МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КАФЕДРА КРУПНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА
КОРМЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Часть I. Оценка питательности кормов и рационов
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
К практическим занятиям для обучающихся
По направлению 36.03.02 Зоотехния
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2018
УДК 636
С.Н.Хохрин, И.О.Булавенко. Кормление животных: Рабочая тетрадь для практических занятий. Часть I.Оценка питательности кормов и рационов-СПб.: СПбГАУ. - 2018. - 34 с.
Рецензенты:
канд. с.-х. наук, доцент кафедры водные биоресурсы и аквакультура Н. Б.Рыбалова
канд. с.-х. наук, доцент кафедры крупного животноводства С.Л.Сафронов
Рабочая тетрадь предназначена для проведения практических занятий по дисциплине «Кормление животных» для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния.
Разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 года № 1327, и других нормативных документов.
|
|
Рекомендованы к изданию и публикации на электронном носителе для включения в информационные ресурсы университета, согласно договору Учебно-методическим советом, протокол №3 от 18 апреля 2018 года
© С.Н. Хохрин,И.О.Булавенко2018
© ФГБОУ ВО СПбГАУ,2018
| |||||
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. Тема 1.Классификация и химический состав кормов, как первичный показатель их питательности…….……………………………………………………………..……….......... Тема 2. Переваримость питательных веществ кормов и рационов. Методы определения...................................................................................................................................... Тема 3. Использование (усвоение) переваримых питательных веществ кормов животными. Баланс веществ и энергии............................................................................................................... Тема 4. Оценка энергетической питательности кормов и рационов......................................... Тема 5. Дифференцированная оценка питательности кормов.Оценка протеиновой питательности кормов.................................................................................................................. Раздел 5.1. Протеиновая питательность кормов и рационов................................................. Раздел 5.2 Минеральная питательность кормов и рационов.............................................. Раздел 5.3. Витаминная питательность кормов и рационов............................................... Тема 6. Комплексная оценка питательности кормов................................................................ Тема 7. Методы контроля полноценности кормления животных............................................ Список рекомендованной литературы…………………………………………………………
|
| ||||
2
3
8
12 15
| |||||
24 24 26 | |||||
29 | |||||
31 | |||||
31 | |||||
32 | |||||
| |||||
|
| ||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
ВВЕДЕНИЕ
Основу жизненных процессов, хорошего здоровья и высокой продуктивности животных составляет обмен веществ и энергии в организме.Обмен веществ в животном организме начинается с поглощения корма, воды и кислорода воздуха. Принятый корм подвергается в животном организме в процессе усвоения питательных веществ разнообразным воздействиям (физическим, биохимическим, микробиальным и др.). Отсюда питательность кормов определяется его способностью удовлетворять жизненно необходимые потребности животного в питательных веществах и энергии для обеспечения здоровья, плодовитости и на производство определенного количества продукции.
Питательность корма нельзя выразить одним показателем, так как потребности животных разных видов, половозрастных групп и направлений продуктивности различны, то и питательность кормов не может быть одинаковой при определенных условиях кормления.
Дисциплина «Кормление животных» участвует в формировании следующих компетенций:
ОПК – 1 - способность применять современные методы и приемы содержания, кормления, разведения и эффективного использования животных;
ПК – 1 – способность выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании;
ПК – 10 – способность владеть методами селекции, кормления и содержания различных видов животных и технологиями воспроизводства стада.
Основной целью на практических занятиях обучающиеся должен:
- изучить методы оценки химического состава, биологической и питательной ценности кормов для животных, влиянию на качество кормов способов их заготовки, методов подготовки кормов к скармливанию;
- изучить методы контроля по нормированному физиологически обоснованному кормлению животных как основному способу повышения продуктивности животных, профилактики нарушений обмена веществ, повышения устойчивости к заболеваниям различной этологии и воспроизводительной функции животных, получения полноценных, экологически чистых продуктов питания при сбалансированном кормлении животных.
Тема 1. Классификация и химический состав кормов, как первичный показатель их питательности
Цель занятия: изучить схему классификации кормов, особенности химического состава и питательной ценности кормов разных групп.
Задание 1. Изучить схему классификации кормов (рис. 1)
Задание 2. Написать схему химического состава кормов (рис. 2)
Задание 3. Укажите название питательного вещества при зоотехническом анализе кормов в следующих примерах:
• 100 % - % влаги =
• 100 % - (% влаги + % СЗ) =
• 100 % - (% влаги + % СЗ + % СП + % СЖ + % СК) =
• % N х 6,25 =
• % CП - % белка =
• % СП + % СЖ + % СК + % БЭВ =
Задание 4. Используя данные об урожайности кормовых культур подсчитать количество питательных веществ в урожае (с 1 га) (табл. 1).
Таблица 1 - Содержание питательных веществ в урожае кормовых культур
Кормовая культура | Урожай, т/га | Химический состав, % | Количество питательных веществ в урожае, т | ||||||
СВ | ОВ | СП | СК | СВ | ОВ | СП | СК | ||
Выводы:
1. Наибольшее количество сырого протеина с 1 га:
|
|
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Наибольшее количество сырой клетчатки с 1 га:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
|
|
Задание 5. На основании данных о химическом анализе выпишите корма с наибольшим и наименьшим количеством питательных веществ в единице массы корма (табл. 2).
Таблица 2 - Корма с большим и наименьшим содержанием питательных веществ
Богатые протеином | Бедные протеином | |||
1 |
| 1 | ||
2 |
| 2 | ||
3 |
| 3 | ||
4 |
| 4 | ||
5 |
| 5 | ||
Богатые жиром | Бедные жиром | |||
1 |
| 1 | ||
2 |
| 2 | ||
3 |
| 3 | ||
4 |
| 4 | ||
5 |
| 5 | ||
Богатые БЭВ | Бедные БЭВ | |||
1 |
| 1 | ||
2 |
| 2 | ||
3 |
| 3 | ||
4 |
| 4 | ||
5 |
| 5 | ||
Содержат много клетчатки | Содержат мало клетчатки | |||
1 | 1 | |||
2 | 2 | |||
3 | 3 | |||
4 | 4 | |||
5 | 5 | |||
Контрольные вопросы:
1. Какие группы веществ входят в схему зоотехнического анализа кормов, методы их определения? Что означает термин сырой?
2. Зола, методы определения и характеристика состава. Перечислите жизненно необходимые макро- и микроэлементы.
3. Протеин, методы определения; характеристика соединений, объединенных термином «сырой протеин»
4. Белковые вещества: физические и химические свойства, оказывающие воздействие на их доступность и степень использования в организме животного.
5. Сырой жир, методы определения и характеристика веществ, объединенных этим термином.
6. Сырая клетчатка, особенности ее физико-химических свойств, влияние на переваримость питательных веществ корма.
7. Безазотистые экстрактивные вещества; характеристика соединений, объединенных этим термином.
8. Витамины, классификация, распространение в природе, физиологическое значение.
Для записей
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Переваримость питательных веществ кормов и рационов.
Методы определения.
Цель занятия: Освоитьметодику и технику определения переваримости кормов простым и сложным (дифференцированным) методами. Научиться вычислять коэффициенты переваримости питательных веществ и использовать данные о переваримости для оценки питательности кормов и рационов.
Задание 1. Напишите следующие формулы:
· коэффициента переваримости (КП)
_____________________________________________________________________________
· протеинового отношения (ПО)
____________________________________________________________________________
Задание 2. Полуторагодовалая телка съедала за сутки в опыте по переваримости 8,2 кг лугового сена, в котором содержалось 750 г сырого протеина, 160 г сырого жира, 3260 г БЭВ и 2390 г сырой клетчатки. В выделенном кале за сутки содержалось 330 г протеина, 72 г жира, 2080 г БЭВ и 1410 г сырой клетчатки. Определить количество переварившихся питательных веществ, коэффициенты их переваримости и протеиновое отношение (табл.4).
Таблица 4 - Расчет коэффициентов переваримости питательных веществ и протеинового отношения в рационе ремонтной телки
№ пп | Показатель | ОВ, г | СП, г | СЖ, г | БЭВ, г | СК, г |
1 | Получено питательных веществ, г | |||||
2 | Выделено непереваренных веществ в кале, г | |||||
3 | Переварено, г | |||||
4 | Коэффициенты переваримости (КП), % | |||||
5 | Протеиновое отношение (ПО) |
|
Задание 3. Вычислить коэффициенты переваримости питательных веществ суточного рациона коровы, состоящего из 6 кг сена клеверного, 25 кг силоса кукурузного, 8 кг свеклы кормовой и 3 кг зерна ячменя. В среднем за сутки корова выделяла 33 кг кала (табл. 5).
Таблица 5 - Состав кормов рациона и кала по результатам химического
анализа, %
Показатель | ОВ | Протеин | Жир | Клетчатка | БЭВ | Кальций | Фосфор |
Сено клеверное | 75,9 | 14,1 | 2,5 | 24,9 | 34,4 | 0,96 | 0,21 |
Силос кукурузный | 22,9 | 2,5 | 1,0 | 7,5 | 11,9 | 0,14 | 0,04 |
Свекла кормовая | 11,0 | 1,3 | 0,1 | 0,9 | 8,7 | 0,04 | 0,05 |
Зерно ячменя | 82,2 | 11,3 | 2,2 | 4,9 | 63,8 | 0,2 | 0,39 |
Кал | 13,75 | 1,8 | 0,65 | 5,6 | 5,7 | 0,142 | 0,052 |
Таблица 6 - Расчет коэффициентов переваримости питательных веществ в рационе коровы
Показатель | ОВ, г | СП, г | СЖ, г | СК,г | БЭВ, г | Са,г | Р, г |
Принято: | |||||||
в 6 кг сена | |||||||
в 25 кг силоса | |||||||
в 8 кг свеклы кормовой | |||||||
в 3 кг ячменя | |||||||
Принято всего, г | |||||||
Выделено с калом | |||||||
Переварено, г | |||||||
Коэффициент переваримости (КП), % | |||||||
Протеиновое отношение (ПО) |
| ||||||
Сумма переваримых питательных веществ,г |
|
Задание 4. Вычислить коэффициенты переваримости и протеиновое отношение для овса по данным опытов с бараном (табл. 7, 8), который получал в сутки:
а) в 1 опыте - 2 кг кормовой смеси из сена, сушеного жома, отрубей и овса. Коэффициенты переваримости оказались равными: протеина - 65%, жира - 68%, клетчатки - 57%, БЭВ -68%;
б) во 2 опыте - 1,6 кг той же кормовой смеси и 0,3 кг овса. За 10 суток второго опыта баран выделил 12 кг кала.
Таблица 7 -Химический состав кормов и выделений, %
Корм и выделения | СП | СЖ | СК | БЭВ |
Кормовая смесь | 8,5 | 2,5 | 20,0 | 43,0 |
Овес | 10,0 | 5,0 | 10,0 | 58,0 |
Кал 2-го опыта | 4,8 | 1,5 | 12,6 | 22,0 |
Таблица 8 - Расчет коэффициентов переваримости питательных веществ
в рационе барана, г
Показатель | СП | СЖ | СК | БЭВ |
Получено во 2-м опыте в 1,6 кг смеси | ||||
Коэффициенты переваримости кормовой смеси в 1 опыте, % | ||||
Переварено кормовой смеси во 2-м опыте | ||||
Выделено во 2-м опыте с калом | ||||
Выделено с калом за счет 1,6 кг кормовой смеси | ||||
Выделено с калом за счет 0,3 кг овса | ||||
Получено в овсе во 2-м опыте, г | ||||
Переварено в овсе | ||||
Коэффициенты переваримости овса (КП), % | ||||
Протеиновое отношение (ПО) |
|
Задание 5. Определить коэффициенты переваримости питательных веществ и протеиновое отношение в пшеничных отрубях (табл. 10, 11) по следующим данным (табл. 9):
а) за учетный период, продолжавшийся 15 суток, корова получала кормов:
• в 1 опыте: 150 кг сена лугового, 300 кг свеклы кормовой и 30 кг отрубей пшеничных
• во 2 опыте: 150 кг сена лугового, 300 кг свеклы кормовой и 45 кг отрубей пшеничных
б) за указанный период корова выделяла кала в первом опыте 300 кг, во втором - 315 кг.
Таблица 9 - Химический состав кормов и выделений, %
Показатель | СП | СЖ | СК | БЭВ |
Сено луговое | 8,4 | 2,6 | 25,5 | 42,1 |
Свекла кормовая | 1,3 | 0,1 | 0,9 | 9,5 |
Отруби пшеничные | 15,9 | 4,2 | 10,2 | 51,1 |
Кал первого опыта | 3,0 | 0,7 | 6,5 | 11,3 |
Кал второго опыта | 3,1 | 0,74 | 6,6 | 11,2 |
Таблица 10 - Среднесуточное потребление кормов, кг
Корм и выделения | 1-й опыт | 2-й опыт |
Сено луговое | ||
Свекла кормовая | ||
Отруби пшеничные | ||
Выделено кала |
Таблица 11 - Вычисление коэффициентов переваримости и протеинового отношения
Показатель | СП | СЖ | СК | БЭВ |
Принято в 1-ом опыте, г | ||||
в сене луговом | ||||
в свекле кормовой | ||||
в отрубях | ||||
Итого | ||||
Принято во 2-ом опыте, г | ||||
в сене луговом | ||||
в свекле кормовой | ||||
в отрубях | ||||
Итого | ||||
Разница между 1-м и 2-м опытами за счет испытуемого корма | ||||
Выделено в 1-ом опыте, г | ||||
Выделено во 2-ом опыте, г | ||||
Разница между 1-м и 2-м опытами за счет испытуемого корма | ||||
Переварено испытуемого корма (в 1 кг отрубей) | ||||
Коэффициенты переваримости питательных веществ в отрубях,% |
Контрольные вопросы:
1. Что такое переваримость питательных веществ и энергии?
2. Как и для каких питательных веществ можно определить переваримость?
3. Что такое коэффициент переваримости, и как его рассчитывают?
4. Методика проведения опытов по переваримости питательных веществ корма.
5. Факторы, влияющие на переваримость питательность веществ кормов.
Для записей
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________