Доверительный интервал коэффициента корреляции

Если достоверность коэффициента корреляции доказана, с помощью его ошибки репрезентативности можно определить доверительный интервал, в пределах которого с определенной доверительной вероятностью находится коэффициент корреляции генеральной совокупности (ρ). Доверительный интервал коэффициента корреляции определяют на основе z -преобразования.

Для этого вначале преобразуют «r» в «z» по специальной таблице, затем определяют доверительный интервал для «z» (это делается по причине того, что распределение величин «r» асимметрично):

Далее преобразуют левое и правое значения доверительного интервала для «z» обратно в «r» по той же таблице и получают окончательный доверительный интервал для «r».

Пример 6. Определить доверительный интервал для r =0,34 (N =60).

Решение.

1. Преобразуем «r» в «z» по специальной таблице: rz =0,34→0,35.

2. Вычисляем ошибку «z»:

3. Определяем доверительный интервал для «z»:

4. Преобразуем левое и правое значения доверительного интервала для «z» обратно в «r»:

z =0,10→ r =0,10;

z =0,60→ r =0,54

5. Определяем доверительный интервал для «r»:

Определение достоверности разницы между «r» разных выборок

Достоверность разницы между двумя коэффициентами корреляции из разных выборок оценивается с помощью параметра «z» и критерия Стьюдента:

Последовательность расчетов следующая:

1) преобразование «r 1» и «r 2» в «z1» и «z2» по специальной таблице;

2) вычисление ошибок «m z1» и «m z2»;

3) вычисление эмпирического значения критерия Стьюдента;

4) определение t05 для df = N 1 + N 2 - 2;

5) формулировка статистического вывода.

Пример 7. У двух сортов вишни изучали корреляцию между массой плода и массой косточки. У первого сорта (N =5) был получен r =0,87. У второго (N = 12) r =0,56. Различаются ли эти коэффициенты корреляции?

Решение:

1. Переводим значение r первого сорта в z =1,33

2. Вычислим ошибку z:

3. Переводим значение r второго сорта в z =0,63

4. Вычислим ошибку z:

5. Вычислим значение критерия Стьюдента:

6. Определим по таблице значение критерия Стьюдента: t 05 (df=N1+N2-2=15)=2,13

7. Сравним эмпирическое значение критерия Стьюдента с теоретическим: t =1,25< t 05 =2,13

Вывод: нулевая гипотеза принимается, коэффициенты корреляции у двух сортов вишни достоверно не различаются.

Практическое задание 8.1.. Изучали высоту косточки (х) и высоту плода (у) у сливы домашней сорт «Венгерка московская» (мм):

х 15 16 15 15 16 16 17 18 18 17 17 17 15 16 15 15 15 14
у 29 31 32 33 32 33 33 36 36 35 35 35 35 33 31 32 31 31
х 15 15 17 15 13 15 14 17 15 16 15 15 14 15 15 13 15 16
у 31 31 35 33 30 32 31 35 33 33 32 30 31 31 33 30 30 33
х 16 15 16 15 16 18 17 14 15 15 16 18 15 14 17 15 15 14
у 33 33 33 30 31 34 34 31 33 32 33 35 32 32 35 32 31 30
х 15 15 15 14 15 15 15 17 15 17 15 14 15 18 17 17 18 17
у 33 31 32 30 31 31 32 35 31 36 33 33 33 35 36 34 35 33
х 14 15 14 17 16 17 18 18 16 16 17 17 16 16 17 16 16 15
у 30 33 32 32 34 34 34 35 35 33 34 33 35 33 33 33 33 34

Вычислите коэффициент корреляции Пирсона, оцените его достоверность, определите доверительный интервал.

Решение:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: