«Я-концепция» - это субъективный образ человека: восприятие своих физических, эмоциональных и социальных свойств и качеств, психическое представление о самом себе. Это представление сугубо индивидуально
«Я-концепция» каждого человека зависит от:
Ø восприятия его окружающими и его реакции на это восприятие;
Ø личностных качеств человека;
Ø чувств и оценки самого себя (занижена, завышена).
Один из аспектов «Я-концепции» - «схема тела», которая формируется в течение всей жизни и отражает изменения, происходящие с человеком на протяжении жизни, и связанные с этим переживания. Проще: «схема тела» - это умственное и психическое представление человека о своей внешности. Стрессорами, влияющими на это представление у пациента с онкозаболеванием, являются: нарушения и отсутствие каких-либо органов (после мастэктомии, гастрэктомии, ампутации и т.п.), части тела или физиологических функций (отсутствие менструации у женщин после экстирпации матки), сильное похудание. Признаками стресса в рамках этого аспекта являются самоизоляция, нежелание смотреть в зеркало, отказ от реабилитации, нежелание обсуждать свои проблемы с кем-либо.
|
|
При оказании помощи пациенту с нарушенной схемой тела в первую очередь следует выявить эти отклонения. В дальнейшем совместно с пациентом, следует определить цели ухода. Главное – это добиться, чтобы пациент начал делиться своими мыслями и чувствами об отношении к самому себе, к собственному «Я». Следует помнить, что цель может быть достигнута нескоро. Успех будет во многом зависеть от доверительных взаимоотношений, как с пациентом, так и о его близкими. Необходимо помочь пациенту приспособиться к новым условиям жизни, обучить его и членов его семьи навыкам ухода и самоухода.
Следующий аспект «Я-концепции» - идентичность. Это процесс объединения себя с другими. К числу стрессоров, угрожающих идентичности пациента с онкозаболеванием относятся: половая идентичность (особенно после отдельных видов лечения в случаях наступления импотенции, фригидности и др.), алкогольная и наркотическая зависимость, конфликты на работе и др. Пациент, сравнивая себя с окружающими, находит массу несоответствий, которые кажутся ему чрезмерно значимыми. Он придает особое значение любым мелочам и это способно углубить стресс. При нарушении идентичности личности основными целями должны стать: побуждение пациента к обсуждению перемен по отношению к себе, развитие способности выявлять у себя положительные качества, помощь в подавлении излишней самокритики, поддержка самоуважения пациента (третьего аспекта «Я-концепции»).
|
|
Четвертый аспект «Я-концепции» - социальная роль человека, его положение в том или ином обществе, в семье. К стрессорам этой группы относятся потеря работы (инвалидность, невозможность справляться с прежней работой), изменение положения в семье (пациент перестает быть «кормильцем», главой семьи).
При нарушениях ролевой функции «Я-концепции» надо совместно с пациентом обсуждать пути, позволяющие справиться с новой ролью, возможности возвращения к прежней роли.
Достижение всех поставленных целей бывает возможным при комплексной помощи м/с, фельдшера, врача, членов семьи, социальных работников, специалиста по реабилитации.
Горевание
Медицинским сестрам (фельдшерам) онкологического профиля часто приходится иметь дело с пациентами и их родственниками, переживающими по поводу настоящей или предстоящей потери. Естественная реакция человека на потерю – чувство горя, горевание. Это чувство, несмотря на парадоксальность, помогает человеку адаптироваться к потере.
Медицинский персонал, который чаще других сталкивается со смертью, часто не просто «профессионально» подходит к этим событиям, но и старается защитить себя от его воздействия, становится более жестким, замкнутым. Это мешает всесторонне понять тяжесть потери и организовать достойный уход за пациентами. Только глубокое понимание всех процессов, протекающих в человеческом организме в связи с потерей, стремление понять самого пациента, всю гамму возникших у него психологических, духовных, социальных и физических страданий, которые он испытывает до последней секунды жизни, помогут медицинскому персоналу ухаживать и заботиться о пациенте действительно профессионально.
Каждый человек реагирует на потерю по-своему. Но, тем не менее, есть группа определенных реакций на потерю. В 1969 г. одна из основательниц движения «Осознание смерти» Элизабет Каблер-Росс (США) определила 5 эмоциональных стадий, которые проходит человек, получивший известие о предстоящей потере или смерти. Время, которое необходимо для того, чтобы пройти эти стадии, сугубо индивидуально. Часто человек может переходить от одной стадии к другой как вперед, так и назад.
Первая стадия горевания – психологический шок. Чаще всего возникает реакция отрицания («Этого не может быть!»). Реакция отрицания помогает воспринимать действительность постепенно, если она становится навязчивой и длится долго, у пациента могут возникнуть определенные проблемы (отказ от радикального лечения и др.). Иногда отрицание приводит к желанию изоляции от окружающих. Всякие попытки утешения отвергаются. Некоторых отрицание приводит к оцепенению – такая реакция требует экстренных мер (медикаментозной и психотерапии).
Вторая стадия реакциина потерю – это обостренное чувство злости, гнева, направленное как на самого себя, так и на того, кто, по мнению пациента несет ответственность за случившееся. Очень часто это чувство направлено на медицинских работников. Но на самом деле – это реакция на сложившуюся ситуацию.
Третья стадия горевания – попытка «заключить сделку», «вести переговоры» с высшим духовным существом (даже у закоренелых атеистов). Человек обещает сделать что-либо в обмен на то, что информация окажется ложной.
Четвертая стадия – это депрессия, во время которой пациент испытывает растерянность и отчаяние. Он реально ощущает близость смерти. В этот период он часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому, близким, собственной внешности. Его беспокоит только собственный комфорт.
Последняя (пятая) стадия горевания– принятие потери. Она является наиболее положительной реакцией, поскольку сопровождается большим желанием сделать все возможное, чтобы смягчить боль утраты.
|
|
Перечисленные реакции нередко проявляются в различной последовательности и некоторые могут наступать одновременно. Облегчить страдания пациента призвано паллиативное лечение.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- Что называют опухолью?
- Какие теории развития опухолей Вы запомнили?
- Какая на Ваш взгляд теория лучше всего объясняет причины развития опухолей?
- Повторите классификацию опухолей.
- В чем различие между доброкачественными и злокачественными опухолями?
- Какие принципы диагностики опухолей существуют?
- Какие основные синдромы определяются при диагностики опухолей?
- Какие диагностические мероприятия проводят для постановки точного диагноза «опухоль»?
- Каковы принципы лечения доброкачественных и злокачественных опухолей?
- Какие стадии выделяют в горевании?