Возрастная характеристика детей 1,5 - 3 лет

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 66 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга.

 

    

 

 

                                                                                                               

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

С 1,5 ДО 3 ЛЕТ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                    Разработчик:

Вусатюк Т.А.

                                                                                                     воспитатель.

 

 


Г. Санкт-Петербург, 2020г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.1.1 Цель: 3

1.1.2 Задачи: 3

1.1.3 Возрастная характеристика детей 1,5 - 3 лет 4

1.1.4 Значимые для разработки Рабочей программы индивидуальные особенности контингента воспитанников и родителей группы 5

1.1.5 Срок реализации рабочей программы 5

1.1.6 Ожидаемые результаты реализации программы в соответствии с возрастными особенностями 5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 7

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 7

2.2 Содержание взаимодействия с семьями воспитанников группы 8

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 10

3.1 Условия реализации программы 10

3.2 Учебный план реализации Программы группы 10

3.3 Режим дня группы 11

3.4 Расписание организованной образовательной деятельности 11

3.5 Материально-техническое оснащение группы и прогулочного участка 11

3.6 Комплексно-тематическое планирование 14

3.7 Список литературы 59

 

 




I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты. Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты. Эти особенности и легли в основу построения рабочей программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой, образовательной программы ДО - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей от1,5 до 3 лет.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей  группы кратковременного пребывания от 1,5 до 3 лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 1,5 до 3 лет.

В своей работе группы кратковременного пребывания ДОУ руководствуется действующим законодательством Российской Федерации в области образования, Уставом ДОУ и Положением о группах кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

1.1.1 Цель:

ранняя социализация детей, не посещающих дошкольное учреждение, позволяющая обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада и педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

1.1.2 Задачи:

1. обеспечение равных стартовых возможностей в проживании периода дошкольного детства для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

2. обеспечение освоения ребенком социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности;

3. оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;

4. обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3-х лет через объединение усилий семьи и педагогов, высокой мотивации к познавательной деятельности;

5. подготовка детей к безболезненной адаптации к детскому саду.

Возрастная характеристика детей 1,5 - 3 лет

Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;

к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, но все безуспешно. Однажды, когда вся семья села за слол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть». Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:

5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),

цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).

Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

Ранний возраст завершается кризисом трёх лет, ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, нарушением общения со взрослым, упрямством и др., кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: