собой задачу под­робно рассматривать содержание классификационной програм­мы категории «Б» по спортивной гимнастике. Вместе с тем, эта программа стала раритетом: сведения о ней не доходят до ши­рокого круга специалистов или доходят в искаженном виде, не­смотря на то что для многих занимающихся в школах, професси­ональных училищах и вузах основным ее содержанием является снарядовая гимнастика (как обязательный вид программ по фи­зической культуре).

Зададимся вопросом: почему снарядовую гимнастику относят к видам оздоровительных упражнений? Ведь гимнастические снаряды — это искусственные конструкции, и упражнения, вы­полняемые на них, также искусственны и далеки от естествен­ных бытовых действий, совершаемых ежедневно, да и в видах профессиональной деятельности они практически не встреча­ются.

Таким образом, на первый взгляд, снарядовые гимнастиче­ские упражнения не несут в себе прикладное™, которая могла бы расцениваться как оздоровительно-развивающая. В действи­тельности все обстоит по-другому. Упражнения на гимнастиче­ских снарядах выполняются в таких условиях, которые уже сами по себе заставляют организм включить функциональные резер­вы (данные ему Природой). Двигательные задания, в качестве которых выступают упражнения на снарядах, требуют «развер­тывания» функционального потенциала и значительно больших энергетических затрат, чем при выполнении «бытовых» дви­гательных действий. Сложно-координационные двигательные формы, которыми не обладает занимающийся в «готовом виде», требуют определенных функциональных затрат и формирования двигательных умений и навыков (например, одинаковая величи­на ЧСС во время бега и кувырков — это далеко не одно и то же). Кроме того, формирование двигательных умений и навыков свя­зано с совершенствованием жизненно важных способностей к дифференцировкам (различению параметров действий и в соот­ветствии с этим — управлению действиями) пространственных, временных и силовых параметров двигательной деятельности и их взаимосвязей.

Для этого, помимо «концентрированного» расхода энергии, необходимо проявление определенного уровня психических свойств, который определяет осознанность двигательной дея­тельности и эффективность ее контроля.

И совершенно неверно представление о том, что «неесте­ственные» упражнения не могут сформировать способности и умения, которые окажутся необходимыми в условиях обычной жизнедеятельности. Например, навыки выполнения подъема разгибом или других подъемов, сформированные в упражнени­ях на перекладине, брусьях и кольцах, могут быть использованы при преодолении на руках высоких препятствий; то же справед­ливо для навыков в опорных прыжках, которые могут отличаться как выразительностью, так и стилем исполнения.

Различные вращательные упражнения во всех видах гимна­стического многоборья совершенствуют многообразные вести­булярные реакции и в целом функцию равновесия и все те же способности к дифференцировкам, без которых человек попро­сту не может нормально существовать в условиях современной жизни (водоворот движения в толпе; качка, резкие повороты и торможение транспорта, мелькание перед глазами огромного ко­личества раздражителей, «убегание» из-под ног опоры и т.п.).

Сочетание разных по характеру, координационной слож­ности, физической трудности и психической напряженности упражнений на гимнастических снарядах формирует такой дви­гательный потенциал (и по составу, и по уровню развития), ко­торый соответствует условиям его реализации не только в быто­вой или профессиональной деятельности, но также и в экстре­мальных ситуациях.

Однако надо сознавать и то, что упражнения снарядовой гим­настики не могут обеспечить абсолютного совершенствования. Такую задачу нельзя и не надо ставить перед отдельными видами упражнений — в целом ее решает вся система физического вос­питания. Поэтому данные упражнения дополняют специальны­ми комплексами, круговой тренировкой, используют в сочета­нии с другими видами физических упражнений.

4.2. Акробатика

Спортивная акробатика — один из популярных и зрелищных видов гимнастики, которым занимаются в основном дети и мо­лодежь. Хотя существуют формы занятий, доступные людям раз­личных возрастов.

Акробатика относится к сложно-координационным видам спорта, и если иметь в виду высшие уровни квалификации, то они, конечно, предъявляют занимающимся очень высокие тре­бования. Вместе с тем, для тех людей, которые не имеют пока должной подготовленности и потому могут рассматривать ма­стерство лишь как желаемую, но очень отдаленную цель, занятия акробатикой на данном этапе могут стать средством постепен­ной подготовки к высшим достижениям. Но даже не стремясь к вершинам мастерства и достаточно правильно оценивая свои возможности, они рассматривают данные занятия как форму психофизического совершенствования, которая может принести удовольствие. Богатый арсенал средств акробатики позволяет каждому сделать свой выбор.

Специфику акробатических упражнений определяет ряд при­знаков. Как и описанные выше упражнения на гимнастических снарядах, они требуют высоких уровней проявления физиче­ских качеств, связаны с большим риском (а значит, уже на более низких квалификационных уровнях необходимы определенный волевой настрой, смелость, настойчивость). Исходный уровень подготовленности к прыжковым упражнениям должен быть бо­лее высоким и конкретным — по сравнению с акробатическими упражнениями основной гимнастики, а вестибулярная устой­чивость должна соответствовать выполнению вращательных упражнений базового цикла.

Однако сами акробатические упражнения стимулируют раз­витие всех указанных качеств и способностей — важно уметь правильно распорядиться имеющимся арсеналом средств (прыж­ков).

В массовой акробатике на начальном этапе занятий исполь­зуются так называемые базовые акробатические упражнения, подразделяемые на три основные группы: одиночные, парные и пирамидковые.

Одиночные упражнения. В эту группу входят прыжковые и статические упражнения. Они связаны с выполнением полных и частичных вращений вокруг фронтальной, передне-задней и вертикальной осей, а также сохранением равновесия в опреде­ленных позах. В связи с этим выделяются подгруппы упражне­ний статического и динамического характера.

К подгруппе статических упражнений относятся:

— «мосты» и шпагаты — наиболее простые с точки зрения биомеханических условий сохранения равновесия, так как в них используется большая площадь опоры и относительно низкое расположение общего центра масс тела. В то же время для их ис­полнения требуется высокий уровень подвижности в суставах;

стойки — упражнения, связанные с сохранением вертикаль­ного положения тела «вверх ногами» в различных условиях опоры (кистями, предплечьями, головой, грудью и др.). За счет разных способов прихода в положение стойки, форм и способов ее удер­жания, схода с нее и соединения с другими элементами можно создать большой ряд упражнений различной физической труд­ности и координационной сложности и соответственно меньшей или большей доступности для конкретного занимающегося;

равновесия — относительно небольшая разновидность упраж­нений, основой которых является сохранение определенной позы на одной ноге при разных положениях ноги свободной. При этом требуются очень хорошая подвижность в тазобедренных суставах, позвоночнике, а также вестибулярная устойчивость;

упоры — определенные фиксированные позы при низком расположении ОЦМ тела и высоком (над опорой) расположении плеч. Трудность их различна: наиболее легки смешанные упоры (например, упор лежа или упор стоя на коленях); значительно труднее такие упоры, в которых требуется проявление силы и гибкости при одновременном силовом напряжении (например, упор углом, упор высоким углом).

Характерной особенностью динамических упражнений, кото­рые могут выполняться на месте или в движении, являются пе­реворачивания в определенном направлении и с обусловленным количеством вращений: вперед, назад или в сторону; полуобо­ротом или полным вращением; с отталкиванием или без оттал­кивания руками; а также с сохранением заданной позы или ее изменением. К этой подгруппе относятся:

перекаты и кувырки - вращательные движения с последо­вательным касанием опоры при частичном или полном пере­ворачивании через голову; могут выполняться в группировке и в положении согнувшись или прогнувшись в полетной фазе; с прыжка или с разбега;

полуперевороты — движения с частичным вращением тела и переходом из одного положения в другое — как правило, со сме­ной стоек. Например: из стойки на руках медленный переворот вперед в стойку руки вверх; из основной стойки прыжком стойка на руках (по сути, это полупереворот вперед); из стойки на ру­ках толчком руками прыжок в стойку на ногах (так называемый «курбет»);

перевороты — наиболее представительная и разнообразная разновидность упражнений, включающая полное вращение че­рез голову, но с промежуточной опорой (руками, одной рукой или руками и головой). Различаются по скорости вращения (бы­стро или медленно), способу выполнения (с места, с разбега, прыжком, с прыжка-подскока, называемого «вальсет»), а также по заданному конечному положению (на одну или обе ноги, в остановку или в переход на следующий элемент);

сальто — базовый вид акробатических прыжков со сложной технической структурой, предусматривающей полное вращение в безопорном положении. Разновидности сальто отличаются на­правлением вращения (вперед, назад, в сторону), положением акробата в полете (в группировке, согнувшись, прогнувшись, в полугруппировке), а также объединением с поворотами и коли­чеством вращений.

Парные упражнения. Предполагают взаимодействия двух акробатов и могут быть женскими, мужскими и смешанными. По содержанию и характеру это балансирования и вольтижные упражнения.

Среди упражнений в балансировании различают:

входы и наскоки — важные (хотя и вспомогательные) движе­ния, позволяющие «верхнему» партнеру принять исходное поло­жение на какой-либо части тела «нижнего», чтобы начать выпол­нение основного упражнения. В зависимости от способа приня­тия исходного положения и фиксируемой позы взаимодействия обоих партнеров оказываются решающими или выполняют со­путствующую функцию, но всегда при четкой их согласованно­сти. Сами же входы и наскоки осуществляются силой, прыжком, броском — с разных направлений (спереди, сбоку, сзади) и с раз­ной ориентированностью звеньев тела в конечных положениях «нижнего» и «верхнего» партнеров;

поддержки — сохранение «верхним» партнером определен­ной позы с устойчивой ее фиксацией с помощью «нижнего» (с опорой на руки, на ноги, на спину или на грудь). Сложность под­держек зависит от конфигурации позы, которая характеризуется взаимным расположением звеньев тела и проекцией ОЦМ тела по отношению к площади опоры, способом поддержки (захват звена тела, ширина и удобство захвата, устойчивость опоры «верхнего» и «нижнего» партнеров — по отдельности и во взаимосвязи), а также высотой расположения «верхнего» по отношению к «нижнему»;

упоры, стойки, равновесия — их общие характеристики даны при описании первой группы упражнений. Кроме того, они име­ют сходство с поддержками, но, как правило, более сложные и разнообразные как по конфигурации фиксируемых поз, так и по способам прихода в требуемую позу и ее фиксации. Выполня­ются толчком, силой, махом, с поворотом; с опорой на руки или одну руку, на ногу, плечо, голову; с разным положением «ниж­него» (стоя на колене, в основной стойке, в выпаде, лежа на гру­ди или спине, в приседе и т.п.);

— взаимные перемещения партнеров — необходимы для смены элементов в композиции; могут быть последовательными или одновременными. При смене позы «верхнего» «нижний» мо­жет не менять свою позу или их действия могут быть противо­положными. Темп взаимных перемещений может совпадать или варьировать. Режимы работы также могут быть различными: преодолевающий силовой или рывковый, уступающий и ста­тический — причем с разной последовательностью их смены. Естественно, для выполнения взаимных перемещений и их со­четаний партнеры должны иметь высокий уровень физической подготовленности и координационных способностей, который реализуется в технике выполнения двигательных действий.

Вольтижные упражнения представляют собой действия, свя­занные с бросками и ловлей партнера. По сравнению с другими видами упражнений требования к физической и двигательной подготовленности занимающихся здесь наиболее высокие. Зна­чительно возрастают и требования к согласованности действий партнеров при отталкиваниях, балансировке в позах, фиксиру­емых после полетов. От каждого исполнителя требуется безуко­ризненное владение своими действиями и чуткое реагирование на действия партнера; при этом, если «верхний» обеспечивает безо­пасность четкостью своих действий, то «нижний» еще и страхует «верхнего» (и, в определенной мере, себя) во время ловли.

Основными видами вольтижных упражнений являются: под­кидные прыжки и соскоки; входы прыжком и броском; смены поддержек с фазой полета — без вращений и с вращениями; по­вороты и обороты; полуперевороты и сальто. Все они выполня­ются с применением разных способов отталкивания (и «ниж­ним», и «верхним») и прихода в требуемую позу, согласованную с партнером; с различной степенью физической трудности, тех­нической сложности и психической напряженности.

Пирамидковые упражнения. Выполняются тройками, четвер­ками или большим количеством акробатов; включают элементы балансового и вольтижного характера. Представления об этой группе базовых упражнений дают рис. 4.1 и 4.2.


Пирамидковые упражнения, как правило, состоят из раз­личных акробатических стоек и поддержек, смена которых осу­ществляется путем перемещения участников, а также «входов» и «сходов». Это создает впечатление динамичности действа, позволяет строить фигуры различной сложности и выразитель­ности.

С точки зрения популяризации таких упражнений среди широ­ких масс занимающихся весьма важны следующие особенности:

возможность участия в выполнении пирамидковых упраж­нений акробатов, различающихся по уровню подготовленности, возрасту и полу, с соответствующим разделением двигательных ролей;

облегчение построения пирамиды с помощью оговоренных сигналов и команд руководителя, а также музыкального сопро­вождения;

широкий диапазон трудности и сложности пирамид, опре­деляющий возможность участия в них различного количества занимающихся, а также доступность их детям дошкольного и школьного возрастов, молодежи;

возможность построения пирамид без специального обо­рудования, на естественных травяных лужайках и площадках;

достаточно высокая эффективность пирамидковых упраж­нений как средства общефизической подготовки и формирова­ния должной мотивации к регулярным занятиям акробатикой;

использование пирамидковых упражнений как средства эстетического воспитания и развития творческих способностей.

Как и в спортивной гимнастике, для массовых занятий и со­ревнований по спортивной акробатике разработана классифика­ционная программа категории «Б»[10], адресованная школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений и студентам. Она составлена таким образом, чтобы использовать акробати­ческие упражнения для массовых занятий, исключив ненужные условности в организации и проведении соревнований, повы­сить возможность выполнения разрядных нормативов и получе­ния заветного значка спортсмена-разрядника.

Классификационная программа категории «Б» по спортивной акробатике включает парные упражнения и групповые упражне­ния — для трех и четырех человек.

Все основные акробатические упражнения представлены в разрядных нормативах (III, II и I разряды), для выполнения ко­торых нужно набрать соответственно 30, 32 и 34 балла.

Во всех разрядах спортсмены выполняют четыре обязательных упражнения: одно состоит из отдельных акробатических элемен­тов и три являются парно-групповыми. Участники, выступаю­щие в парах, тройках и четверках, индивидуальные упражнения выполняют одновременно. При этом их выступления оценива­ются по среднему баллу из 10 возможных.

Очень важно, что к соревнованиям допускаются участники, начиная с 7-летнего возраста.

4.3. Художественная гимнастика

Художественная гимнастика (ХГ), как и любой вид спорта, нацелена прежде всего на достижение спортивного результата. Однако если иметь в виду программы массовых разрядов, то воз­можно решение задач как физического совершенствования, так и поддержания здоровья занимающихся.

Начальный этап подготовки спортсменок массовых разрядов в целом ориентирует занимающихся на оздоровительно-разви­вающие занятия.

Благодаря значительному диапазону сложности упражнений, вариативности подходов и приемов, применяемых при освоении технических действий, занятия ХГ способствуют расширению двигательных возможностей, гармоничному развитию и эстети­ческому воспитанию занимающихся. В то же время к гимнасткам предъявляются специфические требования: даже на начальном этапе занятий у них должны быть развиты такие координаци­онные способности, которые позволят овладевать одиночными и композиционными действиями (свободными и с манипулиро­ванием предметами), сохранять равновесия статического и ди­намического характера. Гимнастки-«художницы» должны быть пластичными, обладать чувством ритма, уметь слушать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это - исходный уровень подготовленности, который позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата.

На начальном этапе подготовки гимнасток в процессе трени­ровочных занятий решаются и частные задачи оздоровления:

— обеспечение и поддержание статуса здорового человека;

расширение общего двигательного опыта, используемого в учебной, профессиональной и бытовой деятельности;

достижение и сохранение высокого уровня функциональ­ного состояния основных систем организма;

развитие (ординарное и комплексное) физических качеств;

формирование основных навыков поведения: осанки, по­ходки, стиля поведения и общения;

воспитание культурологических качеств: восприятия красо­ты двигательных действий, управления эмоциональным состоя­нием, музыкального вкуса, создания имиджа.

Как и в других видах спортивной деятельности, в художествен­ной гимнастике для решения основных задач технической под­готовки в учебно-тренировочный процесс включаются и вспо­могательные упражнении. Это прежде всего средства основной гимнастики: общеразвивающие упражнения, базовые элементы акробатики, гимнастические игры и эстафеты, упражнения на гимнастических снарядах массового типа, прыжковые, враща­тельные упражнения и др.

Основное содержание начального этапа подготовки в худо­жественной гимнастике составляют базовые технические дей­ствия, которые можно относительно просто классифицировать (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Квалификация базовых элементов художественной гимнастики

Группы упражнений Виды используемых движений
1. Основные упражнения Пружинистые движения; разновидности передвижений; «волны»; повороты; прыжки; равновесия; упражнения с предметами.
2. Упражнения узкой специальной направленности Формирующие образное мышление; ритмо-пластические; дифференцировочные; групповые; танцевально-хореографические.
3. Комбинированные упражнения Композиции узкой направленности; композиции широкой направленности; модельные композиции.

 

Первая группа — основные упражнения. Представляют собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.

Пружинистые движения представляют собой чередования ис­ходного, промежуточного и конечного положений тела или его звеньев, выполняемые сериями, с заданными амплитудой и сте­пенью напряжения (например, последовательные наклоны туло­вища вперед в положении прогнувшись или серия махов ногой в сторону).

Это движения аэробного характера; воздействуя на звенья тела и мышечные группы, они улучшают эластичность опор­но-двигательного аппарата, стимулируют развитие физических качеств, формируют способности выполнять движения мягко, пластично.

Разновидности передвижений (подскоков и прыжков, а также их сочетаний) в ХГ отличаются, как правило, большими длиной, высотой, амплитудой, темпом, хотя и выполняются под музыку разного размера. Кроме того, у них различные трудность и стиль выполнения, что определяет их разнообразие.

К базовым передвижениям относят:

«мягкий» шаг — чередование шагов без видимого отталкива­ния, с постановкой ноги с носка и последовательным перекатом на всю ступню;

«высокий» шаг — выполняется маховым энергичным под­ниманием бедра до горизонтального положения при сохранении голени вертикальной; аналогично выполняется «высокий» бег с фиксированным положением рук;

«острый» шаг — характеризуется коротким движением ноги вперед с резкой акцентированной постановкой стопы на опору и последующим подниманием на полупальцы;

«широкий» шаг — напоминает выпады, когда амплитудное перемещение согнутой ноги вперед сопровождается выпрямле­нием «задней» ноги при некотором наклоне туловища вперед. Подобный «широкому» шагу «широкий» бег требует мощного отталкивания одной ногой и маха другой, с наличием безопор­ной фазы;

«скрестный» шаг — смена скрестного положения ног (одна нога ставится с носка перед другой). Положение ног меняется движением «передней» или «задней» ноги — это позволяет изме­нять направление движения (влево—вправо или вперед—назад);

«переменный» шаг — является соединением двух шагов одной ногой с последующим приставлением другой («приставной» шаг) и затем двух шагов с другой ноги. Может выполняться в различ­ном ритме и служит основой танцевальных шагов.

«Волны» имеют сложно-координационный характер и пред­ставляют собой сочетание последовательных сгибательно-раз- гибательных действий, объединенных в целостное динамичное движение в смежных суставах. Для выполнения «волны» харак­терны непрерывность, равномерность, плавность и мягкость движений, в основе которых лежит умение избирательно и дозированно чередовать напряжения и расслабления, создавая впе­чатление слитности действий.

Повороты представляют собой движения вращательного ха­рактера вокруг вертикальной оси. Обычно они выполняются переступанием, шагом, прыжком, с наклоном туловища или вол­нообразными движениями звеньев тела; с опорой на всю ступ­ню или на полупальцах одной или обеих ног. При этом основ­ное требование предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и определенного положения тела в пространстве, а также взаимного расположения его ча­стей.

Прыжки как технический элемент в ХГ характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким по­летом, что создает условия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами. В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не обе­спечивающих правильное выполнение прыжка и соответствую­щей коррекции основных ошибок): 1) подготовительные действия (подседания, разбег); 2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками); 3) формообразующие действия, обусловленные двигательным заданием; 4) фиксация заданной позы; 5) подготов­ка к приземлению; 6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные).

Наиболее характерной и значимой является полетная фаза прыжка, во время которой необходимо выполнить различной сложности движения: разведение и сведение ног, сгибания и разгибания туловища, махи и вращения руками, повороты и со­четания их, а также манипуляции предметами и т.п.

Равновесия в ХГ бывают статическими и динамическими. Они выполняются на полупальцах и с опорой на всю ступню, с различной пространственной ориентацией. Одной из главных особенностей выполнения равновесий является необходимость их удержания после различных движений: шагов, бега, прыжков, поворотов, многооборотных вращений. Это требует от гимнасток особой подготовленности, обеспечивающей точность действий в сочетании с надежной устойчивостью.

Упражнения с предметами в полной мере отражают специфи­ку ХГ. Наличие того или иного предмета, отличающегося целым рядом признаков (формой, массой, разной конструкцией, рас­пределением массы и ее геометрией и т.п.), а также необходи­мость выполнять с ним различные манипуляции определяют их разнообразие, трудность, зрелищность и многосторонность тре­бующейся подготовки.

В свою очередь, такие упражнения совершенствуют двига­тельную координацию, пространственно-временную ориента­цию, быстроту, точность реакции и движений.

В упражнениях с предметами используются пять групп техни­ческих действий: броски и ловля, махи, круги, вращения, пере­каты. В свою очередь, их выполнение обеспечивается следующи­ми техническими элементами: хватами, замахами, подседания- ми, переводами, передачами и перехватами. Для упражнений с предметами характерно разнообразное сочетание действий по направлениям и плоскостям, частая смена активности «рабочих» звеньев тела, сочетания перемещений предметов и определен­ных телодвижений и т.п.

На начальном этапе подготовки в ХГ в качестве основных предметов применяются мячи, скакалки, обручи, ленты и була­вы. Дополнительно (для разнообразия) используются шарфы, вееры, флажки, вымпелы и др.

Упражнения с мячом (рис. 4.3, а—г) весьма динамичны. В них используется большое количество различных движений: броски и ловля мяча одной и двумя руками; перебрасывания; перекаты­вание мяча по телу и полу; каты; броски, выполняемые не толь­ко руками, но и ногами, туловищем, головой, плечами. Резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами туловища и удержани­ем мяча в разных положениях гимнастки различными звеньями тела. Специфическими действиями, характерными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты рук. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами в по­ложении лежа на спине или на груди, различного типа равнове­сиями и «обыгрывающими» действиями.

Упражнения со скакалкой (рис. 4.4, аи б) представляют собой сочетания различных прыжков на одной и обеих ногах, пооче­редных перепрыгиваний и вращений скакалки, выполняемых на месте или с передвижением (вперед, в сторону, назад), с по-


 


 

воротами, а также с изменением ритма и темпа самих прыж­ков и движений скакалки (одновременно или по отдельности). Упражнения со скакалкой требуют особой точности движений, не только чувства ритма, но и чувства самого предмета (конфи­гурация скакалки может значительно изменяться в зависимости от ее натяжения, которое, в свою очередь, зависит от быстроты и амплитуды вращений, а также от ее исходной и специально из­меняемой длины). Поскольку упражнения со скакалкой выпол­няются, как правило, длинными сериями, они служат отличным средством развития выносливости и применяются практически во всех спортивных специализациях — в процессе общей или специальной физической подготовки.

В массовой гимнастике используются скакалки, изготовлен­ные из разных материалов: пеньки, резины, пластика, комбини­рованных материалов. Однако на начальном этапе подготовки это не имеет особого значения. Важнее правильно определить длину скакалки: она должна быть равна расстоянию от пола до плечевого пояса при выпрямленном положении тела (тогда ска­калку легко вращать и она не запутается при вращениях). Что­бы разнообразить занятия и варьировать нагрузку, используют­ся прыжки через длинную скакалку (веревку, вращаемую двумя партнерами), прыжки вдвоем, втроем, целой группой; при этом выполняются дополнительно разнообразные двигательные зада­ния.

Упражнения с обручем (рис. 4.5, а-е) включают в основном его вращения, броски и перекаты (рукой, ногой, шеей, тулови­щем) на фоне различных телодвижений. Основное требование к данным упражнениям - сохранение плоскости движения обруча (иначе он будет падать). Важен и правильный хват обруча: махо­вые движения выполняются обязательно при жестком хвате; при маятникообразных и вращательных движениях, напротив, нуж­но уметь своевременно напрягать и расслаблять мышцы, обеспе­чивая свободу движения. Практически каждое движение с обру­чем требует владения особой техникой — более сложной, чем та, которая используется в упражнениях с предметами, описанных выше. С другой стороны, сами упражнения с обручем - отлич­ное средство совершенствования различных физических качеств и координационных способностей.

Для занятий используются деревянные, пластмассовые или дюралевые обручи диаметром 80-90 см и толщиной 0,8-1,2 см.

Упражнения с лентой (рис. 4.6, а—д) связаны с построением в пространстве различных «рисунков». Захватив деревянную (пла­стиковую) палочку, к которой прикреплена лента, за счет актив­ных действий кистью, предплечьем или всей рукой, гимнастка выполняет различные махи, круги, броски, перехваты, перебра­сывания и т.п. С помощью этих движений она рисует «змейки», «восьмерки», «спирали» — в разных плоскостях и направлениях, в разном темпе и ритме (в согласовании с поворотами и враще­ниями, прыжками, полупереворотами и наклонами), свободно двигая лентой или обматывая ее вокруг себя, подбрасывая ленту высоко вверх и одновременно выполняя кувырки или, напротив, «расстилая змейку» и перепрыгивая через нее.

При соответствующем музыкальном сопровождении упраж­нения с лентой весьма зрелищны. Для их выполнения исполь­зуются обычно шелковые ленты ярких цветов, длиной 5 м и ши­риной 2,5 см.


 


 

 

 


 

 


Рис. 4.6. Упражнения с лентой

 

 


Упражнения с булавами (рис. 4.7) представляют собой ма­нипуляции двумя предметами. Работая одной или обеими ру­ками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельни­цы», броски, перекатывания булав по площадке или по телу, броски булав с заданными направлениями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка приходит через повороты, прыжки с по­воротами, различные кувырки и другие сложные движения.

Булава представляет собой деревянный или пластиковый предмет удлиненной бутылочной формы с утолщением на конце, необходимым для удобного удерживания. Длина була­вы - 40-55 см, вес - 400-550 г.

Вторая группа — упражнения узкой направленности. Представ­ляют собой широкий круг двигательных заданий, обеспечиваю­щих овладение основными техническими действиями. Упражне­ния этой группы позволяют контролировать и самостоятельно оценивать точность выполняемых движений. При этом, решая задачу оптимизации физического состояния, они в то же время акцентируют внимание занимающегося на взаимосвязи субъек­тивного восприятия двигательных форм, выразительности дви­жений и формировании образа «красивого движения».

В данной группе упражнений можно выделить несколько подгрупп.

1. Упражнения, формирующие образное мышление, выполняют­ся в форме игровых заданий. Это могут быть смены простых поз, сочетания нескольких двигательных действий, позволяющие «рисовать» различные образы: например, бабочки, кузнечика,

Малые круги и махи

Большие и средние круги

 

елочки и т.п. Подобные действия могут объединяться в короткие сюжеты или программы, которые оформляются соответствую­щим музыкальным сопровождением.

Ритмо-пластические упражнения требуют определенного сочетания, взаимосвязи и выразительности действий. Их вы­полнение связано с представлениями о музыкальных такте, тем­пе, ритме, сильной и слабой долях, размере, т.е. требует знания основ музыкальной грамоты.

При этом двигательные задания могут преследовать разные цели:

согласование элементарных движений различными звенья­ми тела с музыкальным сопровождением;

воспроизведение заданного музыкального ритма с помо­щью простейших действий: постукивания, притоптывания, прихлопывания, ритмичных шагов и т.п.;

согласование с музыкальным сопровождением более слож­ных передвижений: шагов, бега, подскоков, выпадов, поворотов и т.п.;

упражнение в цикличном (повторяемом) сочетании дей­ствий различной сложности;

вариации действий в соответствии с ладанными изменяю­щимися темпом и ритмом музыкального произведения.

Дифференцировочные упражнения способствуют формиро­ванию умений различать и точно оценивать действия по ряду параметров (темпу, длительности, усилиям, пространственной ориентации, а также по их согласованности в процессе выполне­ния). Соответственно используются специальные упражнения. Большинство движений основано на контрастности их выполне­ния (сильно—слабо, быстро-медленно), а также на точности со­четания действий отдельными звеньями тела (одновременных и поочередных). Сами же упражнения могут включать любые дей­ствия: от простейших движений в суставах до сложных прыжков и поворотов с одновременным манипулированием спортивными предметами.

Групповые упражнения требуют прежде всего взаимодей­ствия партнеров в процессе выполнения конкретных двигатель­ных действий. При этом содержание действий партнеров может быть однотипным или различаться по направлению перемеще­ний, используемым предметам; при этом они обязательно вы­полняются синхронно (соответственно счету или акцентам музы­кального сопровождения) или — асинхронно, в виде композиции или отдельного простого задания, но с соблюдением определен­ного ритмического рисунка.

Данные упражнения требуют от исполнительниц постоянно­го внимания как к собственным действиям, так и к действиям других участниц упражнения. Кроме того, необходимы строгая дисциплинированность и выдержка на фоне высокой эмоцио­нальной нагрузки, характерной для групповых упражнений.

5. Танцевально-хореографические упражнения — движения, со­ответствующие особенностям различных танцевальных стилей и хореографии, имеющие достаточно сложную координационную структуру и способствующие решению задач «двигательного об­разования». Как правило, это соединения отдельных движений, исполняемые поточно и требующие определенной стилистики и культуры движений.

Для данной группы упражнений обязательно музыкальное сопровождение. Сами упражнения выполняются в виде тан­цевальных шагов и «дорожек», у опоры (станка) или без опо­ры, с использованием определенной части зала или всей его площади.

Таким образом, специфика танцевально-хореографических упражнений определяется значительным количеством двига­тельных заданий и разнообразием воздействий.

Третья группа — комбинированные упражнения. В художествен­ной гимнастике основное спортивное упражнение любой раз­рядной категории представляет собой определенную компози­цию движений. Композиции могут различаться по характеру движений, по соединениям поз, танцевальных шагов и акроба­тических элементов, по использованию спортивного предмета. Количество и сложность движений, длительность выполнения и стиль движений, характер музыкального сопровождения также могут быть весьма разнообразными.

В связи с этим возможны следующие разновидности компо­зиций упражнений:

узкой направленности. Например, для развития способно­стей сохранять равновесие подбираются различные равновесные позы, из которых составляется определенная связка; или исполь­зуются соединения различных прыжковых заданий в сочетании с поворотами, выполняемыми на ограниченной опоре, и также заканчивающиеся равновесными позами;

широкой направленности. Используются сочетания движе­ний, различающихся по сложности, характеру, напряженности и объединенные в конкретную композицию. Примером может служить «экзерсис», выполняемый на 4 такта (табл. 4.2);

Таблица 4.2

Музыкаль­ный такт Счет Движения Характер выполнения движений

И.п. - стоя на носках, боком к опоре; правая рука вверху, левая на опоре

Первый

1 Небольшой наклон туловища вперед;

Спокойно и плавно, с постепенным уве­личением ампли­туды.

2 небольшой наклон туловища назад, правую руку в сторону;
3-4 повторить предыдущие 2 счета.

Второй

1-2 Выпрямляясь, круглый полуприсед и небольшая «целостная» волна;

Слитно и более энергично.

3-4 повторить предыдущие 2 счета.

Третий

1 Выпад левой вперед, наклон тулови­ща назад, правую руку в сторону;

Со значительным усилием, напряжен­но, с постепенным увеличением ам­плитуды до макси­мальной

2 Выпрямляясь, перейти в стойку на носках и, сгибая правую ногу, вы­пад назад и наклон туловища вперед, руки вверх;
3-4 повторить предыдущие 2 счета.
Четвертый 1-4 Выпрямляясь, приставить правую в стойку на носках; круглый присед, правая рука вверх, «волна» вперед, круг левой рукой книзу и в и.п. Напряженно, с мак­симальной ампли­тудой

 

3) модельные композиции, отвечающие соревновательным тре­бованиям; могут использоваться дробно (т.е. как часть соревно­вательной композиции) или целиком.

Выполнение упражнений данной группы позволяет гимнаст­ке достичь такого уровня физических кондиций, который требу­ется на соревнованиях спортсменок низших разрядов.









Спортивная аэробика

Спортивная аэробика — это молодой, но уже довольно попу­лярный вид спорта. Несмотря на «молодость» процесс становле­ния данного вида включает несколько этапов: начальный — как одна из форм общей физической тренировки (К. Купер, 1960); развития танцевально-силового направления (Дж. Фонда, 1964) и современной спортивной аэробики. Первые неофициальные соревнования по спортивной аэробике прошли в 1984 г. в Нью-Орлеане, в рамках международной выставки «Физкультура и спорт»; их организаторами были Ховард и К. Шварц. На протяжении последу­ющего десятилетия происходило апробирование нового вида спор­та, создавались различные федерации и ассоциации аэробики.

В мае 1994 г. Конгресс Международной федерации гимна­стики (ФИЖ) образовал комиссию по спортивной аэробике и признал ее одним из видов гимнастики, полномочия которой подтвердил Международный олимпийский комитет. С 1955 г. проводятся официальные чемпионаты мира. В 1998 г. в Москве состоялся 1-й студенческий чемпионат России, собравший 76 участников из разных регионов страны.

Возрастной ценз участников соревнований по спортивной аэ­робике — не моложе 18 лет, поэтому заниматься ею, как правило, начинают спортсмены, завершающие спортивные тренировки в спортивной гимнастике и акробатике и уже имеющие высокие уровни общей физической и специальной двигательной подго­товленности. В то же время в спортивную аэробику приходят из массового спорта — те, кто освоил азы спортивной специализа­ции и имеют хорошие физические кондиции.

Упражнения спортивной аэробики напоминают вольные упражнения гимнастов, но не содержат технически сложных элементов, как в гимнастике или акробатике. Они выполняются в довольно высоком темпе, с четким музыкальным ритмом. Все движения можно охарактеризовать как резкие, динамичные, за­конченные, объединенные в связки и соединения.

Как и в любом виде спорта, содержание и специфику двига­тельной деятельности в спортивной аэробике определяют прави­ла соревнований, включающие специальные требования к компо­зиции и условия ее выполнения.

В соответствии с правилами соревнования по спортивной аэробике обычно проходят в течение трех дней (2 дня — отбо­рочные соревнования, 3-й день — финальные) по четырем видам программы: индивидуальные мужские и женские, смешанные и среди троек. Длительность выполнения композиции составляет 115 ±10 с.

Композиция упражнений представляет собой сочетание и чере­дование упражнений стоя и в партере, перемещений (бег, шаги). Подскоки и прыжки, гимнастические и акробатические элемен­ты сбалансированы в связках и частях упражнения и сопровож­даются различными «фоновыми» движениями руками.

Циклические действия в спортивной аэробике характеризу­ются околопредельной мобилизацией сердечно-сосудистой си­стемы и выраженным участием в работе аэробных источников энергообеспечения. В связи с этим для спортсмена является важным сохранение высокого качественного уровня исполнения действий на протяжении всего выступления в условиях мышеч­ной работы, близких к экстремальным.

Выполнение соревновательных упражнений протекает на фоне аэробного обеспечения при частоте сердечных сокраще­ний (ЧСС) в пределах 186-190 уд/мин. Причем в данном случае отсутствует типичный момент постепенного врабатывания ор­ганизма (разгона функций): с самого начала упражнения мощ­ность работы приближается к максимальному уровню, что тре­бует быстрой мобилизации функциональных возможностей и проявления значительных физических усилий.

Выполнение упражнений сопровождается глубокими функ­циональными сдвигами в организме спортсмена, нарушением ритма или задержками дыхания. По характеру такая работа срав­нима с бегом на 800 м (В.Е. Борискевич и др., 1998).

Поскольку деятельность спортсмена отличается сложной ко­ординацией и точностью действий, на ее выполнение отрица­тельно влияет накопление и повышенное содержание в мышеч­ных тканях побочных продуктов обмена (лактата). В связи с этим качество выполнения упражнения сохраняется при потреблении кислорода в пределах 75% от максимального. Это значит, что не­обходим определенный «функциональный запас». С появлением такой возможности и ростом технического мастерства снижается пульсовая стоимость упражнения, удешевляются энерготраты и повышается эффективность физиологического обеспечения ра­боты при одновременном улучшении ее качества и надежности.

Вот почему традиционное тестирование частоты сердечных сокращений спортсмена может быть эффективным способом контроля за уровнем его тренированности. Целесообразны ре­комендации по использованию, помимо собственно соревнова­тельных упражнений, дополнительных средств тренировки: на­пример, беговых кроссов, плавания, работы на тренажерах ци­клического типа в зоне «аэробного порога».

Содержание композиции. Занятия спортивной аэробикой строятся на основе базовых движений классической аэробики, которые выполняются на фоне прыжков и подскоков, бега и марширования в смешанном режиме. Такие циклические дви­жения, объединенные в композицию и выполняемые в высоком темпе под музыку (в среднем, 150 двигательных акцентов в ми­нуту или 2,5 движения в секунду), несут в себе положительный эмоциональный заряд и зрительно воспринимаются как вирту­озное двигательное действо.

Все элементы, которые могут быть включены в композицию спортивной аэробики, с высокой степенью условности делятся на семь групп:

силовые элементы динамического и статического характера — например: падения, отжимания, подъемы туловища, медленные силовые переходы из одного положения в другое, разновидности упоров и т.п.;

прыжки и подскоки (скачки) — например: прыжок в шпага­те, перекидной, прыжки с различными телодвижениями и раз­ной частотой повторений;

равновесия — например: боковое, переднее с захватом ноги и т.п.;

гимнастические элементы — например: в упоре лежа оттал­кивания руками, смена простых и смешанных упоров, круги но­гами;

акробатические элементы — например: перекаты, поддерж­ки, подхваты и др.;

танцевально-хореографические элементы и маховые движе­ния — например: маховые движения руками и ногами, элементы народного, классического и современных танцев, сочетания раз­личных движений звеньями тела и поворотов;

вспомогательные, или связующие, элементы — например: разновидности шагов, подскоков, подниманий колена, выпадов, «дорожек» и т.п.

Обязательным требованием правил соревнований является включение в композицию не менее чем по одному элементу из каждой группы. Помимо этого в нее включаются до 10 допол­нительных элементов, которые не являются обязательными и выбираются самим спортсменом. Каждая группа элементов раз­делена на четыре категории трудности — от низшей к высшей (А, В, С, D), что позволяет определить степень сложности упражне­ния в целом.

Кроме того, композиция в спортивной аэробике должна вклю­чать две серии движений — «восьмерку» и «дорожку шагов».

«Восьмерка» — это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положении стоя на 4 музыкальных такта. Со­гласно правилам соревнований, соединение включает две «вось­мерки», которые отличаются только направлением движения. При этом перемещения по площадке допускаются в любом на­правлении, но «восьмерки» должны быть зеркальными.

«Дорожка шагов» — это соединение разновидностей шагов, выполняемых последовательно на 16 счетов. Она начинается с приставного шага вперед с последующим чередованием опре­деленных действий: например, поднимание колена, мах ногой, прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе, выпад. Три базовых движения — шаг, бег, скип — используются только как связую­щие элементы. При этом возможны различные вариации таких движений и выполнение их с поворотами в любом направлении, но суммарное «вращение» не должно превышать 360°.

Условия выполнения упражнений. Упражнения выполняются на ровной жесткой опоре — помосте (высотой 100—150 см и пло­щадью 9x9 м). На помосте размечается квадратная соревнова­тельная площадка (размером 7x7 м), а внутри нее обозначается еще один квадрат — 6x6 м. Разметка этих двух площадок допол­няется линиями, соединяющими вершины углов и образующи­ми четыре сектора — «коридора». При выполнении упражнения должны быть задействованы все четыре «коридора» и вся пло­щадка.

Оценка выполнения упражнений. При оценке выполнения упражнения учитываются три показателя: исполнительское ма­стерство, сложность и артистичность.

Исполнительское мастерство определяется следующими кри­териями:

а)    «координацией» — это активность действий в различных ча­стях композиции и участие в них различных звеньев тела; нали­чие перемещений, изменение направлений движения и асимме­трия действий различными частями тела; изменение темпа, рит­ма, плоскостей движений и их характера (сгибания, разгибания, удержание и т.п.);

б)      соотношением «сила—скорость» — это соотношение быстро­ты движений (перемещений) и степени их напряженности, ам­плитуды и мощности силовых движений, а также адаптация к утомлению;

в)    «техникой» — точностью взаиморасположения звеньев тела, правильностью поз, рациональностью смены движений, опти­мальностью и оправданностью мышечных усилий, точностью равновесий;

г) «синхронностью» — сочетанием движений по времени и темпу выполнения, изменению направления и сочетанием пере­мещений с изменением направления и амплитуды движений, а также — согласованностью действий партнеров.

Артистичность оценивается по таким показателям:

а)    «хореографичности» — по стилистике движений, их сбалан­сированности в отдельных частях композиции, объему и разноо­бразию, эмоциональности и четкости исполнения;

б)      «презентации» — по уверенности и выразительности выпол­нения программы, внешней привлекательности исполнителя, его восприятия зрителем;

в)    «музыкальности» — по ритмичности и гармонии движений, их образности и соответствию характеру музыкального произве­дения.

Сложность упражнения определяется соответствием структу­ры каждого элемента стандартным (табличным) значениям труд­ности. Это относится прежде всего к обязательным элементам. А вот новые и дополнительные требуют предварительной эксперт­ной оценки. Традиционное шкалирование трудности (от А до С) позволяет дать каждому элементу оценку в баллах — от 0,1 бал­ла до 0,4 и таким образом определить суммарную оценку слож­ности 6 обязательных и 10 наиболее сложных дополнительных элементов.

Для сохранения статуса спортивного вида с особым стилем исполнения упражнений в аэробике введены некоторые «огра­ничения». Запрещается выполнять:

такие гимнастические, акробатические (и подобные им) элементы, как «мост», кувырки, стойки на руках, перевороты, курбет и кульбит, фляк, сальто, броски партнеров;

элементы боевых искусств: хлестообразный мах, боковой кик и др.;

движения с прогибанием, вертикальный шпагат, вращения на спине;

«сверхвысокие» прыжки с большой ударной нагрузкой.

Кроме того, запрещено использование вспомогательных

предметов (палок, амортизаторов и т.п.). В то же время требуется сохранение прямого положения спины.

Базовая подготовка спортсменов. В спортивной аэробике ха­рактеризуется следующими особенностями:

1) в основу технической подготовки заложены составление и освоение базовых соревновательных композиций с постепенным расширением «двигательного запаса» за счет освоения новых элементов;

развитие специальных физических качеств планируется и осуществляется по принципу индивидуального подхода, на основе предварительного тестирования и определения сильных и слабых мест в физической подготовленности;

музыкально-ритмическая подготовка направлена на совер­шенствование музыкальных способностей занимающегося, точ­ность ритмических действий различной сложности с вариантами ритмических рисунков в соответствии с условиями выполнения (заданиями). Эти задачи решаются за счет расширения музы­кальной эрудиции на основе прослушивания, аналитического восприятия и оценки характера произведения, размеров, стилей, музыкальных акцентов;

техническое совершенствование предусматривает использо­вание дополнительных занятий и средств хореографии, силовой тренировки, общей физической подготовки (плавание, кроссы, игры и т.п.), танцевальных элементов и парно-групповых упраж­нений.

Перечисленные особенности организации тренировки в спортивной аэробике согласуются с типичной и широко извест­ной методикой подготовки спортсменов в сложно-координаци­онных видах спорта: спортивной и художественной гимнастике, акробатике.

Поскольку спортивная аэробика относится к группе спор­тивно-оздоровительных видов гимнастики, в учебно-тренировочном процессе возможно варьирование нагрузки в широком диапазоне. При этом пульсовая стоимость работы в различных частях занятия может колебаться в пределах 90—200 уд/мин, а продолжительность выполнения связки движений разной на­правленности может составлять 2—2,5 мин, при разном чередо­вании силовых, ударно-темповых и танцевальных упражнений. Именно варьирование характера и величины нагрузки делает занятия спортивной аэробикой эмоциональными, широко до­ступными и весьма эффективными для физического развития. Например, за 12—14 месяцев занятий наблюдается довольно су­щественная динамика состава тела: так, мышечный компонент увеличивается у мужчин на 2,6%, а у женщин — более чем на 5%, при уменьшении жирового компонента соответственно на 2—4 и 5% (К.Б. Андреасян, 1996).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: