«Я-концепция» - это субъективный образ человека: восприятие своих физических, эмоциональных и социальных свойств и качеств, психическое представление о самом себе. Это представление сугубо индивидуально
«Я-концепция» каждого человека зависит от:
Ø восприятия его окружающими и его реакции на это восприятие;
Ø личностных качеств человека;
Ø чувств и оценки самого себя (занижена, завышена).
Один из аспектов «Я-концепции» - «схема тела», которая формируется в течение всей жизни и отражает изменения, происходящие с человеком на протяжении жизни, и связанные с этим переживания. Проще: «схема тела» - это умственное и психическое представление человека о своей внешности. Стрессорами, влияющими на это представление у пациента с онкозаболеванием, являются: нарушения и отсутствие каких-либо органов (после мастэктомии, гастрэктомии, ампутации и т.п.), части тела или физиологических функций (отсутствие менструации у женщин после экстирпации матки), сильное похудание. Признаками стресса в рамках этого аспекта являются самоизоляция, нежелание смотреть в зеркало, отказ от реабилитации, нежелание обсуждать свои проблемы с кем-либо.
При оказании помощи пациенту с нарушенной схемой тела в первую очередь следует выявить эти отклонения. В дальнейшем совместно с пациентом, следует определить цели ухода. Главное – это добиться, чтобы пациент начал делиться своими мыслями и чувствами об отношении к самому себе, к собственному «Я». Следует помнить, что цель может быть достигнута нескоро. Успех будет во многом зависеть от доверительных взаимоотношений, как с пациентом, так и о его близкими. Необходимо помочь пациенту приспособиться к новым условиям жизни, обучить его и членов его семьи навыкам ухода и самоухода.
Следующий аспект «Я-концепции» - идентичность. Это процесс объединения себя с другими. К числу стрессоров, угрожающих идентичности пациента с онкозаболеванием относятся: половая идентичность (особенно после отдельных видов лечения в случаях наступления импотенции, фригидности и др.), алкогольная и наркотическая зависимость, конфликты на работе и др. Пациент, сравнивая себя с окружающими, находит массу несоответствий, которые кажутся ему чрезмерно значимыми. Он придает особое значение любым мелочам и это способно углубить стресс. При нарушении идентичности личности основными целями должны стать: побуждение пациента к обсуждению перемен по отношению к себе, развитие способности выявлять у себя положительные качества, помощь в подавлении излишней самокритики, поддержка самоуважения пациента (третьего аспекта «Я-концепции»).
Четвертый аспект «Я-концепции» - социальная роль человека, его положение в том или ином обществе, в семье. К стрессорам этой группы относятся потеря работы (инвалидность, невозможность справляться с прежней работой), изменение положения в семье (пациент перестает быть «кормильцем», главой семьи).
При нарушениях ролевой функции «Я-концепции» надо совместно с пациентом обсуждать пути, позволяющие справиться с новой ролью, возможности возвращения к прежней роли.
Достижение всех поставленных целей бывает возможным при комплексной помощи м/с, фельдшера, врача, членов семьи, социальных работников, специалиста по реабилитации.
Горевание
Медицинским сестрам (фельдшерам) онкологического профиля часто приходится иметь дело с пациентами и их родственниками, переживающими по поводу настоящей или предстоящей потери. Естественная реакция человека на потерю – чувство горя, горевание. Это чувство, несмотря на парадоксальность, помогает человеку адаптироваться к потере.
Медицинский персонал, который чаще других сталкивается со смертью, часто не просто «профессионально» подходит к этим событиям, но и старается защитить себя от его воздействия, становится более жестким, замкнутым. Это мешает всесторонне понять тяжесть потери и организовать достойный уход за пациентами. Только глубокое понимание всех процессов, протекающих в человеческом организме в связи с потерей, стремление понять самого пациента, всю гамму возникших у него психологических, духовных, социальных и физических страданий, которые он испытывает до последней секунды жизни, помогут медицинскому персоналу ухаживать и заботиться о пациенте действительно профессионально.
Каждый человек реагирует на потерю по-своему. Но, тем не менее, есть группа определенных реакций на потерю. В 1969 г. одна из основательниц движения «Осознание смерти» Элизабет Каблер-Росс (США) определила 5 эмоциональных стадий, которые проходит человек, получивший известие о предстоящей потере или смерти. Время, которое необходимо для того, чтобы пройти эти стадии, сугубо индивидуально. Часто человек может переходить от одной стадии к другой как вперед, так и назад.
Первая стадия горевания – психологический шок. Чаще всего возникает реакция отрицания («Этого не может быть!»). Реакция отрицания помогает воспринимать действительность постепенно, если она становится навязчивой и длится долго, у пациента могут возникнуть определенные проблемы (отказ от радикального лечения и др.). Иногда отрицание приводит к желанию изоляции от окружающих. Всякие попытки утешения отвергаются. Некоторых отрицание приводит к оцепенению – такая реакция требует экстренных мер (медикаментозной и психотерапии).
Вторая стадия реакциина потерю – это обостренное чувство злости, гнева, направленное как на самого себя, так и на того, кто, по мнению пациента несет ответственность за случившееся. Очень часто это чувство направлено на медицинских работников. Но на самом деле – это реакция на сложившуюся ситуацию.
Третья стадия горевания – попытка «заключить сделку», «вести переговоры» с высшим духовным существом (даже у закоренелых атеистов). Человек обещает сделать что-либо в обмен на то, что информация окажется ложной.
Четвертая стадия – это депрессия, во время которой пациент испытывает растерянность и отчаяние. Он реально ощущает близость смерти. В этот период он часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому, близким, собственной внешности. Его беспокоит только собственный комфорт.
Последняя (пятая) стадия горевания– принятие потери. Она является наиболее положительной реакцией, поскольку сопровождается большим желанием сделать все возможное, чтобы смягчить боль утраты.
Перечисленные реакции нередко проявляются в различной последовательности и некоторые могут наступать одновременно. Облегчить страдания пациента призвано паллиативное лечение.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- Что называют опухолью?
- Какие теории развития опухолей Вы запомнили?
- Какая на Ваш взгляд теория лучше всего объясняет причины развития опухолей?
- Повторите классификацию опухолей.
- В чем различие между доброкачественными и злокачественными опухолями?
- Какие принципы диагностики опухолей существуют?
- Какие основные синдромы определяются при диагностики опухолей?
- Какие диагностические мероприятия проводят для постановки точного диагноза «опухоль»?
- Каковы принципы лечения доброкачественных и злокачественных опухолей?
- Какие стадии выделяют в горевании?






