В первой части учебника при анализе отличительных признаков гимнастики среди прочих была названа ее спортивно- оздоровительная направленность. Попытаемся разобраться, насколько задачи и содержание этой гимнастики согласуются с оздоровлением.
Чтобы отсечь обывательские толки, мешающие пониманию сущности спорта и формированию профессиональных представлений о нем, оговорим одно условие, которое должно стать отправным в рассуждениях и мотивациях.
История человечества свидетельствует: спорт — эффективнейшее средство психофизического совершенствования; спорт не может навредить, ибо он является одной из областей жизнедеятельности человека. Вред могут принести занятия спортом, вообще физическими упражнениями, если они проводятся:
с нарушением научных принципов и методических правил организации;
при неадекватном выборе средств и методов, содержания и оптимальных режимов самих занятий с недостаточным для восстановления отдыхом;
при неграмотном управлении физическими нагрузками;
|
|
при нерациональном распределении задач и средств для их решения в многолетнем процессе совершенствования — в соответствии с возрастными особенностями занимающихся;
— при отсутствии постоянного врачебно-педагогического контроля.
Влияние занятий спортом нельзя рассматривать и оценивать в отрыве от бытовых, производственных и социальных условий жизни — именно совокупное их воздействие определяет здоровье и уровень достижений человека.
В то же время, даже в неблагоприятных условиях бытовой и профессиональной деятельности занятия спортом повышают психофизический потенциал и функциональную устойчивость к вредным воздействиям и часто оказываются единственным средством обеспечения активной жизнедеятельности.
С другой стороны, в историческом развитии спорта происходит естественный и специально-научный отбор наиболее действенных средств и эффективных методов психофизического совершенствования.
Применение именно этих атрибутов спорта с учетом возрастных особенностей, уровня подготовленности, мотивации и соответствующих основных и частных задач гарантирует высокие результаты спортивного совершенствования на индивидуально доступном уровне достижений.
Именно возможность самовыражения, ощутимая результативность двигательного совершенствования отличает спорт и является основой той мотивации, которая приводит людей разных возрастов на спортивные арены и в гимнастические залы. На этих спортивных базах им могут быть предложены (и по желанию использованы) различные доступные и эффективные виды гимнастики спортивно-оздоровительной направленности.
|
|
4.1. Снарядовая гимнастика
Среди видов гимнастики в нашей стране огромной популярностью у людей разных возрастных категорий пользуется спортивная гимнастика, включающая определенные виды гимнастического многоборья.
Однако исторические тенденции развития гимнастики — процесса как объективного, так и подверженного субъективистским воздействиям (типа приказов, постановлений, нормативов и т.п.) — постепенно вытесняли из круга задач, решаемых с ее помощью, именно задачу оздоровления занимающихся.
Гимнастика достигла высочайшего уровня сложности упражнений, а также механизмов организации процесса совершенствования спортсменов. Виртуозное мастерство лучших гимнастов радует миллионы поклонников этого прекрасного вида спорта. Однако, несмотря на огромный зрительский интерес к гимнастике, достижение вершины мастерства доступно лишь относительно ограниченному кругу молодых людей. К тому же, даже одаренному гимнасту требуется полная самоотдача тренировочному процессу. К сожалению, это не может привлечь к гимнастике подавляющее большинство желающих ею заниматься — только людей, четко профессионально ориентированных и способных достичь вершин мастерства.
Подготовка гимнастов высокого класса представляет собой сложную многокомпонентную систему, распределяющую основные задачи и способы их решения на взаимосвязанные этапы. Поэтому даже начальный специализированный этап подготовки по всем параметрам непосредственно связан с целью достижения высшего мастерства. Поэтому практически все нормативные документы по спортивной гимнастике (классификационные программы, правила соревнований, системы оценки работы тренеров, отдельных гимнастов и гимнастических коллективов) долгие годы разрабатывались и продолжают разрабатываться на основе единого критерия: достижения высшего мастерства и победы на крупнейших соревнованиях. Поэтому традиционная спортивная гимнастика перестала быть общедоступной.
Между тем, именно спортивная гимнастика имеет огромный арсенал разнообразных упражнений, форм и способов организации занятий; с успехом может использоваться как средство физического воспитания и образования, оздоровления и реабилитации, приобретения жизненно необходимых навыков бытового, профессионального и прикладного значения; применяется с целью пропаганды здорового образа жизни, привлечения к регулярным занятиям людей разных возрастов и профессий и главное — удовлетворения физических и эстетических потребностей.
Таким образом, возникло противоречие между тенденциями развития мировой спортивной гимнастики и одной из главных задач гимнастики в рамках отечественной системы физического воспитания — привлечение к систематическим занятиям физическими упражнениями широких слоев населения страны и обеспечение их здоровья.
Для устранения этого противоречия в 1984 г. Государственный комитет по физической культуре и спорту ввел особую классификационную программу категории «Б» по спортивной гимнастике — для низовых коллективов физической культуры: общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, производственных предприятий, армии и флота[7].
Цели и принципы составления программы такой массовой гимнастики, ее разрядные требования (см. ниже) значительно отличаются от той традиционной спортивной гимнастики, которая нацелена на достижение высшего мастерства.
Классификационная программа категории «Б» введена с целью обеспечения доступности занятий спортивной гимнастикой для широких масс молодежи, достижения ими высокого уровня спортивно-технической подготовленности, развития физических качеств и приобретения жизненно важных и прикладных двигательных навыков, привития устойчивого интереса к занятиям спортом и настойчивости в спортивном совершенствовании, решения воспитательных задач.
|
|
Классификационная программа категории «Б» включает следующие спортивные разряды: юношеский, третий, второй, первый.
Программу всех разрядов определяют виды многоборья:
в мужской программе — 6 видов: акробатика, конь, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина (в юношеском разряде — 4 вида: акробатика, опорный прыжок, брусья и перекладина);
в женской программе — 4 вида: опорный прыжок, брусья разновысокие, акробатика (или вольные упражнения — по выбору), бревно.
Гимнасты всех разрядов имеют право выступать в соревнованиях по полному многоборью или по любым из перечисленных выше трем (мужчины) или двум (женщины) видам многоборья. Оба варианта выступления дают право на получение спортивного разряда; в первом случае — при результате не менее 80% от возможной суммы баллов, во втором случае — не менее 85%.
Все упражнения могут быть выполнены частично или полностью в другую сторону, без снижения оценки за дополнительные движения, необходимые для принятия требуемого положения (дополнительные шаги, повороты, махи).
Оценка выполнения упражнений производится в соответствии с правилами соревнований из 10 баллов.
Программы юношеского и третьего разрядов в каждом виде многоборья состоят из двух упражнений, одно из которых (по выбору) гимнаст выполняет на соревнованиях в соответствии с пунктами 4, 5, 6 (см. выше).
Программы второго и первого разрядов состоят из произвольных упражнений, составляемых гимнастами из перечня групп элементов, обязательных для каждого вида многоборья (например, любой прыжок переворотом, любой подъем на верхнюю жердь и т.п.). В качестве примеров в программе для каждого разряда приведены по два упражнения, одно из которых (по выбору) гимнасты могут выполнять на соревнованиях.
За невыполнение обязательных элементов или соединений каждый раз сбавляется один балл. Разрешается замена обязательного элемента другим, более сложным, элементом той же группы. Одно соединение может удовлетворять сразу нескольким требованиям: например, в первом разряде у мужчин и женщин соединение «рондат — два фляка — сальто» отвечает всем трем требованиям, предъявляемым к акробатическому упражнению.
|
|
Для выполнения нормативов и присвоения разрядов устанавливаются следующие требования и уровни соревнований:
юношеский и третий разряды: два раза в течение года на первенстве низового коллектива физкультуры;
второй и первый разряды:
а) два раза в течение года на первенстве коллектива физкультуры, в официальных матчевых встречах или мемориалах,
или
б) один раз на первенстве города или городского совета ДСО.
Рекомендуется проведение массовых соревнований по программе категории «Б» с неограниченным допуском участников по любому разряду и комплексным зачетом всех участников в соответствии с разрядными коэффициентами, установленными действующими правилами соревнований[8].
Такой подход к составлению программы, ориентированной на массовые занятия спортивной гимнастикой, значительно снижает зависимость ее использования как средства физического воспитания от материально-технической оснащенности, специализированное™ гимнастической базы, не требует многоборности подготовки, необходимой для достижения высокого мастерства в гимнастике, предоставляя каждому человеку возможность заниматься тем видом многоборья, который ему нравится или подходит по ряду признаков; исключает необходимость частых и продолжительных занятий, применения больших нагрузок и соблюдения особого режима, т.е. в целом делает занятия гимнастикой широко доступными.
В то же время требования такой классификационной программы позволяют получить официальное подтверждение достижения определенного уровня совершенства — в виде разрядного удостоверения и значка, — что для массового спорта является весьма значимым фактором.
Одновременно упражнения спортивной гимнастики категории «Б» требуют определенного труда, систематичности занятий. Именно поэтому они совершенствуют функциональные и двигательные способности человека, позволяют увидеть реальные результаты своего труда и получить от этого удовлетворение.
В целом цепочка «доступность — возможность — интерес — результативность — удовлетворенность» — обеспечивают ту мотивацию, которая приводит человека на занятия и приучает его регулярно заниматься физической культурой.
Это показал и опыт практического использования гимнастики категории «Б»: в учебных заведениях возродились прекратившие было существование секции гимнастики, созданы гимнастические кружки для людей среднего и даже старшего возрастов; на занятия стали приходить семьями. В организации занятий стали принимать участие ветераны гимнастики, делясь с начинающими своим огромным опытом и продлевая собственную активность. Пробудился интерес и у специалистов, которые включились в разработку новых форм организации занятий, специальных гимнастических устройств и инвентаря, в изучение влияния массовости гимнастики на занимающихся разных возрастов. Массовый характер приобрели и соревнования.
Таким образом, преследуя спортивные цели, гимнастика категории «Б» с помощью общедоступных средств повышает функциональные возможности и укрепляет здоровье.[9]
Авторы данного учебника не ставят перед собой задачу подробно рассматривать содержание классификационной программы категории «Б» по спортивной гимнастике. Вместе с тем, эта программа стала раритетом: сведения о ней не доходят до широкого круга специалистов или доходят в искаженном виде, несмотря на то что для многих занимающихся в школах, профессиональных училищах и вузах основным ее содержанием является снарядовая гимнастика (как обязательный вид программ по физической культуре).
Зададимся вопросом: почему снарядовую гимнастику относят к видам оздоровительных упражнений? Ведь гимнастические снаряды — это искусственные конструкции, и упражнения, выполняемые на них, также искусственны и далеки от естественных бытовых действий, совершаемых ежедневно, да и в видах профессиональной деятельности они практически не встречаются.
Таким образом, на первый взгляд, снарядовые гимнастические упражнения не несут в себе прикладное™, которая могла бы расцениваться как оздоровительно-развивающая. В действительности все обстоит по-другому. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в таких условиях, которые уже сами по себе заставляют организм включить функциональные резервы (данные ему Природой). Двигательные задания, в качестве которых выступают упражнения на снарядах, требуют «развертывания» функционального потенциала и значительно больших энергетических затрат, чем при выполнении «бытовых» двигательных действий. Сложно-координационные двигательные формы, которыми не обладает занимающийся в «готовом виде», требуют определенных функциональных затрат и формирования двигательных умений и навыков (например, одинаковая величина ЧСС во время бега и кувырков — это далеко не одно и то же). Кроме того, формирование двигательных умений и навыков связано с совершенствованием жизненно важных способностей к дифференцировкам (различению параметров действий и в соответствии с этим — управлению действиями) пространственных, временных и силовых параметров двигательной деятельности и их взаимосвязей.
Для этого, помимо «концентрированного» расхода энергии, необходимо проявление определенного уровня психических свойств, который определяет осознанность двигательной деятельности и эффективность ее контроля.
И совершенно неверно представление о том, что «неестественные» упражнения не могут сформировать способности и умения, которые окажутся необходимыми в условиях обычной жизнедеятельности. Например, навыки выполнения подъема разгибом или других подъемов, сформированные в упражнениях на перекладине, брусьях и кольцах, могут быть использованы при преодолении на руках высоких препятствий; то же справедливо для навыков в опорных прыжках, которые могут отличаться как выразительностью, так и стилем исполнения.
Различные вращательные упражнения во всех видах гимнастического многоборья совершенствуют многообразные вестибулярные реакции и в целом функцию равновесия и все те же способности к дифференцировкам, без которых человек попросту не может нормально существовать в условиях современной жизни (водоворот движения в толпе; качка, резкие повороты и торможение транспорта, мелькание перед глазами огромного количества раздражителей, «убегание» из-под ног опоры и т.п.).
Сочетание разных по характеру, координационной сложности, физической трудности и психической напряженности упражнений на гимнастических снарядах формирует такой двигательный потенциал (и по составу, и по уровню развития), который соответствует условиям его реализации не только в бытовой или профессиональной деятельности, но также и в экстремальных ситуациях.
Однако надо сознавать и то, что упражнения снарядовой гимнастики не могут обеспечить абсолютного совершенствования. Такую задачу нельзя и не надо ставить перед отдельными видами упражнений — в целом ее решает вся система физического воспитания. Поэтому данные упражнения дополняют специальными комплексами, круговой тренировкой, используют в сочетании с другими видами физических упражнений.
4.2. Акробатика
Спортивная акробатика — один из популярных и зрелищных видов гимнастики, которым занимаются в основном дети и молодежь. Хотя существуют формы занятий, доступные людям различных возрастов.
Акробатика относится к сложно-координационным видам спорта, и если иметь в виду высшие уровни квалификации, то они, конечно, предъявляют занимающимся очень высокие требования. Вместе с тем, для тех людей, которые не имеют пока должной подготовленности и потому могут рассматривать мастерство лишь как желаемую, но очень отдаленную цель, занятия акробатикой на данном этапе могут стать средством постепенной подготовки к высшим достижениям. Но даже не стремясь к вершинам мастерства и достаточно правильно оценивая свои возможности, они рассматривают данные занятия как форму психофизического совершенствования, которая может принести удовольствие. Богатый арсенал средств акробатики позволяет каждому сделать свой выбор.
Специфику акробатических упражнений определяет ряд признаков. Как и описанные выше упражнения на гимнастических снарядах, они требуют высоких уровней проявления физических качеств, связаны с большим риском (а значит, уже на более низких квалификационных уровнях необходимы определенный волевой настрой, смелость, настойчивость). Исходный уровень подготовленности к прыжковым упражнениям должен быть более высоким и конкретным — по сравнению с акробатическими упражнениями основной гимнастики, а вестибулярная устойчивость должна соответствовать выполнению вращательных упражнений базового цикла.
Однако сами акробатические упражнения стимулируют развитие всех указанных качеств и способностей — важно уметь правильно распорядиться имеющимся арсеналом средств (прыжков).
В массовой акробатике на начальном этапе занятий используются так называемые базовые акробатические упражнения, подразделяемые на три основные группы: одиночные, парные и пирамидковые.
Одиночные упражнения. В эту группу входят прыжковые и статические упражнения. Они связаны с выполнением полных и частичных вращений вокруг фронтальной, передне-задней и вертикальной осей, а также сохранением равновесия в определенных позах. В связи с этим выделяются подгруппы упражнений статического и динамического характера.
К подгруппе статических упражнений относятся:
— «мосты» и шпагаты — наиболее простые с точки зрения биомеханических условий сохранения равновесия, так как в них используется большая площадь опоры и относительно низкое расположение общего центра масс тела. В то же время для их исполнения требуется высокий уровень подвижности в суставах;
стойки — упражнения, связанные с сохранением вертикального положения тела «вверх ногами» в различных условиях опоры (кистями, предплечьями, головой, грудью и др.). За счет разных способов прихода в положение стойки, форм и способов ее удержания, схода с нее и соединения с другими элементами можно создать большой ряд упражнений различной физической трудности и координационной сложности и соответственно меньшей или большей доступности для конкретного занимающегося;
равновесия — относительно небольшая разновидность упражнений, основой которых является сохранение определенной позы на одной ноге при разных положениях ноги свободной. При этом требуются очень хорошая подвижность в тазобедренных суставах, позвоночнике, а также вестибулярная устойчивость;
упоры — определенные фиксированные позы при низком расположении ОЦМ тела и высоком (над опорой) расположении плеч. Трудность их различна: наиболее легки смешанные упоры (например, упор лежа или упор стоя на коленях); значительно труднее такие упоры, в которых требуется проявление силы и гибкости при одновременном силовом напряжении (например, упор углом, упор высоким углом).
Характерной особенностью динамических упражнений, которые могут выполняться на месте или в движении, являются переворачивания в определенном направлении и с обусловленным количеством вращений: вперед, назад или в сторону; полуоборотом или полным вращением; с отталкиванием или без отталкивания руками; а также с сохранением заданной позы или ее изменением. К этой подгруппе относятся:
перекаты и кувырки - вращательные движения с последовательным касанием опоры при частичном или полном переворачивании через голову; могут выполняться в группировке и в положении согнувшись или прогнувшись в полетной фазе; с прыжка или с разбега;
полуперевороты — движения с частичным вращением тела и переходом из одного положения в другое — как правило, со сменой стоек. Например: из стойки на руках медленный переворот вперед в стойку руки вверх; из основной стойки прыжком стойка на руках (по сути, это полупереворот вперед); из стойки на руках толчком руками прыжок в стойку на ногах (так называемый «курбет»);
перевороты — наиболее представительная и разнообразная разновидность упражнений, включающая полное вращение через голову, но с промежуточной опорой (руками, одной рукой или руками и головой). Различаются по скорости вращения (быстро или медленно), способу выполнения (с места, с разбега, прыжком, с прыжка-подскока, называемого «вальсет»), а также по заданному конечному положению (на одну или обе ноги, в остановку или в переход на следующий элемент);
сальто — базовый вид акробатических прыжков со сложной технической структурой, предусматривающей полное вращение в безопорном положении. Разновидности сальто отличаются направлением вращения (вперед, назад, в сторону), положением акробата в полете (в группировке, согнувшись, прогнувшись, в полугруппировке), а также объединением с поворотами и количеством вращений.
Парные упражнения. Предполагают взаимодействия двух акробатов и могут быть женскими, мужскими и смешанными. По содержанию и характеру это балансирования и вольтижные упражнения.
Среди упражнений в балансировании различают:
входы и наскоки — важные (хотя и вспомогательные) движения, позволяющие «верхнему» партнеру принять исходное положение на какой-либо части тела «нижнего», чтобы начать выполнение основного упражнения. В зависимости от способа принятия исходного положения и фиксируемой позы взаимодействия обоих партнеров оказываются решающими или выполняют сопутствующую функцию, но всегда при четкой их согласованности. Сами же входы и наскоки осуществляются силой, прыжком, броском — с разных направлений (спереди, сбоку, сзади) и с разной ориентированностью звеньев тела в конечных положениях «нижнего» и «верхнего» партнеров;
поддержки — сохранение «верхним» партнером определенной позы с устойчивой ее фиксацией с помощью «нижнего» (с опорой на руки, на ноги, на спину или на грудь). Сложность поддержек зависит от конфигурации позы, которая характеризуется взаимным расположением звеньев тела и проекцией ОЦМ тела по отношению к площади опоры, способом поддержки (захват звена тела, ширина и удобство захвата, устойчивость опоры «верхнего» и «нижнего» партнеров — по отдельности и во взаимосвязи), а также высотой расположения «верхнего» по отношению к «нижнему»;
упоры, стойки, равновесия — их общие характеристики даны при описании первой группы упражнений. Кроме того, они имеют сходство с поддержками, но, как правило, более сложные и разнообразные как по конфигурации фиксируемых поз, так и по способам прихода в требуемую позу и ее фиксации. Выполняются толчком, силой, махом, с поворотом; с опорой на руки или одну руку, на ногу, плечо, голову; с разным положением «нижнего» (стоя на колене, в основной стойке, в выпаде, лежа на груди или спине, в приседе и т.п.);
— взаимные перемещения партнеров — необходимы для смены элементов в композиции; могут быть последовательными или одновременными. При смене позы «верхнего» «нижний» может не менять свою позу или их действия могут быть противоположными. Темп взаимных перемещений может совпадать или варьировать. Режимы работы также могут быть различными: преодолевающий силовой или рывковый, уступающий и статический — причем с разной последовательностью их смены. Естественно, для выполнения взаимных перемещений и их сочетаний партнеры должны иметь высокий уровень физической подготовленности и координационных способностей, который реализуется в технике выполнения двигательных действий.
Вольтижные упражнения представляют собой действия, связанные с бросками и ловлей партнера. По сравнению с другими видами упражнений требования к физической и двигательной подготовленности занимающихся здесь наиболее высокие. Значительно возрастают и требования к согласованности действий партнеров при отталкиваниях, балансировке в позах, фиксируемых после полетов. От каждого исполнителя требуется безукоризненное владение своими действиями и чуткое реагирование на действия партнера; при этом, если «верхний» обеспечивает безопасность четкостью своих действий, то «нижний» еще и страхует «верхнего» (и, в определенной мере, себя) во время ловли.
Основными видами вольтижных упражнений являются: подкидные прыжки и соскоки; входы прыжком и броском; смены поддержек с фазой полета — без вращений и с вращениями; повороты и обороты; полуперевороты и сальто. Все они выполняются с применением разных способов отталкивания (и «нижним», и «верхним») и прихода в требуемую позу, согласованную с партнером; с различной степенью физической трудности, технической сложности и психической напряженности.
Пирамидковые упражнения. Выполняются тройками, четверками или большим количеством акробатов; включают элементы балансового и вольтижного характера. Представления об этой группе базовых упражнений дают рис. 4.1 и 4.2.
Пирамидковые упражнения, как правило, состоят из различных акробатических стоек и поддержек, смена которых осуществляется путем перемещения участников, а также «входов» и «сходов». Это создает впечатление динамичности действа, позволяет строить фигуры различной сложности и выразительности.
С точки зрения популяризации таких упражнений среди широких масс занимающихся весьма важны следующие особенности:
возможность участия в выполнении пирамидковых упражнений акробатов, различающихся по уровню подготовленности, возрасту и полу, с соответствующим разделением двигательных ролей;
облегчение построения пирамиды с помощью оговоренных сигналов и команд руководителя, а также музыкального сопровождения;
широкий диапазон трудности и сложности пирамид, определяющий возможность участия в них различного количества занимающихся, а также доступность их детям дошкольного и школьного возрастов, молодежи;
возможность построения пирамид без специального оборудования, на естественных травяных лужайках и площадках;
достаточно высокая эффективность пирамидковых упражнений как средства общефизической подготовки и формирования должной мотивации к регулярным занятиям акробатикой;
использование пирамидковых упражнений как средства эстетического воспитания и развития творческих способностей.
Как и в спортивной гимнастике, для массовых занятий и соревнований по спортивной акробатике разработана классификационная программа категории «Б»[10], адресованная школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений и студентам. Она составлена таким образом, чтобы использовать акробатические упражнения для массовых занятий, исключив ненужные условности в организации и проведении соревнований, повысить возможность выполнения разрядных нормативов и получения заветного значка спортсмена-разрядника.
Классификационная программа категории «Б» по спортивной акробатике включает парные упражнения и групповые упражнения — для трех и четырех человек.
Все основные акробатические упражнения представлены в разрядных нормативах (III, II и I разряды), для выполнения которых нужно набрать соответственно 30, 32 и 34 балла.
Во всех разрядах спортсмены выполняют четыре обязательных упражнения: одно состоит из отдельных акробатических элементов и три являются парно-групповыми. Участники, выступающие в парах, тройках и четверках, индивидуальные упражнения выполняют одновременно. При этом их выступления оцениваются по среднему баллу из 10 возможных.
Очень важно, что к соревнованиям допускаются участники, начиная с 7-летнего возраста.
4.3. Художественная гимнастика
Художественная гимнастика (ХГ), как и любой вид спорта, нацелена прежде всего на достижение спортивного результата. Однако если иметь в виду программы массовых разрядов, то возможно решение задач как физического совершенствования, так и поддержания здоровья занимающихся.
Начальный этап подготовки спортсменок массовых разрядов в целом ориентирует занимающихся на оздоровительно-развивающие занятия.
Благодаря значительному диапазону сложности упражнений, вариативности подходов и приемов, применяемых при освоении технических действий, занятия ХГ способствуют расширению двигательных возможностей, гармоничному развитию и эстетическому воспитанию занимающихся. В то же время к гимнасткам предъявляются специфические требования: даже на начальном этапе занятий у них должны быть развиты такие координационные способности, которые позволят овладевать одиночными и композиционными действиями (свободными и с манипулированием предметами), сохранять равновесия статического и динамического характера. Гимнастки-«художницы» должны быть пластичными, обладать чувством ритма, уметь слушать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это - исходный уровень подготовленности, который позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата.
На начальном этапе подготовки гимнасток в процессе тренировочных занятий решаются и частные задачи оздоровления:
— обеспечение и поддержание статуса здорового человека;
расширение общего двигательного опыта, используемого в учебной, профессиональной и бытовой деятельности;
достижение и сохранение высокого уровня функционального состояния основных систем организма;
развитие (ординарное и комплексное) физических качеств;
формирование основных навыков поведения: осанки, походки, стиля поведения и общения;
воспитание культурологических качеств: восприятия красоты двигательных действий, управления эмоциональным состоянием, музыкального вкуса, создания имиджа.
Как и в других видах спортивной деятельности, в художественной гимнастике для решения основных задач технической подготовки в учебно-тренировочный процесс включаются и вспомогательные упражнении. Это прежде всего средства основной гимнастики: общеразвивающие упражнения, базовые элементы акробатики, гимнастические игры и эстафеты, упражнения на гимнастических снарядах массового типа, прыжковые, вращательные упражнения и др.
Основное содержание начального этапа подготовки в художественной гимнастике составляют базовые технические действия, которые можно относительно просто классифицировать (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Квалификация базовых элементов художественной гимнастики
Группы упражнений | Виды используемых движений |
1. Основные упражнения | Пружинистые движения; разновидности передвижений; «волны»; повороты; прыжки; равновесия; упражнения с предметами. |
2. Упражнения узкой специальной направленности | Формирующие образное мышление; ритмо-пластические; дифференцировочные; групповые; танцевально-хореографические. |
3. Комбинированные упражнения | Композиции узкой направленности; композиции широкой направленности; модельные композиции. |
Первая группа — основные упражнения. Представляют собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.
Пружинистые движения представляют собой чередования исходного, промежуточного и конечного положений тела или его звеньев, выполняемые сериями, с заданными амплитудой и степенью напряжения (например, последовательные наклоны туловища вперед в положении прогнувшись или серия махов ногой в сторону).
Это движения аэробного характера; воздействуя на звенья тела и мышечные группы, они улучшают эластичность опорно-двигательного аппарата, стимулируют развитие физических качеств, формируют способности выполнять движения мягко, пластично.
Разновидности передвижений (подскоков и прыжков, а также их сочетаний) в ХГ отличаются, как правило, большими длиной, высотой, амплитудой, темпом, хотя и выполняются под музыку разного размера. Кроме того, у них различные трудность и стиль выполнения, что определяет их разнообразие.
К базовым передвижениям относят:
«мягкий» шаг — чередование шагов без видимого отталкивания, с постановкой ноги с носка и последовательным перекатом на всю ступню;
«высокий» шаг — выполняется маховым энергичным подниманием бедра до горизонтального положения при сохранении голени вертикальной; аналогично выполняется «высокий» бег с фиксированным положением рук;
«острый» шаг — характеризуется коротким движением ноги вперед с резкой акцентированной постановкой стопы на опору и последующим подниманием на полупальцы;
«широкий» шаг — напоминает выпады, когда амплитудное перемещение согнутой ноги вперед сопровождается выпрямлением «задней» ноги при некотором наклоне туловища вперед. Подобный «широкому» шагу «широкий» бег требует мощного отталкивания одной ногой и маха другой, с наличием безопорной фазы;
«скрестный» шаг — смена скрестного положения ног (одна нога ставится с носка перед другой). Положение ног меняется движением «передней» или «задней» ноги — это позволяет изменять направление движения (влево—вправо или вперед—назад);
«переменный» шаг — является соединением двух шагов одной ногой с последующим приставлением другой («приставной» шаг) и затем двух шагов с другой ноги. Может выполняться в различном ритме и служит основой танцевальных шагов.
«Волны» имеют сложно-координационный характер и представляют собой сочетание последовательных сгибательно-раз- гибательных действий, объединенных в целостное динамичное движение в смежных суставах. Для выполнения «волны» характерны непрерывность, равномерность, плавность и мягкость движений, в основе которых лежит умение избирательно и дозированно чередовать напряжения и расслабления, создавая впечатление слитности действий.
Повороты представляют собой движения вращательного характера вокруг вертикальной оси. Обычно они выполняются переступанием, шагом, прыжком, с наклоном туловища или волнообразными движениями звеньев тела; с опорой на всю ступню или на полупальцах одной или обеих ног. При этом основное требование предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и определенного положения тела в пространстве, а также взаимного расположения его частей.
Прыжки как технический элемент в ХГ характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким полетом, что создает условия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами. В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не обеспечивающих правильное выполнение прыжка и соответствующей коррекции основных ошибок): 1) подготовительные действия (подседания, разбег); 2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками); 3) формообразующие действия, обусловленные двигательным заданием; 4) фиксация заданной позы; 5) подготовка к приземлению; 6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные).
Наиболее характерной и значимой является полетная фаза прыжка, во время которой необходимо выполнить различной сложности движения: разведение и сведение ног, сгибания и разгибания туловища, махи и вращения руками, повороты и сочетания их, а также манипуляции предметами и т.п.
Равновесия в ХГ бывают статическими и динамическими. Они выполняются на полупальцах и с опорой на всю ступню, с различной пространственной ориентацией. Одной из главных особенностей выполнения равновесий является необходимость их удержания после различных движений: шагов, бега, прыжков, поворотов, многооборотных вращений. Это требует от гимнасток особой подготовленности, обеспечивающей точность действий в сочетании с надежной устойчивостью.
Упражнения с предметами в полной мере отражают специфику ХГ. Наличие того или иного предмета, отличающегося целым рядом признаков (формой, массой, разной конструкцией, распределением массы и ее геометрией и т.п.), а также необходимость выполнять с ним различные манипуляции определяют их разнообразие, трудность, зрелищность и многосторонность требующейся подготовки.
В свою очередь, такие упражнения совершенствуют двигательную координацию, пространственно-временную ориентацию, быстроту, точность реакции и движений.
В упражнениях с предметами используются пять групп технических действий: броски и ловля, махи, круги, вращения, перекаты. В свою очередь, их выполнение обеспечивается следующими техническими элементами: хватами, замахами, подседания- ми, переводами, передачами и перехватами. Для упражнений с предметами характерно разнообразное сочетание действий по направлениям и плоскостям, частая смена активности «рабочих» звеньев тела, сочетания перемещений предметов и определенных телодвижений и т.п.
На начальном этапе подготовки в ХГ в качестве основных предметов применяются мячи, скакалки, обручи, ленты и булавы. Дополнительно (для разнообразия) используются шарфы, вееры, флажки, вымпелы и др.
Упражнения с мячом (рис. 4.3, а—г) весьма динамичны. В них используется большое количество различных движений: броски и ловля мяча одной и двумя руками; перебрасывания; перекатывание мяча по телу и полу; каты; броски, выполняемые не только руками, но и ногами, туловищем, головой, плечами. Резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами туловища и удержанием мяча в разных положениях гимнастки различными звеньями тела. Специфическими действиями, характерными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты рук. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами в положении лежа на спине или на груди, различного типа равновесиями и «обыгрывающими» действиями.
Упражнения со скакалкой (рис. 4.4, аи б) представляют собой сочетания различных прыжков на одной и обеих ногах, поочередных перепрыгиваний и вращений скакалки, выполняемых на месте или с передвижением (вперед, в сторону, назад), с по-
воротами, а также с изменением ритма и темпа самих прыжков и движений скакалки (одновременно или по отдельности). Упражнения со скакалкой требуют особой точности движений, не только чувства ритма, но и чувства самого предмета (конфигурация скакалки может значительно изменяться в зависимости от ее натяжения, которое, в свою очередь, зависит от быстроты и амплитуды вращений, а также от ее исходной и специально изменяемой длины). Поскольку упражнения со скакалкой выполняются, как правило, длинными сериями, они служат отличным средством развития выносливости и применяются практически во всех спортивных специализациях — в процессе общей или специальной физической подготовки.
В массовой гимнастике используются скакалки, изготовленные из разных материалов: пеньки, резины, пластика, комбинированных материалов. Однако на начальном этапе подготовки это не имеет особого значения. Важнее правильно определить длину скакалки: она должна быть равна расстоянию от пола до плечевого пояса при выпрямленном положении тела (тогда скакалку легко вращать и она не запутается при вращениях). Чтобы разнообразить занятия и варьировать нагрузку, используются прыжки через длинную скакалку (веревку, вращаемую двумя партнерами), прыжки вдвоем, втроем, целой группой; при этом выполняются дополнительно разнообразные двигательные задания.
Упражнения с обручем (рис. 4.5, а-е) включают в основном его вращения, броски и перекаты (рукой, ногой, шеей, туловищем) на фоне различных телодвижений. Основное требование к данным упражнениям - сохранение плоскости движения обруча (иначе он будет падать). Важен и правильный хват обруча: маховые движения выполняются обязательно при жестком хвате; при маятникообразных и вращательных движениях, напротив, нужно уметь своевременно напрягать и расслаблять мышцы, обеспечивая свободу движения. Практически каждое движение с обручем требует владения особой техникой — более сложной, чем та, которая используется в упражнениях с предметами, описанных выше. С другой стороны, сами упражнения с обручем - отличное средство совершенствования различных физических качеств и координационных способностей.
Для занятий используются деревянные, пластмассовые или дюралевые обручи диаметром 80-90 см и толщиной 0,8-1,2 см.
Упражнения с лентой (рис. 4.6, а—д) связаны с построением в пространстве различных «рисунков». Захватив деревянную (пластиковую) палочку, к которой прикреплена лента, за счет активных действий кистью, предплечьем или всей рукой, гимнастка выполняет различные махи, круги, броски, перехваты, перебрасывания и т.п. С помощью этих движений она рисует «змейки», «восьмерки», «спирали» — в разных плоскостях и направлениях, в разном темпе и ритме (в согласовании с поворотами и вращениями, прыжками, полупереворотами и наклонами), свободно двигая лентой или обматывая ее вокруг себя, подбрасывая ленту высоко вверх и одновременно выполняя кувырки или, напротив, «расстилая змейку» и перепрыгивая через нее.
При соответствующем музыкальном сопровождении упражнения с лентой весьма зрелищны. Для их выполнения используются обычно шелковые ленты ярких цветов, длиной 5 м и шириной 2,5 см.
Рис. 4.6. Упражнения с лентой
Упражнения с булавами (рис. 4.7) представляют собой манипуляции двумя предметами. Работая одной или обеими руками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельницы», броски, перекатывания булав по площадке или по телу, броски булав с заданными направлениями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка приходит через повороты, прыжки с поворотами, различные кувырки и другие сложные движения.
Булава представляет собой деревянный или пластиковый предмет удлиненной бутылочной формы с утолщением на конце, необходимым для удобного удерживания. Длина булавы - 40-55 см, вес - 400-550 г.
Вторая группа — упражнения узкой направленности. Представляют собой широкий круг двигательных заданий, обеспечивающих овладение основными техническими действиями. Упражнения этой группы позволяют контролировать и самостоятельно оценивать точность выполняемых движений. При этом, решая задачу оптимизации физического состояния, они в то же время акцентируют внимание занимающегося на взаимосвязи субъективного восприятия двигательных форм, выразительности движений и формировании образа «красивого движения».
В данной группе упражнений можно выделить несколько подгрупп.
1. Упражнения, формирующие образное мышление, выполняются в форме игровых заданий. Это могут быть смены простых поз, сочетания нескольких двигательных действий, позволяющие «рисовать» различные образы: например, бабочки, кузнечика,
Малые круги и махи
Большие и средние круги
елочки и т.п. Подобные действия могут объединяться в короткие сюжеты или программы, которые оформляются соответствующим музыкальным сопровождением.
Ритмо-пластические упражнения требуют определенного сочетания, взаимосвязи и выразительности действий. Их выполнение связано с представлениями о музыкальных такте, темпе, ритме, сильной и слабой долях, размере, т.е. требует знания основ музыкальной грамоты.
При этом двигательные задания могут преследовать разные цели:
согласование элементарных движений различными звеньями тела с музыкальным сопровождением;
воспроизведение заданного музыкального ритма с помощью простейших действий: постукивания, притоптывания, прихлопывания, ритмичных шагов и т.п.;
согласование с музыкальным сопровождением более сложных передвижений: шагов, бега, подскоков, выпадов, поворотов и т.п.;
упражнение в цикличном (повторяемом) сочетании действий различной сложности;
вариации действий в соответствии с ладанными изменяющимися темпом и ритмом музыкального произведения.
Дифференцировочные упражнения способствуют формированию умений различать и точно оценивать действия по ряду параметров (темпу, длительности, усилиям, пространственной ориентации, а также по их согласованности в процессе выполнения). Соответственно используются специальные упражнения. Большинство движений основано на контрастности их выполнения (сильно—слабо, быстро-медленно), а также на точности сочетания действий отдельными звеньями тела (одновременных и поочередных). Сами же упражнения могут включать любые действия: от простейших движений в суставах до сложных прыжков и поворотов с одновременным манипулированием спортивными предметами.
Групповые упражнения требуют прежде всего взаимодействия партнеров в процессе выполнения конкретных двигательных действий. При этом содержание действий партнеров может быть однотипным или различаться по направлению перемещений, используемым предметам; при этом они обязательно выполняются синхронно (соответственно счету или акцентам музыкального сопровождения) или — асинхронно, в виде композиции или отдельного простого задания, но с соблюдением определенного ритмического рисунка.
Данные упражнения требуют от исполнительниц постоянного внимания как к собственным действиям, так и к действиям других участниц упражнения. Кроме того, необходимы строгая дисциплинированность и выдержка на фоне высокой эмоциональной нагрузки, характерной для групповых упражнений.
5. Танцевально-хореографические упражнения — движения, соответствующие особенностям различных танцевальных стилей и хореографии, имеющие достаточно сложную координационную структуру и способствующие решению задач «двигательного образования». Как правило, это соединения отдельных движений, исполняемые поточно и требующие определенной стилистики и культуры движений.
Для данной группы упражнений обязательно музыкальное сопровождение. Сами упражнения выполняются в виде танцевальных шагов и «дорожек», у опоры (станка) или без опоры, с использованием определенной части зала или всей его площади.
Таким образом, специфика танцевально-хореографических упражнений определяется значительным количеством двигательных заданий и разнообразием воздействий.
Третья группа — комбинированные упражнения. В художественной гимнастике основное спортивное упражнение любой разрядной категории представляет собой определенную композицию движений. Композиции могут различаться по характеру движений, по соединениям поз, танцевальных шагов и акробатических элементов, по использованию спортивного предмета. Количество и сложность движений, длительность выполнения и стиль движений, характер музыкального сопровождения также могут быть весьма разнообразными.
В связи с этим возможны следующие разновидности композиций упражнений:
узкой направленности. Например, для развития способностей сохранять равновесие подбираются различные равновесные позы, из которых составляется определенная связка; или используются соединения различных прыжковых заданий в сочетании с поворотами, выполняемыми на ограниченной опоре, и также заканчивающиеся равновесными позами;
широкой направленности. Используются сочетания движений, различающихся по сложности, характеру, напряженности и объединенные в конкретную композицию. Примером может служить «экзерсис», выполняемый на 4 такта (табл. 4.2);
Таблица 4.2
Музыкальный такт | Счет | Движения | Характер выполнения движений |
И.п. - стоя на носках, боком к опоре; правая рука вверху, левая на опоре | |||
Первый | 1 | Небольшой наклон туловища вперед; | Спокойно и плавно, с постепенным увеличением амплитуды. |
2 | небольшой наклон туловища назад, правую руку в сторону; | ||
3-4 | повторить предыдущие 2 счета. | ||
Второй | 1-2 | Выпрямляясь, круглый полуприсед и небольшая «целостная» волна; | Слитно и более энергично. |
3-4 | повторить предыдущие 2 счета. | ||
Третий | 1 | Выпад левой вперед, наклон туловища назад, правую руку в сторону; | Со значительным усилием, напряженно, с постепенным увеличением амплитуды до максимальной |
2 | Выпрямляясь, перейти в стойку на носках и, сгибая правую ногу, выпад назад и наклон туловища вперед, руки вверх; | ||
3-4 | повторить предыдущие 2 счета. | ||
Четвертый | 1-4 | Выпрямляясь, приставить правую в стойку на носках; круглый присед, правая рука вверх, «волна» вперед, круг левой рукой книзу и в и.п. | Напряженно, с максимальной амплитудой |
3) модельные композиции, отвечающие соревновательным требованиям; могут использоваться дробно (т.е. как часть соревновательной композиции) или целиком.
Выполнение упражнений данной группы позволяет гимнастке достичь такого уровня физических кондиций, который требуется на соревнованиях спортсменок низших разрядов.
Спортивная аэробика
Спортивная аэробика — это молодой, но уже довольно популярный вид спорта. Несмотря на «молодость» процесс становления данного вида включает несколько этапов: начальный — как одна из форм общей физической тренировки (К. Купер, 1960); развития танцевально-силового направления (Дж. Фонда, 1964) и современной спортивной аэробики. Первые неофициальные соревнования по спортивной аэробике прошли в 1984 г. в Нью-Орлеане, в рамках международной выставки «Физкультура и спорт»; их организаторами были Ховард и К. Шварц. На протяжении последующего десятилетия происходило апробирование нового вида спорта, создавались различные федерации и ассоциации аэробики.
В мае 1994 г. Конгресс Международной федерации гимнастики (ФИЖ) образовал комиссию по спортивной аэробике и признал ее одним из видов гимнастики, полномочия которой подтвердил Международный олимпийский комитет. С 1955 г. проводятся официальные чемпионаты мира. В 1998 г. в Москве состоялся 1-й студенческий чемпионат России, собравший 76 участников из разных регионов страны.
Возрастной ценз участников соревнований по спортивной аэробике — не моложе 18 лет, поэтому заниматься ею, как правило, начинают спортсмены, завершающие спортивные тренировки в спортивной гимнастике и акробатике и уже имеющие высокие уровни общей физической и специальной двигательной подготовленности. В то же время в спортивную аэробику приходят из массового спорта — те, кто освоил азы спортивной специализации и имеют хорошие физические кондиции.
Упражнения спортивной аэробики напоминают вольные упражнения гимнастов, но не содержат технически сложных элементов, как в гимнастике или акробатике. Они выполняются в довольно высоком темпе, с четким музыкальным ритмом. Все движения можно охарактеризовать как резкие, динамичные, законченные, объединенные в связки и соединения.
Как и в любом виде спорта, содержание и специфику двигательной деятельности в спортивной аэробике определяют правила соревнований, включающие специальные требования к композиции и условия ее выполнения.
В соответствии с правилами соревнования по спортивной аэробике обычно проходят в течение трех дней (2 дня — отборочные соревнования, 3-й день — финальные) по четырем видам программы: индивидуальные мужские и женские, смешанные и среди троек. Длительность выполнения композиции составляет 115 ±10 с.
Композиция упражнений представляет собой сочетание и чередование упражнений стоя и в партере, перемещений (бег, шаги). Подскоки и прыжки, гимнастические и акробатические элементы сбалансированы в связках и частях упражнения и сопровождаются различными «фоновыми» движениями руками.
Циклические действия в спортивной аэробике характеризуются околопредельной мобилизацией сердечно-сосудистой системы и выраженным участием в работе аэробных источников энергообеспечения. В связи с этим для спортсмена является важным сохранение высокого качественного уровня исполнения действий на протяжении всего выступления в условиях мышечной работы, близких к экстремальным.
Выполнение соревновательных упражнений протекает на фоне аэробного обеспечения при частоте сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 186-190 уд/мин. Причем в данном случае отсутствует типичный момент постепенного врабатывания организма (разгона функций): с самого начала упражнения мощность работы приближается к максимальному уровню, что требует быстрой мобилизации функциональных возможностей и проявления значительных физических усилий.
Выполнение упражнений сопровождается глубокими функциональными сдвигами в организме спортсмена, нарушением ритма или задержками дыхания. По характеру такая работа сравнима с бегом на 800 м (В.Е. Борискевич и др., 1998).
Поскольку деятельность спортсмена отличается сложной координацией и точностью действий, на ее выполнение отрицательно влияет накопление и повышенное содержание в мышечных тканях побочных продуктов обмена (лактата). В связи с этим качество выполнения упражнения сохраняется при потреблении кислорода в пределах 75% от максимального. Это значит, что необходим определенный «функциональный запас». С появлением такой возможности и ростом технического мастерства снижается пульсовая стоимость упражнения, удешевляются энерготраты и повышается эффективность физиологического обеспечения работы при одновременном улучшении ее качества и надежности.
Вот почему традиционное тестирование частоты сердечных сокращений спортсмена может быть эффективным способом контроля за уровнем его тренированности. Целесообразны рекомендации по использованию, помимо собственно соревновательных упражнений, дополнительных средств тренировки: например, беговых кроссов, плавания, работы на тренажерах циклического типа в зоне «аэробного порога».
Содержание композиции. Занятия спортивной аэробикой строятся на основе базовых движений классической аэробики, которые выполняются на фоне прыжков и подскоков, бега и марширования в смешанном режиме. Такие циклические движения, объединенные в композицию и выполняемые в высоком темпе под музыку (в среднем, 150 двигательных акцентов в минуту или 2,5 движения в секунду), несут в себе положительный эмоциональный заряд и зрительно воспринимаются как виртуозное двигательное действо.
Все элементы, которые могут быть включены в композицию спортивной аэробики, с высокой степенью условности делятся на семь групп:
силовые элементы динамического и статического характера — например: падения, отжимания, подъемы туловища, медленные силовые переходы из одного положения в другое, разновидности упоров и т.п.;
прыжки и подскоки (скачки) — например: прыжок в шпагате, перекидной, прыжки с различными телодвижениями и разной частотой повторений;
равновесия — например: боковое, переднее с захватом ноги и т.п.;
гимнастические элементы — например: в упоре лежа отталкивания руками, смена простых и смешанных упоров, круги ногами;
акробатические элементы — например: перекаты, поддержки, подхваты и др.;
танцевально-хореографические элементы и маховые движения — например: маховые движения руками и ногами, элементы народного, классического и современных танцев, сочетания различных движений звеньями тела и поворотов;
вспомогательные, или связующие, элементы — например: разновидности шагов, подскоков, подниманий колена, выпадов, «дорожек» и т.п.
Обязательным требованием правил соревнований является включение в композицию не менее чем по одному элементу из каждой группы. Помимо этого в нее включаются до 10 дополнительных элементов, которые не являются обязательными и выбираются самим спортсменом. Каждая группа элементов разделена на четыре категории трудности — от низшей к высшей (А, В, С, D), что позволяет определить степень сложности упражнения в целом.
Кроме того, композиция в спортивной аэробике должна включать две серии движений — «восьмерку» и «дорожку шагов».
«Восьмерка» — это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положении стоя на 4 музыкальных такта. Согласно правилам соревнований, соединение включает две «восьмерки», которые отличаются только направлением движения. При этом перемещения по площадке допускаются в любом направлении, но «восьмерки» должны быть зеркальными.
«Дорожка шагов» — это соединение разновидностей шагов, выполняемых последовательно на 16 счетов. Она начинается с приставного шага вперед с последующим чередованием определенных действий: например, поднимание колена, мах ногой, прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе, выпад. Три базовых движения — шаг, бег, скип — используются только как связующие элементы. При этом возможны различные вариации таких движений и выполнение их с поворотами в любом направлении, но суммарное «вращение» не должно превышать 360°.
Условия выполнения упражнений. Упражнения выполняются на ровной жесткой опоре — помосте (высотой 100—150 см и площадью 9x9 м). На помосте размечается квадратная соревновательная площадка (размером 7x7 м), а внутри нее обозначается еще один квадрат — 6x6 м. Разметка этих двух площадок дополняется линиями, соединяющими вершины углов и образующими четыре сектора — «коридора». При выполнении упражнения должны быть задействованы все четыре «коридора» и вся площадка.
Оценка выполнения упражнений. При оценке выполнения упражнения учитываются три показателя: исполнительское мастерство, сложность и артистичность.
Исполнительское мастерство определяется следующими критериями:
а) «координацией» — это активность действий в различных частях композиции и участие в них различных звеньев тела; наличие перемещений, изменение направлений движения и асимметрия действий различными частями тела; изменение темпа, ритма, плоскостей движений и их характера (сгибания, разгибания, удержание и т.п.);
б) соотношением «сила—скорость» — это соотношение быстроты движений (перемещений) и степени их напряженности, амплитуды и мощности силовых движений, а также адаптация к утомлению;
в) «техникой» — точностью взаиморасположения звеньев тела, правильностью поз, рациональностью смены движений, оптимальностью и оправданностью мышечных усилий, точностью равновесий;
г) «синхронностью» — сочетанием движений по времени и темпу выполнения, изменению направления и сочетанием перемещений с изменением направления и амплитуды движений, а также — согласованностью действий партнеров.
Артистичность оценивается по таким показателям:
а) «хореографичности» — по стилистике движений, их сбалансированности в отдельных частях композиции, объему и разнообразию, эмоциональности и четкости исполнения;
б) «презентации» — по уверенности и выразительности выполнения программы, внешней привлекательности исполнителя, его восприятия зрителем;
в) «музыкальности» — по ритмичности и гармонии движений, их образности и соответствию характеру музыкального произведения.
Сложность упражнения определяется соответствием структуры каждого элемента стандартным (табличным) значениям трудности. Это относится прежде всего к обязательным элементам. А вот новые и дополнительные требуют предварительной экспертной оценки. Традиционное шкалирование трудности (от А до С) позволяет дать каждому элементу оценку в баллах — от 0,1 балла до 0,4 и таким образом определить суммарную оценку сложности 6 обязательных и 10 наиболее сложных дополнительных элементов.
Для сохранения статуса спортивного вида с особым стилем исполнения упражнений в аэробике введены некоторые «ограничения». Запрещается выполнять:
такие гимнастические, акробатические (и подобные им) элементы, как «мост», кувырки, стойки на руках, перевороты, курбет и кульбит, фляк, сальто, броски партнеров;
элементы боевых искусств: хлестообразный мах, боковой кик и др.;
движения с прогибанием, вертикальный шпагат, вращения на спине;
«сверхвысокие» прыжки с большой ударной нагрузкой.
Кроме того, запрещено использование вспомогательных
предметов (палок, амортизаторов и т.п.). В то же время требуется сохранение прямого положения спины.
Базовая подготовка спортсменов. В спортивной аэробике характеризуется следующими особенностями:
1) в основу технической подготовки заложены составление и освоение базовых соревновательных композиций с постепенным расширением «двигательного запаса» за счет освоения новых элементов;
развитие специальных физических качеств планируется и осуществляется по принципу индивидуального подхода, на основе предварительного тестирования и определения сильных и слабых мест в физической подготовленности;
музыкально-ритмическая подготовка направлена на совершенствование музыкальных способностей занимающегося, точность ритмических действий различной сложности с вариантами ритмических рисунков в соответствии с условиями выполнения (заданиями). Эти задачи решаются за счет расширения музыкальной эрудиции на основе прослушивания, аналитического восприятия и оценки характера произведения, размеров, стилей, музыкальных акцентов;
техническое совершенствование предусматривает использование дополнительных занятий и средств хореографии, силовой тренировки, общей физической подготовки (плавание, кроссы, игры и т.п.), танцевальных элементов и парно-групповых упражнений.
Перечисленные особенности организации тренировки в спортивной аэробике согласуются с типичной и широко известной методикой подготовки спортсменов в сложно-координационных видах спорта: спортивной и художественной гимнастике, акробатике.
Поскольку спортивная аэробика относится к группе спортивно-оздоровительных видов гимнастики, в учебно-тренировочном процессе возможно варьирование нагрузки в широком диапазоне. При этом пульсовая стоимость работы в различных частях занятия может колебаться в пределах 90—200 уд/мин, а продолжительность выполнения связки движений разной направленности может составлять 2—2,5 мин, при разном чередовании силовых, ударно-темповых и танцевальных упражнений. Именно варьирование характера и величины нагрузки делает занятия спортивной аэробикой эмоциональными, широко доступными и весьма эффективными для физического развития. Например, за 12—14 месяцев занятий наблюдается довольно существенная динамика состава тела: так, мышечный компонент увеличивается у мужчин на 2,6%, а у женщин — более чем на 5%, при уменьшении жирового компонента соответственно на 2—4 и 5% (К.Б. Андреасян, 1996).